Группа “БОМЖ” была организованна весной 1984 года. И за чехардой смены музыкантов, следовала такая же чехарда со сменой названия. Перебрав весь спектр “вывесок” — вплоть до “Четыре Танкиста и Собака”, – решено было остановиться на “Без Определенного Места Жительства”.

Текучесть кадров влекла за собой трансформации творческого лица группы “БОМЖ”. Вначале это была харя грузчика, радовавшегося тому, что он — дегенерат (песня “Криводановский отвал”), затем — лицо интеллектуала, у которого немного не все дома ( песня “Едет крыша, ой-ой-ой!”). Приступив к электрорепетициям, ребята поняли, что играют панк, поскольку не то что аккорд, но и просто ноту “ля” сыграть без фальши были не в состоянии. Все пришло с опытом.
Наступила пора пост-панка: музыка группы зазвучала в ритм, хоть и по-прежнему гнусаво-фальшиво. Выступление на фестивале в Новосибирском университете в октябре 1985 года открыло концертную эру, у группы “БОМЖ” появились свои фанаты. Конец этого периода совпал с безвременной кончиной фортепиано во время концерта в Политехникуме.

Затем группа выплывает на гребне второй волны Новосибирского рок-клуба, становясь лауреатом его I фестиваля в апреле 1987 года. К этому времени под личиной “БОМЖа” скрывались: единственный член первого состава, бывший ударник Евгений “Джоник” Соловьёв – вокал, Сергей Жданов – гитара, Владимир Зюбин – бас-гитара, Марк Якшин – флейта, Ренат Вахидов – ударные.
Стилистически БОМЖ – как бы не совсем панк, хотя этой эстетики у них было в избытке. Они смело экспериментировали с тонной разных стилей – от традиционного рока до реггей и даже вальсов. Харизматичный (при его небольшом росте) Джоник с его своеобразными текстами, шумовые клавишные партии (самопальный аппарат, кстати), грязный звук – для СССР это было уже слишком, наверное. И именно это привлекло к группе тех, кто считал себя панками. Также им помогал Сергей Глазатов (или просто Джекл), который вносил в группу идеологию, помогал с концертами и даже несколько песен написал. Группа считалась очень мрачной, их тексты нередко были очень агрессивными и провокационными (в частности, «немецкая тема», хотя Джон реально был этим увлечён).

В 1986 году БОМЖ записывает свой первый альбом «Презумпция виновности» “, связанный общей темой – преступления в обществе, и больше напоминающий выступление прокурора в зале суда под музыку. Уже здесь группа демонстрирует не столько классическое «рубилово», сколько «двинутый» пост-панк, который и принёс «бомжам» славу. Также парни довольно активно, насколько позволяло время, выступали, заработав известность в своём родном Новосибирске. Джоник и единомышленники делали весьма даже неплохое шоу, создавая вокруг себя очень и очень скандальный ореол. При этом «бомжи», несмотря на часто вульгарные тексты, были настоящими интеллектуалами – все участники этой группы были дипломированными математиками (включая Джекла), но их интересы, стоит ещё раз заметить, на этом никогда не замыкались. Несмотря на то, что их постоянно писали связкой с ПУТТИ, и эти группы работали в одном Новосибирском Рок-клубе, а также играли один и тот же панк-рок, это были настоящие противоположности: ПУТТИ все такие весёлые, часто писавшие дубоватые тексты, а БОМЖ – мрачные интеллектуалы, хорошо знающие, что такое постмодернизм (достаточно прочитать текст “Дома, который построил Фрейд”).

Периодически впадая в кому от ужасов собственного саунда, группа тем не менее дает шумный концерт на знаменитом рок-фестивале в г.Подольске осенью 1987 года. Из статьи на выступление группы “БОМЖ”:
“Группа прикатила в г.Подольск без своего уникального (по слухам) клавишника и погнала на Зеленый театр скупой, но невероятно мрачный звук, навевающий чувство тотального ужаса. По сцене метался крошечный, но крайне экспрессивный солист группы Джоник (Е.Соловьёв – прим.ред.), зиял на зал черными провалами глаз и истошно орал очень нестандартные тексты, вкладывая в пение массу ненависти, предсмертного отчаяния и беспредельного сарказма – все это шло на зал пугающей, отталкивающей волной, и, естественно, не все были готовы ловить кайф, купаясь в сием мире. Тексты группы поражали небывалым для панка, полным тонких иллюзий интеллектуализмом: “Вот черная крыса с эмблемой “СС”, серая крыса с надписью “Секс” и белая крыса с кровавою мордой – вот дом, который построил Фрейд!” Иногда текст вдруг срывался на жуткий германоязычный клекот в духе зрелого И.Бродского”.

