В ноябре этого года московская рок-группа Norway.Today представила свежий альбом “Волны бегут”. Участники коллектива Юрий Цокуров и Геннадий Вырыпаев ответили на вопросы нашего корреспондента о новом альбоме, творчестве и своих планах.
Привет, ребята. Начнем с вопроса: существуют ли для вас творческие ориентиры? В музыке и поэзии?
Геннадий: Привет. Я думаю, что есть разница между тем, что тебе просто нравится, и тем, что может быть ориентиром. Мне кажется, когда ты начинаешь осмысленно чем-то заниматься, имеет смысл ориентироваться только на самое лучшее, что было сделано в этом деле до тебя, неважно, чем ты занимаешься: театром, музыкой или кино. Нужна какая-то точка отсчета и на мой взгляд она должна быть самой высокой. По другому мне кажется странно и бессмысленно. Может быть у тебя не получится альбом уровня Radiohead и надо, конечно, адекватно оценивать свои возможности, но ориентироваться и стремиться надо к самому лучшему и амбициозному, пробовать во всяком случае, по другому бессмысленно , и что самое главное неинтересно.
Откуда вы черпаете вдохновение?
Геннадий: Вдохновение — это очень обманчивое понятие, мне кажется, что его очень часто не так понимают. С одной стороны действительно бывают такие состояния, когда ты делаешь вещи, которые не способен делать регулярно, но с другой: можно ли как-то контролировать ? На постановку спектакля или запись альбома могут уходить месяцы работы и рассчитывать на то, что придет некое состояние и все сразу встанет на свои места очень трудно. А если не придет? Тогда что делать? Можно ли его как нибудь приблизить? У меня нет ответа, более того я видел множество примеров, когда нечто гениальное рождалось через ощущение полного тупика, провала. Поэтому не думаю, что надо надеяться, надо работать, быть в форме и иметь цель — это самое главное. Если нет цели, то вдохновение даже, если и придет, то толку от него будет мало.
В группе ВК отмечаете: «немаловажно», что ваш дистрибьютор специализируется именно на роке. А почему это немаловажно? Рок – это принципиально? И ещё про жанр. В песнях мне мерещатся фолк-мотивы, но вы, кажется, позиционируете себя как поп-рок\инди-рок. Значит, правда только мерещится?
Геннадий: То что мы себя позиционируем как рок-группа отчасти принципиально, потому что мы выросли именно на этой музыке и именно она вдохновляет! Мне нравится, скажем поп-музыка, но я бы не очень хотел ее делать. То же самое с рэпом. И к тому же хороший вызов в том, что рок в России сейчас не является музыкой номер 1, как это было 20-30 лет назад, поэтому очень интересно сделать сделать что нибудь необычное.
Ваши любимые песни и стихотворения?
Геннадий: Песен огромное количество, у меня одна из любимых групп это Radiohead и вот последний месяц у меня часто на повторе песня House of cards.
Юрий: Это скорее не конкретные песни и стихотворения, а группы и авторы. Это, конечно, классика, Pink Floyd и The Beatles. Из русских исполнителей опять же «классика»: Аквариум, Кино, Земфира. Любимые поэты сейчас Бродский, Рыжий.
Вы настаиваете на том, что вышедший альбом цельное произведение, а не набор треков. Можно ли в таком случае ждать от следующего альбома резкого изменения стиля?
Геннадий: На самом деле “не настаиваем” неверное слово. Мы записывали в определенных условиях, наверное, можно сказать, не самых лучших, поэтому мы выбрали песни, которые считали на тот момент самыми яркими и самыми легкими (это казалось нам важным для первого альбома, чтобы он не был тяжелым, не отпугнул публику) и несколько песен, которые, может, и более сложные для восприятия, но хорошо раскрывают нас на данный момент. Итак, когда расставили песни в порядке, который посчитали нужным, нам показалось, что у альбома действительно есть определенная цельность, но это, конечно же, не концептуальный альбом в духе The Wall. Что касается нового альбома и вообще дальнейших планов, то да, безусловно, главная цель — это меняться, пробовать новое, чтобы обязательно следующий альбом был шагом вперед.
