Интервью с пианистом Евгением Алексеевым.

Интервью с пианистом Евгением Алексеевым.

Евгений Алексеев – профессиональный пианист, который в свободное от занятий классической музыкой время записывает фортепианные каверы на шедевры зарубежной и российской рок-музыки. В его репертуаре Аквариум, Кино, ДДТ, Пикник, Гражданская Оборона, Машина Времени, The Beatles, Pink Floyd, Queen и многие другие.

Евгений Алексеев
Евгений Алексеев

Видеозаписи как его сольных, так и дуэтных выступлений с супругой – венгеркой Наталией Балинт на Youtube собирают сотни тысяч просмотров и многие страницы восторженных отзывов. На некоторые собственные каверы Евгений записывает видеоуроки-туториалы, которыми можно бесплатно пользоваться всем желающим.  А недавно Евгений создал новый проект – “Школа фортепиано”. Это  серии видеоуроков по разбору любимых песен, фортепианных пьес, теории музыки, музыкальной гармонии, пианистическим трюкам и фишкам и многому другому. Школа открыта на платформе Patreon по платной, но очень недорогой подписке.
Помимо каверов, Евгений Алексеев записывает и исполняет полноценные концерты из собственных импровизаций, которые называет “медитативными”. Играя ритмами и настроениями, пианист погружает слушателя в своеобразный транс и проводит по миру собственных эмоций, фантазий и воспоминаний.

В официальной дискографии Евгения на данный момент вышло два диска “медитативных импровизаций”,  два диска-трибьюта группе “Гражданская Оборона”, диск-трибьют группе “Аквариум”, а также диск каверов на произведения западных авторов (в основном) – “LuckyPiano Bar”.

Корреспондент портала “Рок в Кадре и не только” Евгений Бунтов пообщался со своим тёзкой – пианистом Евгением Алексеевым. Представляем данное интервью Вашему вниманию.

Добрый вечер, Евгений! Как возникла идея сделать фортепианные аранжировки известных песен главным делом всей жизни?

