Легенды Отечественного Андеграунда. “Центр”.

Легенды Отечественного Андеграунда. “Центр”.

Группа “Центр” на протяжении своей истории постоянно меняла стилистическую направленность своих работ. Что только группа не переиграла – “новая волна” и пост-панк, русский рок и синти-поп, психоделик-рок и инди, гараж и альт-рок, наконец, электронника во множестве её видов. Манера пения также менялась- от традиционного рок-вокала до речитатива. Одним словом , “Центр” – явление уникальное.

Центр 2013
Центр 2013

В конце 1970-х в Москве была основана группа “777”, в которой на танцах играли классические рок-н-роллы Василий Шумов (вокал, бас), Алексей Локтев (клавишные, вокал), Андрей Гаврилов (барабаны) и Александр Скляр (гитара). В 1980 году Скляр окончил МГИМО и уехал по распределению на должность секретаря-референта в консульском отделе советского посольства в Северной Корее. Скляра в коллективе сменил Алексей Борисов (гитара, вокал), а сам коллектив сменил название на “Центр”.

Ещё не "Центр". Ещё со Скляром.1980.
Ещё не “Центр”. Ещё со Скляром.1980.

Гаврилов и Борисов в группе тоже не задержались (последний переместился в “Проспект”, впоследствие “Ночной Проспект”, а затем в экспериментальную электронику). Вместо них в 1981 г. них в группе появился сначала Карен Саркисов (ударные), а затем Валерий Саркисян-Виноградов (гитара). К этому времени у “Центра” появляются свои собственные оригинальные песни, результат влияний как классического рока 60-х годов(Rolling Stones, Kinks, Troggs), так и британского пост-панка (Clash, Police). В сочетании энергичного гитарного рока с наивными клавишными пассажами, романтическими текстами и непосредственным вокалом (пели все участники группы) родилось своеобразие “Центра”, вызывавшее восторги одних, равнодушие других и ненависть третьих.

Шумов 1982
Шумов 1982

В марте 1982 г. “Центр” на аппаратуре филармонического ансамбля “Галактика”, с которым группа делит репетиционную базу, записывает всю свою текущую программу практически живьем. Эта запись в трамвайном депо получила название “Центр” или “Трамвайное Депо” и стала “нулевым” номером в центровской дискографии. Осенью того же года группа играет на рок-фестивале в Долгопрудном и знакомится с молодым журналистом Артемом Троицким и со звукоинженером Андреем Пастернаком. Троицкий станет горячим пропагандистом “Центра” в прессе, а Пастернак до конца 80-х годов будет записывать альбомы группы.

Шумов 1982
Шумов 1982

На следующий год ансамбль расширяется до квинтета – приходит второй гитарист Андрей Шнитке (сын великого Альфреда Шнитке, общение с которым стало одним из мотивов плавного съезда Шумова с накатанной рок-звездной колеи на неблагодарную стезю экперимента). Весной “Центр” наконец записывает полновесный дебют – шестидесятиминутный альбом “Стюардесса летних линий”, до отказа набитый потенциальными хитами, но в то же время с изысканной непростой лирикой и своеобразным чувством юмора. В мае Троицкий публикует в журнале “Юность” большое интервью с Шумовым (в рамках “Рок-разговора”, где за предыдущие поколения отдуваются Алексей Козлов и Андрей Макаревич) – более мощной рекламы на тот момент представить было нельзя, однако дальнейшие попытки Троицкого раскрутить группу наталкиваются как на бюрократические препоны, так и на отсутствие энтузиазма самих центровцев, которых творчество интересовало больше карьеры.

Троицкий и Шумов
Троицкий и Шумов

Тем не менее, интервью и растиражированная по стране на кассетах и катушках “Стюардесса” обеспечили “Центру” впечатляющую аудиторию, которая положительно восприняла московскую новую волну и ждала продолжения в том же духе. Не дождалась.

Центр 1983
Центр 1983

В конце 1983 года Шумов и Локтев при поддержке Владимира Рацкевича (экс-Рубиновая атака) делают запись, которая станет новым альбомом “Центра” – “Однокомнатная квартира”. Отличия разительные. Это двадцатиминутный электронный эксперимент, где монотонные выматывающие описания советского быта чередуются с короткими скетчами, мог лишь озадачить публику. Не стал продолжением “Стюардессы” и следующий альбом – “Чтение в транспорте’, сделанный при помощи клавишника Юрия Царева (“Метро”) – снова чередование песен и забавных скетчей, правда песни более доступны, и если можно себе представить советский ответ на манерный электропоп Soft Cell и Associates, то “Центр” вплотную приблизился к нему в “Багровом сердце” и “Щеголе”. И только следующий альбом “Тяга к технике” вызывает у фанов вздох облегчения – здесь все понятно и просто, здесь наконец записаны классические центровские хиты “Мальчик в теннисных туфлях” и “Я все умею”. На последнюю снимается клип – в Останкино окопался знатный центроман Андрей Кнышев, создатель легендарного ТВ-шоу “Веселые ребята”, в котором собственно и показали данный пример коллажной эстетики.

