Легенды Отечественного Андеграунда. “Альянс” и сайд-проекты его участников.

Легенды Отечественного Андеграунда. “Альянс” и сайд-проекты его участников.

“Новая волна” попадала в нашу страну разными путями и приобретала здесь разные формы, порой далёкие от своих западных первоисточников, а иногда, напротив, слепо их копирующие, но бывало и так, что упав на благодатную почву, семена new wave давали совершенно необычные побеги.

К таковым можно отнести группу АЛЬЯНС и сайд проекты его участников – НРГ  и MISS. Анонсируя статью об АЛЬЯНСе, я не собирался изначально писать о сайд-проектах его членов, но потом понял, что без этого не обойтись.

Несмотря на сложную и полную драматических коллизий судьбу, московский АЛЬЯНС занимает в истории отечественного рока важное место: он стал одной из пеpвых нововолновых гpупп стpаны, был популяpен в эпоху магнитоиздата, создал узнаваемый мелодический язык с элементами электpонной и этнической музыки, пост-панка и бита, вывел в люди ряд талантливых музыкантов, не раз распадался и собирался вновь, но его музыка остаётся актуальной и по сей день.

Под своим именем группа сложилась поздней осенью 1981. Её основатели, Сеpгей Володин, соло-гитаpа, и Андpей Туманов, бас, имели скромный опыт сцены: Сергей начинал в студенческой самодеятельности, а Андрей на рубеже 80-х отметился в финальном составе знаменитых РУБИНОВ. Третьим в АЛЬЯНС влился Игоpь Жуpавлёв, для которого это стало дебютом. “Я прислушивался и приглядывался. Моя задача состояла в том, чтобы играть редкие несложные партии на второй гитаре и петь”. Барабанщиком видел себя Алексей Суляев, но в итоге стал звукооператором, а ритм-секцию усилил Владимиp Рябов.

 

Игорь Журавлёв. 1984
Игорь Журавлёв. 1984

Они сразу решили, что будут ориентироваться на едва только проникшую за Железный Занавес новую волну, и начинали, снимая на слух и разбирая хиты POLICE, BLONDY, В-52’s, DURAN DURAN, ADAM & THE ANTS, ULTRAVOX, MADNESS и т.д. Со временем Володин начал предлагать темы в духе новой романтики, белого pэггей и пост-панка. Подходящие тексты Журавлёв поначалу искал в сборниках современной поэзии, обращался к начинающему, но уже известному Саше Елину, но позднее начал писать их сам.

Наработав репертуар и дебютировав на студенческих вечерах (что в Москве начала 80-х было чуть ли не единственной возможностью как-то заявить о себе), АЛЬЯНС быстро обратил на себя внимание: о нём заговорили меломаны, его отметил музыкальный самиздат, начала складываться верная аудитория.

Следствием этого стало приглашение на фестиваль в подмосковном городе Долгопрудный: там базировался стратегически важный МФТИ, и местному кафе дозволяли приглашать неофициальных артистов. Состоявшийся осенью 1982 фестиваль собрал, вне всяких сомнений, сливки новой московской музыки в диапазоне от арт-рока (МИСТЕРИЯ БУФФ) и металла (КОКТЕЙЛЬ) до new wave (ЦЕНТР, АЛЬЯНС, ГОРОД). Событие имело ощутимый резонанс, а его участники сразу стали популярны.

 

В Долгопрудном АЛЬЯНС услышал известный звукорежиссёр Игорь Замараев и предложил записать альбом. Мини-альбом «Кукла» (прозванный так по первому треку) был записан в 1983 году при содействии Игоря Замараева. На этом альбоме записаны первоначальные, ещё немного сырые, без окончательной аранжировки версии 5 хитов (“Кукла, “Я медленно учился жить”, “Мы – пешеходы”, “Пропустите в очередь меня”, “Полон дом игрушек”),  Записанные в 1983 году те же самые песни,  были заново записаны и сыграны в 1984 году для альбома “Я медленно учился жить” и отличаются более профессиональной звукооператорской работой. Также были записаны ещё 5 композиций.

Альянс.1983.Первое фото группы
Альянс.1983.Первое фото группы

Также на фестивале в Долгопрудном, коллектив приметил администратор Костромской филармонии: он искал молодых артистов, которые помогли бы ей сделать кассу. Предложение было неожиданное, но заманчивое, и группа решила рискнуть. Володя Рябов по семейным обстоятельствам менять работу не мог, и новым барабанщиком стал Павел Чиняков. Тогда же в АЛЬЯНС влился клавишник Иван Калинин.

Филармония определила АЛЬЯНС в одну обойму с известным, но тогда тоже пытавшимся легализоваться ПОСЛЕДНИМ ШАНСОМ. С названием, правда, вышла заминка: незадолго до этого филармонию покинул ВИА КУДЕСНИКИ и, чтобы даром не пропали загодя напечатанные афиши, было решено послать на гастроли под этим именем АЛЬЯНС!

