Как я уже писал в статье про якутскую группу «Чолбон», в европейской части России очень плохо знают азиатские группы, имеют крайне малое представление об их успехах в мире. Это настоящая трагедия. В своём низкопоклонстве перед Западом , Россия уже достигла пугающих высот. У нас знают малейшие штрихи биографии низкопробных европейских и американских групп, которых на сотню – 99. У нас в эфире даже тематических радиостанций огромное количество групп-эпигонов, которые похожи на кого-то с Запада, но своего лица не имеющих. У нас о таком явлении как World Music знают процентов 15 меломанов. Поэтому когда говоришь с людьми об наших азиатских героях, то оказывается , что знают о них 3-5 человек из сотни. Меж тем как в Европе – с точностью до наоборот! Популярность сегодняшних героев нашей рубрики в Европе колоссальна! Вот несколько цифр для сравнения: в Великобритании их популярность более чем в 40 раз выше чем в России, в Германии – в 60 раз, в Тихоокеанском регионе – в 80 раз. Количество физических носителей группы, проданных в Германии, больше чем в России на 320%!!!! По-моему есть повод задуматься:” А то ли в топе в нашей стране?”.
Итак, герои сегодняшнего материала – тувинская группа «Ят-Ха» .

«Ят-Ха» (Yat-Kha, «Ятха») — тувинская музыкальная группа, бессменным участником и лидером которой является тувинский вокалист и гитарист Альберт Кувезин. В музыке группы присутствуют элементы тувинской народной музыки, различных направлений рок-музыки (в ранние годы — электронной музыки) и тувинское горловое пение (Каргыраа) Альберта Кувезина.
Всё началось в Туве, в ее столице Кызыле. Начало 80х. – именно тогда начались первые эксперименты Альберта Кувезина и первые опыты по смешиванию рока с народной музыкой, или, как тогда говорили доморощенные «музыковеды» – с «фольком». Кувезин тогда работал в ВИА «Аян» и одновременно учился в училище искусств.
Свою роль сыграло знакомство с Бапа Александром, Хертек Арбай-оолом, Севек Алдын-оолом (позже, в 1997-1999гг., он пел в «ЯТ-ХА»), Монгуш Кан-оолом и другими знатоками народной музыки. А влияние рок-музыки и друзей, поставлявших ее Кувезину, нельзя переоценить.
1989г. – живя свободным художником в Екатеринбурге, Кувезин записал кассетный альбом «Призрак Беды» в студии Яши Килина, который и был звукорежиссером.
Все инструменты записывал сам методом наложения на стерео – магнитофон. В двух песнях использовалась ритм – машинка. Песни были сочинены под влиянием книги о Восточных традициях и философии, некоторые песни, как тогда называли, «социальные». Позже, в фонотеке Свердловской консерватории были дописаны еще четыре песни на STM в кустарной студии, собранной Ильдаром Гайнановым, ставшим звукорежиссером этих песен.
Весна 1990г. – Кувезин послал этот альбом на 1й Международный конкурс «Голос Азии» в Алма-Ату и прошел в финальную часть.