Добрый вечер, Евгений! Ну, я не теряю надежды, что “всего-навсего” каверы, продукт достаточно вторичный и чисто ремесленный – это совсем не Главное Дело моей жизни. Каверы – это всего лишь то, что у меня получается достаточно непринужденно, по отзывам вполне неплохо, а также радует широкие круги слушателей.
Евгений Алексеев
Евгений Алексеев
Вы сделали 2 альбома фортепианных каверов “Гражданской Обороны”. Легко ли было договориться с вдовой Егора Летова Натальей Чумаковой о разрешении на это, как она отнеслась к тому, что получилось?
Всеми правовыми делами занимается директор “Гражданской Обороны” Сергей Попков. На первом этапе переговорами с ним занимались ребята из издательства Bull Terrier Records, которые и предложили мне издать трибьют Егору Летову, тогда еще первый и единственный. Насколько я тогда понял, все наследники доброжелательно оценили мои аранжировки – в противном случае они бы не разрешили использовать мелодии песен Егора даже по самым жестким коммерческим условиям. Что касается второй части, то здесь всё было намного проще: я спросил “Бультерьеров”, хотят ли они издать вторую часть трибьюта. Они охотно согласились, ну а все переговоры с Сергеем Попковым я уже вел самостоятельно. Даже удалось познакомиться с ним лично и пообщаться в одном из московских кафе. С Натальей Чумаковой который год договариваемся встретиться, но каждый раз не получается. Я, однако, надежды не теряю! 🙂
Альбом фортепианных каверов “Аквариума” известен несколько меньше, чем альбомы каверов ГО. Как возникла его идея, как к ней отнёсся Борис Борисович и удовлетворил ли его конечный результат?
Дело в том, что мне и музыкально, и общеэстетически, и поэтически ближе творчество БГ и “Аквариума”, чем Летова и “Гражданской обороны”. Я при этом умудряюсь сочетать в себе одинаковое почтение к культурному вкладу обоих легенд. Но если песнями Летова я увлекался на заре моей юности, где-то в 20-24-летнем возрасте, то “Аквариум” для меня – группа номер 1 в течение последних десяти лет. Поэтому идея записать альбом каверов на песни Бориса Гребенщикова возникла одновременно с осознанием того, что я в принципе могу выпустить трибьют-альбом. Как минимум – одновременно с работой над первым Летов-трибьютом. Слава богам, Борис Борисович жив и здоров, поэтому переговоры о возможности такого альбома я проводил с ним лично. Все знают, что БГ относится к своим песням специфически: написал, исполнил, отдал в мир – и теперь это уже не только его песня, но и песня всего мира. За точность цитаты не ручаюсь, но смысл примерно такой. Я хотел непременно встретиться с Борисом Борисовичем лично и в живом разговоре поведать о своих планах. Поскольку я живу в Германии, мне следовало дождаться, когда он окажется в Европе. Я просто спросил в мессенджере: “Когда вы планируете быть в Западной Европе?” – в смысле, в радиусе примерно тысячи километров от меня. И уже где-то через неделю мы сидели в кафе в центре Парижа, пили дорогущий кофе (центр Парижа ведь!) и разговаривали, точнее, я восторженно что-то рассказывал и показывал. В итоге Борис Борисович не только безвозмездно передал мне права на исполнение его песен, но и познакомил с замечательными людьми, принявшими участие в издании альбома, – издателем Андреем Гавриловым (издательство SoLyd Records, под лейблом которого выходил и сам “Аквариум” и еще множество других легенд русского рока) и художником Андреем Гусевым, автором обложек “Звезды по имени Солнце” группы “Кино” и аквариумского “Белого Альбома” с деревом. Насчет конечного результата – я скидывал треки по электронной почте, но надеюсь в ближайшем будущем передать БГ и всем музыкантам группы, экземпляры дисков трибьюта, – вот там и узнаем!
Евгений Алексеев и БГ
Евгений Алексеев и БГ
Насколько важны для Вас альбомы вашей собственной музыки, так называемых “медитативных импровизаций”, коих вышло уже два и, надеюсь, будут ещё?
Они для меня, безусловно, важнее, чем каверы, потому что через подобную музыку я способен максимально выражать самого себя и свои эмоции. Я способен исполнять такую музыку часами напролет – и не уставать. Надеюсь, что когда-нибудь будут концерты, состоящие либо наполовину, либо полностью из “медиташек”.
Как возник ваш творческий союз с Наталией Балинт? Что вас привлекает в этой стороне вашего творчества?