Центр 1983
Центр 1983

Композиторские способности Шумова/Локтева находят примнение и в кино – электронной музыкой булькает мультфильм “Королевский бутерброд”, а беспроигрышная “Волшебница” украшает фильм Игоря Таланкина “Время отдыха с субботы до понедельника”.
И это предел реализации возможностей самодеятельной, то есть не приписанной ни к какой филармонии, группе.

Центр 1984
Центр 1984

Ни о пластинках, ни о радиотрансляциях речи и быть не может, тем более что идет 1984 год и по полной программе разворачиваются анти-роковые репрессии. “Центр” лишается репетиционной базы, и, как все советские группы, обязан играть на концертах песни советских композиторов в пропорции 80 процентов от всей программы. К тому же, летом 1984 года прекращает существование оригинальный состав “Центра” – Сарксисова призывают в армию, Локтев основательно завис на наркотиках и временно оставляет музыку, Шнитке также покидает группу. С этого момента все очевиднее становится единовластие Шумова: через пару лет он с чистой совестью мог бы сказать “я – это “Центр”, а “Центр” – это я”.

Шумов и Виноградов набирают новый состав – Виталий Чурилов (гитара) и Александр Васильев (ударные), плюс бросивший дипломатическую карьеру и вернувшийся в Союз Александр Скляр. Концерты в этот период редки, причем во исполнение постановлений Министерства культуры играется подборка советских поп-хитов 60-х годов, которые в центровском исполнении иногда звучат как пародия, а иногда как мощные искренние вещи (вскоре это получит форму магнитоальбома “Любимые песни”). Продолжается и студийная работа – в течение 1985 года выходят 2 альбома группы. “Цветок и мотылек” – это как бы компромисс между “Стюардессой” и “Однокомнатной квартирой” – 13 коротких песен, в некоторых из которых структура куплет-припев проигрывается лишь однажды, а не трижды-четырежды как в стандартной поп-песне. Зато уж если песня разворачивается во всей красе, то это оказывается дивная романтика, приправленная электроникой. В последовавшем альбоме “Признаки жизни” много Скляра, а также Евгения Головина – московского поэта, влиявшего на Шумова еще во времена “Стюардессы” и работаюего ныне со имногими рок-музыкантами и группами. Настроение этой записи вышло несколько вялым, но это, скорее всего, просто отражение общих настроений того времени – тоскливое созерцание усиливающегося маразма социальной системы и неверие в перемены.

Шумов 1980-е
Шумов 1980-е

Но перемены внезапно стали происходить: в Москве была создана рок-лаборатория по примеру ленинградского рок-клуба, чтобы, с одной стороны музыканты могли играть, а с другой стороны, чтобы они были “под контролем”.
“Центр” никогда не играл в политическую оппозицию, а потому вступил в рок-лабораторию, что позволило группе вести сравнительно регулярную концертную деятельность.
В январе 1986 г. группу опять лихорадит – сначала уходит Скляр, потом Виноградов, и Шумов остается единственным музыкантом из оригинального состава, безоговорочным лидером. Скляр вскоре создаст “Ва-БанкЪ”, а Виноградов после неудачных попыток сделать собственную группу пройдет через студийный проект Андрея Пастернака “Театр”, “Среднерусскую Возвышенность” Свена Гундлаха и группу Джоанны Стингрей.
Незадолго до распада был записан очередной центровский альбом “Учитесь плавать” – более энергичный и сфокусированный, нежели предыдущий, он оказался последней записью “Центра”, к которой можно отнести понятие “романтический”. Последующие альбомы и по эмоциям, и по музыке были холоднее и жестче.

Центр. вторая половина 1980-х
Центр. вторая половина 1980-х

Первой ласточкой такого обновления стал сольный альбом Шумова “Мой район”(1986), полностью электронный, крафтверкообразный, сочетавший в текстах иронию и так называемую “конкретную” поэзию, позволяющую творить песню из перечисления предметов, явлений, имён. Другим авангардным проектом Шумова в это время становится “Артюр Рэмбо” – цикл песен на стихи великого француза в переводах Головина. В сценическом воплощении проекта были задействованы Жанна Агузарова, Пётр Мамонов, Алексей Борисов, Сергей Летов и Артем Троицкий.
Затем “Центр” возвращается к более-менее приемлемому для публики звучанию – альбомы “Жизнь замечательных мужчин” (1986) и “Русские в своей компании” (1987) могут быть определены как гитарный инди-поп. Менявшаяся государственная политика в сфере культуры открывала перед “Центром” новые возможности – в том числе в смысле расширения аудитории,- но тут очень быстро выяснилось, что аудитория ищет чего попроще, а “Центр” под вкусы публики подстраиваться не намерен, даже если это существенно сократит число слушателей. “Центр” не мог конкурировать ни с фонограммными поп-ансамблями, ни со стадионными рок-звездами, обличавшими КПСС.

