История русского рока: Аквариум – Треугольник.

История русского рока: Аквариум – Треугольник.

Сегодня в нашей исторической рубрике альбом – юбиляр. 40 лет назад группа “Аквариум” записала сей шедевр.

Обложка альбома Треугольник


“Треугольник” — второй «естественный» студийный альбом группы, который был записан на студии “АнТроп” в середине 1981 года и отличался от остальных альбомов группы многочисленными звуковыми и музыкальными экспериментами, а также текстами, написанными в стиле абсурдизма (многие — Анатолием “Джорджем” Гуницким). Впоследствии лидер группы Борис Гребенщиков назвал альбом “от начала и до конца продуманным музыкальным цирком”.

Основная часть работы сопровождалась эйфорией, экспериментами и находками. В промежутки между разными по характеру песнями, музыканты вставляли бракованные треки, резервные фрагменты или взятые с учебного комплекта грампластинок грохот грома, пулемётную стрельбу, голоса животных. По мере приближения к концу записи “Аквариум” полностью освоились в студии Дома юного техника. Они изучили технические возможности магнитофона “Тембр-2М”, используя его по максимуму.

Первоначально альбом планировалось назвать “Инцест”, и лишь впоследствии в просветлённом абсурдистском сознании Гребенщикова возник треугольник — исключительно в качестве символа. Альбом был готов к изданию на традиционном по тем временам  носителе – магнитофонной катушке, которые музыканты сами оклеивали фотографиями с оформлнением. Но в данном случае оформление ещё нужно было придумать.

Возникало сразу нескольку вариантов обложки, но их создание было нереальным. Так, по одной из дизайнерских идей предполагалось провести фотосессию на развалинах деревянного дома, где все участники были одеты в пенсне и костюмы начала XX века. Гребенщиков работал над этим немало времени, но в итоге всё закончилось съёмками в соседнем с Домом юного техника дворе и в самой студии. Всеволод Гаккель залез за шторку на подоконнике, а Гребенщиков, надев на голову валяющийся на полу сломанный рефлектор, начал двигаться по направлению к окну. Прикинув, как всё это выглядит через объектив, он сказал: “Давайте снимать!”.

Внешнее оформление катушки с альбомом Треугольник. Лицевая сторона
Внешнее оформление катушки с альбомом Треугольник. Лицевая сторона

Таким образом появилась лицевая обложка альбома. Её делал Андрей “Вилли” Усов. Как он вспоминал во время записи композиции “Поэзия” больше смеялись, чем работали. Гребенщиков играл на рояле и при этом говорил: “Финская баня, где ты сгоришь?”. Затем плёнку переворачивали задом наперёд, и финская баня “горела” наоборот. Потом все сидели и слушали ставшее впоследствии мегапопулярным: “арокс, арокс, штер”!

А вот что вспоминали создатели “Треугольника”:

БГ во время записи Треугольника
БГ во время записи Треугольника

Борис Гребенщиков:
“Если чего-то хотеть, не сознательно, а всем существом, то это сбывается. В волшебным образом свалившейся на нас с неба студии весной и летом ’81 мы записываем то, что я всегда любил – альбом чистого и безответственного абсурда. Половина песен написана в трамвае по дороге в студию, а срепетирована и аранжирована на ступенях Дома Юного Техника в ожидании звукорежиссера, известного своими многочасовыми опозданиями. К чести его надо сказать, что происходящий бред он воспринимал крайне профессионально, сам подыграл на блок-флейте в “Мише” и вообще уважал нашу бескомпромиссную любовь ко всему нелогичному. Вообще, в “Треугольнике” (как он стал известен в народе, в принципе, названием является сам символ, который и не произносится) небывало высок процент группового творчества. Наверное, все просто были настроены на одну и ту же волну. На “Треугольнике” в Аквариуме впервые появился Курёхин (кто-то из друзей посоветовал позвать его на запись для повышения нашего музыкально-аранжировочного уровня и был в этом весьма прав). Капитан пришел, с удовольствием навел клавишного блеска, велел всем играть на казу в “Поручике” и остался с нами на долгие годы, исчезая и вновь появляясь. Очень многое в Аквариуме без него просто бы не случилось. С Ольгой Першиной (позже – Пэрри, а теперь – не знаю) мы контактировали с васинских Beatles’ Birthdays; уже не помню, что побудило нас позвать ее на запись. Важно, что она пришла и не только подпела, но и внесла свой композиторский вклад (“Два тракториста”), а Сева, вопреки своим привычкам, спел соло. Жаль, что потерялась оригинальная запись “Крюкообразности”, спетая Дюшей в стиле Эрнста Буша (потом она постепенно мутировала в альбомный вариант, я это слышал краем уха, ибо сидел в подсобке и сочинял “Графа Гарсию”). С трепещущим сердцем я привез шедевр в Москву, и все до единого эксперты сказали, что этого никто никогда слушать не будет. История показала, что эксперты тоже ошибаются, ибо 85% России полюбили Аквариум именно за “Треугольник”. С тех пор я с удовольствием внимаю критическим оценкам”.

