Легенды Отечественного Андеграунда. “Диалог”

Легенды Отечественного Андеграунда. “Диалог”

Эффектный, мелодически изобретательный и профессионально исполненный арт-рок группы ДИАЛОГ был необычайно популярен в первой половине 80-х и оказался одним из немногих удачных примеров деликатного использования отечественным роком образцов серьёзной поэзии. Позднее он с непременным успехом примерял на себя и другие жанры – от реггей до металла – всегда оставаясь творчески состоятельным и убедительным.

Диалог 1988
Диалог 1988


Кто-то скажет : “Какой же это андеграунд? “Филармонический рок”, ВИА, псевдо-рок. А сейчас Брейтбург вообще пишет для попсы!”. Категорически не соглашусь. И вот почему. Большинство из нас в юности резки в суждениях и бескомпромиссны. Но в зрелом возрасте часто это всё куда-то испаряется, а если нет, то стоит говорить о психологических проблемах у таких людей, а не о какой-либо принципиальности. Если человек является профессиональным музыкантом, то сотрудничество с филармониями его не пугает, а скорее наоборот. И говорит это скорее о его профессионализме. Работать от филармонии людей не имеющих хорошо играть на музыкальных инструментах элементарно не брали. Можно конечно восхищаться какой-нибудь группой тусующей по подвалам и сквотам, не умеющей толком играть, никому неизвестной (кроме пары-тройки друзей), зато бескомпромиссной наглухо. А можно думать по-взрослому и понимать мотивы музыкантов, которые идут работать в филармонию (во времена СССР) или играть в сопровождающих составах поп-артистов, тех что играют и поют “вживую” (в настоящее время). От мнения какой-нибудь оголтелой группки молодёжи, этаких труъ-роцкерофф, великие музыканты и группы, работавшие во времена СССР в филармониях, не перестанут быть рок-музыкантами. Ни Александр Градский со “Скоморохами”, ни “Автограф”, ни “Цветы”, ни “Ария”, ни “Круиз”, ни “Чёрный Кофе”, ни “Машина Времени”, ни “Пикник”, ни “Зодчие”, ни многие-многие другие. В том числе и сегодняшние герои – группа “Диалог”. Тем более, что работая от филармоний (или других официальных концертных организаций), они продолжали гнуть линию рок-музыки, и играли зачастую жёстче, чем играют сейчас некоторые завсегдатаи “Нашего Радио”, считающие себя мега-рокерами и гнущие периодически по этому поводу пальцы.

ансамбль "корды". г.Николаев. 1970г.
ансамбль “корды”. г.Николаев. 1970г.

После такого достаточно длинного вступительного слова перейдём к всё-таки к рассказу о группе “Диалог”.
Группа появилась на свет в 1978 в приморском Николаеве, на юге Украине. Её основатели, Кимол “Ким” Брейтбург (р.10.02.55 в Львове), клавишные, гитара, вокал, Виктор “Клим” Литвиненко (р.7.04.55 в Николаеве), гитара, и Анатолий “Дея” Дейнега (р.16.12.55 в Николаеве), барабаны, впервые встретились ещё в 1969 в школьной группе КОРДЫ, которая играла на танцах, как правило, свежие западные хиты. Три года спустя они по естественным причинам расстались: окончив школу, Ким поступил в местное музыкальное училище, где посещал сразу два факультета – теории музыки и композиции, а права на остальных предьявил военкомат.

ансамбль "корды". г.Николаев. 1971г.
ансамбль “корды”. г.Николаев. 1971г.

Играть Брейтбург, тем не менее, не перестал. Главным учебным заведением Николаева был Кораблестроительный институт. При нём имелся студенческий клуб, а в нём своя группа GAUDEAMUS, состав которой менялся по мере того, как одни будущие корабелы поступали в НКИ, а другие оттуда выпускались. Тогда-то на пути Кима встретился бас-гитарист Виктор “Вица” Радиевский (р.18.01.56 в Николаеве).