Мы параллельно учились в Высшей школе музыки в Штутгарте, и однажды, как это бывает у музыкантов, появилась “халтура” – нужно было поиграть на каком-то празднике. Совершенно случайно (на самом деле, не совсем, но это уже личное) возник наш чисто коммерческий дуэт, который буквально на первой репетиции превратился в крепкую дружбу и взаимную профессиональную и человеческую симпатию, а позже – и в более серьёзные отношения. Мы уже много лет в счастливом браке и часто играем вместе, но до пандемии это были живые концерты той или иной степени масштабности. Последние наши крупные гастроли состоялись в 2019-м году, когда мы выступали в Ташкенте с камерным оркестром “Солисты Узбекистана” с полностью классической программой. Немало исполняли и совершенно другую и разнообразную музыку: от Баха и Вивальди до рок- и поп-хитов. Весной 2020-го, конечно, все концертные возможности в Европе прикрылись, но нашу творческую энергию следовало куда-то расходовать. Мы начали делать стрим-концерты – и вдвоем, и я один. Заработанные на донатах деньги мы вкладывали в улучшение качества техники, и в итоге сейчас мы выдаём на стримах отличный продукт чуть ли не студийного качества звука и достойной картинки. Продолжаем это делать и сейчас почти каждую неделю с редкими перерывами на всех наших онлайн-ресурсах (ютуб-каналы, фейсбук-странички, моя ВК-группа).
Евгений Алексеев, Наталия Балинт и Анвар Раимджанов, дирижер камерного оркестра «Солисты Узбекистана»
Евгений Алексеев, Наталия Балинт и Анвар Раимджанов, дирижер камерного оркестра «Солисты Узбекистана»
С какими трудностями вы сталкиваетесь в своей работе, как их преодолеваете?
Смотря что вы имеете в виду. Вообще большинство трудностей, к сожалению, не относятся к именно музыкальной деятельности. Музыка, разучивание новых программ, исполнение на концертах, даже многосоткилометровые переезды – всё это нам только в радость! Но всегда сложно организовать концерт или найти подходящую площадку (у нас пока нет грамотного концертного менеджмента), собрать публику, а в нынешние времена – организовать всё так, чтобы как можно больше наших слушателей вообще узнало бы, что на неделе будет стрим-концерт. Реклама, оформление, установка аппаратуры и многие другие сопутствующие процессы действительно выматывают. Недаром звёзды нанимают для всего этого профессиональных помощников, а сами только создают контент и “светят лицом”. Мы пока что себе этого позволить не можем и всё делаем сами. Если среди читателей этого интервью вдруг окажется опытный концертный менеджер, готовый организовать для нас или для меня отдельно грамотный тур, обязательно свяжитесь со мной!
Бывали ли случаи, когда автор композиции выражал бы неудовольствие вашими каверами? Если да, то как решали данную ситуацию?
От авторов я такого не слышал, но бывают такие не очень хорошие админы популярных пабликов, посвященных конкретным музыкантам, которые воспринимают мои каверы как просто “фан-творчество”. Ну, наверное, так оно по большому счету и есть, но всё же, как мне кажется, я более профессионально подхожу к процессу, чем юный фанат, взявший гитарку и относительно мимо нот пропевший на фоне ковра любимую песню. Так вот, такие админы не спешат репостить мои видео, из-за чего я теряю мотивацию записывать новые каверы на соответствующие группы. Обратная ситуация – когда в 2011-2014-х годах мои каверы охотно публиковали в ВК-пабликах “Пикника”, “Гражданской Обороны”, The Beatles, “Аквариума” и некоторых других групп. Отсюда и изобилие моих аранжировок именно этих песен, а также фанатов этих групп среди моих слушателей. Сейчас, к сожалению, эта схема работает намного хуже: пользователи уже навступали в миллион разных групп и неохотно вступают в новые. А мои публикации иногда не отображаются в якобы “умной” ленте ВК. Но мои самые преданные слушатели, а также дружественные паблики мне помогают, и количество моих подписчиков стабильно увеличивается.
Евгений Алексеев бэкстэйдж стрима
Евгений Алексеев бэкстэйдж стрима
Альбом фортепианных каверов на чьи песни Вам бы очень хотелось сделать? Насколько реально это осуществить?
У меня есть несколько идей и даже наработок, но это пока секрет. Совершенно точно НЕ получится сделать трибьют группе “Пикник”, хотя я это предлагал Эдмунду Шклярскому и директору группы. При этом они тоже позитивно отметили качество моей работы, однако, по ряду причин не поддержали проект. По этическим соображениям я не могу разглашать детали. Но если они передумают, я с удовольствием вернусь к этому проекту.
