Найк Борзов – «Реакция на Солнце» – рецензия на клип

Найк Борзов – «Реакция на Солнце» – рецензия на клип

20 сентября 2019 года Найк Борзов представил клип на песню «Реакция на Солнце», после просмотра которого реакция зрителя может быть весьма неоднозначной.

Найк Борзов, Реакция а Солнце

При первом просмотре видео пытаешься всмотреться в кадры, чтобы найти единую нить, соединяющую их. Однако музыкальный ряд, врывающийся барабанной дробью на 35 секунде, переманивает внимание, и зритель превращается в слушателя, изредка вспоминающего, что тут вообще-то происходит движение.
Вызвано это в первую очередь контрастом между настроением, которое задают первые полминуты видео, и привычным радостно-ритмичным характером музыки, которую делает Борзов. Действительно, слушая песню отдельно от видеоряда, сложно воспринимать ее как повествующую о чем-то травмирующем. Человек, не посмотревший видеоклип, не почувствует в песне напряжения.

Обратимся к тексту.

«Я подхожу чуть ближе и начинаю плавиться.
Я ничего не вижу, все плывет и растворяется.
Давно уснувший внутренний вулкан
Очнулся, разрывая нас пополам…»

Первая мысль, что песня о любви и страсти, а «реакция на солнце» – довольно меткая для них метафора. Откуда же тогда в стихах отсылка к безумию, бегу без оглядки, безжалостности и удушающему нервному напряжению? Не слишком ли мрачно и безисходно для песни о любви?
У нас на руках оказывается три разных произведения, которые никак не хотят, не то что соединяться в одно, а даже сосуществовать вместе.

Кажется, пора возвращаться к видео.

Первый кадр, о котором хочется говорить – взгляд мужчины, с жестокостью и, кажется, состраданием смотрящего в экран телевизора, на котором хищник пожирает беззащитное животное. Следующие кадры расскажут нам и о том, кто страдает от этой жестокости, и о слабости, приказывающей бежать, вместо того, чтобы защитить себя. А пока рука тянется нажать паузу, чтобы всмотреться в эти глаза и попробовать найти ответ: откуда в этом звере сострадание?
Героиня клипа прячется за встречами с приятелями, сигаретами и алкоголем, движением без остановки от присутствующей в ее жизни жестокости. И пока она бежит, внутреннее напряжение растет. С каждым движением картинка в клипе становится более абстрактной, символичной. В какой-то момент кадры утреннего скандала и вечерних раздумий у костра, чередуясь, начинают быстро менять друг друга, как бы вычеркивая все, что было между ними. Как будто все это: побег, попытки забыться, уехать как можно дальше – не имело смысла.
Каков же финал? Героиня остается одна в огромном холодном пространстве то ли дождя, то ли слез. Ее взгляд в последних кадрах клипа, наполненный жалостью и отчаянием – очередной контраст. Один взгляд открывает тему насилия, второй заставляет задуматься о том, насколько близко жестокость ходит рядом с каждым из нас.

Я не скажу, что к концу просмотра клипа все три его составляющие объединяются. Нет. К концу просмотра зритель ощущает, что все они были едины изначально. Этот солнечный ритмичный звук, который только подчеркивает скорость, с которой мы пытаемся убежать от пожирающей нас изнутри боли, эти неискренне счастливые интонации, за которыми мы пытаемся спрятать действительное положение вещей от самих себя, эта надежда, что все проблемы исчезнут сами собой, потому что за окном лето.

 

Смотреть клип:

 

 

Автор Рецензии Елена Богачева
Фото: Официальная обложка сингла