Социальная критика Шумова носила не лобовой, а изощренно-интеллектуальный характер, била не по отсутствию колбасы в магазинах, а по абсурдности быта вообще. Музыкально же “Центр” к тому моменту стал одной из немногих по настоящему современных советских групп, склоных к эксперименту.
Очередными стадиями центровского экспериментаторства в 1987 г. стало приглашение в состав женского вокального трио ( в том числе певица “Ночного проспекта” Наташа Боржомова) – это разнообразило звучание группы и усилило зрелищность концертов.
Стремясь полнее реализовать себя в пресловутых новых условиях, “Центр” в конце того же года уходит из рок-лаборатории в только что созданный Центр Стаса Намина, у группы появляется первый настоящий менеджер Тимур Гасанов, фирма “Мелодия” готовит к выпуску “сорокопятку” “Сердцебиение/Бездельники” (вышла уже в 1988 г.). Шумов пишет музыку для телевидения, участвует в радиопередачах, представляя современную западную музыку. На какое то время в состав возвращаются Локтев и Виноградов, дополняя костяк Шумов – Чурилов – Васильев, потом приходит басист Юрий Иванов (экс “Скоморохи”, впервые появился ещё в 1984 г. и даже участвовал в записи двух альбомов) , а потом (осень 1987 г.) Шумов устраивает группе основательную чистку, уволив всех кроме Васильева и набрав затем молодых музыкантов – Евгения Тихомирова (бас), Сергея Сабинина (гитара) и Всеволода Матвеева (клавишные).
1988 год приносит Шумову серьёзные международные перспективы: летом он отправляется в Париж по приглашению продюсера Максима Шмидта для записи альбома – до этого сам Шумов успел спродюсировать в Москве дебютный альбом “Звуков Му”. Французская запись, изданная потом “Мелодией” под названием “Сделано в Париже” (1989), объединила 10 песен разных лет, впервые зафиксированные с западным блеском и профессионализмом, причем с явной симпатией продюсера к записанной музыке, отчего именно этот альбом явился самой лучшей из всех многочисленных попыток советских артистов в то время записываться на западных студиях и лейблах. Последовал краткий рекламный тур группы по Франции.(Сольный альбом Шумова “Мой район” позже был издан Джоанной Стингрей в Штатах).

Шумов USA, 1990
Шумов USA, 1990

Если “Сделано в Париже” как бы подводил итоги последних лет, то очередная серия магнитоальбомов указывала направление движение вперед – “Дитятя” (1988) и “Очищение” (1989) демонстрируют холодное электронное звучание, мелодекламацию вместо вокала и произносимые как бы сквозь зубы мизантропические тексты убийственной силы. Шумов все более углубляется в дебри компьютерной музыки, пока еще привлекая клавишников со стороны (Игорь Лень из “Николая Коперника”, Иван Соколовский из ‘Ночного проспекта’), но неудержимо стремясь к полной студийной самостоятельности. Его музыкальными ориентирами становятся Лори Андерсон и The Residents, собственный же “центровский” звук этого периода напоминает депресссивный вариант New Order.
Настроения Шумова того периода не в последнюю очередь были вызваны разрывом с первой женой – француженкой, уехавшей с сыном домой. Не могла не сказываться и общая тягостная атмосфера в стране, что вылилось в очередном альбоме “Центра” “От звонка до звонка”(1989) и во втором шумовском сольном альбоме “Время три”(1990). Собственно группа “Центр” к этому времени существовать перестала -Сабинин и Тихомиров какое-то время работали над электронными проектами Соколовского, Васильев сменил Юрия Каспаряна на посту спутника жизни Джоанны Стингрей, взяв в её аккомпанирующий состав Виноградова и Иванова.
Шумов же весной 1990 г. показал серию сольных представлений в жанре минималистского перфоманса “Библиотека приключений”; усилиями его и Рацкевича на “Мелодии” стала выходить серия пластинок экспериментальной электронной музыки под маркой “Ассоциации “Лава”.