Что Вам как музыканту больше всего нравится в чистом звуке классического рояля и что в цифровом звуке электроклавиш?
Мне безусловно и однозначно больше нравится живой звук фортепиано, чем сэмплы на цифровом, даже самом дорогом и навороченном. Проблема акустического фортепиано состоит в том, что:
а). Действительно крутые рояли стоят бешено дорого (порой более 100 тысяч евро), а дешевые звучат совсем не так, как этого хочется.
б). Акустические фортепиано нужно регулярно настраивать. Регулярно – это значит, что для обычного любителя достаточно и раз в год-два (некоторые не настраивают никогда), а профессионал может услышать, что струна “поплыла”, и через полчаса интенсивных занятий. И ему приходится либо держать под рукой настроечный ключ, либо привыкать к тому, что инструмент перманентно расстроен.
в). Ну и если вы намекаете на текущие каверы и стрим-концерты, то мои клавиши – а у меня довольно дорогое, одно из лучших на рынке цифровое фортепиано Nord Stage 3 – это идеальный вариант в домашних условиях для воссоздания полноценного звука с точки зрения не только сэмпла как такового, но и акустических эффектов. Грамотная акустика уже встроена в инструмент, в то время как пианино, даже если оно новое и прекрасное, необходимо снабжать несколькими микрофонами в определенном грамотном расположении. Это всё громоздко и чисто физически не помещается в нашей небольшой квартире. Поэтому используем пока что возможности цифры. Если же мне нужно что-то активно учить/разбирать по классике, то я это делаю только на “живом” фортепиано и не дома. Дома вообще трудно заниматься – столько всего отвлекает. Интернет, прежде всего.
Ну а все три трибьюта, а также обе части “медиташек” я принципиально записывал на живом рояле, самом лучшем в мире – Steinway & Sons Model D в профессиональной студии. И не только из-за звучания. Само ощущение, что едешь на этом “Феррари” добавляет не менее 50% к творческому вдохновению.
Евгений Алексеев и рояль
Евгений Алексеев и рояль
Планируете ли Вы проведение концертов в России в каких – либо небольших клубах или всё-таки ограничитесь пока онлайнами?
Что значит – небольших? Я готов и на большие! Сейчас вот с моим помощником ведем переговоры с несколькими крупными концертными залами в Петербурге. Я провёл уже несколько полноценных концертных туров по множеству городов России – от Новосибирска до Мурманска. В основном да – это клубный формат: зал со столиками и в большинстве случаев – цифровое фортепиано (но не всегда – бывали и рояли). Но в будущем я хочу перенести свои концерты на сцены региональных филармоний и крупных концертных залов (без столиков, напитков и стука вилок по тарелкам) с концертным роялем. Я уверен, что такой формат больше подходит для моего творчества, чем залы клубов, – даже если программа будет состоять из каверов! Я умею её преподнести так, что люди забывают, что они слушают “легкую”, развлекательную музыку. Они глубоко погружаются в звуки, переносятся в свои миры и воспоминания, и вот как раз на качественном рояле мне их “перенести” намного легче и эффективнее, чем на пластиковых клавишах под шум кофемашины.
Ну а стримы – это вынужденный этап. Сейчас, например, в России концерты возобновили, и одновременно с этим резко упали просмотры моих стримов в России, поэтому их сейчас резко меньше, чем было в прошлом году. В Венгрии, где у Наталии Балинт довольно много поклонников, живые концерты пока что исключены – там просмотры не падают. Поэтому что касается моего сольного творчества, то я уже в феврале играл живые концерты в Москве, Питере и Мурманске, а на октябрь у меня запланирован большой тур не менее, чем на две недели. Если вам интересно быть в курсе таких концертов, вступите в мою ВК-группу: http://vk.com/l_p_bar – все новости я публикую там.
Евгений Алексеев и белый рояль
Евгений Алексеев и белый рояль
Живя постоянно в Европе, какую бы особенность менталитета жителей выделили бы, отличающую их от жителей России?
Ох, это долгая тема. Я изучаю этот вопрос чуть ли не с детства, поскольку я уже с 11 лет регулярно приезжал в Европу. Какие-то черты характера соответствуют общепринятым представлениям, другие являются мифами… Я стараюсь писать о таких сходствах и различиях на своих страничках в соцсетях, поэтому тоже подписывайтесь – буду рад новым читателям!
Спасибо большое! Здоровья Вам, удач в творчестве и радости!
Беседовал Евгений Бунтов.
Фотографии взяты из открытых источников в сети Internet.