Виктор Радиевский
Виктор Радиевский

В 1974 Брейтбург, к тому времени изгнанный из училища за излишнюю любовь к рок-н-роллу, решил попытать счастья на профессиональной сцене. Собрав компанию приятелей-музыкантов (её основой стала группа ШЕСТОЕ ЧУВСТВО) и взяв имя ФОРСАЖ, он предложил свои услуги Джезказганской Филармонии. На работу их взяли, но переименовали в БАЙКОНУР – благо, главный советский космодром находился неподалёку. К тому времени Ким уже сочинял песни, но основу репертуара группы, как и прежде, составляли англоязычные кавера, эстрадные хиты и непременный официоз. Там в состав группы влился Сергей Васильченко, флейта, клавишные, вокал.

Сергей Васильченко
Сергей Васильченко

Год спустя они вернулись в Николаев, а Брейтбург и вокалист БАЙКОНУРА Олег Соколиков влились в ряды GAUDEAMUS, который в ту пору приобрёл сильный и творчески состоятельный состав. В 1975 они впервые побывали в Питере, выступив в тамошней Корабелке со своей интерпретацией рок-оперы “Jesus Christ Superstar”, а годом позже поставили уже свой рок-спектакль “Земля людей” – получасовое представление с чтением стихов, костюмами и световым шоу по мотивам творчества Антуана де Сент-Экзюпери.

Как бы то ни было, желание донести своё творчество до максимально широкой аудитории не оставляло Брейтбурга, поэтому немного позже его занесло в филармонию Новосибирска, где его группу обозвали ГУЛЛИВЕРОМ, а её состав усилил николаевский музыкант Михаил Пирогов (экс-ГАРМОНИЯ), гитара, вокал. В 1977 они вернулись в Николаев, к сотрудничеству с театром НКИ и группой GAUDEAMUS, хотя недолго числились в местной филармонии как участники ВИА ПОЮЩИЕ ЮНГИ – он был создан на основе популярной местной группы СКИФЫ.

Ким Брейтбург
Ким Брейтбург

В августе 1978 Кима пригласили в Донецкую филармонию, предложив работу и относительную творческую свободу. В группу, которая раз и навсегда взяла имя ДИАЛОГ, вошли Ким Брейтбург, клавишные, гитара, вокал, Виктор “Клим” Литвиненко и Михаил Пирогов, гитары, Виктор “Вица” Радиевский, бас, Сергей Васильченко, флейта, клавишные, вокал, и Сергей Бабков (экс-РУКА ОБ РУКУ), барабаны. Чуть позже в ДИАЛОГЕ появилась ещё одна обитательница Николаева Анна Салмина, скрипка, вокал.

Виктор Литвиненко
Виктор Литвиненко

Весь следующий год группа искала общий язык и свой звук, сыгрываясь и формируя новую программу. Не готовый к гастрольной жизни Бабков вернулся в Николаев и к игре на танцах с РУКА ОБ РУКУ. Салмину вскоре переманила СИНЯЯ ПТИЦА, хотя позднее она пела в БРАВО и выступала соло. За барабаны взялся Анатолий Дейнега, успевший отметиться в николаевском ФРЕГАТЕ.

Музыка, к которой тогда тяготели Брейтбург и его коллеги, предполагала сложные аранжировки, поэтому в ДИАЛОГ пришла секция духовых в составе: Александр Пирожков, тенор-саксофон, Юрий Ларин, труба, и Владимир Бесенов, тромбон. Группа играла арт-рок и фьюжн, собственный материал и эстраду, в том же 1978 стала лауреатом II Всесоюзного конкурса артистов эстрады в Запорожье и своими силами поставила спектакль “Слово об Игоревом походе” по мотивам выдающегося памятника русской словесности, с которым целый год разъезжала по стране.

Диалог выступление на фестивале "весенние ритмы - 80". тбилиси, 1980г.
Диалог выступление на фестивале “весенние ритмы – 80”. тбилиси, 1980г.

В марте 1980 ДИАЛОГ принял участие в фестивале “Весенние Ритмы. Тбилиси 80”, где показал первое из своих масштабных музыкальных полотен – сюиту “Под одним небом” на стихи Семёна Кирсанова. Они имели успех и заняли третье место (уступив лишь МАШИНЕ ВРЕМЕНИ, MAGNETIC BAND, АВТОГРАФУ и ЛАБИРИНТУ из Батуми), а Брейтбург был отмечен как лучший вокалист (надо заметить, более, чем заслуженно).

