30 ноября в санкт-петербургском Дворце Культуры “Выборгский” состоялся спектакль режиссера Вадима Демчога и актеров театра “Арлекинада” под названием “Закрой глаза и смотри”. Хотя в полной мере театральной постановкой это действо назвать сложно, ведь на сцене не происходит ничего, кроме монолога актера, обращенного к зрителю. Скорее, это перформанс, вечер памяти, медитативная терапия, монолог со зрителем, с богом, с самим собой, разговор по душам. На сцене полностью отсутствуют декорации, есть лишь актер, микрофон и музыкант-виртуоз Николай Иншаков за инструментом. А главную роль здесь играют зрители, поскольку именно им предстоит закрыть глаза… и увидеть.
“Закрой глаза и смотри” в некоторой степени является возрождением “Фрэнки-шоу” – радиопередачи в форме биографической викторины, которая выходила в эфире радиостанции “Серебряный дождь” на протяжении шести лет, вплоть до 2011 года. По легенде безумец Фрэнки, который находится в психиатрической лечебнице, каждый раз просыпается в роли какого-то реального или выдуманного персонажа. В течение программы он говорит об этом человеке, а также о явлениях, связанных с ним, а слушатели угадывают, о ком, собственно, идет речь. Как вы догадались, голосом Фрэнки был Вадим Демчог. Именно он поприветствовал публику в начале спектакля.
Демчог иронично посоветовал аудитории оторваться от неизменных атрибутов нашего времени – гаджетов – и обратиться вглубь себя. Чтобы настроиться, он предложил размяться. Вместе со зрительным залом режиссёр и по совместительству участник самого действа пощелкал пальцами, побил себя ладонями в грудь и похлопал по коленям. Затем началось непосредственно выступление.
Шоу состояло из двух частей, прерываемых пятнадцатиминутным антрактом. Ни один из спектаклей “Закрой глаза и смотри” не повторяет предыдущего. В арсенале актеров около 360 персонажей, целая галерея образов – от Будды до Энди Уорхола. Порой актеры говорят от лица чувств – например, Любви – или самого Зрителя. На этот раз выбор пал на знаменитого физика Николу Тесла и шекспировского Гамлета в исполнении самого Демчога, культовую французскую актрису двадцатого столетия Одри Хепберн в исполнении Юлии Лазерсон, революционного модельера Коко Шанель и певца Сержа Генсбурга, блестяще сыгранных Кристиной Ра, а также легенду мировой сцены Фредди Меркьюри и самую роковую женщину античного мира Клеопатру, за которых говорила Маргарита Быстрякова. Завершил выступление пронзительный монолог Майкла Джексона, который прозвучал из уст Анны Зарянской. Король поп-культуры говорил об обвинениях в расизме и педофилии, об обожествлении и потоках грязи, сквозь которые так сложно пробиться свету. А также о дельфинах, которые больше всего любят танцевать. На сцене Джексон предстал не идолом, а скорее вечным мальчиком – ранимым и бесконечно одиноким, укатившим в небо на своем игрушечном паровозике из Неверленда.
Пронзительный тембр, дрожь и нерв в голосе, порой переходящий в крик, смена интонаций – это единственные инструменты, которыми располагают актеры на сцене, чтобы достучаться до сердец, сидящих в зале. В пятне прожектора, под звуки синтезатора и шелест бумажных листов, без всяких костюмированных представлений, эпатажа, декора и мизансцен, происходит магия. Зрителя засасывает в иную реальность, где не имеют значения внешние формы, не важны визуальные эффекты, к которым привыкли наши глаза. Действо разворачивается в самом сознании. В этот вечер каждый зритель посмотрит совершенно разный спектакль.
Кристина Ра, заслужившая самые щедрые овации, в образе Коко Шанель изящно заигрывала с музыкантом, аккомпанирующим актерам. Несколько раз монологи вызывали бурную реакцию зала, в частности, смех. Что касается слез, по всей видимости, они тоже были, но их стыдливо скрыл полумрак. Однако сложно не почувствовать, как щемит внутри, когда решительный, но надломленный голос Меркьюри задумчиво признается: “И знаете, я себе нравлюсь…”, – а следом сцена содрогается от припева легендарного хита группы Queen Show must go on.
«Закрой глаза и смотри» обеспечивает зрителям погружение, в результате которого можно достичь болезненного, но очищающего изнутри катарсиса. Это прямая передача чистой, первородной, не облачившейся еще в форму энергии. Каждый, купивший билет, получает возможность прожить сразу восемь жизней за один вечер, включить Театр в собственной голове. Судьбы легендарных личностей, поговоривших с вами начистоту, еще долго не покинут вас. Главное, позволить себе стать соучастником действа, выйти на прямой контакт с актерами и услышать, как через их голоса говорит сама история…
Автор статьи: Анна Митрофанова