Есть ли какая-то концепция? Глобальная цель, конкретный посыл? Или ваша музыка – это то, о чем говорит герой пьесы NorwayToday в одном из своих монологов, – «расслабуха» и chill out? Или медитативность и есть концепт?
Геннадий: Мы только начали по сути и не забиваем себя голову такими вещами. Очень много чего хочется попробовать, чему научиться и вообще в музыке для меня на первом плане это чувственность, интуиция, эмоция, а не рациональные убеждения… Да, безусловно, есть концептуальные альбомы, высказывания, но все должно быть органично, специально это невозможно запрограммировать.
Текст песен напряженный: вы поете про потерянность, усталость, надежду. А вот музыка кажется успокаивающей. В это заложен смысл? Это как свет в «Девятом вале» Айвазовского – для намека на то, что все будет очень хорошо? Или для усиления напряжения благодаря противоречию между текстом и музыкой?
Юрий: Поем про то, про что хочется петь. Группа как раз из-за этого и родилась, что появились песни и нам захотелось их спеть. И они рождаются такими, какими рождаются. Да, у нас внутри есть какие-то вопросы к себе и не только к себе про потерянность и надежду. А поем — это светло. Просто это так.
С каким настроением и ради чего человек может захотеть послушать ваш альбом как альбом, не разбивая его на отдельные композиции?
Геннадий: Сейчас так очень мало кто делает. Это потеряло смысл. Но для меня круто, когда альбом — это целостное произведение, это дает еще больший объем творчеству, во всяком случае мне это очень интересно, какой альбом выпускает та или иная группа, все — название, обложка, порядок песен, темы. Это вовсе не обязательно, особенно сегодня, но мы будем этого придерживаться, это игра в которую интересно играть. (
Какой вы представляете свою целевую аудиторию?
Юрий: Это должны быть те, кому созвучно то, о чем поем, про что сочиняем. И, конечно, пытаемся это донести и сделать так, чтобы это всем было доступно и понятно. В смысле, просто приятно слушать. Всем.
Насколько песни личные? При доработке до «альбомного состояния» не потерялась ли искренность?
Юрий: На этапе записи возникли такие сложности, потому что в студии песни «отшлифовыватся», кристаллизуются. И это уже отдельная работа, сделать так, чтоб в них не потерялась «живость». Этому мы уделяли отдельное внимание. Там, где это не выходило, не получалось, терялось, в альбом это не шло.
В интервью от 2019 года говорили, что со стилем еще не определились. А сейчас утвердили ли для себя какие-нибудь музыкальные принципы?
Юрий: Не хотелось бы точно определять жанр, потому что это немного внутри ограничивает. Наша музыка это, конечно, скорее рок. На данный момент. Но это не помешает нам в какой-то момент попробовать что-то совершенно новое.
Есть у группы конкретные планы?
Геннадий: Мы сейчас пишем новый альбом. Планируем выступления, когда это будет возможно сделать. В принципе, процесс не останавливается. Мы все время что-то сочиняем, осваиваем.
В каком месте хотели бы выступить?
Геннадий: Если бы мы не были заняты альбомом, то наверняка выступили бы летом на открытом воздухе. Этого у нас пока что не было и очень хочется попробовать.
До какой степени хотели бы расширить аудиторию? Или ваш состав «карантинный» – для интровертов в кафе на 30 человек при социальной дистанции?
Юрий: Аудиторию мы бы хотели расширить до максимально возможного количества. А как в итоге получится, так и получится. Мы точно не будем делать конъюнктурных вещей ради расширения аудитории. Нам было бы скорее интересно найти людей, которым, в свою очередь, было бы интересно то, что мы делаем.
Ваши песни относительно длинные (достаточно не короткие по современным меркам, скажем так). Это задумка или так уж вышло?
Юрий: Если честно, то скорее так вышло. Мы об этом совсем не думали, когда приступали к записи. Это, вообще, интересный вопрос, потому что мы сейчас стали обращать внимание на такие вещи, как количество песен в альбоме, длина песен и так далее. И это очень важно. Это форма, выражение. И мелочей тут нет. Но на нашем альбоме песни более длинные. Это получилось в процессе записи. Нам это показалось правильным. Как-то необычно. И это подходит тем песням, которые в итоге оказались на альбоме.