Но куда более важными в перспективе оказались завязавшиеся отношения Шумова с Джуди Филдс, сестрой Джоанны Стингрей. Шумов совершает несколько поездок в США, выступает с лекциями о советской рок-музыке в университетах, а летом 1990 г. из очередной поездки не возвращается, осев на новое место жительство в пригороде Лос Анджелеса.
На фоне общего кризиса советской рок-музыки того времени исчезновение “Центра” не вызвало особого резонанса, став просто еще одной потерей, далеко не самой горькой.
Однако если прочие советские рок-эмигранты либо бесследно растворялись в зарубежье, либо поспешно возвращались дабы вернуть славу, пусть местную, Шумов снова нашел свой собственный, особый путь. Он вернулся, не возвращаясь, и, что самое главное, он вернулся не бледной тенью былого себя, но собой новым. Как водится, далеко не всем этот новый Шумов понравился.

Шумов в Штатах начало 1990-х
Шумов в Штатах начало 1990-х

Потратив пару лет на акклиматизацию и избавление от алкоголизма, Шумов заявил о себе в России в 1993 г. сразу несколькими релизами, причем два из них были довольно необычны.
Во первых, музыкант записал целый альбом (“Шумовидение: песни живых и мертвых”) кавер версий советских рок-боевиков 80-х годов в диапазоне от “Кино” до Башлачева, превратив их в электронику с четким ритмом и глубоким звуком.
Во вторых, Шумов спродюсировал сольный альбом обитавшей тогда в Лос Анджелесе Жанны Агузаровой – фанатки “Центра” еще с начала 80-х годов. Для этой записи были отобраны проверенные временем центровские боевики в современном, опять-таки электронном звучании.

Шумов и Агузарова. USA, 1993
Шумов и Агузарова. USA, 1993

И наконец, вышел новый сольный альбом Шумова “Тектоника(к)”, примерно наполовину составленный из переделанных старых центровских песен.
Массовой популярности эти записи снискать не могли, зато они способствовали окончательному формированию культового статуса “Центра”/Шумова.
Пока Россия вспоминала Шумова, сам он поигрывал по лос-анжелесским клубам с составом из местных музыкантов, занимаясь также компьютерным дизайном и тренировками любительской хоккейной команды. Именно с американцами Шумов записал альбом “Голливудский Василек”(1995), на время отказавшись от электроники в пользу гитар и более традиционных песенных структур, и обретя в итоге возросшее одобрение в России.

В.Шумов, Фаст Фредди и П.Мамонов. USA, 1994
В.Шумов, Фаст Фредди и П.Мамонов. USA, 1994

Очевидно, не без ностальгии по прошлым временам Василий Шумов в 1996 году реформировал “Центр” для записи гитарного альбома “Брюлик”, когда к нему и американцам Фаст Фредди (гитара) и Джордж Албано (ударные) присоединяются Виноградов, Сабинин и Тихомиров, а в студийном доведении материала принимает участие даже Локтев.
С заехавшим в Калифорнию Пётром Мамоновым Шумов записывает другой проект – “Русские поют”, составленный из кавер версий англо-американских классических хитов 60-70 х гг.
На этой удобренной релизами почве Василий Шумов в 1996 г. совершил концертный блиц-криг на историческую родину, дав серию акустических концертов на пару с Фаст Фредди и кучу интервью всевозможным теле- и радиопередачам.

В.Виноградов и В. Шумов на радио
В.Виноградов и В. Шумов на радио

После тура 1997 г. (уже с электрическим американским составом) “Мороз Рекордс” сделал Шумову предложение выпустить серию компакт-дисков – в том числе со старым материалом, Шумов соглашается, и поначалу пытается восстановить оригинальные записи, но затем решает просто переписать все заново. Так появляется серия альбомов “Центромания” – “Стадия первая” (соответствует периоду 1982-83 г.) и “Стадия озарения” (римейк “Артюра Рэмбо”). Сборник восстановленных оригинальных записей 1983-89 гг. под названием “Вспышки аудио арта” Шумов составил в 1998 г., но ни этот, ни последующие альбомы “Центра” в России уже не выходили. “Мороз” успел выпустить очередную центровскую запись “Смутное пятно неизвестно чего” ( с участием Виноградова и Головина), а потом грянул кризис 1998 г., сорвав выпуск уже записанного шумовского сольника в духе “Очищения” и “Дитяти” – “Крапивное пламя”.

