История Русского Рока.1984. Альфа -“Бега”

История Русского Рока.1984. Альфа -“Бега”

«Бега» – второй альбом группы АЛЬФА, записанный суперсоставом, который, к сожалению, просуществовал всего три месяца.

Вариант оформления обложки альбома "Бега" группы АЛЬФА
Вариант оформления обложки альбома “Бега” группы АЛЬФА. С такой обложкой альбом в 1990-х выпустила фирма Moroz Records

 После того, как первый альбом группы АЛЬФА «Гуляка» получил практически всесоюзную известность, Сарычев и его команда отправились на прослушивание в Росконцерт. Чиновники были не прочь заполучить в филармоническую обойму такую популярную группу, но дали АЛЬФЕ разрешение работать только номером, то есть исполнять две-три песни в сборной программе. В этом они видели свой резон: народ валом повалит на модную группу, а заодно «схавает» и десяток других исполнителей, которые спросом не пользовались, но которых тоже нужно было каким-то образом обеспечивать работой. Сарычев в гневе отказался от такого унизительного предложения, и самая популярная группа 1983 года осталась без работы.

Рассказывает басист первого состава группы АЛЬФА Виталий Дубинин:

Сарычев не шел ни на какие компромиссы, потому что когда ты работаешь номером, ты получаешь одну ставку, а если отделением – то две. Когда у нас не получилось устроиться на работу ни в Росконцерт, ни в какую другую филармонию, Сарычев объявил: «Ребята, делайте что хотите!» В итоге мы с барабанщиком ушли, а Холстинин остался и собрал новый состав. Но Володя работал на дискотеке, и ему было все равно, что делать, а я был в несколько другой весовой категории, у меня уже была семья, у меня как раз ребенок родился, и мне нужно было где-то зарабатывать деньги.

Разочарованные неудачей, из АЛЬФЫ ушли Дубинин (в ВИА ПОЮЩИЕ СЕРДЦА) и Сафонов (к Игорю Саруханову, а от него в ПАРАД).

Володя Холстинин, не только остался верен своему старшему товарищу Сарычеву, но, не желая подчиняться негативным обстоятельствам, привел в группу нового басиста Алика (Александра) Грановского (экс- СМЕЩЕНИЕ), с которым познакомился абсолютно случайно – ожидая автобуса на остановке (по другой версии – на станции метро «Беляево»).

Это знакомство состоялось еще весной, до прослушивания в Росконцерте. Оба были «хайратые», в джинсовых куртках, с гитарами в руках. Их внешний вид был сродни паролю: «Мы с тобой одной крови, брат!»

Володя подошел первым:

– Привет! Я тебя видел на концерте группы «Смещение». Мне тогда очень понравилось.

Алик тоже узнал Володю:

– И я тебя знаю: ты играл в «Волшебных Сумерках»!

Они обменялись телефонами и договорились созвониться.

Через несколько дней Холстинин действительно позвонил Грановскому и сообщил, что от них ушел бас-гитарист.

– Алик, ты смог бы его заменить?

Грановский согласился: ему было любопытно поиграть в одной группе с Сарычевым. Он однажды видел Сергея на концерте, когда тот еще играл в «Круизе», и пришел в полный восторг от этого клавишника.

Ободренный такой поддержкой Сарычев уговорил войти в обновленный состав «Альфы» барабанщика Игоря Молчанова, с которым был знаком еще со времен работы в «Круизе». (В Тамбовской филармонии, от которой в начале 80-х годов выступал «Круиз», была еще группа «Рось», которая часто выступала у «Круиза» на разогреве. В этой группе как раз и работал в то время молодой барабанщик Игорь Молчанов).

АЛЬФА. Состав 1984 г.
АЛЬФА. Состав 1984 г.

С новым составом Сарычев записал свой второй альбом «Бега». Алик Грановский настоял, чтобы большинство песен было сделано в хард-роковом стиле, а Холстинин энергично и с удовольствием поддержал музыкальные идеи своего приятеля.