В том же году, гастролируя по Украине, ДИАЛОГ попал в поле зрения представителей Кемеровской Филармонии (в то время считавшейся едва ли не самой “прогрессивной” в СССР) и перешёл под её крыло, что помогло всегда стремившемуся к технической безупречности и совершенству ДИАЛОГУ ощутимо улучшить свою материальную базу.

Диалог "Я - человек" 1982 год
Диалог “Я – человек” 1982 год

Летом 1980 ДИАЛОГ выступил на менее революционном, но по тем временам очень престижном песенном фестивале в Сочи и опять-таки стал лауреатом. К концу года группу покинул Пирогов, следом исчезли все духовики, но тут же появились гитарист Юрий Никифоров (экс-РУКА ОБ РУКУ) и певец Владимир Ларченко. Немногим позже их директором стал Дмитрий Закон, с конца 60-х клавишник нижегородской группы ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ и ряда провинциальных ВИА, а потом администратор ансамбля ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ.

Юрий Никифоров
Юрий Никифоров

Успех в Тбилиси и олимпийская оттепель начала 80-х позволили ДИАЛОГУ отказаться от формального эстрадного репертуара и целиком переключиться на собственное творчество. В 1982 они поставили очередной opus magnum Брейтбурга, сюиту “Я – человек” (на стихи народного поэта Литвы Юстинаса Марцинкявичуса). В музыкальном отношении она, во многом, перекликалась с арт-роковыми альбомами GENESIS и YES, хотя Брейтбург, безусловно, обладал достаточно самобытным мелодическим даром, а их исключительно эффектное и органично вписывавшееся в структуру концерта-спектакля лайт-шоу, пожалуй, до сих пор не имеет аналогов.

Диалог 1982
Диалог 1982

Концерты группы, как правило, состояли из двух отделений: в первом слушателям предлагалась очередная сюита, а во втором песенная программа, где ДИАЛОГ демонстрировал свою способность сочинять броские, мелодически выразительные номера, в которых уживались элементы новой волны, рэггей, рок-н-ролла и т.д. К очевидным достоинствам ДИАЛОГА следует отнести их деликатное обращение с высокой поэзией: стихи Семёна Кирсанова, Арсения Тарковского, Вадима Шефнера, Юрия Левитанского, Эдуардаса Межелайтиса, Григория Поженяна в своём песенном обличье не теряли своего содержания и органично укладывались в мелодический контекст.

Николай Шевченко
Николай Шевченко

В 1982 Ларченко ушёл и организовал собственные ПЛАНЕТЫ. Его место занял поющий клавишник Николай Шевченко из симферопольской арт-рок группы ИНТЕРВЬЮ. К этому времени диспозиция на музыкальной сцене страны начала меняться – не в последнюю очередь из-за развития магнитоиздата, где в то время доминировали альбомы питерских групп – и Брейтбург воспринял это как инструкцию к действию. На следующий год, в рабочем порядке, что не исключало отличного качества звука, ДИАЛОГ записал первый магнитофонный альбом, название которому дала песня “Квадратный человек” на стихи Юрия Левитанского. Надо заметить, что годом раньше в народ ушла концертная запись “Киоск звукозаписи” с песнями Брейтбурга в т.ч. на стихи Евгения Евтушенко, в официальную группы дискографию не вошедшая.

Евгений Рязанов
Евгений Рязанов

В том же году она дебютировала и в официальной грамзаписи: её первый миньон включал песни Брейтбурга “Маргарита”, “Сверчок” и “Только ты”. Их записью занимался Александр Штильман, известный, в частности, по работе над первым альбомом ПЕСНЯРОВ.

В 1984 ДИАЛОГ представил на суд слушателей сюиту “Раздели со мной” (опять на стихи Марцинкявичюса). Звуком группы к этому времени начал заниматься Сергей Рязанцев. Именно он записал материал альбома “Просто”, мгновенно разлетевшегося по стране, подарив слушателями такие хиты как “Гринландия”, “Верблюд”, “Дом напротив”, “Просто” и “Заяц в облаках”.