1981 г. Анатолий "Джордж" Гуницкий - автор 6 текстов к композициям альбома
1981 г. Анатолий “Джордж” Гуницкий – автор 6 текстов к композициям альбома

Всеволод Гаккель:

“Дом Пионеров, в котором помещалась студия Тропилло, как правило, летом не функционировал. Это было самое подходящее время для записи, и мы сели писать новый альбом. Сначала мы пытались записать несколько песен из тех, что к этому времени игрались, и на запись пригласили Вовку Козлова, нашего старого друга из группы “Союз любителей музыки рок”, одного из тех гитаристов, которых мы приглашали играть на рок-н-ролльные концерты. С ним мы записали кое-что из того, что впоследствии вошло в альбом “Электричество”. Мы не представляли, каким должен быть этот альбом и стали записывать песни, которые Боб сочинял по ходу пьесы. Мы не знали и до этого не играли ни одну из тех песен и делали аранжировку прямо на ходу. Так образовался альбом “Треугольник”. Тропилло раздобыл на “Мелодии” стереофонический студийный магнитофон и восьми-канальный пульт Studer, что позволило выйти на другой уровень звукозаписи. Пожалуй это была самая живая запись, когда все были вовлечены и охотно музицировали. Приходили дружки. Так, я помню, во время записи “Начальника фарфоровой башни” передо мной на корточках сидел Женька Степанов и скрипучим голосом издавал странные звуки в микрофон, через который я играл и корчил такие рожи, что я еле сдерживал смех и с трудом играл. Неожиданно пришел Курёхин и блистательно сыграл в “Мочалкином блюзе”, а в “Поручике Иванове” мы втроем с Курёхиным и Дюшей играли соло на казу. Оля Першина пришла на запись песни “Десять стрел”, но всех потащило в другую сторону и заодно записали “Крюкообразность”. Я тоже дебютировал как “певец” или, как говорят, “вокалист” в песне про “Двух трактористов”. Даже то, что в процессе записи мы не заметили, что в песне “Мой муравей” виолончель немного низит, это особенно сильно её не испортило. Мне же больше всего нравится звук препарированного пианино в песне “Миша из города скрипящих статуй”, на котором играли мы с Кондрашкиным”.

1981 г. Дюша Романов и Сева Гаккель
1981 г. Дюша Романов и Сева Гаккель

“Треугольник” концептуально поделён на “сторону жести” (от “Корнелия Шнапса” до “Матроса”) и “сторону бронзы” (от “Миши из города скрипящих статуй” до “Сергея Ильича”), а оригинальное оформление содержало ещё и пронизанный мистикой вкладыш, где название “Аквариум” было дважды начертано эльфийскими рунами из словаря писателя Дж. Р.Р.Толкиена.

Внутреннее оформление катушки с альбомом Треугольник
Внутреннее оформление катушки с альбомом Треугольник

“Два тракториста”, “Старик Козлодоев”, “Мочалкин блюз” стали по-настоящему народными хитами.
“Старик Козлодоев” и “Мочалкин блюз” удостоились исполнения в кинофильме Сергея Соловьёва “АССА” 1987 года и были записаны для одноимённого альбома-саундтрека. Правда пел их там Сергей Рыженко, а Сергей “Африка” Бугаев в кадре лишь открывает рот под эту фонограмму. Песня “Марш” была использована в другом фильме Соловьёва — “Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви” 1989 года.

1981 г. Сергей Курёхин
1981 г. Сергей Курёхин

Песня “Два тракториста” была исполнена группой в телепередаче “Весёлые ребята”, однако, согласно цензурным и идеологическим соображениям, песня претерпела изменения в тексте и была переименована в “Два пианиста”. Также песня исполнялась Всеволодом Гаккелем и Борисом Гребенщиковым на юбилейном концерте, посвящённом 25-летию группы в 1997 году.

1981 г. Ольга Першина
1981 г. Ольга Першина

Песни “Старик Козлодоев” и “Мочалкин блюз” до сих пор исполняются Гребенщиковым на концертах и очень популярны в народе. В частности, песня “Старик Козлодоев” заняла 49-е место в списке лучших песен русского рока в XX веке по версии радиостанции “Наше радио”.

Альбом был включён в книгу “100 магнитоальбомов советского рока” Александра Кушнира.

Участники записи
Борис Гребенщиков — голос, гитара, пианино (5), звуки
Андрей Романов — флейта (3, 9, 12, 14), казу (2), голос
Всеволод Гаккель — виолончель, казу (2), пианино (11), голос, звуки
Михаил Файнштейн — бас, звуки
Александр Кондрашкин — барабаны, пианино (11)
Сергей Курехин — пианино (2, 7), казу (2), идеи и аранжировки
Владимир Козлов — гитара (2)
Ольга Першина — голос, пианино (6, 8, 10)
Андрей Тропилло — блок-флейта (10, 11)
Владимир Леви — голос (3), гитара

Внешнее оформление катушки с альбомом Треугольник. Задник
Внешнее оформление катушки с альбомом Треугольник. Задник

Статью подготовил Евгений Бунтов.  Фотографии взяты из свободных источников в сети Internet.