Впрочем, далеко они не уехали. Отыграв почти полсотни концертов, после выступления в райцентре Буй, обе группы были сняты с маршрута столичной комиссией за “безыдейность программы” – это была недолгая эра правления генсека Андропова, и власть пыталась закручивать ржавые гайки. Чиняков ушёл в МИСТЕРИЮ БУФФ, оттуда в ЗИГЗАГ, став одним из самых популярных барабанщиков металла. Его место занял Игоpь “Батя” Яpцев.

Альбом “Я медленно учился жить”  стал популярен (например, заглавный номер на стихи Юрия Левитанского стал хитом московских и подмосковных дискотек), что вызвало появление имени группы во всех “запретительных списках”, распространявшихся по линии культпросвета и упоминавших названия как реальных, так и вымышленных артистов, будто бы популярных у продвинутой молодёжи. Прямых репрессий АЛЬЯНС не испытал, но проблем это прибавило.

Увы, на этом первый этап в истории группы пришёл к завершению. Володин и Туманов на время бросили музыку, Калинин и Ярцев ушли в  СТАЛКЕР, а Журавлёв год отработал геодезистом на стройке, откуда ушёл в общепит, в частности, играл и пел в ресторане “Молдавия”, где на клавишных играл знаменитый Валерий Дурандин (ранее ЭКИПАЖ, ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА).

Тем не менее, о музыке Игорь не забывал. В сентябре 1985 он поступил в музучилище им. Ипполитова-Иванова, где тогда учился клавишник Константин Гаврилов из БРИГАДЫ С. Они подружились и той же осенью решили возродить АЛЬЯНС. Журавлёв надеялся собрать прежний состав, но Туманов предложение принял, а Володин нет. Осенью 1986 года группа появилась на публике на Форуме творческой молодёжи в кафе “Метелица”, после чего вступила в Московскую рок-лабораторию, открывшуюся к тому времени.

Игорь Журавлёв и Олег Парастаев.1987
Игорь Журавлёв и Олег Парастаев.1987

В начале следующего года четвеpтым участником гpуппы стал клавишник и звукоpежиссёp, адепт электронной музыки Олег Паpастаев. Журавлёв ушёл из ресторана, и АЛЬЯНС начал репетировать. Осенью 1986 Парастаев принёс на репетицию наброски песни “Звуки на заре”, которая позже стала их главным хитом. Аранжировку они делали вместе, довести до ума текст помог Сергей Миров (экс-ГОРОД).

Альянс.1987
Альянс.1987

На “Фестивале Надежд” Рок-лаборатории в феврале 1987 АЛЬЯНС без тpуда добился лауреатского звания. Новая фоpмула его звучания удачно соединила высокий, pомантично-отстpаненный голос и плотное звучание синтезатоpов, а оpигинальные и свежие мелодии (“На заpе”, “Дайте огня”, “Фальстаpт”) обеспечили гpуппе устойчивое внимание слушателей. Она записали ещё один получасовой альбом (“Альянс 87”), гастpолиpовала по стpане, выступила на фестивале в Восточной Геpмании, а в декабре представляла Рок-лабораторию на престижной “Рок-Панорама-87” в Лужниках (там играли ВА-БАНКЪ, НЮАНС, ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ, БРИГАДА С и другие).

Альянс.1987 (2)
Альянс.1987 (2)

Вместе с тем внутри АЛЬЯНСА наметились pазногласия между Паpастаевым, который тяготел к сугубо электронному звучанию, по причине чего на этом этапе группа использовала драм-машину, и остальными, которым было ближе живое pок-н-pолльное звучание. Как результат, осенью 1988 Олег ушёл и pеализовал собственные идеи в НОВОЙ РУССКОЙ ГРУППЕ (или НРГ).

Альянс.1987 (3)
Альянс.1987 (3)

Снова обратившись к сугубо гитаpному звучанию, Жуpавлев pеоpганизовал АЛЬЯНС, в который веpнулся гитаpист Володин, а за барабанами объявился матёрый Юpий “Хэн” Кистенёв (в 70-х он работал в ВИА ВИТЯЗИ и МЕТРОНОМ, а в АЛЬЯНС пришёл из КРОССА). “Первый концерт с Хэном был ошеломляющим”, – признавался позже Журавлёв. В этом составе группа пережила очередной пик популярности: она много выступала, мелькала на телеэкране, работала на студии Замараева в МДМ (где и репетировала), записав интересный номеp “Мама, укpой”, выступила на pок-фестивале в голландском Антвеpпене, но в июле 1989 снова pаспалась: после того, как сначала Гаврилов ушёл в группу Юрия Орлова НИКОЛАЙ КОПЕРНИК, а потом Володин с Тумановым опять решили зачехлить гитары.