Шумов live c группой «НТО Рецепт» 1998
Шумов live c группой «НТО Рецепт» 1998

Альбом “Пластикозаменитель” 2000 года стал первым релизом “Центра”, созданным при участии так называемых “Центробораторов”. “Центробораторами” являлись творческие люди из разных регионов, вносившие вклад в альбомы группы “Центр”, переправляя через Интернет записанные ими звуковые файлы (семплы) в студию Шумова. Все альбомы от “Пластикозаменителя” (2000) до “Регион 5 “(2005) были созданы с помощью Центробораторов. В сё это нацывалось проектом c-e-n-t-e-r (Центр в чёрточку). Таким образом, группа “Центр” преобразовалась в международный “новомедийный” проект. Многочисленные альбомы группы “Центр” и Шумова стали доступны в формате mp3 для свободного скачивания на сайте группы. Альбомы этого периода начали переиздаваться в России на CD с 2007 года.

афиша концертной программы 2006 года группы "Центр"
афиша концертной программы 2006 года группы “Центр”

В середине 2000-х годов “Центр” возобновил активную деятельность в России. В 2006 году была подготовлена новая концертная программа” Электронное Видеошоу” (ЭВШ), в которую вошли электронные композиции с последних альбомов и новые аудиовидеоработы. С этой программой “Центр” в составе Шумов—Фаст Фредди дал несколько концертов в России в 2006 году (Москва, Санкт-Петербург, Смоленск). В этом же году релиз “ЭВШ” был выпущен в России на CD фирмой FeeLee Rec. В 2007 году песни группы вошли в саундтрек к новому фильму “Одна любовь на миллион”, прошли концерты в Москве и Санкт-Петербурге, а также началось переиздание альбомов “Центра”. Первой парой дисков стали первый и последний на тот момент альбомы — “Трамвайное Депо” (1982) и “Регион 5” (2005), выпущенные на лейбле “Зенит”. Затем, в том же 2007 году, официально вышли на CD “Стюардесса Летних Линий” (1983) “Молодой на Молодой” (2003).

Шумов 2008
Шумов 2008

Выставки фото- и видеоарта Шумова проходят в 2000-х годах в Лос-Анджелесе и Париже. В январе 2006 года вышел его экспериментальный фильм “Тёмный Угол Келтона” (Kelton’s Dark Corner), в котором снялся актёр Пол Марко, известный по фильмам Эда Вуда 1950-х годов.
В 2008 году группа готовила выпуск нового альбома. Также было объявлено о выходе третьей пары релизов на компакт-дисках с дистибъюцией через фирму “Союз”: “Ранняя Электроника: Однокомнатная Квартира и Чтение в Транспорте” (1983/1984) и “ТНТН” (2002). В начале февраля появилась первая песня из нового альбома — “Чёрный список”— в формате mp3 на официальном сайте. В конце года официально вышел этот альбом, озаглавленный “У прошлого нет будущего”, главной темой которого стал глобализм в России. В создании альбома вновь приняли участие музыканты, бывшие в составе “Центра” ранее — Игорь Лень и Валерий Виноградов (вместе с сыном Алексеем).

Шумов
В начале 2009 года Василий Шумов вернулся в Россию, живёт в Москве. в 2010 году иницииирует творческую акцую, посвященную актуальным тенденциям в развитии современного искусства и общества, получившую название “Содержание”. Представляет собой серию живых выступлений и альбомов-сборников, записанных Василием Шумовым в сотрудничестве с российскими музыкантами. Вышли альбомы- сборники “Содержание” (2010), “одержание Микс” (2010), “Содержание 2” (2011), а в 2012 году был выпущен в виде интернет-сборника на 6 дисках (свыше 200 композиций) “Белый альбом”, посвящённый протестному движению в России.

Маша Любичева ("Барто") и Василий Шумов на записи. 2009
Маша Любичева (“Барто”) и Василий Шумов на записи. 2009

В 2011 году также продолжается переиздание старых альбомов группы. 14 июня были выпущены альбомы “Жизнь замечательных мужчин”(записанный в июле 1986 года) и “Очищение” (записанный в ноябре 1988 года). 28 ноября 2011 выпущен новый альбом “Мне хорошо. Часть первая”. По словам Василия Шумова, группа решила сделать альбом в двух частях. Первая часть вышла перед выборами в Государственную думу. Выпуск второй части был запланирован к выборам президента, но альбом “Мне хорошо. Часть вторая” вышел только в конце 2012 года.

Шумов 2009
Шумов 2009

В период 2009—2013 гг. группа выступала тремя составами:
1.”Центр” в полном составе
2.Акустика (В.Шумов, Е. Ильницкий, В. Виноградов)
3.Электроакустика (В.Шумов, А. Виноградов)
В мае 2013 года группа выступила в Москве, а после выступления на фестивале “PAX Festival” в Хельсинки состав покинули Валерий и Алексей Виноградовы. После этого “Центр”, впервые ставший трио, провёл ещё несколько репетиций и выступлений, после чего деятельность группы была свернута, а Василий Шумов занялся подготовкой новой сольной программы.