Второй альбом АЛЬФЫ рождался в более экстремальных условиях. Как и прежде, все инструментальные треки были записаны на репетиции (помощь группе в этом оказал Александр Агеев). Однажды Сарычев привез на базу два магнитофона «Ревокс», «пивеевские» пульт и мониторы, чтобы записать альбом. Из фанерных щитов, найденных в кладовке, и невесть откуда взявшихся матрасов музыканты соорудили импровизированную будку для барабанщика. Алик и Володя играли на гитарах в репетиционной комнате, а пульт и синтезатор «Мини Муг» Сарычев вытащил в коридор. Сначала музыканты записали все песни без вокала, играя все вместе «живьем». Запись вышла вполне качественной, потому что «Ревокс» – это очень хороший магнитофон.

С первым снегом Сарычев пересвел альбом «Бега» заново. Запись, которую сделали Холстинин, Грановский и Молчанов, он использовал, как «болванку», на которую наложил голос и клавиши.

Сергей пригласил подпольного «писателя» Володю Горохова, распространявшего по всему Советскому Союзу магнитофонные записи отечественных рок-музыкантов, приехать с магнитофоном к нему в Жуковский, где в пристанционном ресторане у Сарычева была репетиционная база.

– Только ты приезжай попозже, часам к одиннадцати вечера. В ресторане к этому времени уже никого не будет, и мы спокойно за ночь все сделаем.

Горохов опасался ехать один, а потому позвал с собой Александра Агеева, еще одного участника тайного «союза писателей». Одевшись побомжеватее, завернув «Ревокс» в одеяло и обмотав магнитофон ремнями и бечевкой так, чтобы он перестал быть похожим на самого себя, «подпольщики» отправились в путь. Всю дорогу в электричке Горохов озирался по сторонам и как бы невзначай трогал магнитофон то ногой, то рукой: все-таки «Ревокс» стоил три тысячи рублей да и был он не его, а Валерия Петровича Ушакова, главного человека из «союза писателей».

Наконец Горохов с Агеевым добрались до нужной им станции, нашли тот ресторан, про который говорил Сарычев, зашли внутрь и остановились в изумлении: весь пол оказался усыпан битым стеклом так, что под ногами хрустело. Перед самым приездом «писателей» там, оказывается, была драка: местные что-то не поделили и в итоге разнесли пол-ресторана. Только приехавшая милиция смогла успокоить драчунов, кого-то заковав в «браслеты», кого-то усмирив дубинкой. И сейчас стражи порядка составляли протокол, пытаясь дознаться у испуганных свидетелей, с чего началась драка.

Внутреннее офрмление альбома "Бега" группы АЛЬФА
Внутреннее офрмление альбома “Бега” группы АЛЬФА

Горохов осторожно тронул Агеева за рукав:

– Саня, тебе не кажется, что нам отсюда валить надо? И побыстрее…

Но навстречу, улыбаясь, уже шел Сарычев и протягивал руку для рукопожатия:

– Все нормально, ребята! Не волнуйтесь! Здесь почти каждый день такое бывает. Сейчас милиция уедет – и начнем работать. Не хотите пока кофейку выпить?

И действительно, прошло еще полчаса – и все разъехались.

– Да это у нас тут обычное дело, – рассказывал Сарычев, распаковывая и коммутируя аппаратуру. – Драки тут случаются через день. Я к этому уже привык…

Пришлось пережидать.

“Пока подметали осколки, – вспоминал позже Агеев, – мы записывали под болванку вокал Сарычева, который пел не в микрофон, а прямо в пульт”.

Сергей Сарычев
Сергей Сарычев

Так родился на свет второй альбом группы АЛЬФА, названный «Бега». Тогда же состоялись и новые прослушивания, но Сарычеву вновь не удалось вывести АЛЬФУ на филармоническую орбиту.

Впрочем, АЛЬФА  сыграла пару подпольных сейшенов. Но уже на второй концерт, который состоялся в ДК МИИТ, приехала милиция, и сейшн был «свинчен». Началось следствие: кто устроил концерт? Кто дал разрешение на его проведение? Кто распространял билеты? Сколько денег утаили от государства? Наших героев спасло только то, что это должен был быть концерт группы КАРНАВАЛ, а не АЛЬФЫ. В последний момент КАРНАВАЛ играть отказался, и тогда устроители концерта позвонили Холстинину и попросили выступить АЛЬФУ.

– Вы кто? Вы – КАРНАВАЛ? – спросили следователи.