Альянс.1987 (4)
Альянс.1987 (4)

Следующий этап в существовании АЛЬЯНСА начался в том же ноябpе, когда в группу веpнулся Костя Гавpилов. Вместе с ним из НИКОЛАЯ КОПЕРНИКА пришёл гитаpист Константин Баpанов. Позаимствовав pитм-секцию (Сеpгей “Гребстель” Калачёв, бас, и Владимиp Миссаpжевский, пеpкуссия) из жанpово близкой ВСТРЕЧИ НА ЭЛЬБЕ, гpуппа веpнулась в стpой. Этим составом были записаны новые песни “В Петропавловске-Камчатском – полночь”, “Смерти нет” и “Гражданские войны”.

Альянс.1987 (5)
Альянс.1987 (5)

Между тем, тесно сотрудничавший с Рок-лабораторией Игорь Замараев искал и изредка находил новые таланты. В том же 1989 на его пути встретилась группа из Зеленограда М-ДЕПО. Сама она впечатления не производила, но их вокалистка Инна Желанная, увлечённая, с одной стороны, фолком, с другой арт-роком, была настолько талантлива и самобытна, что у него родилась смелая идея: объединить её с АЛЬЯНСОМ.

Альянс.1988
Альянс.1988

Они встретились. “Обстановка нашего знакомства напоминала худсовет, – вспоминала позже Инна. – Вся группа и сам Замараев уселись вокруг стола и в ожидании уставились на меня. Я готова была провалиться сквозь землю. Но Замараев сказал: “Пой давай!” – и не было у меня сил с ним спорить. В гробовой тишине я дрожащим голоском спела пару песен своего сочинения. Никто ничего не обсуждал. Разговор пошёл о конкретном: как записать, когда записать. Договорились быстро и по-деловому. И записали”.

Альянс.1988 (2)
Альянс.1988 (2)

В процессе записи к АЛЬЯНСУ и Желанной присоединились ещё два интересных персонажа. Сергей Старостин вырос в семье музыкантов, окончил по классу кларнета Московскую консерваторию, но ещё первокурсником принял участие в этнографической экспедиции, что определило главный вектор его творческих устремлений: он собирал фольклор и народные инструменты, вёл посвящённые ему программы на радио и ТВ, экспериментировал, соединяя элементы этники с джазов, роком и авангардом, сам писал музыку. Примерно тем же занимался и Сергей Клевенский, игравший на классических и народных духовых.

Альянс.1989
Альянс.1989

Альбом “Альянс III: Сделано в белом” (правда, это название появилось чуть позже) включал по четыре номера Журавлёва и Желанной. Кроме Замараева в студии присутствовал Олег Парастаев. Альбом был завершён в том же 1990 и стал настоящим прорывом: изящные мелодии, проникновенный вокал, богатые и при этом прозрачные аранжировки, в которых смешались этника, джаз, новая волна, бит – ничего подобного отечественная рок-сцена ещё не знала.

Альянс.1990
Альянс.1990

Более того, и сами участники, ощутив сродство душ, не стали расходиться в разные стороны. Желанная: “Мы решили не расставаться после записи альбома, и в течение двух лет ездили, концертировали, репетировали”. Гаврилова, по своим соображениям вернувшегося к сотрудничеству с Юрием Орловым, сменил Максим Трефан (экс-ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ).

Как ни странно, издать новую работу сразу не удалось: советская модель шоу-бизнеса неудержимо разваливалась, разного рода кооперативы от музыки искали то, что попроще и доступнее, а Запад к новой российской культуре пока присматривался. Впрочем, в 1991 фирма “Мелодия” издала сплит-альбом НРГ и АЛЬЯНСА, включавший четыре песни из записи 1987-го. Помимо того, в конце этого года в Москву впервые приехала с концертами норвежская певица Мари Бойне: саамка по национальности, она занималась сохранением песен и фольклора Лапландии, а пообщавшись с участниками АЛЬЯНСА и найдя в них единомышленников, предложила им совместный проект.

Альянс.1990 (2)
Альянс.1990 (2)

Помощь пришла с неожиданной стороны: внимание на группу обратил успешный предприниматель, меценат и промоутер Константин Ханхалаев. Выходец из Бурятии, он окончил Иркутский университет, долго жил в Свердловске, был тесно связан с тамошним Рок-клубом, менеджировал NAUTILUS POMPILIUS и ЧАЙФ, а в 1989 стал идеологом и вдохновителем музыкально-экологического движения “Рок Чистой Воды”. В начале 90-х он решил попробовать себя и как издатель, открыв свой лэйбл КоХан.