Центр 2013
Центр 2013

В течение 2014 года Шумов реализовал запись и дал несколько концертов с новой сольной программой под названием “Басустика” (по аналогии со словом “Акустика”). Новые минималистские композиции записаны исключительно с помощью четырёх компонентов: драм-машины, бас-гитары, голоса и электронных эффектов. Альбом и программа, по мнению автора, призваны обратить внимание на возросшую роль бас-гитары в современной музыке.

Шумов 2014
Шумов 2014

В июне 2015 года Василий Шумов а Евгений Ильницкий сообщили о начале работы над новым альбомом группы. Альбом вышел в октябре 2015 года и получил название “Первый пещерный”.
В 2017 году проведён своеобразный ребрэндинг группы: основной состав группы, сократившийся до дуэта (Шумов – Ильницкий), стал выступать, в том числе с приглашёнными музыкантами, в синих халатах.

Центр 2015
Центр 2015

В сентябре 2018 года на цифровых носителях выпущен альбом “Культ еды”.
В сентябре 2019 года из интернет-синглов, выкладывавшихся с 2016 года, и новых композиций, скомпилирован и выпущен на цифровых носителях альбом “Цвет ветки”. Также 2019 год отмечен серией концертов, приуроченных к 30-летию альбома “Сделано в Париже”.

Центр 2015
Центр 2015

В 2020 году был выпущен альбом “Абсолютное почтение человека”, а 4 первых месяца 2021 года ознаменовались выпуском нескольких однопесенных синглов. Также в 2020 году вышел трибьют группе “Центр”, посвящённый её 40-летию, а в 2021 году вышла вторая его часть.

Центр 2020
Центр 2020

Состав:
Василий Шумов — вокал, бас-гитара, гитара, синтезаторы, электроника, автор большинства песен (с 1980)
Евгений Ильницкий — гитара (c 2010 года)
Единственным бессменным участником группы является её лидер и основатель Василий Шумов — вокал, тексты, музыка, инструменты, идеи, продюсирование. Кроме самого Шумова, более-менее постоянными участниками Центра были американский гитарист Фредди Рапилло по прозвищу “Фаст” и московский гитарист Валерий Виноградов.
Бывшие участники:
Валерий Виноградов — гитара, вокал (1981—1986, 1995—1996, 2000, 2008—2013)
Алексей Виноградов — клавишные (2008—2011, 2012—2013)
Евгений Головин (тексты, музыка; умер 29 октября 2010 года)
Александр Скляр (гитара, начало и середина 1980-х; впоследствии: “Ва-Банкъ”)
Алексей Борисов (гитара, начало 1980-х; впоследствии: “Ночной проспект”, F.R.U.I.T.S., “Волга”, ASTMA, Fake Cats Project)
Алексей Локтев (вокал, клавишные, начало 1980-х, середина 1990-х; умер 12 мая 2009 года)
Андрей Шнитке (гитара, начало 1980-х; сын Альфреда Шнитке, родился в 1965 г., ныне проживает в Германии)
Карен Саркисов (ударные, начало 1980-х; впоследствии: “Звуки Му”,”Бригада С”; ныне проживает в США)
Юрий Иванов (бас-гитара, середина 1980-х; ранее: “Скоморохи” Александра Градского
Александр Васильев (барабаны, вторая половина 1980-х; впоследствии: группа Джоанны Стингрей; проживал в США, умер 17 сентября 2019 года)
Виталий Чурилов (гитара, середина 1980-х; ныне проживает в Австралии)
Сергей Сабинин (гитара, конец 1980-х, середина 1990-х)
Евгений Тихомиров (бас-гитара, конец 1980-х, середина 1990-х)
Всеволод Матвеев (клавишные, конец 1980-х)
Игорь Лень (клавишные, конец 1980-х; продюсер, 2008; также: “Николай Коперник”, “Оберманекен”; ныне проживает в США)
Эдвард Беккет — (ударные, 2009—2013)
Иван Соколовский (клавишные, конец 1980-х; также: “Ночной проспект”, “Ят-Ха”, сольные альбомы; умер в 2005 году)
“Фаст” Фредди Рапилло (гитара, 1990-е)
Джо Джо Албано (ударные, середина 1990-х)
Андрэ Лафосс (гитара, конец 1990-х)
В записи альбомов 2000-х годов принимали участие различные “центробораторы” — музыканты разных стран, записывавшиеся в своих студиях, и обменивавшиеся с Шумовым через Интернет семплами для альбомов Центра.

