История русского рока. 1981 год. Группа “Круиз” и её дебютный альбом “Крутится Волчок”.
История русского рока. 1981 год. Группа “Круиз” и её дебютный альбом “Крутится Волчок”.
В 1981 году был выпущен дебютный альбом пока ещё малоизвестной группы “Круиз”. И альбом и группа мгновенно приобрели суперпопулярность. Многочисленные журналисты (как официальных изданий, так и музыкального самиздата) и любители рок-музыки признавали “Круиз” группой года, а их дебютный продукт – альбомом года (хотя в этом году было записано много других прекрасных альбомов, о самых значимых из которых мы рассказывали в нашей исторической рубрике. Откуда же взялся этот самый “Круиз” и что представлял собой альбом “Крутится Волчок”?
Внешняя обложка альбома “Крутится Волчок”
“Круиз” – легендарная группа начала 80-х годов, по утверждению многих критиков, сформировавшая стиль советского мелодического хард-рока. За время своего существования группа меняла стили от хард-рока, соединённого с другими направлениями рок-музыки (включая новую волну, арт-рок и блюз-рок), до хэви-метала. Потом снова вернулась к первоначальному стилю.
История группы начинается в 1976 г., когда в Сургуте встретились Александр Монин, музыкальный руководитель местной группы, и приехавшая на заработки команда из Молдавии под названием “Кордиал” (“Сердечный”), в состав которой входили будущие суперзвезды Валерий Гаина (гитара). Александр Кирницкий (бас) и Всеволод Королюк (перкуссия).
Вот как вспоминал данный момент Александр Монин:
В начале 1970-х мы с родителями переехали в Омск. В медицинском институте (куда я поступил учиться на врача – педиатра) я собрал команду «Солярис», в которой пел и стучал на барабанах. Но в 1976 году басиста группы и моего лучшего друга Кольку Андина выгнали из института. Ну, а я с горя тоже бросил институт.
В начале 1976 года гитарист другой омской группы Володя Ополовников предложил поехать на заработки в Сургут, и 13 февраля 1976 года я устроился на работу музыкальным руководителем в… СНГ. Я проработал там год. Можно сказать, что я прожил в СНГ на год больше остальных наших граждан. Правда, тот СНГ расшифровывался как «Сургутнефтегаз».
Меня зачислили в штат, но у них не было ставки музыкального руководителя, и меня провели как бригадира стропальщиков, а это – самая высокооплачиваемая в Сибири рабочая специальность. Они торопились, потому что хотели к 23 февраля устроить праздничный концерт. Я пробежался по городу, чтобы собрать толковых ребят, и за десять дней сколотил группу. Она тоже называлась – «СНГ». Мы исполняли песни из репертуара «Веселых ребят», «Самоцветов», то есть – общесоюзные хиты тех лет.
“СНГ” на танцах. 1976 г.
И вот приехал «Кордиал». Мы сразу прослышали, что приехала какая-то круто запакованная команда. Мы и сами были хорошо запакованы, у нас были барабаны «Амати», гитары «Музимы» и три комплекта усилителей «Регент-60». У некоторых столичных команд, приезжавших в Сургут на гастроли, был только один комплект «Регент-60», и они очень бледно смотрелись даже на нашем фоне. А тут у людей – барабаны «Тама», тарелки «Paiste», двухмануальная «Вермона», орган «Лесли Хаммонд» (играть на нем – удовольствие, зато таскать – мученье), а у гитариста – белый, по тем временам совершенно нереальный американский «Телекастер»! Этого было достаточно, чтобы умереть от зависти. Короче говоря, они нас убрали. Руководитель «Кордиала» Марат Кавалерчик на слова Заболоцкого написал рок-оперу «Зодчие» и искал под нее еще одного вокалиста. И когда меня пригласили в эту команду, я долго не упирался…”
Рассказывает Всеволод Королюк:
Когда мы начали выступать в ДК «Строитель», там начался вал, туда собирался весь город и люди набивались, как селедки в бочку. А играли мы то, что играли в Молдавии: Deep Purple, Creedence… Но для Сургута это было будущее! Они вообще ничего такого не знали! Зато мы знали, как надо играть, чтобы люди хотели танцевать, поэтому весь город собирался к нам на танцы!
