Легенды Отечественного Андеграунда. “ДК”.

Легенды Отечественного Андеграунда. “ДК”.

Начало биографии этой группы, оказавшей колоссальное влияние на московскую школу рок-музыки, да и на весь советский рок, есть смысл отнести к 1970 году, когда восьмиклассники 676-й московской школы, среди которых был и барабанщик Сергей Жариков (он же «Батя», род. 1956 г., Москва) организовали группу ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ, репертуар которой составлял традиционный набор тех лет из «битлов и роллингов».

ДК

В 1973 году Жариков поступает на факультет Прикладной Математики МИЭМ, и, сразу же – совместно с Сергеем «Шефом» Поповым (вокал, бас) и Александром «Биллом» Мирошниковым – собирает команду «5001» (считалось, что в Москве, по статистике, существовало тогда пять тысяч групп, и вот к ним присоединилась еще одна – таково происхождение названия ансамбля, исполнявшей песни исключительно из репертуара американской группы CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL).
В 1974 году, в связи с уходом Шефа в академический отпуск, к Жарикову и Биллу, пересевшего на электроклавесин (!) присоединяются Павел Бабердин (вокал, гитара) и Андрей «Крустер» Лебедев (вокал, бас). Вместе с названием, которое принес Бабердин (МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ), коренным образом сменился и репертуар. Теперь за его основу был взят западный хард-рок рубежа десятилетий: GRAND FUNK RAILROAD, LED ZEPPELIN и BLACK SABBATH. В том же году появились и первые русскоязычные шедевры Жарикова в стиле horror на гитарные риффы Крустера, ставшие потом репертуарным ядром легендарной Алеси Троянской и СМЕЩЕНИЯ Крустера-Грановского. Базой МЛЕЧНОГО ПУТИ был кунцевский ДК «Сетунь», где также базировались многие известные в то время ВИА.

Сергей Жариков объясняет концепцию
Сергей Жариков объясняет концепцию

В этом составе и под самыми различными названиями они объехали почти всю центральную Россию, устраиваясь на месяц в ту или другую филармонию и, гоняя по совхозам и колхозам, выдавали план на квартал.

Совмещать активную «просветительскую» деятельность с учебой в серьёзном институте было весьма трудно, и в 1977 году Билл с Батей перебираются в тушинский ДК «Красный Октябрь», в ВИА театральной студии при московском театре Советской Армии, где за техническую часть отвечал тогда Евгений Морозов – не столько музыкант, сколько талантливый актер и активный радиолюбитель, помогавший тогда очень многим московским меломанам в ремонте аудиотехники. Разумеется, все это наложило отпечаток и на лицо команды, основной формой существования которой стали дни рождения, свадьбы, праздники и прочие корпоративные вечеринки, где, собственно, и проявился талант Морозова. Название ансамблю – ЛИМОНАД – дал Мирошников, поскольку специально приглашенный в коллектив гитарист Дмитрий Яншин, специализировался в то время на музыке французских SPACE.
Однако впереди всех ждал «предолимпиадный» 1979 год – Год Великой Чистки. Сначала Морозов, а потом и Батя – пополняют ряды СА. И вот, сразу после дембеля, осенью 1980 года Сергей Жариков собирает группу, которой он же и дает название – ДК.

Лого ДК
Лого ДК

Первый состав ДК: Сергей Жариков (барабаны), Дмитрий Яншин (гитара) и Вячеслав Виш (бас), И. Аджубей — флейта.. Стиль группы – инструментальный арт-рок, джаз-рок. Через некоторое время группу покидает Виш, а на его место приходит Алик Махмутов. Долго в группе он не продержался, и с осени 1981 года штатным басистом ДК становится ярый поклонник «ковердейловских» DEEP PURPLE Сергей Полянских, с которым летом того же года Жариков познакомился на одной из «точек» крымского города Феодосия. Тогда к их дуэту подключился Сергей Лобанов из элитного поселка Приморский, и они все лето пропутешествовали по крымским санаториям и домам отдыха с концертами. Вернувшись в Москву, Жариков и Полянский решили не расставаться. Базой группы стал ДК завода «Динамо».