Центр 2009
Центр 2009

Дискография:

(где было возможно, указан основной записывающий альбом (игравший на концерте) состав)
Основные альбомы
1982 Трамвайное Депо. Запись в клубе Трамвайного Депо, рядом с Птичьим Рынком в Москве.
Переиздан на CD в 2007 году (лейблы СОЮЗ / Зенит). Шумов, Виноградов, Саркисов, Локтев, Шнитке
1983 Стюардесса летних линий. Альбом попал в книгу «100 магнитоальбомов советского рока» Александра Кушнира.
Переиздан на CD в 2007 году (лейблы СОЮЗ / Зенит) Шумов, Виноградов, Саркисов, Локтев, Шнитке, Кузьмин
1983 Однокомнатная квартира. Переиздан на CD в 2008 году в составе сборника «Ранняя электроника» (лейблы СОЮЗ / Зенит) Шумов, Локтев, Рацкевич
1984 Чтение в транспорте. Альбом попал в книгу «100 магнитоальбомов советского рока» Александра Кушнира.
Переиздан на CD в 2008 году в составе сборника «Ранняя электроника» (лейблы СОЮЗ / Зенит) Шумов, Локтев, Царёв
1984 Тяга к технике. Переиздан на CD в 2008 году (лейблы СОЮЗ / Зенит) Шумов, Локтев, Виноградов, Шнитке, Саркисов, Юрий Иванов.
1984 Цветок и мотылёк. Переиздан на CD в 2008 году (лейблы СОЮЗ / Зенит) Шумов, Иванов, Локтев, Виноградов, Диденко
1985 Учитесь плавать. Переиздан на CD в 2008 году (лейблы СОЮЗ / Зенит) Шумов, Васильев, Виноградов, Чурилов, Иванов
1985 Признаки жизни. Переиздан на CD в 2009 году (лейблы СОЮЗ / Зенит). Шумов, Головин, Скляр, Виноградов, Чурилов, Васильев.
1985 Любимые песни. Шумов, Чурилов, Васильев
1986 Жизнь замечательных мужчин. Переиздан на CD в 2011 году (лейблы СОЮЗ / Зенит). Шумов, Сабинин, Васильев.
1987 Русские в своей компании. Переиздан на CD в 2009 году (лейблы СОЮЗ / Зенит) Шумов, Чурилов
1988 Дитятя. Переиздан на CD в 2009 году (лейблы СОЮЗ / Зенит) Шумов, Сабинин, Тихомиров, Васильев, Матвеев
1988 Очищение. Переиздан на CD в 2011 году (лейблы СОЮЗ / Зенит) Шумов, Лень
1989 Сделано в Париже. Переиздан на CD в 2009 (лейблы СОЮЗ / Зенит) Шумов, Сабинин, Тихомиров, Матвеев, Васильев.
1989 От звонка до звонка. Переиздан на CD в 2010 году (лейблы СОЮЗ / Зенит)
1995 Брюлик. Переиздан на CD в 2013 году (лейблы СОЮЗ / Зенит) Шумов, Виноградов, Тихомиров, Сабинин, Албано, Фаст Фредди, Локтев (препродукция)
1997 Смутное пятно неизвестно чего. Шумов, Виноградов, Головин, Фаст Фредди, Лафосс, Албано
1998 Крапивное пламя. Переиздан на CD в 2011 году (лейблы СОЮЗ / Зенит) Шумов, Головин, Лафосс, Албано

1998 Вспышки аудио арта.  Композиции 1983 -1989 годов, сборник составлен в 1998 году.
2000 Пластикозаменитель. Переиздан на CD в 2009 году (лейблы СОЮЗ / Зенит) Шумов, центробораторы
2001 Курс$ (Курс Доллара). Переиздан на CD в 2008 году (лейблы СОЮЗ / Зенит) Шумов, центробораторы
2002 ТНТН (Твёрдое Нет Твёрдого Нет). Переиздан на CD в 2008 году (лейблы СОЮЗ / Зенит) Шумов, центробораторы
2003 Молодой на молодой. Переиздан на CD в 2007 году (лейблы СОЮЗ / Зенит) Шумов, центробораторы
2004 Регион 5. Переиздан на CD в 2007 году (лейблы СОЮЗ / Зенит) Шумов, центробораторы
2008 У прошлого нет будущего. Издан на CD в 2009 году (лейблы СОЮЗ / Зенит) Шумов, Валерий Виноградов, Алексей Виноградов
2011 Мне хорошо. Часть первая. Издан на CD в 2011 году (лейблы СОЮЗ / Зенит) Шумов, Виноградов, Ильницкий, Беккет
2012 Мне хорошо. Часть вторая. Издан на CD в 2012 году (лейблы СОЮЗ / Зенит) Шумов, Виноградов, Ильницкий, Беккет
2015 Первый пещерный. Издан на CD в 2015 году (лейблы СОЮЗ / Зенит) Шумов, Ильницкий, Беккет
2018 Культ еды. Издан на CD в 2018 году (лейбл СОЮЗ Мьюзик) Шумов, Ильницкий
2019 Цвет ветки. Шумов, Ильницкий
2020 Абсолютное почтение человека. Издан на CD в 2020 году (лейбл СОЮЗ Мьюзик) Шумов, Ильницкий, центробораторы