За неимением качественной «минусовки», пришлось проявить фантазию. Александр Бапа (бывший гитарист ВИА «Аян», создатель и первый продюсер «Хун Хурту») придумал одну «фишку»: тувинская народная песня, переложенная на блюзовый мотив, исполняемая в стиле каргыраа а cappella под звук точимого о брусок ножа. Эффект на стадионе «Медео» был шокирующее – потрясающий! Другую фонограмму (песня «Будда Майтрея») Кувезин записал в Алма-Атинской студии. На том конкурсе он и познакомился с Артемом Троицким, бывшим в жюри конкурса и сыгравшим потом значимую роль в эволюции ЯТ-ХА и Евгением Колбышевым из Барнаула, организатором фестивалей «Рок Периферия» и «Рок Азия», где потом выступал. Еще с Питером Дженнером (менеджером Pink Floyd, Билли Брегга и др.), Джо Бойдом (продюсером Fairport Convention, Pink Floyd и др., а ныне еще и писателем), Ханной Горячковской (Crammed Disc). А так же со многими замечательными музыкантами и журналистами России и, уже уходящего тогда, СССР (например, с Далером Назаровым из Таджикистана, туркменским виртуозом ударных Ришадом Шафи, с якутскими рокерами Толей «Боссом» Босиковым и его группой «Сэргэ», и группой «Чорон»). Было еще первое (тогда еще заочное) знакомство с Brian Eno через его жену, так как Кувезин на этом конкурсе получил Специальный Приз Брайана Ино (его вручала супруга Брайана). Это был профессиональный портативный стерео магнитофон Sony и конденсаторный стерео микрофон (тоже Sony). Потом они очень пригодились Кувезину в работе. Кстати, тувинская группа «Центр Азии» получила там же в это же время 1-е место.
Осень 1990г. – Кувезин выступал на фестивале «Рок Азия» по приглашению Евгения Колбышева. Кроме знакомств со многими Сибирскими музыкантами типа «Чолбон» (Саха-Якутия), там было первое совместное публичное выступления с Евгением Ткачевым с участием Сергея Сокольникова. Туда же по рекомендации Альберта были приглашены «Биосинтез» (организатор и лидер Вреж Мелоян), где тогда играли и Женя и Сергей. А этот проект начинался именно на квартире Сокольниковых во время почти ежевечерних (точнее все ночных) «джемов», именно там Кувезин духовно сблизился с Е.Ткачевым.

1991г. – знакомство с московским композитором-электронщиком и продюсером Иваном Соколовским (Ночной проспект, Центр, Мягкие Звери) на фестивале «Интернеделя» в Академгородке г. Новосибирска.
1992г. – запись и выпуск альбома «Yat-Kha – Antropophagia» (Дженерал Рекордз, Россия). Был еще выпущен кассетный вариант под названием “Khan Party”.
Наверное это событие может считаться началом группы ЯТ-ХА, своего рода точка отправления.Музыка того периода была насыщена, помимо тувинского горлового пения Альберта Кувезина, электронно-индустриальными элементами, и даже напоминала музыку таких групп, как «Front 242».
После выхода диска последовали клубные концерты и телесъемки в Москве, участие в различных музыкальных теле – программах, сотрудничество с программой и лейблом «Экзотика», концерты на разогреве у «Технологии» в Питере, у «Браво» в Алма-Ате и многое другое. Переломное событие – это выступление на WOMEX (World Music Expo) в Берлине (Германия) где Кувезин познакомился с Lu Edmonds (Великобритания), известным музыкантом (3Mustafa3, The Damned, Pils, Shriekbeck,Wilco Brothers, Mekons etc) и одним из родоначальников World Music, который впоследствии стал первым продюсером, бас – гитаристом и менеджером нового состава группы ЯТ-ХА. А еще Кувезин познакомился с Anu Lakkonnen (Финляндия), она тогда была директором Global Music Center. Потом она стала сопродюсером альбома “Yenisei Punk” и менеджером группы ЯТ-ХА. Оба эти человека сыграли, пожалуй, самую большую роль в судьбе коллектива.
Тогда же произошёл разрыв с И.Соколовским по идейным и стилистическим мотивам. Иван Соколовский выпустил свою (обработанную и дополненную) версию первого альбома Ят-Ха под названием Tundra’s Ghosts в 1996—1997 годах.