Один из немногих концертов ДК в первой половине 1980-х
Один из немногих концертов ДК в первой половине 1980-х

В 1982-м легендарную директрису ДК «Москворечье» Лунёву переводят в ДК МИСИС, и за ней туда же отправляется группа Жарикова. В том же году Яншин устраивает старого приятеля по группе ЛИМОНАД Е.Морозова на работу ведущим дискотеки Клуба общежития МИСИС с условием совмещения работы в группе. Бывший звукооператор группы «Млечный Путь» к тому времени увлёкся вокалом, манера и стиль которого далеки как от джаза, так и от рока, но вписываются в концепцию эстрадного мюзикла. А Жариков в срочном порядке занимается созданием собственного репертуара, благо опыт в этом деле у него уже был. На каждую из репетиций он приносит по 15-20 песен, которые тут же группа записывает на магнитофон, причем, «в линию» и без всякого пульта или микшера. Настольной книгой Жарикова по написанию им «музыки» стал обыкновенный учебник Способина.
Уже в 1982 г. выходят магнитоальбомы «Их нравы» и «Увезу тебя я в тундру» – сыроватые и явно сделанные наспех, однако за ними записи посыпались как из рога изобилия. Перечислять их нет необходимости. Практически все они сегодня представляют собой классику отеческой рок-музыки, многие из альбомов ДК ушли «в народ», их часто поют на тусовках, в компаниях, часто даже не зная авторства.

Один из немногих концертов ДК в первой половине 1980-х
Один из немногих концертов ДК в первой половине 1980-х

К концу 1982 года формируется второй состав «ДК»: С. Полянский — бас, С. Жариков — барабаны, Д. Яншин — гитара, Е. Морозов — вокал, М. Генералов — блокфлейта.
Близкое знакомство с народной жизнью во время филармонических гастролей придало песням Жарикова неповторимый стилистический колорит; неожиданное замещение газетного словаря народными метафорами и по сей день воспринимается свежо и актуально. Композициям часто придавался нарочито «халтурный» саунд, некоторые альбомы записаны даже с ухудшением частотных параметров, но за стилистической ширмой можно легко различить мастерство опытных музыкантов, недаром, кстати, Яншина называют одним из лучших советских гитаристов.

ДК 1983
ДК 1983

Ко второй половине 1983 года «ДК» приобретает известность в чисто эстетских «контркультурных» кругах, в первую очередь, благодаря магнитоальбомам, которые Жариков оперативно составляет из репетиционных записей и распространяет через сеть т. н. «писателей»-активистов и коллекционеров музыкального андеграунда, а также реакцией на них, расплодившихся к тому времени, подпольных рок-зинов. Альбомы «ДК» выходят под названиями «Шизгар» и «Голые ноги», оформление делает тоже Жариков. Однако в вынужденной ситуации отсутствия живых концертов популярность группы не выходит за пределы этого, достаточно узкого сообщества.

Панкфест в Зеленограде 1983 ДК (на заднем  плане слева - Свин)
Панкфест в Зеленограде 1983 ДК (на заднем плане слева – Свин)

В конце 1983 года, несогласный с общей художественной концепцией и явным доминированием Жарикова в группе, Евгений Морозов покидает коллектив, а уже в начале 1984-го сам автор песен и лидер группы попадает под прокурорский надзор – его обвиняют в «клеветнических измышлениях» (Статья 190-1: «Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй»). В результате – полный запрет на концертную деятельность, хотя на место Морозова Яншин уже пригласил великолепного музыканта Виктора Клемешева(труба, тенор-саксофон, вокал) – выпускника Тамбовского училища по классу трубы, работавшего до того солистом оркестра Ю. Мухина. Духовую секцию пополняют классический виртуоз из диксиленда Лебедева О. Опойцев (тенор-саксофон, баритон-саксофон), а за клавишные садится А. Белоносов, известный также по записям с группами «Альянс», «27 километр» и «Зодчие».

