На прошлой неделе «Порнофильмы» презентовали альбом «Это пройдет» и дважды собрали «Adrenaline Stadium». Солд-аут на концерты 28 и 29 февраля был объявлен почти за месяц — билетов на всех желающих катастрофически не хватило.

Порнофильмы — российская панк-группа из Дубны, основанная в 2008 году. В состав входят вокалист и автор текстов Владимир Котляров, гитарист и менеджер группы Александр Русаков, гитарист Вячеслав Селезнёв, басист Александр Агафонов и барабанщик Кирилл Муравьёв. Порнофильмы отличаются политизированными текстами и пропагандой здорового образа жизни.
Пятница. У Adrenaline Stadium все терпеливо стоят в очереди. Захожу внутрь: до начала ещё есть время, но уже сейчас понятно — на танцполе будет жарко. Публика — очень разная: здесь и взрослые мужчины, и парни с ирокезами, и девочки с идеальным мейком. Нас всех здесь объединила любовь — любовь к Порнофильмам.
На сцену выходят музыканты — клуб приветственно взрывается аплодисментами. Пока сложно составить какое-то впечатление: не могу разобрать ни слова, и уже мысленно начинаю негодовать — ну что со звуком? Ухожу от сцены — иду в «VIP-Light»: ладно, со звуком все в порядке — просто, видимо, «Stadium» не приспособлен для того, чтобы слушать концерт слева от фотопита. Радуюсь, что вовремя сменила локацию.

В «випе» слэм — как на ладони, и атмосфера ничуть не хуже, чем на танцполе. Музыкантов из Дубны очень ждали: семитысячная толпа хором подпевает: «это Россия, Россия для грустных» и вторит словам из песни «Русский Христос». Вы слушали последний альбом группы? Мне кажется, пластинки Порнофильмов нужно смотреть: концерты группы — это тоже кино для взрослых, но лишь потому, что дети не поймут. Точнее, поймут, но для них музыка не будет «говорить» — она будет лишь нашептывать.
На сцене Котляров очень органичен: на него хочется смотреть, потому что в его песнях — весь он: его мысли, боль, отчаяние. Не знаю, возможно ли это передать словами. Ты смотришь на него и не можешь не сопереживать тому, о чем он рассказывает в своем музыкальном откровении. Жесты, мимика, движения — он максимально честен с нами в своём творчестве. Подкупает своей открытостью.

