Губернаторский оркестр Санкт-Петербурга

Губернаторский оркестр Санкт-Петербурга

17 марта в концертном зале «Колизей» в рамках цикла «Музыкальные среды на Невском, 100» прозвучала программа Губернаторского оркестра Санкт-Петербурга – «Саундтреки – 2». Дирижёрский пульт занял Игорь Пономаренко, известный по работе не только с этим коллективом, но и со своим проектом “IP Orchestra”.

 

Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга в Колизее

Более 20 треков из известных советских и зарубежных фильмов за один вечер – где ещё такое услышишь? Как можно за пару часов пересмотреть на большом экране сразу два десятка кинолент, уже давно ставших классикой, пронестись через целую эпоху кинематографа и связанные с ней воспоминания из своей жизни? Губернаторский оркестр предоставил нам такую возможность.

Через несколько минут после объявленного времени начала концерта музыканты стали располагаться на сцене. Дивные светлые костюмы – фиолетовые и голубые длинные платья, белые рубашки стали предвестниками сказочной атмосферы. А с появлением маэстро в белоснежном фраке послышался шёпот: «Смотри, как красиво!»

Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга в Колизее

 

Первые звуки оркестра – монументальные аккорды Увертюры Исаака Дунаевского из кинофильма «В поисках капитана Гранта» Станислава Говорухина – с первых нот поразили своей мощью. А после воинственного вступления сменились лёгкой, но в то же время драматичной мелодией, которая снова «вылилась» в первоначальную тему. Затем настроение резко сменилось: началась музыка из фэнтези Стивена Спилберга «Парк Юрского периода». Нежный, медленный саундтрек с «хрустальным» сопровождением колокольчиков и арфы подтолкнул в очередной раз проникнуться сочувствием к главным героям и даже огромным динозаврам. И вновь зазвучал саундтрек к российской кинокартине: музыка Эдуарда Артемьева из художественного фильма «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова. Лирическая мелодия и видеоряд создали большое внутреннее напряжение и заставили еще раз пережить события фильма, как при первом его просмотре.

Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга в Колизее

Вся серьёзность действа рассеялась, как только Игорь Пономаренко повернулся к залу и сказал:

– Мы по аплодисментам статистику ведём: какие фильмы – наши, а какие – не наши. У меня, говорят, кличка появилась – «выпрашиватель аплодисментов»!

Юмор Игоря Леонидовича всегда вызывает у зрителей большую радость. Зная его поведение на сцене, так и ждёшь от него каких-то сюрпризов или очередных шуток. И, казалось бы, сейчас зазвучит что-то жизнеутверждающее, но музыка не поддалась настроению публики. Внезапно ворвались тревожные репетиции струнных инструментов с нагнетающей зловещей темой. Это «Реквием по мечте» Клинта Мэнселла из одноимённого фильма Даррена Аронофски. Его динамически нарастающие мотивы не отступают до самой кульминации и создают впечатление неотвратимого наступления будущей трагедии. Но в самом конце вся звучащая мощь неожиданно обрывается, и остаётся лишь безнадёжное соло деревянных духовых, подхваченное струнными.

Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга в Колизее

Наконец, настало время задорной музыки. Оркестр заиграл «Гусарский марш» Андрея Петрова из фильма Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово». Залихватские мелодии с флейтовыми окончаниями фраз и фанфарными призывными интонациями как нельзя лучше передают комедийную сторону кинофильма. На фоне игривого настроения Игорь Пономаренко снова обратился к публике:

– Мы вот костюмы новые пошили. Волнение такое внутреннее появилось! Сейчас должно быть страшно, точно!

И правда! На экране возникли чудовищные кадры из фильма «Челюсти», и музыканты исполнили устрашающий саундтрек Джона Уильямса из триллера Стивена Спилберга.

Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга в Колизее

А затем дирижёр снова сострил:

– Я понял, акулы никого не кусали. Я вот думаю: не люблю летать на самолётах. Если не разобьёшься, то всё равно в море упадёшь, и там акулы съедят.

