Астраханские паузерн-рэперы Anacondaz выпустили EP «Мои дети не будут скучать» — сборник-рефлексию на то, что происходит с нами — и вокруг нас. Для группы это первая концептуальная работа — и она получилась круче, чем можно было представить. Стоит выразить благодарность устойчивой нервной системе членов коллектива — если вы не в курсе, то примерно летом Ортём проболтался о творческих планах, а потом ещё масла в огонь подлил и Noize MC, выложив в инстаграме свой куплет новой совместной песни с Anacondaz.
С тех пор настырные фанаты ни на день не переставали донимать парней с просьбой скинуть демку, выложить хотя бы «трек про Лёху», и каждый раз очень расстраивались, когда им отвечали вежливым — иногда не очень — отказом. «Рты» коллектива всячески троллили фэнов: шутили, что сводят EP в уме, кидали друг другу предъявы по поводу ненаписанных куплетов и все в таком духе. В общем, мини-альбом вышел в декабре вместо обещанного сентября. И меньше чем за неделю собрал 1 миллион прослушиваний во «Вконтакте» — несмотря на опасения слушателей, что он уже не будет актуальным (мол, трек про Лёху нужно было срочно выкладывать в разгар московских протестов).
EP открывает одноимённая интерлюдия «Мои дети не будут скучать»: нас словно морально готовят к тому, что весело не будет. Шутки остались на прошлых пластинках. Здесь музыканты максимально серьёзны — что, кстати, слышится по эмоциональному напряжению, ощущаемому в голосах. В первой интерлюдии мама собирает дочку на митинг, проверяя её «боеготовность», и снаряжает в путь. Уже здесь становится немного не по себе: уютный кондоминиум будто рушится на глазах, и ты видишь перед глазами все те картинки, которые бродили по интернету в августе-сентябре этого года. Хотя нет, даже раньше — уже весной этого года, когда полиция применила силу на «Hip-Hop MayDay» в Лужниках.
Вторым на EP идёт долгожданный фит с Noize MC, который начинается с сэмпла, где криповые голоса просят Санту «прочитать их письмо». Здесь — по моему впечатлению — нет единой истории, скорее три сюжета внутри одной композиции. Наверное, именно этот трек вызывает наибольшие вопросы — кажется, там всё-таки что-то не докрутили. В моей голове куплет Нойза про Лёху логично объединился с выложенным позднее куплетом Ортёма. Казалось, осталось дождаться куплета Сеги, и все, в принципе, парни уже могут не выпускать фит, сведем сами. Для меня стало откровением, что куплет Ортёма — это совсем другая песня, и я долго искала, где же там про боярышник и микрозаймы. Это больше такой фит-киборг — в принципе, вполне в духе времени, музыкальный симулякр. Но хорошо и чувственно сделанный, к этому вопросов нет.
На пластинке есть две песни, которые ранее были выложены синглами — «Синий кит» с Horus и «Иди за второй» с Максом Гирко. Если первый оставили практически без изменений, то второму придали иное, более мрачное и депрессивное звучание. Здесь тоже есть вопросы — группа упорно отказывалась выкладывать отдельные песни, так как, по словам Ортёма, там «эль концептуальность повышенная», однако на этом же EP мы видим композиции, выпущенные ранее. Кажется, что-то здесь не так, и нас по ходу немного обманывают. «Иди за второй» завершается лирическим отступлением, где мы вновь слышим уже знакомые голоса — мама встречает дочь и узнает, что они проиграли — «сегодня нас было слишком мало».
Завершается EP композицией «Бойня номер шесть» с 25/17, где удивительным образом соседствуют меланхолия и оптимизм. Нет, здесь не о том, что «бойня номер шесть — это будет жесть»: здесь о том, что «мы все что есть друг у друга — и теперь мы квиты». Агрессивные куплеты перемежаются с более легким припевом — все вместе это создает такую постапокалиптическую картину, где высказывание каждого из музыкантов заставляет задуматься и придаёт треку новое измерение. Кажется, именно здесь — уже окончательно — мы делаем выбор между «повеситься или повесить ружье». В пользу последнего.
Наверное, как и предыдущий альбом, этот EP зайдет не всем: да-да, здесь нет «членов и динозавров», и нет привычного стёба, приправленного сарказмом. Если «Я тебя никогда» — это такой танцевальный поп-панк, где смыслы скрыты и не проявляются при первом прослушивании, то «Мои дети не будут скучать» — это концентрированный смысл, пробивающий насквозь, как нашатырный спирт. Я бы сказала так, альбомы до «Я тебя никогда» — это портвейн, последний альбом — розовое шампанское, а свежий ЕР — это каберне-совиньон. Чем больше слушаешь, тем сильнее раскрывается букет: чувствуются нотки дыма, кожи, кедра, сигарного хьюмидора — и немного ванили. После него остаётся терпкое послевкусие. Его рекомендуется смаковать на кончике языка — и лучше не употреблять залпом: возможны осложнения в виде похмельного синдрома.
Автор рецензии: Ксения Пашуто
Фото: Анфиса Дмитриева