Концертные альбомы
1982 Центр в Физтехе. Концерт на фестивале самодеятельных групп в Долгопрудном. Переиздан на CD в 2014 году (лейблы СОЮЗ / Зенит) Шумов, Виноградов, Саркисов, Локтев, Шнитке
1983 Центр в Севере. Концерт в Выборге. Концерт в ресторане «Север» города Выборга в августе 1983 года. Переиздан на CD в 2010 году (лейблы СОЮЗ / Зенит) Шумов, Виноградов, Саркисов, Локтев, Шнитке
1988 Концерт в Смоленске. Концерт в Смоленске 5 июня 1988 года. Переиздан на CD в 2010 году (лейблы СОЮЗ / Зенит) Шумов, Сабинин, Тихомиров, Васильев, Матвеев

Прочие альбомы
1986 Артюр Рембо. Музыкальный спектакль «Артюр Рембо» на стихи Артюра Рембо в переводе Евгения Головина
1995 Центромания. Стадия Озарения. Переписанная заново версия альбома «Артюр Рембо» Шумов, Головин, Фаст Фредди
1996 Центромания. Стадия первая. Сборник ремейков песен Центра начала 1980-х годов
1999 Легенды русского рока. Сборник из серии «Легенды Русского Рока», Moroz Records
1998 Центромания. Стадия «Радио Совдеп». Ремиксы на песни Центра конца 1980-х годов Шумов, Лафосс
2006 Электронное ВидеоШоу. Электронная концертная программа
2015 Легенды Москвы. Сборник 20 лучших песен

Синглы
1986 Центр. Миньон на “Мелодии”: 2 песни («Бездельники»/«Сердцебиение»)
2005 Религия – это бомба замедленного действия
2006 Клавиши и кнопки
2016 Доллар побил абсолютный исторический максимум (сингл-ремейк на альбом Курс доллара 2001 года)
2018 Tele
2018 Schroeder
2020 24 тоста
2021 Не по карману
2021 Мразимразимрази
2021 Rock Brexit
2021 Зашиваюсь
2021 Моя драм-машина
2021 Фотоулыбочка
2021 Танцкружок

Сольные альбомы Василия Шумова
1986 — Мой район (My District). 1-й сольный альбом. Переиздан на CD в 2013 году (лейблы СОЮЗ / Зенит)
1990 — Время три. 2-й сольный альбом. Переиздан на CD в 2009 году (лейблы СОЮЗ / Зенит)
1992 — Шумовидение. Песни Живых и Мертвых. Сборник кавер-версий
1992 — Тектоника(к). (с участием Жанны Агузаровой) 3-й сольный альбом
1994 — Голливудский Василёк. 4-й сольный альбом
1997 — Короли поэзии в трансе.
1998 — Живая коллекция. live c группой «НТО Рецепт»
2000 — Музыка к 4 фильмам
2000 — Играй сам себя. саундтрек
2001 — Анагра (Аналоговое Гражданство). инструментальный альбом
2014 — Basustica. 5-й сольный альбом
2015 — Kelton’s Dark Corner Soundtracks. саундтрек к фильму
2016 — Мой район через 30 лет. 6-й сольный альбом

Совместные записи с другими музыкантами
1986 Звуки Му, «Простые вещи» (продюсер: Василий Шумов)
1990 Владимир Рацкевич, «Задача в общем виде» (LP, продюсер: Василий Шумов)
1993 Жанна Агузарова, «Nineteen Ninety’s» (альбом составлен из ремейков песен “Центра”, с непосредственным участием Василия Шумова)
1994 Василий Шумов и Пётр Мамонов, «Русские поют» (ремейки англоязычных песен the Beatles, Джона Леннона, и других)
2010—2013 «Содержание» — серия альбомов в рамках творческой акции «Содержание», которые Василий Шумов записал с разными музыкантами.

Статья подготовленна Евгением Бунтовым. 

Фотографии взяты из открытых источников в сети Internet.

Официальный сайт группы “Центр” – https://centromania.com/

Официальное сообщество группы “Центр” в социальной сети ВКонтакте – https://vk.com/club956445

Прослушать композиции группы можно тут – https://vk.com/lrusskijpok?w=wall-74739005_26586  и в анонсе данной статьи