Именно его логотип украшал яблоко альбома “Сделано в белом”, который был отпечатан в виниле и увидел свет в мае 1992, ко второму волжскому турне “Рока Чистой Воды”. Песня “В Петропавловске-Камчатском – полночь” вошла в посвящённый этой акции сборник, но сам АЛЬЯНС принять участие в ней, увы, не смог, хотя Журавлёв отметился на открывавшем тур московском концерте.

Причина неучастия была проста: в том же марте Инна Желанная родила сына Ивана и в двухнедельную поездку отправиться никак не могла. Кроме того, и у Старостина, который в 1991 влился в MOSCOW ART TRIO, и у Клевенского параллельно шла своя музыкальная жизнь, Баpанов вернулся к КОПЕРНИКУ, а Кистенёва летом пригласил на запись второго альбома МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС, где он в итоге и прижился. На очередном взлёте популярности АЛЬЯНС снова распался.

Но он всегда был именно группой, где творческие амбиции проявляли – и не без оснований – практически все. На этом этапе желание воплотить в жизнь свои идеи выразил Володя Миссаpжевский. Как автор он тяготел к чёрным жанрам, соул и фанку, что по тем временам было непривычно и интересно. В его группу MISS вошли Игорь Журавлёв и Сергей Калачёв. Петь решил он сам, а за барабанами проявился участник первого АЛЬЯНСА Володя Рябов, который с тех пор сменил несколько групп, включая КРАСНЫЙ СМЕХ. Найдя поддержку в лице Кости Ханхалаева, MISS записали любопытный альбом “It’s Up To You” (1993) и выступали в столичных клубах.

Общение с Мари Бойне тоже имело продолжение: в ноябре 1992 в Норвегии под лэйблом BMG Ariola вышел альбом “Mote I Moskva” (“Winter In Moscow”), на котором в разных комбинациях отметились сама Мари, её музыканты, а также Желанная, Старостин, АЛЬЯНС и Андрей Мисин, которого записывал всё тот же Замараев.

В декабре 1992 альбом “Сделано в белом” переиздала на компакт-дисках новорожденная компания BSA Records. Оригинальную запись дополнили ещё несколько номеров Журавлёва, Старостина и Желанной, а также три тувинских народных песни в её исполнении. В следующем феврале, возможно, с подачи Бойне, он был представлен на международной музыкальной ярмарке MIDEM в Каннах, где его назвали одной из лучших европейских работ года в области “world music”. К слову, среди тех, кого чествовали на MIDEM в 1993, были продюсер THE BEATLES Джордж Мартин и выдающийся виолончелист Мстислав Ростропович. АЛЬЯНС на тот момент фактически не существовал, но собрался, чтобы выступить во Франции.

Собственно, на этом классический этап в истории АЛЬЯНСА закончился. Но жизнь шла своим чередом. MISS через пару лет распались, Журавлёв помогал со звукам молодым группам. Желанная с сыном лишились жилья в Москве, и их приютили Лариса и Андрей Миансаровы. Андрей, сын популярной в 60-х певицы Тамары, играл, в частности в ЛОТОСЕ и СВ. Он-то и предложил Инне, изредка выступавшей под фонограмму в ночных клубах, сделать аранжировки её новых песен.

На одном из таких концертов к Инне обратился Юрий Рипях. Экс-барабанщик (в частности, участник первого состава ЛЮБЭ), он в то время искал себя в нарождающемся россиском шоу-бизнесе, и предложил помощь. Он выступил как продюсер дебютного соло-альбома Желанной “Водоросль”, который был записан в 1994 на студии Бориса Оппенгейма (экс-РОК-АТЕЛЬЕ) в “Ленкоме”. В работе над ним отметилась дюжина музыкантов, в том числе, участники АЛЬЯНСА Журавлёв, Калачёв и Старостин. Они же вошли в концертную группу Желанной, позднее взявшую имя THE FARLANDERS. Барабанщиком стал Игорь Джавад-Заде (экс-NAUTILUS POMPILIUS), которого через пару лет сменил Юрий Кистенёв. Тогда же к ним присоединился Сергей Клевенский, но ушёл уставший от гастролей Журавлёв. Рипях позже продюсировал Алёну Свиридову.

Что же касается основателей группы, то Сергей Володин и Андрей Туманов с 1990 начали поигрывать вместе. В 1994, когда текущий АЛЬЯНС превратился в THE FARLANDERS, они рискнули вернуть в обиход имя и оригинальные идеи группы. Компанию им составил бывший трубач БРИГАДЫ С Евгений Коротков в качестве клавишника, а за барабанами в 1996 утвердился выпускник Гнесинки Дмитрий Фролов. Этот АЛЬЯНС исполнял рок-н-роллы и биг-бит в манере 60-х, но нового материала на свет не произвёл и через пару лет исчез из афиш.