1993г. – приглашение в группу Алексея Саая на морин-хуур (а вообще-то он мульти – инструменталист, при этом обладающим хорошим тембром голоса). Выступления дуэтом в Потсдаме и Берлине (Германия) на разных форумах и фестивалях. На одном из них было совместное выступление с группой «Ай-Тал» из Якутии и «Любэ». А так же совместные концерты с германским музыкантом Сангитом (пение, диджериду) и запись нескольких медитативных треков с ним в кирхе (церковь) в Берлине на DAT. Звук и атмосфера получись потрясающие, космические. Но, к глубокому сожалению, эта запись утрачена, хотя возможно сохранилась у Сангита.
Евгений Ткачев начал постоянно играть в группе с 1995г., хотя в 1994г. он должен был поехать с Ят-Ха в Хельсинки на фестиваль WOMAD, но не успел вовремя получить загранпаспорт. Вместо него на концерте на барабанах отыграл Лу Эдмондс. Там же познакомились с британской группой Trans Global Underground, певицей Natasha Atlas, Wimme из Лапландии. Впоследствии TGU сделали ремикс нашей песни Дынгылдай с альбома «Далай Бельдири». По окончании фестиваля мы начали запись альбома “Yenisei Punk” в студии Global Music Center. Нашими звукооператорами были Kari Hakalla и Marijn Fernig. Впрочем, как трио мы выступали пару раз на фестивале «Интернеделя» в Академгородке, Новосибирск.
1995г. – Вышел в свет диск «Енисей панк» (Global music Center) и сразу попал на 2-е место в European World Music Charts. Начались многочисленные гастроли, пока только по Европе и в маленьких клубах, большей частью underground. Впрочем, были выступления и на крупных фестивалях (в основном World Music, типа SFINKS в Бельгии) и больших площадках. Один из первых туров был по Германии совместно с английской группой Shrieckbek, где играл тогда Лу Эдмондс на дарбуке, джумбуше и сазе. Иногда, когда Лу не мог поехать с Ят-Ха, давали акустические концерты втроем – Альберт (пение, ятха, акустическая гитара), Лёха (моринхуур и бэк вокал), и Женя (дунгур), как, например гастроли в Италии.
Была одна проблема с промоутерами, которые долго не могли классифицировать группу, чтоб им было удобнее продавать. Одни говорили, что Ят-Ха слишком громкие для этно – музыки, другие – что недостаточно громкие для рока и даже советовали нам, что поменять и как звучать. К счастью, со временем все вопросы отпали, ребята пережили этот этап и играли что хотели. Размеры концертных площадок увеличились. Вдвоем с Е.Ткачевым Кувезин играли на фестивале «Табык» в Якутске, это была почти полная импровизация. А Саая опять не поехал из-за болезни.

Вообще, этот и следующий годы был очень насыщенным в плане гастролей, встреч и знакомств разного характера. Так, например, встреча с Гердом Конрадом, впоследствии снявшим «Дынгылдай» – документальный фильм о группе и клип. Съемки проходили в Гонконге и Туве в 1996 году. В 1997г. В Каннах на фестивале MIDEM и фильм, и клип заняли первое место в категории Low Budget.
Музыка с альбома «Енисей-панк» почти полностью была использована в качестве sound-track в японском художественном фильме-боевике режиссера Рюхеи Китамуры (Ryuhei Kitamura) «The Heat After Dark» (Жара после темноты), вышедшего в 1998 году.

1996г. – Московский журналист Леонид Захаров отправил диск «Енисей Панк» на Французское Международное Радио, которое проводило конкурс «Поп и Рок музыка на Востоке». Спустя некоторое время пришло письмо, что мы выиграли Гран-При жюри и приглашаемся для участия в Гала-концерте в Бухарест.
1997г. – Будучи в Хельсинки с какой-то оказией, Кувезин самостоятельно начал запись альбома «Далай Белдири» в студии Global Music Center.
В дальнейшем мы получили предложение и контракт от BMG Classics и последовавший за этим бюджет на запись диска. Под это дело позже, все так же, в Global Music Center были приглашены для участия в записи Е.Ткачев и Алдын-оол Севек. Алдын-оол заменил рано ушедшего из жизни Монгуш Кан-оола, с которым Альберт успел записать лишь немного рабочего материала и музыку к радио-спектаклю (по сказке Е.Тановой) «Балыкчи Багай-оол».
Можно даже сказать, что Севек попал в группу по завещанию Кан-оола. Алексей Саая из-за болезни опять не участвовал в этой записи. Продюсером записи был Лу Эдмондс, но группу постоянно курировали люди из BMG Иэн Мензис (его Алдын-оол прозвал «канадским радио» из-за того, что Иэн постоянно разговаривал) и Джон Войтман. Наверно, из-за этого этот альбом получился не совсем «ятховским». Зато, какие гастроли были в США и Канаде по выходу там диска в 1998г., какие залы и площадки!

