В Петербурге показали обновлённую версию рок-оперы TODD

В Петербурге показали обновлённую версию рок-оперы TODD

TODD

29 сентября в Санкт-Петербурге прошел показ рок-оперы TODD в обновленной гастрольной  версии. 

Мюзикл TODD был придуман Михаилом Горшеневым, лидером группы “Король и шут”, умершим в 2013 году. Изначально он шёл только в Москве, затем в Петербурге, а теперь появилась облегчённая “выездная версия”. 

Под оригинальный спектакль строились специальные декорации, подбирались костюмы, актёры и мастера паркура, участвующие в массовке – так называемый “хор нищих и бродяг”. До последнего момента все они в спектакле и участвовали.

Мюзикл TODD  –  история цирюльника Суинни Тодда, знакомая многим по одноименному фильму. В 2011 году “Король и шут” выпустили два альбома с аудио версией рок-оперы. Музыкальным сопровождением мюзикла также всегда были музыканты “Короля и шута” или, после смерти Михаила Горшенева, группы “Северный флот”.

Что изменилось в новой версии? Несмотря на то, что спектакль сохранили хотя бы в том виде, который есть сейчас, за что спасибо, искажение от оригинала очень заметно, особенно для тех, кто был не в первый раз. 

Отсутствие декораций сразу убивает большую часть настроения. Не хватает тонкого сочетания современных образов и атмосферы Викторианской Англии.

Сейчас декораций на сцене нет. Есть только некая стена, обтянутая сиреневой тканью, на фоне которой играют не спектакль, а, скорее, миниатюры. 

TODD

Музыкальное сопровождение было также заменено, группа “Северный флот” больше не принимает участия в спектакле. Играл Валерий Аркадин, прекрасный музыкант, за что ему большое спасибо. Но “Северный флот” важная часть истории TODD, которую невозможно представить без них. Это спектакль группы “Король и шут”, как объявили в конце. Как “Король и шут” невозможен без Миши Горшенёва, так TODD невозможен без “Северного флота”.

Обалденно красивые эпизоды, когда, например, во время сцен в Монастыре зажигался огромный красный крест, внутри которого стояли музыканты “Флота” и начинали играть, вызывали мурашки у зрителей и идеально дополняли игру артистов. 

Против ощущения спектакля сработал довольно странный ход от режиссёра – дочь Суинни Тодда, воспитанница Священника – Элиза, только отыграв сцену, хватала видеокамеру и пыталась снимать актеров. В зале стояло как минимум три оператора, и необходимость такой съёмки казалась странной и сильно портила впечатление. Элиза, которая только что собиралась умирать, вдруг бегает с камерой вокруг артистов. И актёры играли на неё, что было особенно заметно в одной из финальных арий, когда сходятся Тодд и Священник. 

Практически все огрехи постановки на себе вытаскивает исполнитель главной роли Роберт Остролуцкий, невероятно талантливый и харизматичный. За много лет в этом спектакле он блестяще научился заменять своего предшественника, Михаила Горшенева, зрители его приняли и очень любят до сих пор. Он создал своего Тодда: более спокойного, выдержанного, но с безумными внутренними бесами. И на этот спектакль он его перенёс, а потому каждая ария Тодда поражала мощностью. 

TODD

Также можно отметить игру Священника Владимира Дыбского. Актёр действительно харизматичный и очень хорошо поющий. Пожалуй, единственное, что оттолкнуло в его партии:  когда перед его лицом оказалась видеокамера, то ему пришлось обращаться не к зрителям и Тодду, с которым он сошёлся в одной сцене, а в камеру. 

Обидно, ведь ария “Священник больше ничего не скажет” – одна из самых эмоционально напряжённых. При словах “Кто сказал, что твоя боль сильнее моей боли? Кто сказал, что твоя ненависть сильнее моей?”, когда сходятся два измученных страхом или ненавистью человека, оба проигравшие, от них просто летят искры и смотреть на это спокойно невозможно.

Да, и актёр, играющий мясника, по какой-то причине не пел свою партию. Он только открывал рот, а пел рассказчик. Мало того, что карнавальный грим не позволял проникнуться трагичностью момента,  так ещё и это странное решение превратило сцену “Смертного приговора” в буффонаду.TODD

Спектакль транслировался на экране над сценой. Туда добавляли картины аутентичной Англии и пытались адаптировать образы актёров и декорации под время, о котором шла речь. 

В целом, идея добавляла некоторой оригинальности и в отсутствии декораций, костюмов, балета и всего остального, это могло как-то скрасить положение.

Безусловно, гастрольная версия проигрывает полной, и в Петербурге зрители привыкли в настоящему TODD. Можно ли в таком виде её выпускать на сцену? Это, конечно, на усмотрение организаторов. Но изначально TODD это был особенный мир, на который сейчас просто делают пародию.

Те, кто смотрели в первый раз, остались довольны. Всё же TODD – великий проект, который сложно испортить. Исполняли арии актёры неплохо и сила самой музыки, сила песен, игра того же Аркадина и Остролуцкого, приводит в восторг. Те, кто был ранее, просто уходили, что было впервые за историю спектакля.

TODD

Что точно было впервые – зрители не встали под арию “На краю”, которая исполняется Михаилом. Самый трогательный момент: Роберт замолкает после первого куплета и включается голос Горшенева. Зрители поднимались с кресел, у них на глазах были слёзы. Это показывает, как Михаил Горшенев через этот спектакль до сих пор с нами. Сейчас никто не встал, и трагичность момента была потеряна. 

Актёрам бы рекомендовалось лучше выучить текст и не забывать его хотя бы на сцене. Тем, кто ни разу не был на оригинальном TODD, можно сходить на спектакль хотя бы ради того, чтобы услышать музыку в живом исполнении. В этой версии мюзикл, наверное, есть смысл возить только по городам, куда не довезти полную версию спектакля.

 Автор текста: Ульяна Бенусова

Фото: Анна Аникина