Из-за кризиса рок-клуба группа “БОМЖ” с декабря 1987 года переходит в “Студию-8”. В марте 1988 года группа “БОМЖ” выступила на фестивале “СыРок” в г.Москве, на панк-фестивале в г.Тюмене в июне 1988 года, получая признание и лавры самой беспросветной сибирской команды. Вернувшись с фестиваля группа “БОМЖ” в очередной раз решило поменять лицо, пытаясь играть трэш. Исчезают из поля зрения М.Якшин и В.Зюбин, осиротевшую бас-гитару терзает Дмитрий Воронов. В 1989 году, вышел второй альбом группы “БОМЖ – 1”.

Выступает группа редко, вскоре Е.Соловьёв в ней петь перестал.Лидером пытается стать Жданов, в этом составе группа также даёт концерты. Джоник реагирует на это открытым письмом, в котором он заявляет, что прав на это название Жданов, Зюбин и Воронов (пытавшиеся играть под ним без Джоника) не имеют – особенно Воронов. Он предложил им назвать новую группу ГКЧП (что, мол, так же себя ставят), а правообладателями старого названия он назвал себя и Джекла.

К 1994 году группы уже стопроцентно не было, Зюбин что-то ещё пытался собрать, но без особых успехов. Джоник же уехал из Новосибирска в родной Курган. Музыкой он серьёзно больше не занимался, сосредоточившись на литературном творчестве. В 1994 году защитил диссертацию, став кандидатом физико-математических наук. Писал прозу и стихи, основное внимание сосредоточив на крупной форме. Несколько лет заняла работа над масштабным романом “Полет валькирий”, действие которого происходит одновременно в раннеперестроечном Новосибирске и в Берлине 1945-го, в самом конце Второй Мировой. Думается, современного читателя раскованная манера автора не шокирует — он стремился к максимальной достоверности, описывая жизнь сибирской рок-тусовки без прикрас. Далее, он работал над его продолжением, а также романами “Имена”, “Бронепоезд” и серьезным философским трудом “Онтология бытия”. К сожалению, его преследовали спады настроения, во время которых Евгений уничтожал многие написанные им тексты, которые по той или другой причине считал неудачными. Так, в его литературном архиве не сохранилось ни одного (!) стихотворения… А ведь их были многие десятки, если не сотни.

Несколько раз Джоник пытался свести счёты с жизнью, но какая-то неведомая сила не пускала его. Не пускала, словно заявляя: “Нет, тебе ещё не пора”. Впрочем, убежать от смерти ему не удалось. Костлявая с косой настигла его 23 августа 2006 года, в возрасте 44 лет. Причиной смерти стал целый клубок болезней — от язвы желудка до анемии. К этому моменту Джон уже был далёк от какой бы то ни было депрессии и радовался жизни.

Дискография:
1986 – Презумпция виновности (магнитоальбом)
1987 – Концерт на 1 Новосибирском Рок-фестивале (магнитоальбом)
1988 – Концерт в г.Бердск (магнитоальбом)
1989 – БОМЖ-1 (переиздан на CD в 2019 году, бонус – 2 песни из студийной записи 1992 года)
2012 – Выступление на Подольском Рок-фестивале 1987 г. (СD/DVD)
Подготовлено Евгением Бунтовым.
Фотографии взяты из открытых источников в сети Internet.
Сообщество в социальной сети ВКонтакте, посвящённое группе –
Мемориальный сайт Евгения Соловьёва (в архивированном виде, но материалы прочитать/ просмотреть можно) – http://web.archive.org/web/20090718210634/http://soloviev.xost.ru/index.html

Послушать композиции можно здесь – и в анонсе данной статьи.