Диалог "Раздели со мной" 1984г.
Диалог “Раздели со мной” 1984г.

Годом позже звукорежиссёр Юрий Гриц переписал альбом на “Мелодии”. Фирма, как обычно, осторожничая, сначала издала миньон “Свет в окне”, а потом и виниловый альбом, отличавшийся от магнитофонного набором и порядком песен. В том же бурном 1985 Шевченко сменил новый клавишник Евгений Рязанов. Его дебют состоялся во время работы над сюитой “Однажды завтра” (1986), вновь на стихи Кирсанова.

Диалоог "Однажды завтра" 1986
Диалоог “Однажды завтра” 1986

Продолжая интенсивно гастролировать, ДИАЛОГ пополнял магнитоиздат своими новыми работами. На альбоме “Рассказы и сказки” (1985) в качестве авторов кроме Брейтбурга были представлены Литвиненко и Васильченко. Следом за ним появился “Детектив” (1986) – в том же году Андрей Ветр переписал на “Мелодии” лучшие номера из трёх предыдущих магнитоальбомов для второго винилового гиганта “Ночной дождь”.

Диалог 1986
Диалог 1986

В декабре 1986 ДИАЛОГ весьма удачно выступил на “Рок-Панораме” в Москве, а весной 1987 представлял звукозаписывающую индустрию страны на фестивале MIDEM в Каннах (его главными звёздами были Джеймс Браун и Мадонна), где получил хорошую прессу и приглашения от организаторов концертов и ряда фестивалей. В то время в топе был металл и, понимая, что для признания на новом для себя рынке надо актуализировать звук, а для этого слегка обновить состав, Ким занялся поисками. В конце года группу покинули Никифоров и Васильченко (позже АЭРОБУС Юрия Антонова), на место которых пришли два эстонских музыканта: гитарист Тоомас Ванем (экс-RADAR) и клавишник Андрей Долгих (экс-MAHAVOK). Следующие четыре года группа провела, представляя отечественный рок за границей: ДИАЛОГ выступил, в общей сложности, в двадцати трёх странах!

Анатолий Дейнега
Анатолий Дейнега

Участие таллинцев тоже дало свои результаты. Прибалтика всегда оставалась заповедником относительной творческой свободы, а уж в годы Перестройки начала стремительно отдаляться от советской азиатчины, приближаясь к европейской цивилизации. Возможно, поэтому следующий альбом “Красный рок” ДИАЛОГ рискнул записать на таллинской “Мелодии”, где за пультом находился опытный Юхан Прууал. Интересно, что на этот раз Брейтбург был автором не только всей музыки, но и большинства текстов. Тем же летом 1988 группа выступила в Таллине на новом международном фестивале “Rock Summer”.

Дея и Томас. Рига
Дея и Томас. Рига

Осенью “Мелодия” отпечатала тираж “Красного рока” – в немного урезанном виде и под нейтральным названием “Диалог 3”. Брейтбург не терял надежды найти для группы подходящего и желательно англоязычного вокалиста. Около года в ДИАЛОГЕ пел Борис Буров, лауреат конкурса “Золотой Камертон-87” и бывший участник групп ТЯЖЁЛЫЙ ДЕНЬ и КИНЕМАТОГРАФ.

Во время очередных концертов в Западной тогда ещё Германии внимание на ДИАЛОГ обратил Петер Вустман, звукорежиссёр и владелец небольшого лэйбла Music Is Intelligence, под которым издавал европейский прог-рок (MERLIN, ANABIS, HOELDERLIN), тоже переживавший непростые времена в годы триумфа панка, а потом и металла. Прослушав ранние работы группы, он решился на эксперимент и выпустил на компакт-дисках компиляцию из сюит “Я – человек” и “Раздели со мной”, назвав её “Put The Spell On The Fire”, но почему-то под именем DAWN DIALOGUE.

