Среди наиболее примечательных российских рок-групп, второй половины 1970-х – начала 1980-х гг. особое место занимает группа «Последний шанс». Она всегда играла в акустике, она исполняла песни для детей и выступала с ними в детских теле- и радиопередачах, она участвовала в фестивалях бардовской песни. И, тем не менее, она всегда считалась именно рок-группой и имела немало поклонников среди любителей этого направления музыки.
А началось всё в Москве в ноябре 1975 года со знакомства двух молодых музыкантов: одарённого композитора и гитариста Владимира Щукина и уже прославленного игрой в московской супергруппе «Рубиновая атака» барабанщика Александра Самойлова. Дуэт начал репетировать в акустике песни, написанные Щукиным на стихи знаменитых поэтов, зачастую – детских (например, К. Чуковского и Д. Хармса). Музыка нового дуэта основывалась в равной степени на традициях городского романса, русского фольклора и рока (знатоками хорошо ощущалось влияние The Beatles). Самойлов утверждал: «Каждый концерт надо играть как последний, говорил Тэд Джонс своему брату барабанщику Элвину Джонсу» (Тэд и Элвин Джонсы – выдающиеся американские джазовые музыканты – примечание автора). Так у дуэта и появилось название «Последний шанс», что означало идею выкладываться в своём творчестве до конца, так, как будто другого шанса для этого уже не будет.
Ставка была сделана не только на хорошие, качественные песни и высокое исполнительское мастерство, но и на некоторую театрализацию выступлений. Для этого к работе был привлечён режиссёр (а также поэт и писатель) Евгений Харитонов, который стал постановщиком выступлений «Последнего шанса», а сами музыканты активно учились у него искусству пантомимы и сценической импровизации. (В 1981 году Харитонов умер от инфаркта в возрасте 40 лет).

Вслед за этим Щукин и Самойлов договорились с дирекцией детского кинотеатра «Баррикады» и начали регулярно выступать там в фойе. Программа из детских песенок, талантливо и задорно сыгранная, да ещё и с элементами пантомимы и театра, имела большой успех не только среди детей, но и среди их родителей. Очень скоро на выступлениях «Последнего шанса» в «Баррикадах» начались аншлаги, а затем дуэт стал ездить по стране.
«Последний шанс» оказался довольно близким по духу так называемому КСП, Клубу самодеятельной песни – движению, объединившему в СССР любителей бардовской песни. Движение было очень мощным, со своей системой фестивалей и большой аудиторией. И именно на одном из таких фестивалей в 1976 году в Риге произошло знакомство Щукина и Самойлова с автором песен и гитаристом-виртуозом Владимиром Леви.
Леви ещё в 1969 году приехал в Ленинград из Сумгаита и поступил в Ленинградский военно-механический институт – легендарный Военмех, который был в тот момент одним из основных городских центров рок-музыки. В Военмехе Леви примкнул к группе «Фламинго», но спустя несколько лет, после службы в армии, он стал выступать со своими песнями уже в одиночку, исполняя их просто под акустическую гитару. Уже много позже Владимир Леви вспоминал: «В Питере я остался один, мало кто тогда играл… вот, я остался один со своей гитарой и, послонявшись туда-сюда, сошелся с КСП-шниками… через всё это дело я познакомился с «Последним шансом» – произошло это на рижском фестивале. …Вова Шукин играл на гитаре, а Саша Самойлов играл на перкуссии, дудочках, флейтах и подпевал. Ничего подобного тогда не существовало, это было уникально, и в КСП-шную систему они попали по той же причине, что и я – из-за отсутствия альтернативы. Короче, «Последний шанс» настолько меня поразил, что я не мог с ними не познакомиться. Причем, к тому времени я уже сложился как музыкант и был привередлив, так что удивить меня было трудно. …Они были родоначальниками циклов детских песен для взрослых, все эти Никитины и тому подобное – все это было потом. Вова писал песни на стихи замечательного поэта Миши Яснова… Посыл «Шанса» был настолько искренен и настолько лишен позы, что это подкупало моментально… и потом, это совсем не напоминало Запад, это было отсюда. Успех у них был огромный, зрители воспринимали все это настолько правильно, как и надо было это воспринимать… Я, честно говоря, на советской сцене лучше ничего не видел, ничего такого, что могло бы захватить. Не шла речь о голосе, об умении играть на гитаре, но то, что происходило, сами песни… Это было театрализовано, где-то там с марионетками, где-то там шляпы, маски, такой компактный минималистский театр».
По приглашению «Шанса» Леви начал ездить по выходным из Ленинграда в Москву и играть с ними в кинотеатре «Баррикады». Но, впрочем, официально он в группу не входил, и его участие в концертах «Шанса» было небольшим. А между тем, Щукин и Самойлов решили обогатить свою музыку ещё одним инструментом, и в мае 1977 года позвали в свой коллектив студента Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных, талантливого скрипача Сергея Рыженко. Так сложился тот состав «Последнего шанса», который принято считать «золотым», и именно тогда окончательно сформировался неповторимый стиль группы.

