Легенды Отечественного Андеграунда. “БОМЖ”.

Легенды Отечественного Андеграунда. “БОМЖ”.

Группа “БОМЖ” была организованна весной 1984 года. И за чехардой смены музыкантов, следовала такая же чехарда со сменой названия. Перебрав весь спектр “вывесок” — вплоть до “Четыре Танкиста и Собака”, – решено было остановиться на “Без Определенного Места Жительства”.

БОМЖ 1987
БОМЖ 1987

Текучесть кадров влекла за собой трансформации творческого лица группы “БОМЖ”. Вначале это была харя грузчика, радовавшегося тому, что он — дегенерат (песня “Криводановский отвал”), затем — лицо интеллектуала, у которого немного не все дома ( песня “Едет крыша, ой-ой-ой!”). Приступив к электрорепетициям, ребята поняли, что играют панк, поскольку не то что аккорд, но и просто ноту “ля” сыграть без фальши были не в состоянии. Все пришло с опытом.

Наступила пора пост-панка: музыка группы зазвучала в ритм, хоть и по-прежнему гнусаво-фальшиво. Выступление на фестивале в Новосибирском университете в октябре 1985 года открыло концертную эру, у группы “БОМЖ” появились свои фанаты. Конец этого периода совпал с безвременной кончиной фортепиано во время концерта в Политехникуме.

БОМЖ 1987
БОМЖ 1987

Затем группа выплывает на гребне второй волны Новосибирского рок-клуба, становясь лауреатом его I фестиваля в апреле 1987 года. К этому времени под личиной “БОМЖа” скрывались: единственный член первого состава, бывший ударник Евгений “Джоник” Соловьёв – вокал, Сергей Жданов – гитара, Владимир Зюбин – бас-гитара, Марк Якшин – флейта, Ренат Вахидов – ударные.

Стилистически БОМЖ – как бы не совсем панк, хотя этой эстетики у них было в избытке. Они смело экспериментировали с тонной разных стилей – от традиционного рока до реггей и даже вальсов. Харизматичный (при его небольшом росте) Джоник с его своеобразными текстами, шумовые клавишные партии (самопальный аппарат, кстати), грязный звук – для СССР это было уже слишком, наверное. И именно это привлекло к группе тех, кто считал себя панками. Также им помогал Сергей Глазатов (или просто Джекл), который вносил в группу идеологию, помогал с концертами и даже несколько песен написал. Группа считалась очень мрачной, их тексты нередко были очень агрессивными и провокационными (в частности, «немецкая тема», хотя Джон реально был этим увлечён).

Джоник 1988
Джоник 1988

В 1986 году БОМЖ записывает свой первый альбом «Презумпция виновности» “, связанный общей темой – преступления в обществе, и больше напоминающий выступление прокурора в зале суда под музыку. Уже здесь группа демонстрирует не столько классическое «рубилово», сколько «двинутый» пост-панк, который и принёс «бомжам» славу. Также парни довольно активно, насколько позволяло время, выступали, заработав известность в своём родном Новосибирске. Джоник и единомышленники делали весьма даже неплохое шоу, создавая вокруг себя очень и очень скандальный ореол. При этом «бомжи», несмотря на часто вульгарные тексты, были настоящими интеллектуалами – все участники этой группы были дипломированными математиками (включая Джекла), но их интересы, стоит ещё раз заметить, на этом никогда не замыкались. Несмотря на то, что их постоянно писали связкой с ПУТТИ, и эти группы работали в одном Новосибирском Рок-клубе, а также играли один и тот же панк-рок, это были настоящие противоположности: ПУТТИ все такие весёлые, часто писавшие дубоватые тексты, а БОМЖ – мрачные интеллектуалы, хорошо знающие, что такое постмодернизм (достаточно прочитать текст “Дома, который построил Фрейд”).

БОМЖ 1987
БОМЖ 1987

Периодически впадая в кому от ужасов собственного саунда, группа тем не менее дает шумный концерт на знаменитом рок-фестивале в г.Подольске осенью 1987 года. Из статьи на выступление группы “БОМЖ”:

“Группа прикатила в г.Подольск без своего уникального (по слухам) клавишника и погнала на Зеленый театр скупой, но невероятно мрачный звук, навевающий чувство тотального ужаса. По сцене метался крошечный, но крайне экспрессивный солист группы Джоник (Е.Соловьёв – прим.ред.), зиял на зал черными провалами глаз и истошно орал очень нестандартные тексты, вкладывая в пение массу ненависти, предсмертного отчаяния и беспредельного сарказма – все это шло на зал пугающей, отталкивающей волной, и, естественно, не все были готовы ловить кайф, купаясь в сием мире. Тексты группы поражали небывалым для панка, полным тонких иллюзий интеллектуализмом: “Вот черная крыса с эмблемой “СС”, серая крыса с надписью “Секс” и белая крыса с кровавою мордой – вот дом, который построил Фрейд!” Иногда текст вдруг срывался на жуткий германоязычный клекот в духе зрелого И.Бродского”.