Панкфест в Зеленограде 1983 Свин и Женя Морозов
Панкфест в Зеленограде 1983 Свин и Женя Морозов

Принимается решение все силы бросить на производство записей, и только за 1984-85 гг. под лейблом «ДК» выходит около двух десятков альбомов, Подпольный статус только прибавил уверенности в правильности выбранного пути и поддал драйву. Студийная работа не прекращается ни на минуту. К Жарикову и Ко приходят: выдающийся саксофонист Сергей Летов (старший брат Егора Летова – лидера ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ), яркий и комичный Владимир «Вольдемар» Беклемишев (один из создателей космического «Бурана»), дотошный Сергей Дмитренко и, конечно же, музыкальный и артистичный Игорь Белов – в компании которых записываются все новые и новые альбомы.

Трио ДК 1985
Трио ДК 1985

1986 год. Неудовлетворенная потребность музыкантов в общении с публикой (тривиальная невозможность заработать денег собственным творчеством) породила сольный проект гитариста ДК Дмитрия Яншина, который он назвал ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ. В отличие от весьма энигматичного «декашного» концептуализма Жарикова, команда Яншина предлагала живой и веселый, в основе своей, пародийный арт-рок с модными тогда «металлическими» элементами. Действительно, до запрета группе ДК удалось провести лишь три (!) концерта: в подмосковном Жуковском и два – в Зеленограде. Попытки концертировать вопреки установкам власти успехов не имели, и мероприятия были жесточайшим образом «свинчены»: в 1985 году в ДК им. Русакова (вместо ДК пел Градский) и в 1986-м в Косино.

Жариков
Жариков

С. Жариков знакомит Яншина с руководителями фольклорного ансамбля «Край» П. Рец и Ю. Дружкиным (Жариков работал с ними в отделе Н. Злобина Министерства Культуры РСФСР, 1980-81), в день взрыва Чернобыльского реактора проходит совместный концерт «ДК» и ансамбля «Край» (магнитоальбом «Павидение в быту», 1986), а спустя несколько лет «Край» записывает с «Весёлыми Картинками» альбом «Символ веры» (1993).
Тем не менее, С. Жариков продолжает экспериментировать со звукозаписью вместе с третьим составом «ДК»: Д. Яншин — гитара, С. Полянский и О. Андреев — бас, А. Белоносов — клавиши, В. Клемешов — вокал, труба, саксофон, С. Летов — флейта, саксофон, бас-кларнет, О. Опойцев — саксофон, С. Жариков — барабаны, И. Белов — вокал, гитара. На записи начинают приглашаться и другие известные музыканты, в частности, А. Скляр и А. Никитин из группы «Ва-Банкъ», Ю. Орлов, О. Андреев и И. Лень из «Николая Коперника», Д. Кутергин и И. Соколовский из «Ночного Проспекта», осуществляется запись целых альбомов с будущей родоначальницей Русского Панк-Симфонизма Bret Diamond, она же Людмила «Терри» Колот и природным обладателем редкого по тембру и диапазону голоса (контртенор) Алексеем Вишней ( с ним был записан альбом «Непреступная забывчивость»).

Вишня
Вишня

По аналогии с модальным джазом, базирующимся на модальном принципе организации музыкального материала, Жариков и его коллеги стали пионерами так называемого «модального рока» — сложной, насыщенной диссонансами музыки, не изменив концептуальной оптике более раннего периода творчества группы и, одновременно, сохранив традиции и особенности классического рок-высказывания. Группа постепенно превращается как-бы в некий студийный продюсерский центр Сергея Жарикова. Его песни звучат на концертах «Весёлых картинок» и группы В. Клемешова и С. Полянского «ПроцеSS» (ещё одной легальной группы запрещённых «ДК»).

ПроцеSS
ПроцеSS

Во второй половине 80-х Жариков неожиданно увлекается новым жанром – «радиотеатром», или, как его называют иначе, «word music». В альбомах «Гиенно-огненное», «Минное поле им. 8 марта», «Черная ленточка», «До основанья а затем», «В гостях у Ветерана» в качестве материала используются коллажи из текстов, нелепые рекламные обрывки, речи политиков прошлого и музыкальные приметы быта в таком сочетании, которое раньше не встречалось в отечественной рок-музыке. Это и корявое наигрывание рифа из «Дыма над водой», и сладкий китч оркестра русских народных инструментов, и даже музыка С.С. Прокофьева, на которой построен альбом «Зеркало – души».