1999г. – Состоялось турне со знаменитой ирландской группой The Chieftains, семикратными обладателями Grammy. Ее лидер Paddy Malony был в то время президентом лейбла Wicklow, созданного BMG Classics специально для издания World Music и впоследствии закрытого.
Вот это был уровень! Все залы класса «Карнеги Хол». А Саая не поехал опять же из-за болезни.
Во время гастролей по Канаде, в городе Торонто Ят-Ха начали запись следующего альбома «Алдын Дашка». Дописывали и микшировали уже в Лондоне. Весь процесс доведения «до ума» обоих дисков – «Далай Белдири» и «Алдын Дашка» – осуществлялся Лу в Лондоне. Это включало в себя редактирование, микс, мастеринг. Оформление обложек всегда обсуждалось совместно. Диск «Алдын Дашка» вышел в 2000г. уже на собственном лейбле “Yat-Kha Recordings”, зарегистрированном в Лондоне.
Начало 2000г. – Алдын-оол Севек не приехал в назначенное время в Кызыл перед очередными гастролями. Пришлось срочно искать замену и, вообще, уже тогда хотелось освежить звучание и, таким образом, в группу пришли молодые и амбициозные (это не в ругательном смысле) музыканты: Михаил «Махмуд» Скрипальщиков (бас-гитара), Сайлык Оммун (вокал и ятха) и Радик Тюлюш (вокал и игил) – все очень музыкально одаренные. А Севек с тех пор больше в ЯТ-ХА не участвовал. Саая закончил постоянную работу в группе в конце 2000г.

Период с 1998г по 2005г. был очень насыщенным гастролями и поездками, выступлениями на самых различных крупных фестивалях типа Roskilde, Reading, WOMAD, Glastonbury и еще множестве других. Совместные турне с Oyster Band (Англия), Asian Dub Foundation и др.
Немного про кинопроект «Буря над «Азией или Потомок Чингис Хана», за рубежом более известный как Storm Over Asia.
Фильм снят в 1928г. великим русским режиссером Всеволодом Пудовкиным по мотивам романа Льва Новокшенова. Сценарий Иосифа Брика. В 1998г. В Туве для видео съемок промо-материала группы Ят-Ха был Марек Пайтел, привезший Кувезину видео – кассету с этим фильмом. Саундтрек там был в исполнении какого-то американского симфонического оркестра. Вообще не в тему, о чем Альберт и сказал Мареку. В ответ на это он заявил: «А почему бы вам самим не попробовать озвучить этот фильм»?
В 2000г. в Лондоне в маленьком театре “Horse Hospital” Марек организовал впервые показ этого фильма с участием Ят-Ха. Его продюсерская работа была еще и в собрании полной версии фильма, поиска материалов об истории его создания, редактирования субтитров, оцифровке и многое другое. Затем был записан студийный саундтрек, который, конечно, не передает атмосферу живого исполнения. По инициативе Лу Эдмондса были сделаны переводы субтитров на 36 языках народов мира. Сейчас, в принципе, этот проект готов к выпуску на DVD.
В дальнейшем показывали этот проект несколько раз в Европе (Англия, Италия, Франция, Германия, Норвегия) и так же было турне по США, где на барабанах играли Махмуд и Стив Гулдинг. Евгений Ткачев не смог поехать из-за сложностей с оформлением загранпаспорта. Кстати, поездка в США происходила в ночь с 10го на 11го сентября 2001г на самолете авиакомпании “Lufthansa”. Ожидаемое время прибытия – утро 11го…
Вместо этого мы проснулись на острове Ньюфаундленд, Канада. Из-за того самого события в Нью – Йорке. Провели на острове около недели в ожидании. Всем выдали канадскую визу на 30 дней. В конце – концов всё разрешилось положительно и группа полетела в Нью Йорк и затем в Чикаго, где дожидались тур-менеджера Стюарта Коена и звукорежиссера Мартайна Фернига, которые на машине ехали из Сан Франциско, где, собственно, и должен был начаться американский тур.
2001г. – Группа издала диск “Live In Europe 2001. Bootleg”, в который вошли композиции, записанные во время длинного турне с 2000 по 2001гг., уже с молодыми участниками. Звукорежиссер Хиеронимус «Джерри» Мелчерс.