 

БОМЖ 1987
БОМЖ 1987

Из-за кризиса рок-клуба группа “БОМЖ” с декабря 1987 года переходит в “Студию-8”. В марте 1988 года группа “БОМЖ” выступила на фестивале “СыРок” в г.Москве, на панк-фестивале в г.Тюмене в июне 1988 года, получая признание и лавры самой беспросветной сибирской команды. Вернувшись с фестиваля группа “БОМЖ” в очередной раз решило поменять лицо, пытаясь играть трэш. Исчезают из поля зрения М.Якшин и В.Зюбин, осиротевшую бас-гитару терзает Дмитрий Воронов.  В 1989 году, вышел второй альбом группы “БОМЖ – 1”.

БОМЖ 1988
БОМЖ 1988

Выступает группа редко, вскоре Е.Соловьёв в ней петь перестал.Лидером пытается стать Жданов, в этом составе группа также даёт концерты. Джоник реагирует на это открытым письмом, в котором он заявляет, что прав на это название Жданов, Зюбин и Воронов (пытавшиеся играть под ним без Джоника) не имеют – особенно Воронов. Он предложил им назвать новую группу ГКЧП (что, мол, так же себя ставят), а правообладателями старого названия он назвал себя и Джекла.

БОМЖ1988
БОМЖ1988

К 1994 году группы уже стопроцентно не было, Зюбин что-то ещё пытался собрать, но без особых успехов. Джоник же уехал из Новосибирска в родной Курган. Музыкой он серьёзно больше не занимался, сосредоточившись на литературном творчестве. В 1994 году защитил диссертацию, став кандидатом физико-математических наук. Писал прозу и стихи, основное внимание сосредоточив на крупной форме. Несколько лет заняла работа над масштабным романом “Полет валькирий”, действие которого происходит одновременно в раннеперестроечном Новосибирске и в Берлине 1945-го, в самом конце Второй Мировой. Думается, современного читателя раскованная манера автора не шокирует — он стремился к максимальной достоверности, описывая жизнь сибирской рок-тусовки без прикрас. Далее, он работал над его продолжением, а также романами “Имена”, “Бронепоезд” и серьезным философским трудом “Онтология бытия”. К сожалению, его преследовали спады настроения, во время которых Евгений уничтожал многие написанные им тексты, которые по той или другой причине считал неудачными. Так, в его литературном архиве не сохранилось ни одного (!) стихотворения… А ведь их были многие десятки, если не сотни.

Обложка единственного выпущенного на СD альбома
Обложка единственного выпущенного на СD альбома

Несколько раз Джоник пытался свести счёты с жизнью, но какая-то неведомая сила не пускала его. Не пускала, словно заявляя: “Нет, тебе ещё не пора”. Впрочем, убежать от смерти ему не удалось. Костлявая с косой настигла его 23 августа 2006 года, в возрасте 44 лет. Причиной смерти стал целый клубок болезней — от язвы желудка до анемии. К этому моменту Джон уже был далёк от какой бы то ни было депрессии и радовался жизни.

Джоник конец1990-х
Джоник конец1990-х

Дискография:

1986 – Презумпция виновности  (магнитоальбом)
1987 – Концерт на 1 Новосибирском Рок-фестивале (магнитоальбом)
1988 – Концерт в г.Бердск (магнитоальбом)
1989 – БОМЖ-1 (переиздан на CD в 2019 году, бонус – 2 песни из студийной записи 1992 года)
2012 – Выступление на Подольском Рок-фестивале 1987 г. (СD/DVD)

Подготовлено Евгением Бунтовым.

Фотографии взяты из открытых источников в сети Internet.

Сообщество в социальной сети ВКонтакте, посвящённое группе – https://vk.com/club3573059

Мемориальный сайт Евгения Соловьёва  (в архивированном виде, но материалы прочитать/ просмотреть  можно) –  http://web.archive.org/web/20090718210634/http://soloviev.xost.ru/index.html

Джоник начало 2000-х
Джоник начало 2000-х

Послушать композиции можно здесь – https://vk.com/lrusskijpok?w=wall-74739005_25773 и в анонсе данной статьи.