– Нет, – гневно ответили музыканты. – Мы – группа АЛЬФА!

– Странно, а билеты продавались на КАРНАВАЛ!

Оказывается, они уже допросили задержанных зрителей, и люди им написали, что купили билеты на КАРНАВАЛ.

– Если вы не КАРНАВАЛ, то как вы сюда попали? – продолжался допрос.

– Да нам позвонили буквально вчера и спросили, не хотим ли мы сыграть, – объяснил Володя.

И тут же добавил: Бесплатно!

– А чего же вы бесплатно согласились играть? – рассмеялись следователи.

– Так кто же нам денег-то заплатит? Мы же еще никому не известны, – отпарировал хитрый Холстинин. – Нам этот концерт нужен для рекламы. Нам сказали так: «Если вы полный зал соберете, то станете популярными!»

– Ладно! Распишитесь тут и тут – и можете идти! Если понадобитесь, то вызовем!

Следователь вышел в коридор вместе с Холстининым, которого допрашивали последним из музыкантов.

– Значит, вы деньги за концерт не получали? – переспросил он.

– Нет! – хором ответили окружившие его музыканты.

– Ну, вот и стойте на своем! – сказал следователь, хитро улыбаясь.

Сарычев сначала попытался реализовать альбом официальными путями, но через месяц вернул оригинал Горохову и Агееву, которые тут же начали распространять «Бега» в виде записей на магнитофонных катушках. Магнитофоны дома у Горохова и Агеева крутились сутки напролет. И через самое короткое время записи нового альбома группы АЛЬФА разлетелись по всей стране. Его главным хитом стала песня “Зеркало-река”.

Вариант оформления обложки альбома "Бега" группы АЛЬФА
Вариант оформления обложки альбома “Бега” группы АЛЬФА. С такой обложкой альбом выпустила в 1990-х фирма Home CD

Но ни в одну филармонию, в основном из-за негативного отношения комиссий к “Озорному гуляке”(с проигрышем “Цыпленок жареный..”), устроиться не удается. Сразу после этого АЛЬФУ покинули Грановский и Молчанов – оба ушли в ПОЮЩИЕ СЕРДЦА, на базе которых вскоре родилась АРИЯ.

Игорь Молчанов:

«Для меня «Альфа» – это достаточно серьезный период, потому что у нас был очень хороший коллектив: Сережа Сарычев, Володя Холстинин, Алик Грановский и я. Если честно, я ушел из «Альфы» только потому, что в тот период у меня не было денег даже на метро!»

Алик Грановский:

«Так получилось, что вроде бы мы вот-вот должны были устроиться в какую-то филармонию и начать работать, но Сарычеву везде отказали. Те деньги, которые я заработал во время предыдущего «чеса» по Карелии, уже заканчивались, и мне надо было куда-то идти работать. И тут мне позвонил один мой товарищ, Саша Воловик, барабанщик, которого я знал с детства, и сказал, что есть работа в Казахстане. «Можно поехать заработать приличных денег, а через три месяца вернуться», – уговаривал он меня. Так и не устроившись с «Альфой» в филармонию, я уехал на заработки в Казахстан…»

С подачи Холстинина за барабаны пришёл ещё один участник ВОЛШЕБНЫХ СУМЕРЕК Леонид Могилевский. Вскоре группу покинул и сам Холстинин, перейдя в ПОЮЩИЕ СЕРДЦА. Многие классные музыканты работали с Сергеем Сарычевым, но неприкаянное положение группы вынуждало их покидать ее.
Но это, как говорится , уже совсем другая история.

*******************************************************************01. Берега
02. Я стал таким невзрачным
03. Бега
04. Ворон
05. Что такое один
06. Гонка (2-ой вариант)
07. Зеркало-река
08.То, что было, то и будет
09. Африка
10. Инструментальная пьеса
11. На любой вопрос дай ответ (Задачник)

Состав группы:
Сергей Сарычев – вокал, клавиши
Владимир Холстинин – гитара
Алик Грановский – бас-гитара
Игорь Молчанов – барабаны

Подготовил Евгений Бунтов, на основе статей Владимира Марочкина (за что ему огромное спасибо).

Фотографии из открытых источников в сети Internet.