А параллельно нам в ДК «Нефтяник» на танцах играла группа Саши Монина. Они в основном исполняли популярные эстрадные песни типа «Алешкиной любви» или «Унижаться, любя, не хочу и не буду», поэтому когда мы приехали и стали играть, от них народ стал уходить… Однажды я зашел к ним, а Монин сидит за барабанами и поет какой-то мягкий блюз, а на танцплощадке у них – максимум 15 человек. Нам тоже приходилось петь на русском языке, и это доставляло мне некоторые неудобства, так как у меня все-таки гундосый голос, хотя его можно назвать и бархатными, и глуховатым. А тут я услышал голос, просто искрящийся светом. И я убедил Марата, что его надо брать.
Я пришел к нему и говорю: «Шура, пойдем к нам петь!» Он говорит: «Сейчас!» Куда-то исчез, а потом появился с двумя бутылками водки: «Давай выпьем!». Налил по граненому стакану. Выпили. Он посмотрел, что я не упал, я посмотрел, что он не упал. И тогда он сказал: «Ну, ладно! Веди меня!»
Марат Кавалерчик прослушал нового солиста и постановил: «Берем!» Когда Монин вошел в программу, мы отправились от треста «Сургутнефтегазпром» обслуживать вахты. Нас туда, километров за пятьсот от Сургута, доставляли на вертолете. А там – болота! Идешь с клавишными – проваливаешься по колено. До сих пор помню те ощущения…”
В 1977 г. “Кордиал” уезжает на работу в Благовещенскую филармонию, где группе дают название “Магистраль”, только что отобранное у Юрия Антонова, и целый год ансамбль колесит по БАМу. “Магистраль” – это: Марат Кавалерчик (руководитель), Александр Монин (вокал), Валерий Гаина, (гитара). Александр Кирницкий (бас), Всеволод Королюк (перкуссия), Николай Филюшкин (труба), Евгений Боярский (саксофон), Сергей Богданов (тромбон), три вокалистки – Неля Мисаутова, Вера “Веранда” Власова и Маша Томас, и другие – всего 14 человек. В 1978 г. Марат Кавалерчик решает с частью музыкантов уйти в ансамбль к М. Кодряну, но сами музыканты не горят желанием расставаться и начинают искать себе работу. Так они узнают, что в Тамбовской филармонии распался ансамбль “Молодые Голоса”, и договариваются с его руководителем Матвеем Аничкиным, что “Магистраль” полным составом вольется в “Молодые Голоса”. Кроме того, из старого состава “Молодых Голосов” остались барабанщик Николай Чунусов. басист Люсик Шапиро, вокалистка Ирина Грачева и ее муж Владик Грачев – клавишник (он погиб в 1978 году во Владивостоке, разбившись на вертолете). Группа работала в две барабанные установки и две бас-гитары. В сентябре 1978 года “Молодые Голоса” стали лауреатами фестиваля “Сочи-78”, после чего Кавалерчик, забрав нескольких музыкантов, покинул коллектив.
“Молодые Голоса” в 1979 году: Монин, Гаина, Кирницкий, Королюк, Чунусов, Пустынкин Володя (вокал). Борис Доронин (вокал), Ирина Грачева (вокал), Вера “Веранда” Власова (вокал), Аничкин (клавиши). В 1980 году к группе присоединился Сергей Сарычев (экс-“Волжане”, Волгоград). Его нашли во время тура по Краснодарскому краю, Сарычев попросил подвезти его на автобусе, и оказалось, что он – клавишник, а Аничкин как раз искал второго клавишника, потому что и программа усложнилась, и самому ему не хотелось много играть.
Эволюция группы, как коллектива, который стал исполнять собственные произведения началась с написания рок-спектакля (рок-оперы) “Звёздный скиталец”. Музыку к этому спектаклю написали Матвей Аничкин и Валерий Гаина на стихи вокалиста ВИА “Молодые голоса “ – Бориса Доронина.