Клипы будут на все песни? Если нет, по какому принципу отбираете?
Геннадий: В самое ближайшее время будем готов клип на песню «Не отпустит», его делает молодой режиссер Дан Геллер. Все очень удачно для нас сложилось, мы только закончили альбом и тут объявился Даня и предложил сделать нам клип. Планируется еще несколько клипов, сейчас решаем и планируем. Но все не так быстро.
Есть ли в планах расширение состава группы?
Геннадий: Да, это в любом случае произойдет, потому что для того, чтобы исполнить те песни, которые уже есть на альбоме нужно 4-5 человек. Во время записи альбома к нам присоединился наш знакомый, тоже актер и при этом отличный барабанщик Никита Человечков. Когда основная часть альбома была готова, мы обратились к нему, чтобы он помог нам записать барабаны. В итоге мы просто отлично поработали и решили пригласить Никиту играть с нами. С остальными участниками пока ясности нет, будем думать.
В интервью Юрий Цокуров говорит, что песни пишете вместе. А как проходит творческий процесс? Если музыкант с образованием только он, не ложится ли на него вся ответственность за мелодику?
Геннадий: Во-первых, у меня тоже есть образование, я закончил музыкальную школу по трубе, играл в юношеском джаз-бэнде. Но, конечно, оно не такое глубокое и серьезное, как у Юры, он профессиональный музыкант по сути.
Юрий: Но сочинение музыки – это не только и не столько владение музыкальной грамотой и инструментами. Это идеи аранжировок, композиция, поиск звучания, «саунда» и так далее. Так что абсолютно обоюдный процесс. Невозможно сказать в какой момент кто что предлагает.
Есть ли в вашем окружении те, кто относился к созданию пластинки скептически? Или в творческой тусовке все за всё?
Геннадий: Я думаю, что есть, конечно, люди, которым не очень нравится, то что мы делаем и они смотрят на это скептически, тут ничего не поделаешь, так всегда бывает, особенно в начале. Но, если говорить про близкий круг, то все, конечно, поддерживают, они ведь видят процесс целиком, знают, как мы любим это. Кстати, есть из близкого круга люди, которых мы сильно удивили своим альбомом, например, моего отца, который до выхода альбома очень прохладно к этой всей истории относился, в целом не особо верил в наше творчество, хотя вслух так и не говорил. Но когда я ему отправил готовый альбом, его это очень сильно удивило и воодушевило, он был очень приятно удивлен и сейчас постоянно интересуется нашими планами и т.д.
Желания переставить акцент с театра на музыку не появилось?
Геннадий: Пока что нет и не думаю, что это случится. Но мы так не загадываем. Делаем, когда успеваем то, что нравится и то, что не можем не делать. Так получилось, что мы любим театр, кино, музыку, и сейчас есть силы, идеи, время, возможности в этих сферах искусства что-то делать. А что будет дальше, увидим.
Было ли какое-то особенное чувство на концерте в Екатеринбурге? Аудитория вне МКАД, как никак.
Геннадий: Было безусловно. Но дело не в МКАДе. Мы там первый раз играли не на музыкальной площадке, не в баре, не в клубе, а в театре. Из-за этого мы сделали не обычный концерт. Мы добавили тексты, сделали другой порядок песен, добавили свет, минимальные декорации. И появился такой «мини-спектакль». И, конечно, он игрался и смотрелся по другому. А публика в Екатеринбурге замечательная. Принимали просто прекрасно.
Есть ли разница в ощущениях, когда выступаете как актеры и как музыканты? Музыкальное выступление – тоже хотя бы немножко, но игра?
Геннадий: Музыкальное выступление это что-то совершенно особенное, уникальное. Не лучше и не хуже, просто другое. По энергии, по всем ощущениям. Это трудно описать. Но это то, что нам в жизни довелось почувствовать. И это круто.
Ребята, спасибо за уделенное время.
Беседовала Лилия Акбашева.
Фото предоставлено группой. Фотограф Семён Барков