2002г. – Запись альбома “Tuva.Rock” во Франции, по окончании французского тура. Студия называлась Black Box и в ней была собрана огромная коллекция лампового оборудования и усилителей, включая «Sovtek» советского производства. А сама запись звука происходила на аналоговый мульти – трековый магнитофон Studer. Микширование и мастеринг делали в Англии, в городе Bath ( в древности там были минеральные воды и древне – римские бани – «термы»). Саундпродюсером этого альбома был Пол Коккет, известный в мире альтернативной музыки по работе с Nick Cave, PJ Harvey и др. В свет этот диск вышел в 2003г. на лейбле группы. Потом лицензирован фирмой Plaene/Westpark Music (Германия).
2003г. – Группу покидают сначала Сайлык, затем Махмуд. На смену ему приходит в группу Ципио (Theodore Scipio), он же Федор Цыпа. В 2004г. уходит Радик.
В конце этого же года в Лондоне был записан альбом “Re–Covers”, куда вошли кавер-версии разных блюз-рок композиций и просто песен различных авторов и исполнителей из разных стран и времен. Продюсеры Бен Мендельсон (3Mustafa3, Billiy Bragg и др.) и Джастин Адамс (Роберт Плант) – оба известные музыканты и продюсеры в области World Music и не только.

2005г. – Выход диска сначала на Yat-Kha Recordings, затем на Harmonia Mundi/World Village (США) и Plaene/Westpark Music. Название этого проекта Albert Kuvezin and Yat-Kha, так как это практически сольный проект.
Зима 2005г. – Сибирское турне в составе: Альберт, Женя и Ципио. Весной к группе присоединяется Шолбан Монгуш (игил, моринхуур, пение) – сын Кан-оола. В этом же году выпуск диска Live in Europe 2005. На лейбле группы.
– Гастролей не было, за исключением отдельных фестивалей и коротких сибирских туров.
2008г. – Выпуск сольного диска Евгения Ткачева “opycham. s.t.i.h.i” на московском лейбле Sketis Music. На нем записаны духовные стихи староверов Верхнего Енисея Тувы под шумы звуков природы этого же региона и с ритмами на джебме и дунгуре в исполнении самого Евгения. Можно назвать альбом акустическим (unplugged).