Вскоре прозвучал красивейший трек «Поклонники» Эдуарда Артемьева из советской драмы Никиты Михалкова «Раба любви». Неторопливо разворачивающаяся мелодия струнных и духовых инструментов в сопровождении фортепиано вызывает щемящее чувство тоски и ностальгии, от которых мурашки по коже и слёзы на глазах. И даже со вступлением ритм-секции оркестра, когда темп становится более подвижным, а главная тема расцвечивается фортепианными пассажами, волнующие переживания никуда не уходят. Лишь в коде движение останавливается на мажорном последнем аккорде, и грусть вдруг развеивается, на душе становится светло. Музыка из фильма «Раба любви» стала лирическим центром концерта. А затем оркестр сыграл энергичную тему Джона Барри из первого фильма бондианы о британском суперагенте Джеймсе Бонде «Доктор Ноу». На этом окончилось первое отделение концерта, и через несколько минут артисты продолжили своё выступление.

Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга в Колизее

Вторая часть открылась изумительной Увертюрой Владимира Дашкевича к фильму «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» Игоря Масленникова. Торжественная тема в духе барочной музыки и средняя часть в стиле Бетховена также стали ярким моментом вечера. Любителей серии телефильмов по мотивам рассказов Артура Конан Дойля в России достаточно, и в зале «Колизея» они тоже были.

Затем прозвучали саундтреки из фильмов «Последний самурай», «Властелин колец» и «Гладиатор». Трогательная вальсовая Увертюра Исаака Шварца из художественного фильма Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья» – ещё один бриллиант киномузыки, и Губернаторский оркестр блестяще исполнил её.

Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга в Колизее

В программе «Саундтреки-2» есть два сольных номера в сопровождении оркестра: музыка Мориса Жарра из фильма Джерри Цукера «Привидение» с мелодичным соло пан- и поперечной флейты Ивана Соболева и Танго Роксаны из фильма-мюзикла «Мулен Руж» База Лурмана с соло скрипки Екатерины Будниковой. Сразу за ними прозвучал энергичный трек из американского боевика «Миссия невыполнима».

– Ну что, всё! – продолжил разговор со зрителями Игорь Пономаренко.

– Нет! – закричали из зала.

– Ну ладно, дадим вам ещё один шанс, последний.

– Rammstein что ли? – выкрикнула девушка, явно зная программу Игоря Пономаренко «Рок-хиты».

– Оу…, – удивился дирижёр.

И тут же из-под его волшебных рук понеслись звуки главной темы мелодрамы «Титаник». Вокальная партия Селин Дион в аранжировке оркестра трансформировалась в монументальное соло трубы, которая ничуть не испортила песню, а, напротив, превратила её в грандиозное инструментальное произведение.

Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга в Колизее

Такие интересные индивидуальные трактовки – основа творческого процесса Игоря Пономаренко как дирижёра (не секрет, что маэстро является ещё и композитором). Его художественно-образное мышление, владение средствами музыкальной выразительности и эрудицией позволяют интерпретировать выбранную им музыку, с одной стороны, точно раскрывая авторские замыслы со своими особенностями, а с другой, – выражая свою творческую индивидуальность с проявлением личных чувств и эмоций. Так рождается прямая связь между личностью композитора и исполнителями – самим Игорем Пономаренко и музыкантами его оркестра – настоящими мастерами своего дела. Каждый раз, проводя большую предварительную работу над сочинением, будь то большая симфония или лишь саундтрек к кинофильму, по сложности порой сопоставимый с классикой, музыкант создаёт необходимые интонации, придающие исполнению соответствующую эмоциональную окраску. Слушатели же, невольно включаясь в содержание произведений на концерте, вместе с дирижёром и оркестрантами оказываются захваченными общими переживаниями. Ведь музыкальные произведения имеют не только прямой текст, но и подтекст, передающий особый, невидимый шлейф, не всегда поддающийся нотной записи. И именно это «попадание» в нужное настроение, кажется (да-да, именно, только кажется!), всегда так легко удаётся Игорю Пономаренко.

Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга в Колизее

«Саундтреки-2» – прекрасный повод вспомнить лучшие фильмы мирового кино и еще раз услышать гениальную музыку выдающихся композиторов. Возможно, в ближайшее время коллектив пополнит свою коллекцию треков из других кинолент, и мы услышим новые хиты в интерпретации Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга.

Автор репортажа: Анастасия Видмайер

Фотоотчет Николая Бирули смотрите здесь