«Последний шанс»: акустика, пантомима и детские песни

«Последний шанс»: акустика, пантомима и детские песни

Среди наиболее примечательных российских рок-групп, второй половины 1970-х – начала 1980-х гг. особое место занимает группа «Последний шанс». Она всегда играла в акустике, она исполняла песни для детей и выступала с ними в детских теле- и радиопередачах, она участвовала в фестивалях бардовской песни. И, тем не менее, она всегда считалась именно рок-группой и имела немало поклонников среди любителей этого направления музыки.

А началось всё в Москве в ноябре 1975 года со знакомства двух молодых музыкантов: одарённого композитора и гитариста Владимира Щукина и уже прославленного игрой в московской супергруппе «Рубиновая атака» барабанщика Александра Самойлова. Дуэт начал репетировать в акустике песни, написанные Щукиным на стихи знаменитых поэтов, зачастую – детских (например, К. Чуковского и Д. Хармса). Музыка нового дуэта основывалась в равной степени на традициях городского романса, русского фольклора и рока (знатоками хорошо ощущалось влияние The Beatles). Самойлов утверждал: «Каждый концерт надо играть как последний, говорил Тэд Джонс своему брату барабанщику Элвину Джонсу» (Тэд и Элвин Джонсы – выдающиеся американские джазовые музыканты – примечание автора). Так у дуэта и появилось название «Последний шанс», что означало идею выкладываться в своём творчестве до конца, так, как будто другого шанса для этого уже не будет.

Ставка была сделана не только на хорошие, качественные песни и высокое исполнительское мастерство, но и на некоторую театрализацию выступлений. Для этого к работе был привлечён режиссёр (а также поэт и писатель) Евгений Харитонов, который стал постановщиком выступлений «Последнего шанса», а сами музыканты активно учились у него искусству пантомимы и сценической импровизации. (В 1981 году Харитонов умер от инфаркта в возрасте 40 лет).

Последний шанс
Выступление группы “Последний шанс” на Грушинском фестивале авторской песни. Самарская обл. Лето 1978 г. Слева направо: Александр Самойлов и Владимир Щукин. Фото: Владимир Каковкин

Вслед за этим Щукин и Самойлов договорились с дирекцией детского кинотеатра «Баррикады» и начали регулярно выступать там в фойе. Программа из детских песенок, талантливо и задорно сыгранная, да ещё и с элементами пантомимы и театра, имела большой успех не только среди детей, но и среди их родителей. Очень скоро на выступлениях «Последнего шанса» в «Баррикадах» начались аншлаги, а затем дуэт стал ездить по стране.

«Последний шанс» оказался довольно близким по духу так называемому КСП, Клубу самодеятельной песни – движению, объединившему в СССР любителей бардовской песни. Движение было очень мощным, со своей системой фестивалей и большой аудиторией. И именно на одном из таких фестивалей в 1976 году в Риге произошло знакомство Щукина и Самойлова с автором песен и гитаристом-виртуозом Владимиром Леви.

Леви ещё в 1969 году приехал в Ленинград из Сумгаита и поступил в Ленинградский военно-механический институт – легендарный Военмех, который был в тот момент одним из основных городских центров рок-музыки. В Военмехе Леви примкнул к группе «Фламинго», но спустя несколько лет, после службы в армии, он стал выступать со своими песнями уже в одиночку, исполняя их просто под акустическую гитару. Уже много позже Владимир Леви вспоминал: «В Питере я остался один, мало кто тогда играл… вот, я остался один со своей гитарой и, послонявшись туда-сюда, сошелся с КСП-шниками… через всё это дело я познакомился с «Последним шансом» – произошло это на рижском фестивале. …Вова Шукин играл на гитаре, а Саша Самойлов играл на перкуссии, дудочках, флейтах и подпевал. Ничего подобного тогда не существовало, это было уникально, и в КСП-шную систему они попали по той же причине, что и я – из-за отсутствия альтернативы. Короче, «Последний шанс» настолько меня поразил, что я не мог с ними не познакомиться. Причем, к тому времени я уже сложился как музыкант и был привередлив, так что удивить меня было трудно. …Они были родоначальниками циклов детских песен для взрослых, все эти Никитины и тому подобное – все это было потом. Вова писал песни на стихи замечательного поэта Миши Яснова… Посыл «Шанса» был настолько искренен и настолько лишен позы, что это подкупало моментально… и потом, это совсем не напоминало Запад, это было отсюда. Успех у них был огромный, зрители воспринимали все это настолько правильно, как и надо было это воспринимать… Я, честно говоря, на советской сцене лучше ничего не видел, ничего такого, что могло бы захватить. Не шла речь о голосе, об умении играть на гитаре, но то, что происходило, сами песни… Это было театрализовано, где-то там с марионетками, где-то там шляпы, маски, такой компактный минималистский театр».