Жариков
Жариков

Альбомы Жарикова и его коллег сродни картинам Григория Брускина: каждый из фрагментов их мозаичной структуры раскрывает одну из мифологем современного общественного сознания и в то же время отражает его целостную модель. Отсюда и почти полный отказ в песнях ДК от авторства – их, выступающие «авторами», герои анонимны – персонаж, изливающий душу после прихода из армии, орущий свои откровения под блатные аккорды гитары («ДМБ-85») или некий «закрытый гражданин», у которого и жена, и магазин, и вино – «закрытыё»… Такое развенчание имиджа социалистического преуспевания советской эпохи, дегероизация розовых персонажей «садово-парковой культуры» наблюдалось лишь в литературе, правда, неиздававшейся, и кинофильмах, долгое время лежавших на полке.

ДК
ДК

В январе 1990 вышел последний магнитоальбом ДК «Пожар в мавзолее», который как бы завершает серию альбомов, записанных в жанре «радиотеатра». Это, наверное, и дает основание Жарикову утверждать, что запись новых альбомов его больше не интересует. В 90-х он занялся публицистикой, выпускал журнал АТАКА, который послужил образцом для создания нового стиля интеллектуального журнала. Это шаг Жарикова в сторону социального дизайна не случаен: с 1991 года цензура была официально отменена, получил развитие Интернет – искусство стало перформативно, превратилось в сплошной action самой личности художника, как мастера смысловых инсталляций.

Мамонов, Жариков, Липницкий
Мамонов, Жариков, Липницкий

Надо еще сказать о том, что группа заметно повлияла на такой жанр графического искусства, как оформление альбомов. Обложки для магнитофонных альбомов ДК выполняли многие известные художники и графики: Кирилл Миллер, Олег Котельников, Юрий Непахарев, Игорь Сергеев, Игорь Иванов, Владимир Родзянко, Ольга Померанцева, Нина и Александр Волковы, Сергей Якушев и др. Обложка альбома «Геенно-огненное» заняла в 1998 году Второе место на конкурсе обложек, проводимом издательством ИМА-пресс в номинации «Независимая музыка».

Кинчев, Мамонов, Жариков, Шумов, БГ
Кинчев, Мамонов, Жариков, Шумов, БГ

Спустя 10 лет — 15 апреля 2001 года в рамках презентации очередного номера журнала «КонтрКультУра» в московском клубе «Точка», группа «ДК» отметила 20-лет со дня своего создания.

ДК 2001
ДК 2001

В книге Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока», были представлены сразу три альбома «ДК» («Лирика», «ДМБ-85», «Непреступная забывчивость»).

ДК 2001
ДК 2001

Оглядываясь назад, можно смело утверждать, что по дерзости обращения с социальными концептами Жарикову равных не было. В творчестве Жарикова наличествует широкий спектр самых различных смысловых ссылок: от классической академической и аутентичной музыки, коллекционером которой он является, до актуальных жанров и явлений тех лет: джаз-рок, Rock In Opposition (RIO), краут-рок, плеяда прото-панк-групп (например, «The Velvet Underground»), классический панк и постпанк, советские ВИА (в частности, «Весёлые ребята» и составы ВИА ранних 70-х, в которые массово перетекли в тот момент музыканты независимых рок-групп 60-х годов).

ДК 2001
ДК 2001

Песня группы «Новый Поворот» использовалась в фильме Алексея Балабанова «Груз-200». Один из администраторов «ДК» (Виктор Алисов) чуть позже стал продюсером популярнейшего российского фильма «ДМБ», саундтреком для которого и должны были стать песни из легендарного альбома «ДМБ-85» (вошла только одна «Идёт хороший Человек» (кавер от группы «Паровоз»)). А песня «В детстве все меня считали тихим» использована Максимом Пежемским в фильме «Как бы не так» (2003).

Жариков 2001
Жариков 2001

В 1988 году Жариков становится доверенным лицом, архивариусом и первым издателем книг («Протоколы Советских Мудрецов»: изд-во «ШаКур» — 1989 г.; «Князь Мира Сего»: изд-во «Молодая Гвардия», «ШаКур-2» — 1992 г.; «Красная Каббала» в 3-х выпусках: изд-во «Русское Слово» — 1993 г.) Григория Климова (Игоря Калмыкова). В рамках издательства «Русское слово» (совместно с И. Дьяковым — 1993-95 гг.), впервые на постсоветском пространстве выходят произведения И. Солоневича, Ж. Дуйе, М. Серрано, Б. Муссолини, Т. Герцля, Ю. Эволы и др. (редактор издательства). Лауреат премии журнала «Молодая Гвардия» за 1990 г.