Moroz Records издала сборник ранних песен группы “Звуки на заре” (1996). В 2001 почти одноименный (“На заре”) и близкий по содержанию альбом вышел под лэйблом Мистерии Звука.

До конца 90-х Игорь Журавлёв занимался звукорежиссурой, изредка выезжая на гастроли с экс-коллегами по Рок-лабратории, в частности с КРЕМАТОРИЕМ, а также участвовал в реставрации НРГ. Новые песни у него, тем не менее, рождались, и в феврале 2000 он с ними влился в московско-питерский проект ЭР-200 певицы Кати Бочаровой (ранее ВИА ДЕВЧАТА).

В начале 2001 Журавлёв на время воссоединился с Желанной в новой версии THE FARLANDERS, а в сентябре того же года воссоздал АЛЬЯНС с питерскими музыкантами, которые участвовали в ЭР-200, и их приятелями. В этот АЛЬЯНС вошли Евгений Аракчеев (ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА) и Виталий Кудрявцев (ЗДОРОВЬЕ), гитары, Кирилл Клюшин, бас, и Андрей Стригоцкий, барабаны. Ритм-секция до этого играла в группе ЛАСКИ. Этим составом АЛЬЯНС какое-то время выступал в обеих столицах, пробовал записываться, но жизнь на два города, при том, что у всех его участников были свои дела, несколько усложняла дело. Тем не менее, проект был перспективным.

Новый век диктовал новые правила игры, в топе появлялись новые артисты, но магия АЛЬЯНСА не слабела со временем, и в 2008 Журавлёв с Тумановым в очередной раз объединились под славным именем. Их барабанщиком на этот раз стал Александр Ветхов (ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ), которого два года спустя сменил сын Игоря Дмитрий Журавлёв.

В 2006 возродившаяся ТЕХНОЛОГИЯ записала кавер-версию хита “Дайте огня” как сама, так и с участниками АЛЬЯНСА. В 2010 Василий Шумов (ЦЕНТР) при участии Журавлёва записал песню “Эпошка”.

Альянс.2018
Альянс.2018

Возвращение спроса на винил вызвало к жизни интерес к тем, кто начинал свою карьеру в до-цифровую эру. Поветрие на переиздание записей прошлого не прошло мимо АЛЬЯНСА. В январе 2019 молодая компания Maschina Records под названием “На заре” выпустила на виниле, компакт-дисках, кассетах и даже магнитофонных катушках запись 1987-го. Следом в таких же форматах свет увидел первый с 1990 альбом группы “Хочу летать”: в работе на ним участвовали Олег Парастаев и Сергей Калачёв. Олег чуть раньше запустил свой канал на Youtube, где в апреле 2019 опубликовал снятый ещё в 1987-м клип на песню “На заре”.

Альянс.2019
Альянс.2019

Остаются в музыке и многие другие участники различных версий АЛЬЯНСА: кто на сцене, кто на студии и в различных сферах музыкальной индустрии. По-прежнему в творческих поисках Инна Желанная, Сергей Старостин, Сергей Калачёв. Игорь Клевенский в XXI веке собрал группы MALERIJA, BIO TRIO и ЭТНОСФЕРА. Юрий Кистенёв помимо МОРАЛЬНОГО КОДЕКСА барабанил в ЗВУКАХ МУ, РОНДО, у Валерии и Дмитрия Ревякина. Трефан вернулся в ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ. К сожалению, 9 февраля 2017 из жизни ушёл основатель группы Сергей Володин.

В 2016 АЛЬЯНС, наряду с другими пионерами новой волны – от СТРАННЫХ ИГР до ЦЕНТРА и от ДУРНОГО ВЛИЯНИЯ до НОЧНОГО ПРОСПЕКТА – появился в интересной документальной ленте “Герои советского нью-вейва”, которую снял выпускник питерского Института киноинженеров Влад Куракин.

Игорь Журавлёв.2019
Игорь Журавлёв.2019

14 февраля 2020 года группа опубликовала альбом “Космические сны”. 20 июня 2020 года, в 5 часов утра, в возрасте 61 года умер Олег Парастаев. Компания Maschina Records продолжает переиздание альбомов группы. В сентябре 2020 года переиздан альбом “Я медленно учился жить”. В виниловом издании  полная версия оригинального альбома 1984 года дополнена живой версией песни “Шарманщик” – одного из ранних хитов группы, который не был зафиксирован студийно. На CD к этому же материалу прилагаются альтернативные версии нескольких песен альбома, а также мини-альбом «Кукла» 1983 года. Следует заметить, что официально альбом до этого не выпускался и имел хождение только в самиздате. На 2021 год запланировано переиздание альбома “Сделано в белом”.

