Александр Ф. Скляр («Ва-Банкъ») в Москве

Александр Ф. Скляр («Ва-Банкъ») в Москве

Приветствую дорогих читателей, и сразу хочу поинтересоваться личным. Случалось ли у вас, что пара совпадений, фактически, решали судьбу вечера? А у меня так, оказывается, бывает.

Недавно, по просьбе коллег, менял я лист календаря, и зацепился мой взгляд за надпись под первым числом. И там День Музыки 1 октября был прописан чёрным по белому в международных праздниках! Так-то начальный день месяца, пришедшийся на пятницу, уже намекает на продолжение вечера, а тут дата, которую негоже не отметить. В тот же момент моё внимание своевременно привлекла контекстная реклама в одной из соцсетей. В «Союзе Композиторов», где нынче выступала группа «Ва-Банкъ», оставались последние места. После такого совпадения я решил не упускать знаков Судьбы. Заказ места был несложен, путь до событийного места недолог – и вот я уже жду концерта.

Начало, сайтом клуба заявленное на 20:30, понемногу отодвигалось, но ожидание было приятным. Артисты, заранее занявшие свои места на сцене, наигрывали бравурные мотивы, и моё внимание было устремлено на них. Поэтому, из-за моей отвлеченности всё начало происходить как-то сразу и вдруг. В полумраке, за пару секунд появившись из гримёрки, лидер музыкантов шагнул в круг света перед моим столиком – и сходу зазвучала «Пьяная песня».

Я уверен, что моё радостное удивление выходу солиста за пределы сцены разделил тогда каждый зритель. Во время исполнения сингла Александр Феликсович прошёлся по всему залу, чтобы каждый мог увидеть фронтмена рядом и ощутить сопричастность. Закончив круг почёта у рампы, мэтр пружинисто перепрыгнул её и, не останавливаясь, перешёл сначала к твисту под музыку коллег, а потом и к исполнению «На кухне». Лишь когда прозвучала последняя нота этой чудной вещицы, лидер группы перевёл дух и обратился к присутствующим:

А. Ф. Скляр: «Приветствую, уважаемые друзья! Мы счастливы видеть вас в московском клубе «Союз Композиторов», и сегодня для вас приготовили несколько интересных номеров. В частности первый номер, который мы хотим сыграть прямо сейчас, это песня-премьера с нового альбома «Боцман и Бродяга, часть вторая, 26 лет спустя». Он вышел совсем недавно, в конце сентября. Работали мы с Гариком над ним почти год, но это, наконец-то, случилось. И песня, которую вы сейчас услышите, ещё ни разу не звучала со сцены. Она посвящается моему другу Гарику, и называется «И снова май месяц»».

Интересно было услышать вживую ту новинку, которую я оценивал лишь в записи. Что уж говорить, конечно же, mp3 не передаёт той теплоты и неги, с которой певец вспоминал дни своей юности. Публика поддержала такую душевность громкими рукоплесканиями, после которых зазвучало «Кислое вино». Тут же, словно подчёркивая переход к старым хитам, был исполнен трек «Босиком по Луне», а далее была заявлена песня Владимира Высоцкого «Я из дела ушёл». Эта вещь, в своё время, впервые была сыграна на «Своей колее», где всю музыкальную часть составляла именно группа «Ва-Банкъ». Тогда, взяв на гитаре довольно сложную тональность «ля-бемоль-минор», Александр Феликсович играл с каподастром. Не преминул он воспользоваться им и сегодня, порадовав ценителей особым звучанием своего видения Высоцкого.

Музыканты, с видимым удовольствием приняв заслуженные аплодисменты, перешли к довольно редкой вещице – «Танго журналистов». Здесь мне, как представителю данной профессии, было особенно приятно следить за событиями по тексту. И, конечно же, мои восхищения сочетанием остросюжетного рассказа с прекрасной мелодией не знали границ.

Тут же была сыграна и «Песня старого извозчика». Она хоть и не близка мне в плане квалификации, но родом из детства, а потому, со времён Леонида Утёсова, знакома и любима. Однако и тут гений солиста показал свою яркость и разноплановость, радуя не только замечательным исполнением, но и артистизмом вхождения в образ возницы. Немало улыбок добавилось и после фразы между куплетами, обращённой к первым рядам:

А. Ф. Скляр: «Ну, я вас прошу, вы же так близко сидите от нас! Вы улыбнитесь и хоть чуть-чуть похлопайте. Вам же всё равно, а нам приятно! Я тех, сзади, не вижу, там темно, а вас вижу… Да, и ещё вас вижу, и вас!»

