10 ноября в Санкт-Петербурге прошёл ежегодный Харпфест – фестиваль губной гармоники. Основная программа проходила в клубе “Place” в воскресенье, а, нежелающие прекращать веселье, 11 ноября перебрались в пространство “Glavloft” на Лиговском, 50 на Afterparty.

На фестивале могли найти что-то новое и интересное все желающие, с любым уровнем владения гармоникой. Послушать лекции и мастер-классы, задать вопросы маститым специалистам, увидеть как играют профессионалы с арсеналом инструментов, накопленным годами.
А главное – многие желающие могли выступать оба дня. Для кого-то выход на сцену стал одним из первых, зато они смело могут сказать, что играли на одном фестивале с таким авторитетом как, например, Борис Плотников.
Начался Харпфест в 14 часов мастер-классом по ритмическим упражнениям от Семёна Плясцова.
Затем, в главном зале, началась концертная программа с выхода Алексея Лучникова и группы “Комната 60”. Музыканты пытались изобразить “чисто американский блюз”, и, если это была ирония над самими собой и происходящим в этой сфере, то им свою задачу выполнить удалось. Тем не менее, зрители, которых к этому моменту собралось немало, начали танцевать и даже приглашали музыкантов сыграть ещё.
После окончания выступления “Комнаты 60”, сцену уступили Николаю Рагозину, а затем Александру Сандуленко.
Во втором зале, которым в “Place”, по большому счёту, является кафе, некоторое количество харперов собралось на мастер-класс по кастомизации губной гармоники. Получился не открытый урок, а скорее небольшой междусобойчик, где прямо на столе разложили инструменты и показали, как и что можно улучшать с помощью мастера или самому.

После того, как отыграл Евгений Литвиненко и группа “Станок”, или как он сам назвал – “купчинские хулиганы”, со сцены Евгения далеко не отпустили. Суть мероприятия была не только в получении удовольствия от прослушивания музыки, но и в приобретении практических навыков. Вот и сейчас, харперы собрались, чтобы обсудить, как подзвучивать по-разному инструмент.
Тайминг программы немного сбился и около семи вечера к зрителям вышли участники группы “Альтависта” в необычном составе. В этот раз не электричество и не акустика, а полуакустика с ритм-секцией. Один из участников – гитарист и гармонист Юрий Синицкий – был в составе организаторов и активным модератором фестиваля. На сете “Альтависты” трек-лист подобрали так, чтобы включить песни, где его гармошка будет звучать особенно ярко и заметно.
В течение вечера проходил розыгрыш гармошек. Для участия не нужно было ничего особенного – просто оставить свои контакты и не уходить до конца вечера. Если кто-то не хотел проверять свою удачливость, то мог приобрести инструмент сам. Весь день работало представительство профильного магазина “Glinki”.

Музыканты, в качестве подарка, получили сертификаты на репетицию в студии “А1″.
Закрывали вечер, как и положено любому фестивалю, хэдлайнеры. В этой среде они свои и могут быть малоизвестны широкому зрителю, но среди участников были весьма ожидаемы. Борис Плотников и Игорь Муллер приехали из Москвы, а Леонид Титков из Великобритании.
По словам Юрия Синицкого, в следующем году планируется пригласить ещё больше иностранных музыкантов.
После официального завершения выступлений, сыграть джем могли все желающие.
Самое интересное – это атмосфера, которая царила во время фестиваля. Многие в зале подыгрывали выступающим, кто-то сочинял свои мелодии или наигрывал что-то известное для себя. Гости обменивались впечатлениями, делились опытом. И пусть у кого-то он был почти нулевой, а у кого-то огромный, но интересно, похоже, было обеим сторонам.

Второй день в “Glavloft” прошёл ещё более расслабленно. Сыграла “Альтависта”, уже в более простом составе – акустика в две гитары и гармошка.
Выступить приглашали всех желающих, чем многие воспользовались. От совсем юных участников до более взрослых, но недавно освоивших инструмент.
Кому-то подыграл на гитаре Юрий Синицкий, кто-то справился сам, хоть и шутили некоторые участники про:
“пришёл разбавить градус профессионализма, который был до меня”.
Второй день Харпфеста, понедельник, прошёл в режиме расслабленного Afterparty. Но закрывали его серьёзные профессиональные музыканты, некоторые из которых играли и в первый день.
Фестиваль харперов всё-таки событие для узкой, специализированной тусовки. Но попасть туда не так сложно, это не элитное сообщество. Для тех, кто хочет научиться играть на губной гармонике и когда-нибудь также выступить на сцене, открыты двери специальных занятий и курсов – всё несложно и вполне бюджетно. Во всяком случае, попадание в музыкальный круг здесь не слишком сложное, а начать можно с такого вот Харпфеста – здесь наверняка будут рады и помочь, и научить.
Автор статьи: Ульяна Бенусова
Фото : Анастасия Бутина