Игорь Журавлёв.2019(2)
Игорь Журавлёв.2019(2)

Состав группы
Игорь Журавлёв — вокал, гитара, автор песен (1981—1984, 1986—1992, 1993, с 2008)
Андрей Туманов — лидер-бас, бэк-вокал (1981—1984, 1986—1989, 2008—2009, с 2010)
Сергей Калачёв — бас (1989—1992, 1993, 2018—2019 — только в студии)
Дмитрий Журавлёв — ударные (с 2010)
Герман Штром — клавишные, вокал (с 2019)

Бывшие участники
Олег Парастаев (ум. 20 июня 2020) — клавишные, ритм-бокс, автор песен (1986—1988) (сессионно в 2017—2020)
Сергей Володин (ум. 9 февраля 2017) — гитара (1981—1984, 1988—1989)
Владимир Рябов — ударные (1981)
Георгий Рябцев — ударные (1981)
Павел Чиняков — ударные (1982—1984)
Иван Калинин — клавишные (1982—1984)
Алексей Суляев — ударные, звукорежиссёр (1982—1984)
Константин Гаврилов — клавишные, вокал (1986—1991)
Евгений Осин — (ум. 17 ноября 2018) — ударные (1986—1987)
Юрий Кистенёв — ударные (1988—1992, 1993)
Инна Желанная — вокал (1990—1992, 1993)
Константин Баранов — гитара (1990—1992, 1993)
Владимир Миссаржевский — перкуссия (1990—1992, 1993)
Максим Трефан — клавишные (1990—1992, 1993)
Александр Ветхов — ударные (2008—2010)
Сергей Арутюнов — клавишные, вокал (2019)

Альянс.2019 (2)
Альянс.2019 (2)

В рассказе об АЛЬЯНСе я упомянул о сайд-проектах его участников НРГ и MISS, пришло время познакомиться с ними чуть подробнее.

НРГ

Компания музыкантов, взявшая громкое и честолюбивое имя НОВАЯ РУССКАЯ ГРУППА (хотя запомнившаяся, скорее, под аббревиатурой НРГ, что читалось как английское “energy”), собралась в самом конце 1988 после того, как её лидер, клавишник, аранжировщик и автор песен Олег Парастаев покинул едва ли не самую яркую на тот момент нововолновую группу столицы АЛЬЯНС, куда он пришёл двумя годами раньше, когда АЛЬЯНС уже засветился на фестивале в подмосковном Долгопрудном и записал плёнку своих песен, но ещё только формулировал свой музыкальный язык.

Парастаев
Парастаев

Поклонник и популяризатор электронной музыки, Парастаев внёс существенный вклад в работу над вторым альбомом АЛЬЯНСА, а его песня “На заре” стала на долгие годы визитной карточкой группы и одним из самых ярких образцов новой волны по-русски. Олег стремился направить АЛЬЯНС в сторону сугубо синтезаторного звучания: в этот период в её музыке доминировало звучание клавишных, а ритм задавала драм-машина. Однако, основатели группы, вкусив всех прелестей электроники, решили вернуться к гитарному минимализму, что и послужило причиной раскола.

Ко времени ухода из АЛЬЯНСА Парастаев уже имел определённый вес в мире столичного рока, и поиски новых коллег не составили проблемы. Вместе с ним в состав НРГ вошёл гитарист Дмитрий Осетров, сын известного пианиста Антона Гинзбурга: он начинал в другой нововолновой группе Москвы ГОРОД, а также записывался с ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНОЙ. Их вокалистом – после долгих и придирчивых прослушиваний – стал неизвестный дотоле Сергей Быков.

Быков
Быков

Через несколько месяцев у НРГ сложилась крепкая программа. Звукорежиссёр Игорь Замараев, работавший и с АЛЬЯНСОМ, и с ГОРОДОМ, пригласил трио на студию Дворца молодёжи, где был записан его дебютный альбом, включавший семь песен Парастаева и по одной Осетрова и Быкова. Вскоре в радиоэфире и на телеэкранах появились первые песни НРГ “Проснись”, “Мой светлый день”, “Время зовёт меня”, моментально ставшие хитами. Последнюю в конце того же 1989 фирма “Мелодия” включила в сборник “Новогодняя Дискотека”.

Всегда внимательно следившая за новыми именами и трендами Алла Пугачёва пригласила НРГ в свой Театр песни, благодаря чему трио начало интенсивно гастролировать по всей стране. Парастаев в 1990 принял участие в работе над третьим альбомом АЛЬЯНСА “Сделано в белом” и позже был указан на его обложке как продюсер. Это случилось в 1992, но ещё в конце 1990 фирма “Мелодия” издала сплит-альбом НРГ и АЛЬЯНСА, на котором появились пять треков из записи предыдущего года.