По приглашению «Шанса» Леви начал ездить по выходным из Ленинграда в Москву и играть с ними в кинотеатре «Баррикады». Но, впрочем, официально он в группу не входил, и его участие в концертах «Шанса» было небольшим. А между тем, Щукин и Самойлов решили обогатить свою музыку ещё одним инструментом, и в мае 1977 года позвали в свой коллектив студента Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных, талантливого скрипача Сергея Рыженко. Так сложился тот состав «Последнего шанса», который принято считать «золотым», и именно тогда окончательно сформировался неповторимый стиль группы.

Последний шанс
Выступление группы “Последний шанс” на Грушинском фестивале авторской песни. Самарская обл. Лето 1977 г. Слева направо: Сергей Рыженко и Владимир Щукин

А, собственно, что же это за стиль? Вот как писал о «Последнем шансе» знаменитый музыкальный журналист Артемий Троицкий: «…великолепные, порою просто захватывающие лирические мелодии; скромная «акустическая» инструментовка, не лишенная, правда, изюминок – неожиданных созвучий, забавных тембров детских инструментов; виртуозная игра скрипача и красивое, но не приторное многоголосье. … Каждая песня «Последнего шанса» имеет свою драматургию: «отработанные» режиссерские находки сочетаются со сценической импровизацией музыкантов-актеров. … музыканты «лицедействуют» все время — тщательно отрепетированное как-то незаметно ложится в канву карнавального бурлеска. … Театр? Да, пожалуй. Литературная песня? А как же! Пантомима? Опять же да — есть даже целые номера «без слов» … Любители рок-музыки тоже считают ансамбль «своим»: энергии, динамизму, музыкальной экспрессии «Последнего шанса» могло бы позавидовать большинство наших «электрических» групп».

Надо отметить, что сам Александр Самойлов определял стиль группы, как «музыкально-сценические игры», аналогов которому в то время не было.

«Последний шанс», не отягощённый аппаратурой для электрических концертов, был очень мобилен и мог выступать практически на любой площадке. Что, собственно, и происходило. Музыканты колесили по всей стране наподобие средневековых скоморохов, выступая не только в концертных залах, но и в пионерских лагерях, кафе или на летних эстрадах. По сути, Щукин, Самойлов и Рыженко и стали этакими современными скоморохами, что было очень необычно для российского музыкального искусства конца 20 века.

Последний шанс
Группа “Последний шанс” на Грушинском фестивале авторской песни. Самарская обл. Лето 1978 г. Слева направо: Сергей Рыженко, Александр Самойлов, Владимир Щукин. Фото: Андрей Швецов

В 1977-1979 гг. «Шанс» много гастролировал, записывал песни для детской телепередачи «АБВГДейка» и музыку для «взрослой» телепередачи «Очевидное – невероятное», сотрудничал с детской радиопередачей «КОАПП», снимался в кино, записывал свои песни для детского журнала «Колобок» (в каждый номер этого журнала вкладывались две двусторонние гибкие пластинки) – в общем, жил очень насыщенной творческой жизнью.