ДК 2001
ДК 2001

В 1991—1993 годах — не будучи партийным, член избирательного штаба, советник и пиарщик В. В. Жириновского. Считается первым его имиджмейкером. Колумнист еженедельника «Хозяин» (приложение к газете «Труд»), где был запущен известный мем про «папу-юриста» (июль 1991). В 1992 году — главный редактор газеты «Сокол Жириновского», министр культуры «теневого кабинета» ЛДПР; в 1993 редактор журнала «К Топору» (именно там, впервые, в тезисах Национал-Радикальной партии (предтеча НБП) появилось словосочетание «новые русские»), что позволило авторам весьма популярной книги «Lords of Chaos: The Bloody Rise of the Satanic Metal Underground» (1998) назвать Жарикова молодёжным гуру российской «антисистемной» музыкальной сцены.

Клемешев 1992
Клемешев 1992

В 1994—2001 — издатель и главный редактор журнала «Атака» (с 1996 входит в обойму изданий Хартии «Европейские Синергии» — Париж-Брюссель, в числе подписчиков штаб-квартира НАТО), организатор Московского отделения Хартии (1996). С 1996 по 1999 организатор и ведущий еженедельного семинара «Нация и Государство» при Комитете по вопросам геополитики ГД РФ (вместе с А. Архиповым). Постоянный автор журналов «Ухо» (запрещён в 1984), «УрЛайт», «Русский Рок», «КонтрКультУра» и др. Публиковался в изданиях самой разной направленности: от «Независимой газеты», «Давай! Давай!», «Загубленного детства» и «Нового Взгляда» до таких, как «Советский патриот», «День», «Газета духовной оппозиции», «Завтра», «Национальная республика», «Начало», «Русский вестник» или журнал «Кубань». Продюсер 20-томной «Антологии Нового Русского Рока» — Recommended Records SpecialRadio Media Project (2003—2006), редактор и составитель энциклопедии-хрестоматии, посвящённой истории советской неакадемической музыки второй половины XX века — «Музыкальная Анатомия Поколения Независимых» (Специальное Радио, М.: 2006). Продюсировал сольные альбомы Алексея Дидурова, групп «ДДТ» («Время», 1985), «Югра» («Зори и Зарницы», 2003), «Дай дарогу!» («Supersession», 2006), «Мимо Проходили» («Утро на Тральфмадоре», 2006).песня «В детстве все меня считали тихим» Максимом Пежемским в фильме «Как бы не так» (2003), а «Новый Поворот» вошла в саундтрек фильма Алексея Балабанова «Груз-200» (2007). Лауреат премии «Нонконформизм — 2017» (за последовательное служение идеалам андеграунда).

Жариков 2017
Жариков 2017

В 2017 году Сергей Жариков опубликовал трилогию Leçons des ténèbres — коллекция художественных эссе в жанре underground philosophy. Первый том «К.Н.И.Г.А.» представляет собой сборник программных текстов и манифестов. Второй — «Без БЛЯ» — автор дал подзаголовок «персональный вербальный интерфейс к реальности», а «Й.ОБАНА» — третья часть триптиха — как бы завершает «постмодернистское “потоковое” высказывание, где способом производства мысли является авторское письмо, демонстрирующее само становление смыслов и продолжает процесс разрыва становления в ткани расчисленного механического времени и пространства, совершая то самое действие “временения со-временности”, которое маркирует время ощущением первостатейной новизны и превращает его в самостоятельный художественный артефакт» и, во многом, служит комментарием к первым двум томам.

А в 2020 году вышла четвёртая книга Сергея Жарикова под интригующим названием «Правотроцкистская банда Диверсантов, Шпионов и Убийц перед Судом Народа», презентация которой прошла в в магазине “Дом Культуры” при полном аншлаге, не смотря на объявленный карантин.