Осень 2008г. – запись сольного акустического альбома Альберта Кувезина “Poets And Lighthouses”. Вот как вспоминал про него сам автор:
Альбом был записан осенью 2008 года на острове Джура в Шотландии, который известен не только своим одноименным виски, но и тем, что здесь знаменитый писатель Джордж Оруэлл написал роман «1984». Местная природа и климат на меня повлияли как-то неожиданно, – Первоначально на острове я хотел записать много своих композиций, написанных ранее. Но по приезду все неожиданно поменялось.
Прямо в рабочей студии мне попался поэтический сборник японских авторов, творивших в послевоенный период второй половины XX века. Даже в переводах на английский язык, которые сделали Гарри и Линн Гэст и Кажима Шозо, стихи Амано Тадаши (Amano Tadashi), Камимура Хаджиме (Kamimura Hajime) и Ямамото Таро (Yamamoto Taro) произвели сильное впечатление на меня, в результате чего возник цикл песен на стихи.
«Песни на стихи японских поэтов стали основой диска, Но в альбом так же попали две русскоязычные песни на стихи Кондратия Емельянова, одна – на тувинском языке (автор – поэт и драматург Эдуард Мижит), и еще одна песня была сделана на свой текст. В пластинку вошел дуэт с шотландской волынкой, на которой играл житель Джура, мастер волынки и производитель виски Нил Камерон (Neil Cameron), и две импровизации, записанные в лесу в сопровождении звуков шотландской природы».
Стиль музыки нового альбома трудно определить словами. Получилась смесь японской философии, современной тувинской мелодики и пения, европейской и американской манеры исполнения, шотландских пейзажей и моря.
Запись диска происходила в частной студии музыканта и продюсера Джайлза Перринга, который взял на себя роль звукорежиссера. Все треки альбома, сделанные в формате unplugged, были записаны с использованием только микрофонов.
Привлечение гостей-музыкантов, большинство из которых я не знал до этого, было полностью на продюсере Джайлзе Перринге. Хотя мы обсуждали, какие инструменты и где использовать. Например, для колорита инструментальных проигрышей мы специально использовали такие инструменты как гитарон, джумбуш, багламу и безладовую гитару.
В записи музыки принимали участие известные английские и шотландские музыканты – басист Simon Edwards, мультиинструменталист Lu Edmonds, кларнетистка Sarah Homer (Sarum Orchestra, Royal Shakespeare Company). Основной голос и гитара записаны мной, контраст моему голосу составил бэк-вокал в исполнении Мелани Паппенхайм (Melanie Pappenhiem), ранее записывавшаяся для таких фильмов как «С широко́ закрытыми глазами», «Банды Нью-Йорка» и «Доктор Кто».
В итоге получился альбом, по настроению несколько напомнивший культовые рок-сюиты Александра Градского, которые тот выпускал в 80-х годах прошлого века на стихи известных французских и русских поэтов. Только сюита тувинского мульти-инструменталиста на стихи японских поэтов оказалась на слух более плотной, где есть место звонкому кларнету и смачным мазкам национальных смычковых, бэк-вокалу экстраординарной певицы и хору мужчин, поющих с закрытым ртом.
Кстати, некоторые музыкальные вставки в песнях нового альбома я заимствовал из саундтрека, который был написан мной для якутского фильма про Чингисхана,но при подготовке фильма мои материалы не были использованы. Теперь вот непонятно, к сожалению это случилось или к счастью.
В 2008 году песня «Ахой», известная так же как «Энесай» в исполнении одноимённой группы, записанная вместе с певицей Сайлык Оммун, была использована в качестве саундтрека к якутскому фильму ужасов «Тропа смерти 2».

15 апреля 2009 Альберту Кувезину «За заслуги в области культуры и музыкального искусства, многолетнюю творческую деятельность» присвоено звание заслуженного артиста республики Тыва. А 27 ноября 2015 Кувезину А. Б. Указом Главы Республики Тыва за многолетнюю деятельность и особо выдающиеся заслуги в развитии культуры и искусства присвоено звание «Народный артист Республики Тыва».
В 2010 году вышел наконец-то сольный альбом Альберта “Poets And Lighthouses”, live-альбом группы с записью выступления на Meltdown festival in London в 2005 году,а также подготовлен и выпущен сборник лучших песен “The Ways Of Nomad.The Best Of… “.
В январе 2011 года альбом “Poets And Lighthouses” занял верхнюю строчку European World Music Charts. В конце года выпущена концертная запись “Live At Stray Dog Club.Novosibirsk”.