Но в апреле 1979 года группу покинул её основной автор Владимир Щукин – он решил стать профессиональным «серьёзным» композитором. И тогда Самойлов вновь призвал Владимира Леви – занять место гитариста и фронтмена группы. Леви вспоминал: «Самойлов мне позвонил и говорит: «Володя, такое дело, мы собираемся сейчас на Грушинский фестиваль. Можешь ты в это дело вписаться? Концертов у нас много, так что можно и жить как-то на это». Я всегда стремился заниматься именно тем, что я придумал, но у меня с «Последним шансом» было много точек соприкосновения в отношении и к народной музыке, и к музыкальной эксцентрике. Это мне было интересно, и я согласился. И какое-то время прожил, колеся между Питером и Москвой, даже, может, большей частью в Москве».

В репертуаре «Шанса» остался ряд щукинских произведений, но Леви принёс в группу и свои песни, а также стал больше внимания уделять аранжировкам, и меньше – театрализации. Ещё одним гитаристом и вокалистом в тот период стал Андрей Жабин. «Шанс» продолжал успешно гастролировать, снимался на телевидении, записывался на радио. В конце 1979 года группу даже приняли в Росконцерт и отправили поучиться во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства, которую закончили многие знаменитые артисты эстрады (например, Алла Пугачёва и Валерий Леонтьев). Однако «Шанс» не задержался там надолго и вылетел из этой мастерской уже в 1980 году. Владимир Леви потом рассказывал: «Такое заведение, в которое приходишь, там тебе ставят номера какие-то, программы составляют, ты их обкатываешь, потом идёшь на худсовет. А «Последний шанс» — это была такая бродячая команда, и таких «тисков» особых не признавала».

Последний шанс (Самойлов, Рыженко, Леви)
Группа “Последний шанс”. 1979-1980 гг. Слева направо: Александр Самойлов, Сергей Рыженко, Владимир Леви

После этого в «Шансе» вновь появился Владимир Щукин, который выступил с идеей поставить музыкальный спектакль в Театре на Таганке. Группу приняли в театре благосклонно, предложили заключить договор, но оказалось, что они не могут принять к себе иногороднего. Таким образом, из группы пришлось уйти ленинградцу Владимиру Леви. Он, впрочем, не остался без дела: в Ленинграде он собрал свой коллектив «Тамбурин», который быстро стал одной из самых примечательных групп Ленинградского рок-клуба «доперестроечного» периода.

Под руководством режиссера Анатолия Киселёва «Последний шанс» репетировал в Театре на Таганке полгода, но в итоге 1 апреля 1981 года этот спектакль был отвергнут руководством театра. Теперь группу покинул Сергей Рыженко. В 1980-е годы он сотрудничал с «Аквариумом», основал свою группу «Футбол», на какое-то время присоединялся к «Машине времени», записывался с «ДДТ», снимался в фильме «АССА», выступал с «Зоопарком» – творческая биография Сергея Рыженко поразительно богата.

А «Последний шанс» продолжил свою «скоморошью» деятельность, но в 1983 году из него ушёл – на этот раз навсегда – его основатель Владимир Щукин. Ушёл и Андрей Жабин. Теперь «Последний шанс» держался только на Александре Самойлове, который с 1983 года стал пополнять репертуар «Шанса» своими песнями на стихи поэтов Серебряного века. Остальной состав был нестабилен, что не способствовало развитию группы, и в течение 1980-х годов она как-то стала уходить на второй план.

Сергей Рыженко и Александр Самойлов
Группа “Последний шанс”. 2010-е гг. Сергей Рыженко и Александр Самойлов

Мало кто сейчас знает, что группа «Последний шанс» стараниями Александра Самойлова продолжила своё существование и в 21 веке. И в ней вновь играл Сергей Рыженко и ещё несколько очень интересных музыкантов. Да, аудитория у «Шанса» в 2010-е годы была уже невелика, но это были именно те люди, которые ценят хорошую поэзию и качественную музыку, а главное – самые позитивные эмоции и добрые чувства, которыми продолжали щедро делиться Александр Самойлов и его компания.

Послушать музыкальные композиции в группе ВКонтакте

Продолжение следует…

Автор текста: Сергей Спиридонов