Это был настоящий перформанс по всем законам музыкальной драматургии. Первый показ рок-спектакля состоялся в Таллине, где в рамках “Олимпиады – 80” были выступления ансамбля “Молодые голоса”.
Весь “олимпийский” год группа работала так: первое отделение – рок-опера “Звездный Скиталец”, написанная на либретто Бориса Доронина (в будущем он также напишет несколько хитов для “Круиза”), второе отделение – попурри по истории страны, где исполнялись революционные, предвоенные и военные песни (открывалась программа песней “Ударила точно “Аврора”), а завершало все попурри из дискотечных хитов. В конце концов все это страшно надоело, и музыканты предложили своему руководителю Матвею Аничкину поэкспериментировать. Они написали несколько песен, в том числе знаменитый «Крутится волчок» и стали исполнять их под занавес в конце основной программы ВИА «Молодые голоса». Сначала Матвей Аничкин отнёсся ко всем этим начинаниям с недоверием. У него был хорошо отлаженный ансамбль «Молодые голоса», двенадцать музыкантов, а тут надо всё это бросить и заниматься фантазиями пяти музыкантов, но то, что стало происходить со зрителями, когда на сцене оставалась эта пятёрка, убедило всех – это то, что надо. Первое представление состоялось в Новороссийске на летней площадке.
Она вмещала человек семьсот, но на концерт собралось три тысячи человек. На этом концерте Аничкин окончательно сломался. Он увидел, что самая большая отвязка наступает именно на хард-роковом отделении, и в итоге “Молодые Голоса” были трансформированы в “Круиз”(название придумал Матвей Аничкин): Монин, Гаина, Кирницкий, Королюк, Сарычев и сам Аничкин.
Круиз 1981
Первые официальные выступления группы под брендом “Круиз” состоялись в Тамбове. Именно там и был “порт приписки” и репетиционная база группы . Как вспоминает Матвей Аничкин – группы “Круиз” бы не случилось, если бы не покровитель и его большой друг – директор филармонии Юрий Андреевич Гуков. Именно поэтому, на любом торжестве группы всегда поднимают тост за этого смелого человека, который несмотря на совковые и коммунистическо-партийные догмы, брал на себя риск и помогал группе всем, чем только мог.
Но долго ещё “Круиз” работал со своими песнями лишь отделение концерта. Лишь в сентябре 1981 года в Харькове состоялось первое сольное выступление “Круиза” (хотя знакомые сочинцы утверждали что ещё в июле этого года группа выступала у них под названием “Круиз”, но потом-таки вспомнили что “ещё с девицами в первом отделении” , что говорит о некоем переходном периоде – от “Молодых Голосов” к “Круизу”).
А со следующего концерта в Калининграде началась настоящая “круизомания”: демонстрации фанов, истерики поклонниц и т. п. «Круиз» в отличие от серой, заштампованной советской эстрады, выплеснул на сцену яркое, крепко сколоченное, хорошо отлаженное представление, а не банальный концерт.
Единственной проблемой было то, что местные власти, испугавшись ажиотажа, редко давали музыкантам сыграть больше одного концерта. Спокойно удалось отработать только 1982 год. Но он стал последним для этого состава. Первым ушел Сева Королюк – на его место вернулся Николай Чунусов. В сентябре группу покинул Сергей Сарычев, три недели он пробыл в “Машине Времени”, а потом собрал собственную группу – “Альфа”. На место Сарычева был приглашен второй гитарист Григорий Безуглый. В итоге музыка группы стала более жесткой и драйвовой.
Но дальнейшуюю историю группы мы пока трогать не будем. А вот рассказать об дебютном альбоме надо.
Круиз 1981
Именно в “порту приписки” – в Тамбове и были сделаны первые записи треков, которые вошли в антологию отечественной рок-музыки. Не имея собственной студии, записи были сделаны за 1 день прямо на сцене в концертном зале на 2-х канальный магнитофон Taskam. И несмотря на слабую техническую оснащённость – музыка группы разлетелась по стране на катушках и редких тогда ещё аудиокассетах.