А, собственно, что же это за стиль? Вот как писал о «Последнем шансе» знаменитый музыкальный журналист Артемий Троицкий: «…великолепные, порою просто захватывающие лирические мелодии; скромная «акустическая» инструментовка, не лишенная, правда, изюминок – неожиданных созвучий, забавных тембров детских инструментов; виртуозная игра скрипача и красивое, но не приторное многоголосье. … Каждая песня «Последнего шанса» имеет свою драматургию: «отработанные» режиссерские находки сочетаются со сценической импровизацией музыкантов-актеров. … музыканты «лицедействуют» все время — тщательно отрепетированное как-то незаметно ложится в канву карнавального бурлеска. … Театр? Да, пожалуй. Литературная песня? А как же! Пантомима? Опять же да — есть даже целые номера «без слов» … Любители рок-музыки тоже считают ансамбль «своим»: энергии, динамизму, музыкальной экспрессии «Последнего шанса» могло бы позавидовать большинство наших «электрических» групп».
Надо отметить, что сам Александр Самойлов определял стиль группы, как «музыкально-сценические игры», аналогов которому в то время не было.
«Последний шанс», не отягощённый аппаратурой для электрических концертов, был очень мобилен и мог выступать практически на любой площадке. Что, собственно, и происходило. Музыканты колесили по всей стране наподобие средневековых скоморохов, выступая не только в концертных залах, но и в пионерских лагерях, кафе или на летних эстрадах. По сути, Щукин, Самойлов и Рыженко и стали этакими современными скоморохами, что было очень необычно для российского музыкального искусства конца 20 века.

В 1977-1979 гг. «Шанс» много гастролировал, записывал песни для детской телепередачи «АБВГДейка» и музыку для «взрослой» телепередачи «Очевидное – невероятное», сотрудничал с детской радиопередачей «КОАПП», снимался в кино, записывал свои песни для детского журнала «Колобок» (в каждый номер этого журнала вкладывались две двусторонние гибкие пластинки) – в общем, жил очень насыщенной творческой жизнью.
Но в апреле 1979 года группу покинул её основной автор Владимир Щукин – он решил стать профессиональным «серьёзным» композитором. И тогда Самойлов вновь призвал Владимира Леви – занять место гитариста и фронтмена группы. Леви вспоминал: «Самойлов мне позвонил и говорит: «Володя, такое дело, мы собираемся сейчас на Грушинский фестиваль. Можешь ты в это дело вписаться? Концертов у нас много, так что можно и жить как-то на это». Я всегда стремился заниматься именно тем, что я придумал, но у меня с «Последним шансом» было много точек соприкосновения в отношении и к народной музыке, и к музыкальной эксцентрике. Это мне было интересно, и я согласился. И какое-то время прожил, колеся между Питером и Москвой, даже, может, большей частью в Москве».
В репертуаре «Шанса» остался ряд щукинских произведений, но Леви принёс в группу и свои песни, а также стал больше внимания уделять аранжировкам, и меньше – театрализации. Ещё одним гитаристом и вокалистом в тот период стал Андрей Жабин. «Шанс» продолжал успешно гастролировать, снимался на телевидении, записывался на радио. В конце 1979 года группу даже приняли в Росконцерт и отправили поучиться во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства, которую закончили многие знаменитые артисты эстрады (например, Алла Пугачёва и Валерий Леонтьев). Однако «Шанс» не задержался там надолго и вылетел из этой мастерской уже в 1980 году. Владимир Леви потом рассказывал: «Такое заведение, в которое приходишь, там тебе ставят номера какие-то, программы составляют, ты их обкатываешь, потом идёшь на худсовет. А «Последний шанс» — это была такая бродячая команда, и таких «тисков» особых не признавала».

После этого в «Шансе» вновь появился Владимир Щукин, который выступил с идеей поставить музыкальный спектакль в Театре на Таганке. Группу приняли в театре благосклонно, предложили заключить договор, но оказалось, что они не могут принять к себе иногороднего. Таким образом, из группы пришлось уйти ленинградцу Владимиру Леви. Он, впрочем, не остался без дела: в Ленинграде он собрал свой коллектив «Тамбурин», который быстро стал одной из самых примечательных групп Ленинградского рок-клуба «доперестроечного» периода.
Под руководством режиссера Анатолия Киселёва «Последний шанс» репетировал в Театре на Таганке полгода, но в итоге 1 апреля 1981 года этот спектакль был отвергнут руководством театра. Теперь группу покинул Сергей Рыженко. В 1980-е годы он сотрудничал с «Аквариумом», основал свою группу «Футбол», на какое-то время присоединялся к «Машине времени», записывался с «ДДТ», снимался в фильме «АССА», выступал с «Зоопарком» – творческая биография Сергея Рыженко поразительно богата.
А «Последний шанс» продолжил свою «скоморошью» деятельность, но в 1983 году из него ушёл – на этот раз навсегда – его основатель Владимир Щукин. Ушёл и Андрей Жабин. Теперь «Последний шанс» держался только на Александре Самойлове, который с 1983 года стал пополнять репертуар «Шанса» своими песнями на стихи поэтов Серебряного века. Остальной состав был нестабилен, что не способствовало развитию группы, и в течение 1980-х годов она как-то стала уходить на второй план.

Мало кто сейчас знает, что группа «Последний шанс» стараниями Александра Самойлова продолжила своё существование и в 21 веке. И в ней вновь играл Сергей Рыженко и ещё несколько очень интересных музыкантов. Да, аудитория у «Шанса» в 2010-е годы была уже невелика, но это были именно те люди, которые ценят хорошую поэзию и качественную музыку, а главное – самые позитивные эмоции и добрые чувства, которыми продолжали щедро делиться Александр Самойлов и его компания.
Послушать музыкальные композиции в группе ВКонтакте
Продолжение следует…
Автор текста: Сергей Спиридонов