Следующий блок концерта Котляров предварил словами: «Сейчас будет цикл грустных песен, мы просто стареем, становимся скучными и начинаем интегрироваться в русский рок». На песне «Надежда» он решил заняться краудсёрфингом — фанаты так яро держали над головами своего кумира, что, возвращая его обратно на сцену, порвали ему футболку, обнажив спину вокалиста. Он даже не злился — принял это как данность и быстро сменил футболку на точно такую же — но уже целую.
Примерно в середине концерта накал страстей на танцполе достиг апогея — в центре сломался забор: во время непредвиденной паузы, пока восстанавливали порядок, музыканты раскидывали в толпу воду и шутили: «Только лицом и зубами не ловите».
Котляров продолжал погружать нас в свои мысли в музыкальной форме, периодически разбавляя их историями. Поделился: «Сегодня мама пришла на концерт, помашите ей, она вон там. Она всегда мне говорит: Володя, ты слишком много ругаешься матом». Удивлялся: «Вы понимаете, что вы сломали клуб? У нас было однажды, что под нами сломалась сцена. Но там, думаю, дело было не в нас. А здесь сломать железный забор…». Спрашивал, кто откуда приехал — и шутил: «Вся Дубна сегодня здесь, все пятьдесят человек». Интересовался, как настроение, самочувствие — и не сломали ли мы балконы.
В середине концерта Володя объявил: переходим к песням танцевального толка. Заодно представил своих музыкантов: Кирилл Муравьев, барабаны. Бас — Александр Агафонов. Соло-гитара — Вячеслав Селезнёв. Звукорежиссер — Александр Бондаренко. Электрогитара Александр Русаков. Бросил: «Про себя не буду, я просто парень из деревни».
На «Нищей стране» Котляров попросил оставить только барабаны — и проверить, помним ли мы слова. Мужчина у бара яростно заорал: конечно, помним! Барабанщик заиграл свой парт — вокалист бросил: «Танцуй, Россия, гуляй, страна».
— Вынужден сообщить, что нас с вами семь тысяч и пять человек. Кричат только девочки. Да, примерно так кричат в женской бане, когда ошибся дверью. Теперь кричат мальчики. Примерно по 3 500. Сейчас по традиции — первую строчку поют девочки, вторую — мальчики, третью — сотрудники полиции, а четвертую — Александр Русаков.
Третью строчку так никто и не спел, зато с потолка посыпался золотой дождик. Атмосферно, ничего не скажешь.
Следующую песню — «Дядя Володя» — Котляров назвал «главным хитом этой весны» и попросил всех сделать тупые лица. У нас вроде бы получилось. На этой композиции мужчины у бара пустились в пляс. Орали с надрывом в голосе, оголтело перекрикивая музыкантов. После — в перерывах между песнями — один из них каждый раз повторял одну и ту же строчку: «дядя Володя, закрути нам гайки, дядя Володя, гайки закрути». Это всё было так неистово грустно.
Дальше нас ждал цикл песен о любви. К микрофону вышел басист Агафонов. Поинтересовался: «Как дела сзади? Как на балконе? А на этом? А на танцполе? Кто завтра собирается прийти? (Пара рук) Ага, понятно. Часто приходят по одному, потому что не с кем пойти, знакомятся — и образуются семьи». Отличная подводка к песне «Молодая семья».
Котляров продолжал вести диалоги с залом: «Какие песни спеть— весёлые или лирические? Предлагаю провести референдум. Полагаю, это будет единственный случай у нас, когда референдум что-то решает. Ответ очевиден: как и всегда, победил Владимир Владимирович Путин».
На «Пьяном контракте» ограждение снова не выдержало напора фанатов. Котляров пошутил: «Мы ломаем клуб, вы понимаете? Нас сейчас арестуют — и все, крышка… Давайте сделаем круг вокруг режиссерской будки. Медленный тихий сёркл-пит по часовой стрелке. Мы слишком сильно раскрутили гайки одной из предыдущих песен». Толпа послушалась, танцпол чуть потеснился — и вокруг звукорежиссера в замедленном темпе двинулся плотный поток из рук, ног, голов. Темп музыки ускорился — толпа вышла из сонного оцепенения и взорвалась в оголтелом угаре. После этого, будто извиняясь, сказал: «Не думайте, что я здесь в белой футболе, а вы там ломаете ноги. Скоро мы спустимся к вам, как на настоящем панк-концерте, где нет границ между публикой и музыкантами. Тем более что забор вы уже сломали».
На следующей композиции, «Это пройдет», Котляров остался на сцене один — с гитарой. Спросил: разбирается ли кто в гитарах, что скажете, настроена? А потом махнул рукой: на самом деле. это не важно. На второй части песни к нему присоединились музыканты, а зал вторил вокалисту: «Моя Россия сидит в тюрьме. Но верь же мне. Это пройдет».

Котляров грустно признавался: «Нас обвиняют в экстремизме. Да, мы против того, чтобы Россия была великой империей. Мы за то, чтобы Россия была для людей. Надежда — это мы». После этого музыканты сыграли «Уроки любви», а завершили первый день «Молодостью»:
— Четыре года назад мы играли в «Дождь-мажоре», и не было даже сцены как таковой. Сейчас я хочу, чтобы последнюю песню мы спели среди среди вас, потому что мы одна семья. Фотографы — отойдите, я хочу быть с пацанами и девчонками. Охрана — не участвуйте.

Музыканты уходили со сцены под песню Светланы Лободы «Твои глаза» — оригинально. Потом вернулись — вышли к фанатам, долго и терпеливо фотографировались, обнимались, ставили автографы. Так закончился первый день презентации Порнофильмов. До боли честно, пронзительно искренне.
Автор: Пашуто Ксения
Фотограф: Екатерина Хиндикайнен, Анастасия Михайлова