4 августа 2022 года на теплоходе «Ривьера» состоялся долгожданный и многообещающий концерт группы The MATRIXX во главе с главным героем торжества и именинником – Глебом Самойловым.
На этот концерт возлагались все надежды и ожидания. За неделю до концерта был объявлен полный sold out – это известие ещё сильнее подкрепило мысль о грядущем грандиозном событии и разожгло бурю восторгов.
Сам формат проведения концерта на корабле уже выглядит предельно заманчиво для искушённого зрителя. И здесь огромная заслуга во внедрении и организации этого резонансного события под патронажем директора коллектива Матрицы – Дмитрия Снейка Хакимова. Примечательно, что уже третий год подряд празднование дня рождения фронтмена коллектива проходит на корабле – такой формат превратился в добрую традицию, и, дай Бог, чтоб это было и впредь так, основательно закрепившись и превратившись в порядок ежегодного резонансного события!
За пару дней до отплытия изменились детали маршрута путешествия по Москве-реке – поменяли причал, точку отплытия перенесли в район Нагатинского затона в районе причала у пристани кленового бульвара.
Географический охват прибытия поклонников творчества Глеба Самойлова восхищает и закрепляет мысль о том, что ради того, чтобы услышать вживую любимого гения и дорогого сердцу человека в одном лице – они готовы преодолеть тысячи километров по необъятной родине. Глеба любят, Глеба ждут с нетерпением во всех уголках России и за рубежом.
Вернёмся к событию. На этот раз организация проведения немного пошатнулась из-за огромного наплыва желающих попасть в первые ряды – справляться персоналу приходилось с напором толпы которая наотрез отказывалась слушаться, расступаться и повиноваться командам с борта. Но, как правило, нервно и напряжённо было переносить именно само ожидание запуска. А после входа на палубу – всё самое страшное позади – самый тяжёлый квест пройден. Палубы на теплоходе просторные, но основная масса всё же кучковалась у сцены, закрепляя за собой заветные козырные места в первых рядах. Пока публика томилась в ожидании начала, из динамиков ревел тяжёлый рок-металл. По ощущениям, честно говоря, в контекст «Матрицы» это не очень вписывалось. Всё-же было бы лучше, если бы тематически плейлист к такому событию был наполнен осмысленно и подход был глубже. В идеале прекрасно бы звучали треки в честь именинника – полюбившиеся многим «Москварики» и не менее значимые крайние изысканные творения Глеба оформляли атмосферу органичнее и тематически выверено.
Ожидание действительно было томным. Как выяснилось позже, отплытие немного задерживалось: ожидали самого главного на этом концерте – именинника, который мчал на такси по московским пробкам. Кстати, таким образом задержка спасла несколько опаздывающих. А по прибытии именинника встречали аплодисментами и громкими криками с верхней палубы.
Концерт открывали по канону «Тёмной стороны» завораживающие звуки из трека «Дракула микс» «Агаты Кристи». На публику спускалась первая окутывающая звуковая тьма, и растущий Месяц Луны игриво наблюдал за всем действом, ухмыляясь.
Появившийся на сцене Глеб Самойлов тут же со свойственной меланхолией в голосе отметил, что это «грустный праздник», не смотря на радостные возгласы, композиция «Два корабля» продлила эту мысль.
На протяжении всего концерта который раз поражал невероятный размах эрудиции Глеба, альтернативной и избранной памяти на события и года.
Основной конёк Самойлова – это внезапность, спонтанность, острота ума, безудержное чувство юмора и точное попадание в исторически-пророческий контекст.
Порадовало эмоциональное и театральное исполнение песни «Готика». В преддверии песни было сказано то, с чем невозможно поспорить: «Вот можно выкинуть слова из автора… А из песни – фиг!»
«Городской легендой из города Асбеста» охарактеризовал Самойлов «Трансильванию». И что-то внимание Глеба в последнее время притягивает Рогозин. По всей видимости, слухи о передвижениях политических кадров в стране для него интересны. Первое упоминание на этом концерте проскользнуло на строчках «улыбаются во сне человеку на Луне….Рогозин!» Далее строчки «глубоко тебя зарыли, до свиданья, милый, милый» – тоже отлично продолжили отсыл к новому точечному прочтению контекста.
Перед песней «Опасность» Глеб Самойлов решил вспомнить и зачитать отрывок переделанного на стиль Александра Блока шутейное стихотворение автора Сергея Сатина, написанное в 1986 году в годы перестройки и опубликованное в 1990 году в журнале «Огонёк» (хотя Глеб упомянул журнал «Юность»):
Ночь, улица, фонарь, аптека.
Начало будущего века.
Маячит тень городового…
Зажав подмышкою обрез,
Я на стене пишу три слова:
“Да здравствует КПСС!”
«Не примите буквально», – лукаво уточнил Самойлов.
Перед песней «Космос» вводные слова уже второй раз проскользнули о Рогозине: «Раньше песня посвящалась одному великому герою, но его сместили! Чёрт возьми…Роскосмос остался без лидера!…» И в этот момент Валера попытался возразить: «Но теперь есть другой человек…», – чем вызвал моментальную ответную реакцию оппонента, который, услышав грозное вступление темы «Космос», на мотив вступления мелодии своего куплета пропел строчки из песни Дмитрия Шостаковича на слова Евгения Долматовского: «Родина слышит, Родина знает…ВСЕГДА!»
В первоисточнике «Родина слышит» – это песня, спустившаяся из космоса, которая ознаменовала и рассказала о заключительном этапе первого мирового космического полёта 12 апреля 1961 года. Свет она увидела через 10 лет, будучи написанной ещё в 1950 году. А позже мелодия этой песни стала позывными последних известий по радио.