ДК
ДК концерт в 2001 г.

Группу любили и любят если не по всей территории бывщего СССР, то уж России точно. Исключение – Питер. Там так и не «въехали» в «ДК», впрочем там и в «Центр», и в «Среднерусскую Возвышенность» тоже не «въехали». И я думаю знаю причину этого. Да простят меня друзья и коллеги из Питера, но чтобы понимать такую музыку, нужно не быть снобом. А в Питере со снобизмом, похоже, рождаются, он там у 90% жителей в крови. Так , например Александр Старцев (главред знаменитого самиздатовского журнала «Рокси») считал «ДК» «халтурой, спекуляцией на модной теме». Но есть (были) и те, у кого снобизм отсутствует (отсутствовал) напрочь (Вишня, Свинья, Курёхин, например). Вот они-то как раз любили и любят творчество «ДК» очень сильно.

Участники группы:
Сергей Жариков — ударные (1980—1990, 2001)
Дмитрий Яншин — гитара (1980—1989, 2001) †
Сергей Полянский — бас-гитара (1981—1989, 2001)
Александр Белоносов — клавиши (1984—1985, 2001)
Иван Аджубей — флейта (1982)
Андрей Литягин — фортепиано (1983)
Михаил Генералов — блокфлейта (1983—1984)
Олег Опойцев — саксофон (1983—1986) †
Вячеслав Виш — бас-гитара (1980)
Виктор Клемешов — гитара, труба, саксофон, баян (1983—1989)
Олег Андреев (ВК) — бас-гитара (1986—1988) †
Игорь Белов — гитара (1985—1990, 2001) †
Сергей Летов — саксофон (1984—1990, 2001)
Юрий Царёв — фортепиано, труба (1984)
Алексей Орлов — синтезатор, клавиши (1984)
Артём Блох — фортепиано (1984) †
Владимир Колосов — фортепиано (1985)
Юрий Орлов — саксофон (1986—1989)
Игорь Лень — клавиши (1986)
Олег Андреев (НК) — бас-гитара (1986—1989)
Владимир «Вольдемар» Беклемишев — балалайка (1987)
Алексей Никитин — гитара (1987)
Александр Скляр — гитара (1987)
Константин Брагин — гитара (1986—1987)
Сергей Дмитренко — бас-гитара, клавиши (1987—1988)
Илья Ляхов — клавиши (1988—1989)
Алик Махмутов — бас-гитара, виолончель (1980—1981, 1985—1986) †
Андрей Соловьёв — труба (1986—1987)
Иван Соколовский — клавиши (1986) †
Дмитрий Кутергин — скрипка (1986)
Вокалисты «ДК»
Евгений Морозов (1982—1983)
Сергей Жариков (1984—1989)
Игорь Белов (1985—1989, 2001) †
Виктор Клемешов (1985, 1988)
Андрей Ганшин (1986) †
Людмила «Терри» Колот (1986) †
Владимир Токмаков (1986) †
Иван Сидоров (1986, 1989)
Александр Скляр (1987)
Алексей Вишня (1987—1988)
Владимир «Вольдемар» Беклемишев (1987—1988)

ДИСКОГРАФИЯ
Оригинальные магнитоальбомы
Основная информация о дискографии в магнитоальбомах взята с официального сайта группы.