Диалог 1986
Диалог 1986

Несмотря на затяжные гастроли и пробы сил в новых для себя жанрах, Ким не забывал о своей первой и главной музыкальной стихии, арт-роке. Уже на излёте 80-х он взялся за новую сюиту, на этот раз, полностю на стихи Арсения Тарковского. Тогда же, чтобы добиться, наконец, полной свободы творчества, музыканты ДИАЛОГА организовали в Николаеве свою студию, где работали сами, а также записывали любых интересных им артистов. Звуком на студии “Диалог” занимался бас-гитарист GAUDEAMUS Андрей Усатый. Их, как оказалось, последним магнитоальбомом стал “Свой парень” (1990) – он был записан, но толком не распространялся.

Диалог. Весь состав
Диалог. Весь состав
с техниками и организаторами концерта. Лаос

Искавший более близкую ему по музыке группу Буров ушёл, и позднее был замечен в весьма разных жанрово ФЕСТИВАЛЕ и АЛЕКСАНДРЕ НЕВСКОМ. Долгих тоже отпал, оставив Ванема единственным эстонским ландскнехтом.

В том же поворотном для группы 1989-м случилось и ещё одно неожиданное знакомство. Приехавшего в отпуск в Николаев Дейнегу с женой знакомые пригласили на вечер всё в ту же Корабелку, где выступала группа АПРЕЛЬ. Её клавишником был недавний выпускник Константин Меладзе (р.11.05.63 в Батуми), а пел его младший брат, тогда ещё студент Валерий (р.23.06.65 в Батуми). Впечатлённый услышанным, Дейнега послал их запись Брейтбургу, и в конце года братья Меладзе стали участинками ДИАЛОГА. Валерий к тому времени, как раз, успел окончить Корабелку.

Ким Брейтбург 1988
Ким Брейтбург 1988

Студийным дебютом братьев стало участие в завершающем этапе работы над сюитой “Посредине мира” – Костя сочинил на стихи Тарковского две вошедших в альбом песни, а Валерий спел шесть из семи. В 1991 альбом был выпущен возникшей на обломках “Мелодии” компанией “Русский Диск”, причём, как на виниле, так и на компакт-дисках. Замысловатую обложку к нему по просьбе Брейтбурга нарисовал Андрей Макаревич.

Диалог 1991 с братьями Меладзе в составе
Диалог 1991 с братьями Меладзе в составе

Начало 90-х было для всей страны и, уж тем более, для её культуры (даже с приставкой поп) временем перемен, а потому испытаний. Живые концерты стали нерентабельны, гастроли проблематичны, идеологизированную “Мелодию” сменил стихийный рынок, нередко пиратский. Тем не менее более современно мыслившие рок-музыканты пытались использовать возможности, которые им предлагали новые реалии жизни. Ещё в 1989, покинув филармонию, ДИАЛОГ поработал в Театре песни Пугачёвой, но его формат группу не устраивал, и на следующий год при той же Кемеровской филармонии было зарегистрировано музыкальное объединение “АРС”. Два года спустя оно получило имя группы. Одним из его руководителей стал бывший студент-медик Евгений Фридлянд. Интересно, что после института он служил в мотострелковых войсках вместе с гитаристом питерских МИФОВ, а потом ЧИЖ & Co Михаилом Владимировым. Помимо ДИАЛОГА в начале 90-х Фридлянд менеджировал БРАВО.

Диалог конец 1980-х
Диалог конец 1980-х

В июне 1991 в престижном столичном ГЦКЗ “России” ДИАЛОГ отметил 20-летие. Гостями юбилейного концерта были БРАВО и другие исполнители, с которыми в то время работал “АРС”.

А потом был август, путч ГКЧП, роспуск СССР и падение в пучину рыночной, как тогда казалось, экономики. Число концертов стремительно падало, а в киосках звукозаписи крутились новые кумиры толпы. ДИАЛОГ, тем не менее, продолжал гнуть свою линию и записываться – благо, теперь у него имелась своя студия. Финальной студийной работой группы – во всяком случае, в XX веке – стал альбом “Cry Of The Hawk” (“Осенний крик ястреба”). Почти все его песни были делом рук братьев Меладзе. Он тоже вышел в Германии под лэйблом Music Is Intelligence на излёте 1993.