Вспоминается также концерт в Мытищах начала этого года, где Глеб тоже сокрушался о «последнем романтике космоса в стране», с драматичностью в голосе провозгласив перед песней: «Дима! Мы с тобой!», и в конце завершил, с многозначительным тоном в голосе, уточняя на замечание Валеры Аркадина про упоминание «героя»: «Представь: космос, звёзды, гжель и ничего больше…»
Перед «Секретом» Глеб упомянул вкратце о диалоге с водителем по пути на концерт, задавшем вопрос напрямую, сколько на сегодня лет Глебу – что поставило его в затруднительную ситуацию и оказалось он не помнит, сколько ему лет. И на этот вопрос таксиста он, скорее всего, ответил после долгих раздумий, что это секретная информация даже для него. Тут же из толпы ему процитировали строчки из песни «Грех»: «Жизнь была, а я не помню, сколько лет мне, сколько лет?!»
В начале песни с недавнего времени используется приём декламационного напева на мотив песни о боли расставания «Прощай» Вячеслава Добрынина (песня 1975 года).
На композиции «Танцуй» вышел приглашённый гость – музыкант, аранжировщик и трубач Владимир Елистратов. Перформанс вышел славный и привнёс свою изюминку в дополнение к живому звучанию.
На композиции «Сердце и печень» Глеб заострил внимание на двух моментах: «Не пивший и не куривший молодой Том Уэйтс написал в свои 24 года песню с таким же названием как у меня – я потом узнал…» – речь шла о композиции Bad Liver And A Broken Heart («больная печень и разбитое сердце» – дословно в переводе). И как верно заметил Глеб про себя – у него получилась лиричнее.
А фраза на припеве «тра-та-та-та» оказалось взята из припева песни ДДТ Юрия Юлиановича Шевчука «Террорист», написанной ещё в 1987 году из альбома «Я получил эту роль».
Завершала первое отделение перед разворотом корабля «Эвтаназия», где была интересная оговорка по тексту: «Где вы ночевали днями».
Второе отделение открыла очередная душераздирающая композиция «Мы под огнём». Если найдёте концерт в записи – обратите внимание, насколько завораживающе и филигранно по рисунку ударных там звучит партия Снейка в начале.
«Праздник который всегда с тобой», – прозвучало в преддверии «Странного рождества». Песня-агония. С максимально устрашающими элементами молитвы, ужаса и отчаяния, которые воспеть может только автор. И опять здесь отточенно-мастерски звучат ударные. В конце на удивление внедрённая строчка из детской песенки «В лесу родилась ёлочка» была спета мелодией на мотив песни «Священная война» – патриотической песни периода Великой Отечественной войны, ставшая в своё время гимном защиты Отечества, в которой присутствует трагическое звучание и наполнение смыслом не о победе «малой кровью», а смертной тяжёлой битве. А в данном частном случае на лицо исполнен приём метамодерна в действии.
«Садо-мазо», «В такси», «Ни там ни тут», «Любовью», «Как на войне» значительно расшатывали танцпол. Своё соло на «Ни там ни тут» (собственного сочинения, чем Глеб показательно гордится) он умолял исполнить Аркадина, в моменте его закономерного появления сопровождая словами: «Валера! Сыграй это соло, пожалуйста! Как никогда!!….Валера не виноват – Я его сам придумал», – и героически закинул стойку на плечо.
А вот «Триллер» заслуживает предельного внимания – по ощущениям она стала эпицентром и знаковой композицией, где подпевал каждый, вкупе с блестящим и неподражаемым авторским исполнением. Это гениальнейшая и любимейшая композиция по всем канонам запоминания покорившая память и сердце навсегда.
«На китайско-финской границе все спокойно», – резко объявил Глеб перед началом «Опиума для никого». Да, оказывается, есть такой старый советский анекдот 70-х: «2075 год. На финско-китайской границе всё спокойно». В конце 70-х СССР и КНР были близки к большой войне. И как он всё это помнит?!
На предпоследнем исполняемом шлягере «Как на войне» Глеб разоткровенничался и произнёс знаковую речь: «Первый раз в 1993 году у меня этот текст переписывали от руки 30(!) самых красивых девчонок на конкурсе красоты, не буду говорить каком! Я был…Я СТАЛ ЗВЕЗДОЙ, МАТЬ ТВОЮ!» и на коде в завершении дополнил: «…тогда я понял, что нравлюсь женщинам и стал жить с этим тяжелым, нелегким бременем…(пауза) …это была Каховка…» (прим. Каховка – город в Херсонской области Украины)
Завершала второе отделение и весь концерт «Я буду там» – в воздухе повисло неловкое молчание и тишина. Грусть окутывало ощущение, что концерт подошёл к концу. Ободряюще Глеб Самойлов поблагодарил публику и на прощание пообещал Москве «увидеться ещё».
Безусловно, формат концерта на корабле останется одним из самых запоминающихся событий года в концертной жизни коллектива и слушателей.
4 августа для многих является святой датой. И несмотря на то что, в каком-то смысле, действительно, с годами день рождение приобретает оттенок грустного праздника – хотелось бы пожелать Глебу никогда не поддаваться этому унынию. Несмотря на года, его душевная молодость и мудрость уникальна. Очень порадовало его остро-интуитивное и неподражаемое чувство юмора на этом концерте и, конечно, яркая харизма и театральный дар. В этот раз действительно было много маленьких откровений, и все они были очень ценны и важны.
И пока Глеб Самойлов героически держит стойку на плечах – сомнений нет – рок жив!
Сет-лист концерта:
Автор репортажа: Света Шалаховская
Фото: Виктория Волкова