Последующие 10 лет Альберт сотоварищи занимались сольными проектами, участвовали в записях групп своих друзей. Сам Кувезин с ноября 2015 года выступал в качестве приглашенного музыканта вместе с тувинской этно-джаз-рок группой «Хартыга». В ноябре 2016 года состоялся релиз первого студийного альбома группы «Хартыга» под названием «Агитатор», в записи которого Альберт Кувезин принял участие как лидер-гитарист.
Также, с 2014 года Альберт Будаевич избран депутатом в Народный Хурал Республики Тыва.
К концу десятилетия группа была готова к записи нового альбома. Пандемия короновируса спутала планы группы. Но 19 июня 2021 года альбом ” We Will Never Die” тем не менее вышел. Вот что по этому поводу говорит Альберт Кувезин:
“Мы с Шолбаном Монгушем начали запись нашего нового альбома в Шеере, Южная Германия, после европейского турне в 2019 году. Это бывший промышленный комплекс в прекрасном месте прямо на берегу Дуная, недалеко от того места, где начинается река. Студией “Фауст” руководит Йоахим из немецкой культовой группы “Фауст”. Мы провели там несколько дней и записали пять песен.
Из-за пандемии коронавируса все наши концерты, фестивали и гастроли были отменены, и весной 2020 года мы все находились на карантине. Я решил не тратить время впустую и записал больше треков, просто сам накладывая инструменты. В марте мы отправимся в турне по России и посмотрим, как работает наш новый материал с полной группой.
Я всегда интересовался шаманской мифологией и поэзией, особенно тувинской. Я очень ценю и уважаю Монгуша Борахоевича Кенин-Лопсана за его большой труд и годы исследования и сохранения тувинского шаманизма. Текст песни “Шарилаам и мы никогда не умрем” я взял из его книги о тувинских шаманах.
Наряду с тувинской традиционной музыкой и природой, поэзия-мое другое вдохновение. Несколько лет назад я написал песню на стихи великого русского поэта Осипа Мандельштама, который является одной из главных фигур того, что мы называем русской “Поэзией Серебряного века”. Репрессии-одна из многих трагедий Советского Союза в 20 веке, и Мандельштам умер в лагере Гулаг во Владивостоке в 1938 году. 2021 год-1 30-й день рождения Мандельштама.
Я хотел бы отметить еще одну песню На Пути (к Вечному Тенгри/ На Тропе), которую я написал в 1989 году в Свердловске (теперь снова Екатеринбург). В то время я интересовался восточной философией и эзотерикой. Я был молод, и мои тексты были такими наивными, но я искренне пережил потери своих родственников и друзей и верил в вечность и потусторонний мир.
Помимо сочинения песен, я люблю играть на гитаре и иногда придумываю такие музыкальные произведения, как “Ак-Орук” (“Белая дорога”). В тувинских традициях “Белая дорога” – это приветствие и означает хорошую открытую дорогу или путь. Позвольте мне пожелать всем вам, друзьям и поклонникам, журналистам и музыкальным людям Ак-Орука за вашу жизнь!”
Дистрибуцией физических носителей альбома (компакт дисков и винила) занимается немецкий лейбл Lollipoppe Shoppe. Wbahjde. Цифровую дистрибьюцию осуществляют аж пять лейблов ( в зависимости от региона).
История продолжается!

Дискография
1989 — «Признак грядущей беды» (магнитоальбом)(сольник Кувезина)
1992 — Khanparty (магнитоальбом)(сольник Кувезина)
1993 — Antropophagia
1995 — Yenisei Punk
1996/1997 — Tundra’s Ghosts (версия Ивана Соколовского с альбома Antropophagia)
1999 — Dalai Beldiri
2000 — Aldyn Dashka
2001 — Live Bootleg in Europe (концертный альбом)
2003 — Tuva.rock
2005 — Re-Covers
2005 — Live in Europe 2005 (концертный альбом)
2010 — Live at Meltdown festival in London 2005 (концертный альбом)
2010 — Poets And Lighthouses (сольник Кувезина)
2010 — The Ways Of Nomad.The Best Of… (сборник)
2011 — Live At Stray Dog Club.Novosibirsk (концертный альбом)
2021 — We Will Never Die
Подготовил Евгений Бунтов. Огромное спасибо за предоставленные материалы Альберту Будаевичу Кувезину и Хертек Сайдан.
Официальный сайт группы –
Официальноо сообщечство в социальной сети ВКонтакте –
Фотографии взяты из открытых источников в сети Internet.
Композиции группы можно послушать тут – и в анонсе данной статьи.