Диалог,1987, ГДР
Диалог,1987, ГДР

К тому времени ДИАЛОГ уже не концертировал, поэтому параллельно с этим Константин и Валерий Меладзе собрали группу ДРАМА, гитаристом которой стал Виктор Литвиненко, а барабанщиком Олег Пругло (из николаевского же АПРЕЛЯ). Они не записывались, но гастролировали по черноморским берегам с пёстрым репертуаром из своих песен, старых хитов и текущей поп-музыки разных народов. Валерий параллельно пытался строить свою соло-карьеру, выступая на различных конкурсах и фестивалях. В 1995 “Союз” издал его первый соло-альбом “Сэра”, моментально принесший Меладзе успех. Тогда же он реформировал ДРАМУ в бэк-группу МИСТИКАНА. Со звуком ей помогали Ким Брейтбург и Андрей Усатый.

Диалог 1988
Диалог 1988

Брейтбург в 1992 записал на студии “Диалог” альбом “Млечный сад” – опыт совместного творчества с врачом-психологом, писателем и поэтом Владимиром Леви. После этого он с головой ушёл в работу с поп-артистами нового поколения, к рок-музыке отношения уже не имеющими, нередко, в компании с Фридляндом. Дмитрий Закон ещё в 1990 поселился во Франкфурте-на-Майне и создал компанию Zakon Music & Media, с помощью которой проводит гастроли артистов разных жанров.

Диалог конец 1980-х
Диалог конец 1980-х

Ким становится саунд-продюсером, участвуя в записи альбомов Валерия Меладзе (1992—1999), «Браво» (1990—1998), «Бахыт-Компот» (1990—2000), Николая Трубача (1997—2000).С 1997 года — работа с Николаем Трубачом и группой «Премьер-министр» в качестве продюсера и композитора, а также работа как автора музыки и текстов со звёздами поп и рок-музыки.
Участвовал в создании на телевизионном канале «Россия» в качестве музыкального продюсера проектов «Народный артист», «Секрет успеха». «Битва хоров». Председатель (дважды) и член жюри (в разные годы) Международного Фестиваля «Славянский базар». Продюсер и автор музыки многочисленных театральных постановок (мюзиклов) в различных городах России.
Автор мюзиклов:
«Голубая камея» (К. Кавалерян) 2009
«Дубровский» (К. Кавалерян) 2010
«Леонардо» (Е. Муравьёв) 2011
«Снежная королева» (С. Сашин, Э. Мельник) 2011
«Казанова» (Е. Муравьёв) 2013
«Так не бывает» (Е. Муравьёв) 2013
«Джейн Эйр» (К. Кавалерян) 2014
В 2006 году удостоен почётного звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».

Кремль 2005 г. , юбилей Кима Брейтбурга
Вова Ворон, Клым,Сергей Рязанцев,Ю.Ларин, Ким Саныч, Ледвич, Вица, Дея,С.Пирожков

Что касается других участников ДИАЛОГА, то Литвинеко переехал в Петербург и занимался студийной работой. Радиевский и Дейнега сотрудничали с разными поп-исполнителями – как правило, аккомпанируя им на гастролях. Последний гитарист Тоомас Ванем из ДИАЛОГА перешёл в игравшую англоязычный трэш эстонскую группу SHOWER, в 90-х отметился в EASY LIVING, LINNU TEE и лишь в 2014 записал первый соло-альбом.

Формально ДИАЛОГ никогда не распадался, хотя жизнь вносила в его планы коррективы. В июле 2006 на ежегодном постсоветском эстрадном фестивале “Славянский базар” Брейтбург, Литвиненко, Радиевский и Дейнега вышли на сцену и спели новую песню Кима “Пройдёт”. В июле 2009 тем же составом в телепрограмме “Субботний вечер” они исполнили свой хит “Ночной дождь”. На фестивале «Славянский базар-2010» Брейтбург, отвечая на вопросы журналистов по поводу возрождения группы, заявил: «С группой „Диалог“ мы выступать не планируем, потому что есть проблемы с состоянием здоровья у некоторых участников группы. Так что в ближайшее время воссоединения группы „Диалог“ ждать не приходится». Барабанщик Анатолий Дейнега скончался в августе 2014 года после тяжелой болезни. Именно благодаря ему и его жене, приметившей братьев Меладзе на танцах в институте, произошло знакомство участников группы с Валерием и Константином Меладзе.