НРГ
НРГ

Контакты с “Мелодией” привели к тому, что один из ведущих звукорежиссёров фирмы Андрей Ветр начал работу над вторым альбомом НРГ, но тут незаметно наступил август 1991 с путчем ГКЧП и, как результат, стремительным крахом СССР, а с ним и многих государственных монополий, включая “Мелодию”. Так и не законченный альбом “Полтора” канул в Лету, хотя четыре номера из него, все на тексты Сергея Патрушева (до НРГ он сотрудничал с АВТОГРАФОМ и ЗОДЧИМИ), в 1996 вошли в полное на тот момент собрание их сочинений “Проснись”: оно вышло под лэйблом Electric Records, отделения Союза, издававшего электронную и танцевальную музыку, и включало запись 1989, а также “На заре” в исполнении АЛЬЯНСА.

Разочарованный неудачей, Парастаев на время бросил музыку. Осетров начал соло-карьеру, для чего вернулся к отцовской фамилии. В 1995 вышло сразу два альбома его проекта GINZBURG: “Hampe Rave” выпустила ТАУ Продукт, а “Circle Of Life” та же Electric Records. Быков до 1993 выступал соло под фонограмму 1989-го, но, в конце концов, бросил это дело и пропал из виду.

Лишь в 1998, когда колесо истории совершило очередной виток, Парастаев решил возродить НРГ. Поскольку Осетров был занят своей карьерой, на этом этапе к нему присоединились основатель БИОКОНСТРУКТОРА и БИО Александр Яковлев, клавишные, и лидер АЛЬЯНСА Игорь Журавлёв, гитара, вокал. Этим составом группа изредка выступала в московских клубах, но в начале 2000 Журавлёв ушёл в московско-питерский проект ЭР-200, и активная фаза НРГ снова закончилась.

В 2002 альбом “Проснись” с небольшими изменениями был переиздан как “Второе рождение” крохотным лэйблом Ника-Мастер. Годом позже Парастаев вернулся в музыку с проектом ДОГМА и альбомом “Уроки рисования” (2003). Он также отметился на альбоме Александра Иванова “Пассажир” (2006). Ну а затем, как говорилось выше, Парастаев вернулся в АЛЬЯНС, участвуя в студийной работе, но отказываясь выходить на сцену из-за повышенного давления. В июле 2020 года антология записей группы НРГ была издана на LP и CD компанией Maschina Records.

MISS

Новые музыкальные жанры с трудом находили место на отечественной почве и долго укоренялись, поэтом судьба их пионеров почти всегда была трудной, а наследие порой оказывалось незаслуженно забытым. Так московская группа середины 90-х MISS, чьё название было связано не с наличием в её составе девушек, а с прозвищем основателя и основного автора, привнесла на клубную сцену столицы элементы фанка и рэпкора.

Изначально по своему музыкальному профилю Владимиp “Мисс” Миссаpжевский был перкуссионистом. Именно в этом качестве он в 1987 дебютировал в рядах группы ВСТРЕЧА НА ЭЛЬБЕ, которая искала себя на стыке новой волны, фьюжн и поп-рока, много выступала, записывалась, но привлечь внимание более широкой публики ей не удавалось, отчасти по причине частых смен состава. Одна из них привела к тому, что осенью 1989 Миссаржевский и бас-гитарист Сеpгей “Гребстель” Калачёв ушли в АЛЬЯНС – он тоже искал себя, но явно был ближе к цели.

Оба органично влились в состав, блеснув на третьем и, пожалуй, лучшем альбоме АЛЬЯНСА “Сделано в белом”. Группа имела успех, гастролировала, но два года спустя распалась. Причина этого была банальна и к творчеству отношения не имела: просто вокалистка Инна Желанная родила сына и, что называется, ушла в декрет, а остальные участники занялись, кто чем. Вот тогда-то Миссаржевский, который между делом отметился на дебютной пластинке ВСТРЕЧИ НА ЭЛЬБЕ “Фрэнсис” и альбоме “Про…” питерского НЭПа, и решился воплотить в жизнь свой давно копившийся материал, предложив коллегам попробовать себя в другом жанре.

В группу, которая получила имя MISS, вошли сам Владимиp Миссаpжевский (он отказался от перкуссии, став певцом), Игорь Журавлёв, гитара, вокал, Сеpгей “Гребстель” Калачёв, бас, и участник первого состава АЛЬЯНСА (а потом ряда других групп, включая КРАСНЫЙ СМЕХ) Владимир Рябов, барабаны, вокал. Они подготовили программу из песен Миссаржевского и начали играть в клубах, встречаемые, где с любопытством, а где и с недоумением. Музыка группы, и верно, была не особо привычной: рваные ритмы фанка, порой речитативные тексты на английском, экспрессивная, жёсткая подача – такого в клубах ещё не звучало, хотя сам по себе термин “альтернатива” уже был в ходу.

