Интервью с Игорем Пономаренко

Интервью с Игорем Пономаренко

22 февраля на сцене концертно-спортивного комплекса «Тинькофф Арена» состоялся долгожданный концерт симфонического оркестра IP Orchestra. Программу «Рок-хиты» музыканты исполняют, пожалуй, чаще других, но каждый раз она выглядит по-новому. И всё благодаря лидеру IP Orchestra, его руководителю и дирижёру Игорю Пономаренко. Перед выступлением маэстро встретился с корреспондентом портала «Рок в кадре» и рассказал о возникновении и работе оркестра, учебе в консерватории и своём интересном образе.

Игорь Пономаренко

Игорь Леонидович, с чего началась история IP Orchestra?

Я был в Дубае с ансамблем Ma.Gr.Ig.Al., и за это время сдружился с шейхами, которые были впечатлены нашей игрой и попросили подготовить для одного большого мероприятия музыку из кинофильма «Матрица». Я вернулся в Петербург, и здесь специально собрал новый оркестр, с которым мы и записали фонограмму. Долго думал, кого бы взять дирижёром, а потом мне сказали: «Ты можешь сделать это сам!». Так и получилось. Моя мечта сбылась – я встал за дирижёрский пульт симфонического оркестра. Вот так появился этот коллектив. К тому же, я – мастер создания названий. Сначала он назывался «Синематограф», а потом мы переименовались в «IP Orchestra». Мне очень нравится!

Как и где Вы ищете, отбираете участников  в свой оркестр?

Наш оркестр – самоорганизованный. У нас есть специальная группа, которая этим занимается. Ребята ищут, прослушивают музыкантов и, если они нам подходят, приглашают в оркестр, а мне говорят, например, что это, действительно, классный музыкант. Мы ведь не нанимаем людей на работу, а набираем в проект. И самый главный худсовет – это первая репетиция. Я прихожу туда, и начинаю работать с уже обновлённым составом.

А если новые музыканты Вам не нравятся?

Если не нравятся, значит, мы прощаемся. Всё же решается наверху (улыбается, имея ввиду себя). У нас диктатура!

Игорь Пономаренко

У Вашего оркестра есть несколько программ: «Мировые рок-хиты», «Симфония русского рока», «Хиты оркестра Поля Мориа», «Песни Раймонда Паулса», «Популярная классика», «Любимые мелодии советского кино». Что Вы планируете подготовить ещё?

В работе кое-что есть, но я не хочу раскрывать секретов. Сегодня стало понятно, что те люди, которые владеют информацией, перехватывают идеи и делают не так, как нужно. Я не хочу, чтобы мои замыслы были воплощены плохо или не так, как я вижу.

По какому принципу отбирались композиции для программы «Рок-хиты»? Будет ли она со временем пополняться?

Мы выбираем самые популярные песни всемирно известных рок-групп: Nirvana, Scorpions, Metallica, Queen, Muse. Это те композиции, которые имеют большой успех у слушателей. А еще я всегда спрашиваю у своих музыкантов, какую группу и какую песню можно было бы взять, разговариваю с аранжировщиком, потому что из чего-то можно сделать симфоническую обработку, а что-то этому никак не поддается. Это достаточно длительный процесс. Последнее слово всегда за аранжировщиком. Сейчас к программе «Рок-хиты» мы приготовили три новинки – это Zombie, Linkin Park и Green Day.

А почему так редко исполняется «Симфония русского рока»?

Она пользуется меньшим спросом. Наша, советская, российская рок-музыка всё же не так популярна, как зарубежная. Но, тем не менее, скоро мы сыграем эту программу в Петербурге.

Игорь Пономаренко

Кто создаёт оркестровки песен для выступлений оркестра?

Эту работу выполняет ещё одна команда обученных людей. Они хорошо знают инструментовку и хорошо представляют оркестровое звучание. Все партии группы нужно «разбить» по инструментам и «отдать» целому оркестру. Иногда, конечно, мне самому приходится что-то исправлять, а, порой, и вовсе переписывать заново. Тогда сажусь и делаю сам. Сейчас, кстати, у меня появилось больше времени, и я чувствую, что, действительно, хочу заниматься этим.

Игорь Леонидович, летом Вы окончили консерваторию сразу по двум специальностям – композиция и дирижирование. Почему Вы решились на это именно сейчас?

После училища я закончил консерваторию как инструменталист по классу домры. И тогда же начинал учиться дирижёрскому искусству. Но вскоре ушёл из жизни мой преподаватель, у которого я хотел бы заниматься, и я бросил. Думал, что потом обязательно нужно будет восполнить. И теперь время настало. Когда я поступил на работу в государственный оркестр (Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга), решил, прежде всего, для себя всё-таки отучиться композиции, а заодно и дирижирование прихватил. И получал большое удовольствие от процесса! Многие профессора меня уже давно знали, а с некоторыми однокурсниками сейчас работаем вместе.

А диплом композитора и дирижёра Вам как-то помогает?

Теперь, будучи дипломированным специалистом, я точно могу писать музыку и стоять за дирижёрским пультом. Сейчас мне уже никто не скажет, например, что я дирижирую оркестром, а у меня нет соответствующего диплома.

А такое бывало?

Нет, но чем дальше мы двигается, тем есть бóльшая вероятность, что это произойдёт. Я могу прийти в филармонию, где мне скажут, что я отличный профессионал, но тут же спросят: «А где Ваш диплом?». И без него не допустят до работы.

Игорь Пономаренко

Вы выступали на одной сцене со многими известными музыкантами. С кем бы  Вы еще хотели поработать?

У меня в жизни не было такого, что я хотел бы с кем-то конкретным играть. На некоторых я смотрю и понимаю, что это невозможно. Я не стремлюсь «ловить» звезд. Найти по-настоящему хороших исполнителей – это сложно. Но всегда непонятно, что же будет в конечном итоге. Конечно, я бы хотел, чтобы мне музыку писал Бетховен, а пела Мария Каллас…

Но нет ответа на этот вопрос. Я считаю, что нужно быть самодостаточным человеком, чтобы они сами хотели со мной работать! Вот я прихожу домой и вижу у себя в компьютере много заявок. И это хорошо!

Ваша манера поведения на сцене не совсем обычна. В большинстве своём дирижёры ведут себя сдержанно, а Вы часто бываете замечены в прыжке, ходите перед музыкантами и зрителями, носите красные рубашки и красные кеды, и, вообще, вместе со всем оркестром, выглядите раскованно. Это такой способ эпатировать публику или Вы просто не хотите придерживаться классических канонов?

Всё должно быть к месту. Если мы играем рок-хиты, то почему бы не похулиганить на сцене? Но вот когда у нас серьёзные программы, я и одет соответствующе. Например, очень люблю бабочки и белые рубашки.

С Игорем Пономаренко беседовала Анастасия Видмайер 

Автор фотографий – Сергей Спиридонов