Ким,Дея и Клым, 1 января 2009 г.
Ким,Дея и Клым, 1 января 2009 г.

А что до музыкального наследия ДИАЛОГА, то, как ни странно, пиратский бум 90-х его почти не коснулся. В 1994 Polymix опубликовал сборник ранних песен группы “The Best 1983-1985”. В 1995 в Германии под лэйблом Solo Florentin Music свет увидел альбом “Не уходи, мой ангел…” – это было переиздание “Красного рока” с добавлением трёх песен, записанных в 1989 на одной из западных студий. В 2008 на Украине вышел сборник под незатейливой вывеской “Лучшее”. Наиболее полным на сегодня собранием сочинений ДИАЛОГА остаётся “Антология”, шесть дисков которой содержит сюиты “Я – человек”, “Раздели со мной”, “Однажды завтра” и около сорока песен, представляющие все его альбомы.
Состав:
1969 (Ансамбль «Корды»)
Ким Брейтбург
Виктор Литвиненко
Анатолий Дейнега
Виктор Безуглый
1977—1980
Ким Брейтбург
Виктор Литвиненко
Анатолий Дейнега
Сергей Васильченко
Михаил Пирогов
Виктор Радиевский
Юрий Ларин
Александр Пирожков
Владимир Бесенов
1980—1981
Ким Брейтбург
Виктор Литвиненко
Анатолий Дейнега
Сергей Васильченко
Виктор Радиевский
Владимир Ларченко
1981—1985
Ким Брейтбург
Виктор Литвиненко
Анатолий Дейнега
Юрий Никифоров
Николай Шевченко
Виктор Радиевский
Сергей Васильченко
1985—1986
Ким Брейтбург
Виктор Литвиненко
Анатолий Дейнега
Виктор Радиевский
Сергей Васильченко
Евгений Рязанов
Сергей Рязанцев (звукооператор)
1986—1989
Ким Брейтбург
Виктор Литвиненко
Анатолий Дейнега
Виктор Радиевский
Тоомас Ванем
Андрей Долгих
1989—1991
Ким Брейтбург
Виктор Литвиненко
Анатолий Дейнега
Виктор Радиевский
Тоомас Ванем
Валерий Меладзе
Константин Меладзе

Ким Брейтбург 31.10.2020
Ким Брейтбург 31 октября 2020 в магазине «МХАТ.КНИГИ» презентация книги «Мюзикл: искусство и коммерция» Кима и Валерии Брейтбургов.

Дискография:
Под одним небом (1981)
Киоск звукозаписи (1982)
Я – человек (1982)
Квадратный человек (1983)
Рок-группа “Диалог” (EP) (1983)
Концерт в Москве (бутлег) (1983)
Раздели со мной (1984)
Просто (магнитоальбом)(1984)
Свет в окне (EP) (1985)
Просто (LP) (1985)
Рассказы и сказки (1985)
Однажды завтра (1986)
Детектив (1986)
Ночной дождь (1986)
Красный рок (1987)
Диалог 3 (1988)
I Put The Spell On The Fire (1989)
Свой парень (1989)
Посредине мира (1991)
Cry Of The Hawk (Осенний крик ястреба) (1993)
Не уходи, мой ангел… (1995)
The Best 1983-1985 (1995)
Антология (6CD, записи 1982-1989 годов) (2004)

Ким БРЕЙТБУРГ & Владимир ЛЕВИ:
Млечный сад (1993)

Подготовил Евгений Бунтов. Использована статья о группе авторства Андрея Петровича Бурлаки, за что ему огромное спасибо.

Фотографии взяты из открытых источников в сети Internet.

Неофициальный, но информативный сайт группы – http://www.dialog.gfns.net/

Сообщество в социальной сети ВКонтакте, посвящённое группе – https://vk.com/dialogrockgroup

Послушать композиции группы можно тут – https://vk.com/lrusskijpok?w=wall-74739005_27087 и в анонсе данной статьи.