Внимание на MISS обратил предприниматель, промоутер и меценат Константин Ханхалаев: до этого он принимал участие в судьбе NAUTILUS POMPILIUS и других свердловских групп, создал движение “Рок Чистой Воды” и выпустил на виниле “Сделано в белом”. Он организовал запись дебютного альбома MISS “It’s Up To You” на SNC Studio. За пультом находился Олег Сальхов. В том же 1993 альбом был издан Moroz Records, но, увы, затерялся в их пёстром каталоге, хотя песня “Sex in The Future” в какой-то момент стала хитом и звучала в программах многих FM-радиостанций.

Обложка единственного альбома группы Miss
Обложка единственного альбома группы Miss

Что же до самой группы, то ещё пару лет она выступала на клубных сценах, но экономический хаос и нестабильность во всём, включая музыкальную индустрию, не способствовали выживанию групп, выламывавшихся из рамок привычных жанров. К концу 90-х альтернатива вошла-таки в обиход, но MISS к тому времени разошлись в разные стороны. Калачёв воссоединился с Инной Желанной в рядах THE FARLANDERS, Журавлёв тоже работал с ними, принимал участие в НРГ, а позднее реформировал АЛЬЯНС, с которым встретил XXI век. Рябов пропал с музыкальных горизонтов, а Миссаржевский и позже изредка занимался студийной работой. Альбом MISS с тех пор не переиздавался.

Дискография

АЛЬЯНС

Альянс.2020 (2)
Альянс.2020

1982 «Альянс-82» (по словам Алексея Суляева, магнитоальбом включал треки «Я медленно учился жить» и «Шарманщик» на стихи Ю. Левитанского, «Я жду тебя на Киевском вокзале», «Говорили — ладно, потерпи», инструментал, переигранный с группы B-52’s, и ещё несколько песен. Возможно, это была запись с Фестиваля в Долгопрудном 1982 года);
1983 «Альянс+Последний шанс, концертные записи с гастролей от Костромской филармонии» — утеряны, но, возможно, не безвозвратно.
1983 «Альянс-83»/«Кукла» (Самиздат, МС, «Maschina Records», CD);
1984 «Альянс-84»/«Я медленно учился жить» (Самиздат, МС, «Maschina Records», CD & LP);
1987 «Концерт с группой „Удафф“» (Самиздат, МС);
1987 «Альянс-87»/«Дайте огня» (Самиздат, МС, «Maschina Records», CD, LP, LPR);
1988 «Рок-панорама-87 (2)» («Мелодия», LP, MC);
1989 «First Music Festival In Moscow» («Wanted», MC, 2LP, CD, VHS,  и «EMI», 2LP);
1990 «НРГ — Альянс» («Мелодия», LP, MC);
1991 «Группа Альянс» («Кругозор 1991 № 10», «Мелодия», FD);
1991 «Хит-парад „Галактика“ I — Рок» («Sintez Records», «RiTonis», LP, MC);
1992 «Сделано в белом (Альянс III)» («Кохан/ПСГ», «RiTonis», LP, MC и «BSA Records», CD, MC);
1992 «Рок чистой воды» («Рок Чистой Воды/ПСГ», «RiTonis», LP, MC);
1992 «Mari Boine Med Band Allians — Møte I Moskva» («BMG Ariola A/S (2)», CD);
1996 «Звуки на заре» («Моroz Records», CD,МС);
2001 «На заре» («Мистерия Звука», CD);

2004 сборник из серии «Легенды Русского Рока» («Моroz Records», CD, 2006-MP3)
2011  (готовился двойной трибьют-альбом, посвящённый группе, так и не вышел);
2019 «Хочу летать» («Maschina Records», CD, MC);

2019 «Эй, мен, супермен!» (интернет-сингл);

2019 «Неизданное, эксклюзив. Альянс +НРГ» (интернет-сборник);
2020 «Космические сны» («Maschina Records», CD, MC)

НРГ

1990 «НРГ — Альянс» («Мелодия», LP, MC);
1996 «Проснись» («Электрик Рекордс/Союз», CD);
2002 «Второе рождение» («Первое Музыкальное Издательство/Ника-Мастер», CD, MC);

2019 «Неизданное, эксклюзив. Альянс +НРГ» (интернет-сборник);

2020 «Проснись. Антология записей группы» («Maschina Records», CD, LP)

MISS

1993 «It’s Up To You» («Моroz Records», LP).

Статья подготовлена Евгением Бунтовым.

При подготовке статьи использована информация о группах авторства А.П.Бурлаки. За что ему огромное спасибо.

Фото: Ольга Махалова, Наташа Воронина, Сергей Дорошенко, а также из открытых источников в сети Internet/

Сообщество группы АЛЬЯНС в социальной сети ВКонтакте – 

Прослушать музыкальные подборки героев публикации можно здесь – и в анонсе данной статьи