
“После “45” было вообще непонятно, как именно играть, – вспоминает Юрий Каспарян, ставший после ухода Рыбина лидер-гитаристом группы. – Поэтому мы все время что-то пробовали, что-то искали. Нам хотелось добиться плотного звука, но искали мы его довольно специфическим образом – путем квартирных концертов в две акустические гитары”.


“Когда я впервые услышал пленку, записанную у Вишни, то понял, что из этого можно сделать нечто гораздо более интересное, – вспоминал впоследствии Гребенщиков. – У меня сразу же возник ряд идей по этому поводу – тем более что и Цой хотел сделать из этих песен что-нибудь более многоплановое. Мы дорвались до Тропилло и в паузах между аквариумовскими сессиями начали работать”.

“Транквилизатор” был сильно затянут по времени и звучал еще более нудно и мощно, – вспоминает басист Александр Титов. – Цой наотмашь рубил по гитаре и все в зале просто опухли”.

“В студии творился полный бардак, и весь альбом записывался достаточно спонтанно, – вспоминает Титов. – Это был интуитивный подход, абсолютно без репетиций. Материал делался так: мы приходили на студию, и там Цой показывал вещи. И мы прямо в студии пробовали все слепить. Я свои партии придумывал на ходу, часто в зависимости от того, какой барабанщик сегодня с нами играет”.

Изображенный на обложке альбома будущий барабанщик “Кино” Георгий “Густав” Гурьянов на записи фактически отсутствовал, появившись лишь на финальной “Прогулке романтика”, в которой он выполнил роль перкуссиониста, обозначая ритмический рисунок игрой на каких-то баночках. Неудивительно, что впоследствии Гурьянов в течение многих лет упорно уходил от разговоров на тему своего участия в этом альбоме.
“В студии было постоянное ощущение дурдома, – вспоминает Андрей Тропилло. – Пока ты работаешь с одним человеком, остальные непрерывно двигаются и машут над твоей головой руками. Они были ужасно энергичными, и если их остановить, то через три минуты все начиналось снова”.

“Цой как ритм-гитарист был, конечно, хороший, – вспоминает Тропилло. – Но когда он пел, то, как глухарь, часто себя не слышал. Мог спокойно спеть на полтона выше, чем была настроена гитара. Для него это не играло никакой роли. Каспарян тоже хороший гитарист с неклассической школой игры. Но стили он менять не мог и играл достаточно однообразно”.

“Я не мог воспринимать эту запись серьезно, – вспоминал он спустя несколько лет. – И я не мог рассматривать “Кино” как музыкальное явление грандиозного масштаба. И если к “Аквариуму” я относился, как к любимой игрушке, то “Кино” были для меня совсем как дети. Они и песни-то пели детские”.


“Ночь для меня – это особое время суток, когда исчезают все отвлекающие факторы, – сказал как-то Цой. – Ночь наполняет меня ощущением мистики и дает мне необходимое чувство романтики”.

“Альбом “Начальник Камчатки” был электрическим и несколько экспериментальным в области звука и формы, – говорил Цой. – Не могу сказать, что он получился таким, каким бы мы его хотели видеть по звуку и стилевой направленности, но, с точки зрения эксперимента, это выглядело интересно”.
По всей вероятности, истина заключается в том, что, несмотря на мощнейший музыкальный материал, цельности в разработке определенного направления на альбоме все-таки не было. Группа сознательно отказалась от наивной непосредственности “45”, а конкретная антитеза этому пока найдена не была. Все это напоминало движение на ощупь в кромешной темноте.
Из-за пестрого состава сессионных музыкантов и явной сырости материала процесс записи выглядел совершенно непредсказуемым и малоуправляемым. В свободное время музыканты носились по студии, демонстрируя друг другу приемы карате, увиденные ими в фильмах с участием Брюса Ли.

В 2022 году “АнТроп” сделал переиздание альбома на 3 LP/3 CD, включившее демо альбома, записи неудачных дублей и песен не вошедших в альбом, а также мелодиевский миньон с песнями из альбома. К сожалению, абсолютно ничего из этого не отреставрировано и не очищено, в результате чего вышла полная халтура. Будем ждать качественное переиздание от Maschina Records – официального издателя группы “Кино”.

*****************************************************************
01. Последний герой
02. Каждую ночь
03. Транквилизатор
04. Сюжет для новой песни
05. Гость
06. Камчатка
07. Ария мистера Х
08. Троллейбус
09. Растопите снег
10. Дождь для нас
11. Хочу быть с тобой
12. Генерал
13. Прогулка романтика
бонусы:
14.Танкисты
15.Анаша
16.Постой, паровоз!
Слова и музыка всех песен Виктор Цой, кроме (7) — ария из оперетты Имре Кальмана «Принцесса цирка» (русский текст — Ольга Фадеева), (14-16) – народные. Аранжировка – Кино, кроме (14-16) – Александр Башлачёв.
Юрий Каспарян — соло-гитара(1-13), бэк-вокал (1-13), электроорган (12, 13)
Александр Титов — бас-гитара (1-13), ударные (1, 3), бэк-вокал (1-13)
Борис Гребенщиков — клавишные (синтезатор Casiotone) (1, 3, 6, 12)
Сергей Курёхин — клавишные (2-5)
Пётр Трощенков — барабаны (2, 8)
Евгений Губерман — барабаны (9)
Георгий Гурьянов — перкуссия (13)
Андрей Радченко — ударные (10, 13)
Всеволод Гаккель — ударные (12)
Игорь Бутман — саксофон (2, 7-11)
Андрей Тропилло — свист (3), раковина (6), вокал (9)
Александр Башлачёв — вокал (14-16), гитара (14-16)