Номер альбома Название Год издания Годы записи
1 Шызгар 1982 1982
2 Голые ноги 1982 1982
3 Увезу тебя я в Тундру 1983 1983
4 Их Нравы 1983 1983
5 Бога нет 1984 1983
6 Маленький принц 1984 1983
7 Кисилёв 1984 1983
8 Анна Каренина лив 1984 1984
9 Второе апреля 1984 1984
10 Десятый молодёжный альбом 1984 1982 — 1983
11 Оркестр Девушки Кати 1984 1983 — 1984
12 Прекрасный новый мир 1984 1984
13 Пар Культуры 1984 1983
14 Танцы-Шманцы-Брамсы 1984 1984
15 ДМБ-85 1985 1985
16 Клизьма — продажная девка империализьма 1985 1985
17 Лирика 1985 1983, 1984
18 Стриженая умная головка 1985 1983
19 Колорадские жуки 1985 1985
20 Снова любовь поселитца 1985 1983 — 1984
21 Это — жизнь 1985 1983 — 1985
22 Не без Чебурашки 1985 1983 — 1985
23 Чашка Чая 1986 1985 — 1986
24 Павидение в быту 1986 1986
25 Геенно-огненное 1986 1986
26 Птица счастья завтрашнего дня 1986 1983 — 1986
27 Минное поле им. 8 марта 1986 1985 — 1986
28 Цвети и здравствуй молодость 1986 1986
29 На фоне Лебедя-Кумача 1987 1986
30 Небо становится дальше 1987 1987
31 До основанья а затем 1987 1987
32 Март 1987 1987
33 1948 1987 1987
34 Непреступная забывчивость 1988 1987
35 Чёрная ленточка 1988 1988
36 Зеркало — души 1988 1988
37 Цветочный король 1989 1983, 1985, 1989
38 Оккупация 1989 1985, 1989
39 В гостях у ветерана 1989 1983, 1987, 1989
40 Пожар в мавзолее 1990 1988 — 1989

Студийные альбомы (CD)
Представляют собой переиздания советских магнитоальбомов в CD-варианте или компиляции-сборники из 2 CD, на которых содержатся программы двух разных альбомов.

Год выпуска Название Год выпуска оригинального альбома Комментарии к альбому/компиляции

1994 Десятый молодёжный альбом 1983 Напечатан в Австрии
1995 Лирика 1982 В описаниях альбома в своё время была допущена ошибка, так как оригинальный магнитоальбом был записан в 1983 году, но выпущен только в 1985-м. Был издан в США
1995 Непреступная забывчивость 1988 Напечатан в Австрии
1995 Пожар в мавзолее 1990 Был издан в США
1996 Стриженая умная головка 1984 Напечатан в Австрии
1996 Геенно-огненное 1986
1997 Чашка Чая 1986 Был издан в Японии
1998 ДМБ-85 1985 Напечатан в Швеции
1998 Чёрная ленточка 1987, 1988 Двойник-компиляция с программами двух разных альбомов: 1 CD — «До основанья а затем» (1987), 2 CD — «Чёрная ленточка» (1988). Напечатан в Швеции
2001 Голые Ноги 1983 Имеется описание «Без говна», так как имеется версия альбома «с говном», которая включена в двойник-компиляцию «Бога нет»
2001 Бога нет 1983, 1984 Двойник-компиляция с программами двух разных альбомов: 1 CD — «Голые ноги» (1983), 2 CD — «Бога нет» (1984)
2001 Маленький принц 1984 Программа оригинального магнитоальбома дополнена программой из магнитоальбома «Кисилёв» 1984 года
2001 Снова любовь поселитца 1984 В основу диска вошла программа альбома «Второе впреля»
2001 Оркестр Девушки Кати 1984, 1987 В основу диска вошла программа магнитоальбомов «Прекрасный новый мир» (1984) и «Цвети и здравствуй молодость» (1986)
2001 Оккупация 1985, 1989 Двойник-компиляция с программами двух разных альбомов: 1 CD — «Оккупация» (1985, 1989), 2 CD — «В гостях у ветерана» (1989)
2002 Минное поле им. 8 марта 1985
2002 Москва Колбасная 1984, 1986 Двойник-компиляция с программами двух разных альбомов: 1 CD — «Март» (1986), 2 CD — «Москва колбасная» (1984)
2002 Семья цветочных королей 1988, 1989 Двойник-компиляция с программами двух разных альбомов: 1 CD — «Цветочный король» (1989), 2 CD — «Зеркало — души» (1988)
2002 ОПЕRА МАГNUМ 1981—1984 Двойник-компиляция с программами с 5 разных альбомов: «Увезу тебя я в Тундру» (1981—1983), «Шызгар» (1982), «Их нравы» (1983), «Пар культуры» (1983), «Кисилев» (1984)

Кассетные релизы (MC)
Переизданные альбомы на MC студией «Колокол» в 1996—1997 годах.