Группа познакомилась к тому моменту с поэтом Валерием Сауткиным, который написал для неё половину текстов к песням альбома. А вот музыку участники группы написали сами, за исключением двух вещей – авторства ещё одного приятеля коллектива – Владимира Преснякова (старшего).
На альбоме “Крутится волчок” записано двенадцать уникальных и ярких композиций, которые выдержали испытание временем и вызывают ностальгические воспоминания. На некоторые треки следует обратить особое внимание. Альбом начинается с драйвового хард-рока “Безумцы” с антивоенным текстом, сильнейшей гитарной партией Валерия Гаины и харизматичным вокалом Александра Монина. Далее идёт главный хит “Круиза” – великая песня “Крутится волчок”, с потрясающими клавишными партиями Сергея Сарычева. Не менее знаменита и песня “Что поделаешь, работа”, которая долгое время была популярна у “кабацких” музыкантов.
фото из CD-издания альбома
Очень хороша хард-роковая “Не верьте тишине”, с жесткими гитарными риффами и мощными клавишами. Вокал Монина – безупречен, а ритм-секция, в лице Кирницкого и Королюка, была одной из лучших в Советском Союзе. Сильнейшее впечатление производит хит “Виза для круиза”, с грандиозным саундом, созданная на стыке хард и арт-рока и местами напоминающая о британской группе Uriah Heep. “Кто-то же должен” – ещё один виртуозный и мощнейший шедевр, с прекрасным текстом и замечательным вокалом Александра Монина. “Стремления” – красивый утяжеленный диско-рок, с прилипчивой мелодией и грандиозным саундом. Все эти песни пользовались огромным успехом у советских меломанов и спустя десятилетия они звучат свежо и современно.
Издан официально (на аудиокассетах и CD) альбом был только в 1996 году фирмой “Moroz Records”.
фото из CD-издания альбома
Трек-лист:
1. «Безумцы»
муз. – Валерий Гаина; сл. – Валерий Сауткин
2. «Крутится волчок»
муз. – Сергей Сарычев; сл. – Валерий Сауткин
3. «Что поделаешь, работа»
муз. – Валерий Гаина; сл. – Матвей Аничкин
4. «Не верьте тишине»
муз. – Александр Кирницкий, Валерий Гаина; сл. – Александр Кирницкий
5. «Средний человек»
муз. – Владимир Пресняков ст.; сл. – Валерий Сауткин
6. «Виза для круиза»
муз. – Матвей Аничкин; сл. – Владимир Харитонов
7. «Кто-то должен»
муз./ сл. – Матвей Аничкин
8. «Стремления»
муз. – Александр Монин, Валерий Гаина; сл. – Матвей Аничкин, Игорь Шаферан
9. «Я не верил»
муз. – Владимир Матецкий; сл. – Валерий Сауткин
10. «Гонка»
муз. – Владимир Пресняков ст.; сл. – Валерий Сауткин
11. «Бах»
муз. – Валерий Гаина; сл. – Валерий Сауткин
12. «Красота»
муз. – Александр Кирницкий; сл. – Виктор Линкевич
Состав группы:
Александр Монин: вокал
Всеволод Королюк: барабаны, бэк-вокал
Валерий Гаина: гитара, бэк-вокал
Александр Кирницкий: бас-гитара, бэк-вокал
Сергей Сарычев: клавишные, бэк-вокал
Матвей Аничкин: клавишные
Николай Чунусов: перкуссия
Запись – Владимир Кучеренко (Морячок)
фото из CD-издания альбома
Подготовил Евгений Бунтов. Использованы фрагменты из статей о группе “Круиз” и альбоме “Крутится Волчок” авторства Владимира Марочкина, а также Тимофея Попова и Игоря Маркина, за что всем им огромная благодарность.
Использованы фото из открытьых источников в сети Internet, а также фото авторства Надира Чанышева и Николая Ковальчука из CD-издания альбома 1996 года.