Такая простота и откровенность ломают любую чопорность. Потому за секунды все лица осветились доброжелательностью и радушием. Дальнейший расцвет этих эмоций пришёлся на «Маршруты московские», которым подпевали все собравшиеся. А достиг он своего предела, по моим ощущениям, на зазвучавшем следом сингле «За гагарою с чёрным пером». Александр Феликсович, во время исполнения, вновь вышел к народу. И тут уж каждому гостю досталась часть тех энергий, которые волнами расходились от артиста. Они помогали каждому вспоминать текст слово в слово, не сдерживать его в душе и подпевать солисту, неспешно шествующему от столика к столику.

На последних звуках гитары свет зажёгся ярче, и, вместе с ним, просияла народная любовь. С минуту не прекращались овации, в ответ на которые Александр Феликсович, поклонился, поблагодарив всех собравшихся за столь тёплый приём, и перешёл к следующей части вечера.

В наступившей тишине фронтмен обратил внимание поклонников на пару важных моментов. Для начала он заявил о наличии в мерче недавно выпущенного двойного винила, который каждый желающий смог бы сегодня приобрести. И, что ожидаемо, представил анонсированную новинку – трек Петра Мамонова «Старики», переосмысленный в новом прочтении группой «Ва-Банкъ».

В зазвучавшем произведении с первых нот ощущалась большая работа всего коллектива. Мелодика стала бодрее и насыщеннее оригинала, да и общий посыл, вложенный даже в тональность голоса, был иным. Сам солист, дополняя аудиальное сопровождение танцем «шейк» в индивидуальной манере Мамонова, задавал каверу наиболее задорный тон. Да и по окончанию сингла Скляр уточнил: «А старики гораздо круче, по Пете получаются, так я понимаю эту песню. Около реки пляшут-то одни старики, а молодёжь просто тихонько курит в сторонке, так я думаю». На фоне согласий и одобрения слушателей из зала раздался крик «Не «Досуги-буги» пляшут?» Александр Феликсович, усмехнувшись, подтвердил: «Вы исключительно правы в данный момент!» – и перешёл к вышеназванной песне. Эта, более ранняя переделка творчества чествуемого сегодня Петра Мамонова, всегда была мне по душе, да и нынче зашла на «ура» всем присутствующим. Однако сегодня она дополнилась не только джазовыми импровизациями (всё-таки «Союз Композиторов», в первую очередь, именно джаз-клуб), но и всеобщими поздравлениями Александра Никитенко, барабанщика группы, с 33-летием. Игривый настрой джем-сейшна продолжился ещё одним славным творением – «Модест The Best», после которого мужчины перешли на неторопливый ритм, а лидер их, положа руку на сердце, негромко проговорил: «Ну что же, уважаемые друзья, надо нам потихонечку закругляться. Потому что стоянки здесь дорогие, да и не все, я уверен, приехали на такси. А это значит, что вы должны успеть на метро. Позвольте же вам сказать без шуток – нам сегодня было очень хорошо с вами, спасибо большое и до следующих наших встреч. Желаем вам счастья, здоровья, и, конечно, любви навсегда!»

С таким настроением прозвучало прекрасное «Эльдорадо», по окончании которого, выслушав возгласы «браво» смешанные с криками «ещё», мэтр ненадолго поддался просьбам. Кивнув он сказал: «..Нежная песня вам на прощание – и до новых встреч». Подарив поклонникам сердечный сингл «Не бросай», лидер группы, забрав пиджак, откланялся на три стороны, послал воздушный поцелуй в зал – и ушёл в гримёрку. Артисты, доиграв, последовали за ним. Я же, до сих пор удивлённый неожиданному празднеству музыки, которое я ещё с утра даже не планировал, задумался. Оказывается для того, чтобы изменить настроение, планы, даже себя самого, от нас требуется иногда столь немногое – просто поверить Вселенной, двигаясь по её указаниям. Ведь если следовать им, то дорога сама приведёт тебя в то место, где тебе будет по-настоящему хорошо. Так пусть же и ваши души всегда будут готовы услышать зов Судьбы, а сердце не противится уготованному. Искренне желаю всем нам быть открытыми счастью каждый день, не сомневаясь в лучшем исходе. До радостных встреч на новых концертах!

Автор репортажа: Александр Буравцов

Фото: Феликс Сорокин