Год выпуска Название Год выхода оригинала
1996 Стриженая умная головка 1985
1997 Бога нет 1984
1997 Второе апреля 1984
1997 ДМБ-85 1985
1997 Чашка чая 1986
1997 В гостях у ветерана 1986

Антология «Legacy»
В 2006 году студией «SS Records» (входит в дистрибуцию Sintez) была предпринята попытка выпустить серию «полных» альбомов группы «ДК» с обновлёнными и отреставрированными версиями старых композиций группы (1981—1989 годов), куда вошло немало из неопубликованного ранее материала. Серию новых альбомов условно назвали «Legacy», в результате в одах вышло 9 альбомов в диджипаках, каждый из которых имел собственную музыкальную и концептуальную программу. Таким образом, это издание представляет собой публикацию наследия группы «ДК» в формате «собрания сочинений», впрочем, отнюдь не полного.

Год выпуска Название Программа альбома Объём/содержание диджипака
2006 Mozart 46 самых популярных песен группы (том первый) 2 CD
2006 Странные игры запрещённой рок-группы (с орехами и вафлями) Музыкальное «продолжение» предыдущего альбома — сборка более экспериментальных, но тоже, достаточно известных композиций группы (том второй) 1 CD
2006 Национальный проект Сюита на тему советского быта, выдержки из радиоспектаклей и альбомов «ДК», записанных в годы перестройки (том третий) 1 CD
2008 Тонкая эфирная субстанция Коллекция самой экспериментальной и наиболее интересной в музыкальном плане музыки (том четвёртый) 1 CD
2008 Это твоя Родина, сынок! Сборник популярных песен, не входящих в предыдущие выпуски (том пятый) 1 CD
2008 Ты стояла у моря Музыкальный спектакль в жанре spoken word с «патриотическим» уклоном (том шестой) 1 CD
2008 СТЕРЕО Компиляция менее известных песен «ДК» 1982—1989 годов, не входящих в предыдущие выпуски (том седьмой) 1 CD
2008 Наши и ваши Компиляция наиболее «камерных» и нестандартных композиций группы (том восьмой) 1 CD
2010 Поведение в быту Компиляция spoken word в одно высказывание композиций из альбомов «Геенно-огненное», «Минное поле им. 8 марта» и «1948», выполненная в жанре радиоспектакля (том девятый) 1 CD с музыкой и 1 DVD с видеозаписью юбилейного концерта «ДК», посвящённому 20-летию группы

Альбомы и сборники, не включённые в официальную дискографию
Год выпуска Название Описание
1983 «Пунк-Роск или Лучшие Звуки Диван-Кровати» / «Best Of…» Сборник самых популярных композиций группы за 1983 год. Магнитоальбом студии Fuzz
1984 «Студия Аванкич» Сборник самых популярных композиций группы за 1984 год. Магнитоальбом студии Аванкич

Изданное за рубежом
Год выпуска Название Описание
1987, 1988 «Rocking Soviet» Две французские виниловые пластинки с одинаковым оформлением, но разным содержанием. Одна пластинка «Rocking Soviet» (1987, вышла двумя тиражами) представляет собой «гигант» из сборника наиболее популярных на тот момент песен советских рок-групп «Телевизор», «Кино», «Центр», «Калинов Мост» и «Облачный Край» с одной стороны диска и «ДК» с другой (где вторая сторона полностью посвящена группе «ДК»). Другая пластинка «Rocking Soviet» (1988) это 45-оборотный сингл, состоящий из композиций только группы «ДК» — «Кисилев» и «Честно».

Индивидуальные записи
Год выпуска Название Описание
1992 «Клемешев на флэту» Квартирный концерт Виктора Клемешева в 1992 году.

Бутлеги

1985 Союз Архангела Михаила
1994 Концерт в R-клубе
2002 Квартирник на Коломенской
2004 Репетиционные записи

Официальный сайт группы ДК: http://www.letov.ru/DK/

Официальное сообщество группы ДК в социальной сети ВКонтакте – 

Неофициальное сообщество группы ДК в социальной сети ВКонтакте – 

Подготовил Евгений Бунтов. Использованы материалы официального сайта группы ДК и лично Сергея Жарикова ( спасибо, дружище).

Фотографии взяты из открытых источников в сети Internet. Где возможно, указано авторство фото.

Послушать композиции группы можно здесь –  и в анонсе данной статьи.