Аквариум в Санкт-Петербурге

Аквариум в Санкт-Петербурге

20 мая в питерском БКЗ «Октябрьский» прошёл долгожданный концерт группы «Аквариум». Изначально он был запланирован на 11 декабря 2020 года, но, «благодаря» пандемии, состоялся только сейчас. По той же причине в зале была закрыта оркестровая яма, в которую обычно мечтают попасть поклонники коллектива, чтобы глаза в глаза видеть своих любимых музыкантов и, не сдерживая эмоций, танцевать. В этот раз все слушатели были прикованы к своим местам, и даже сидевшие в первом ряду ощутили непривычно большое расстояние до «Аквариума».

Борис Гребенщиков и Аквариум, БКЗ Октябрьский, 20.05.2021

Программа весеннего концерта была заявлена организаторами как презентация альбома «Знак Огня», который вышел уже почти год назад. Но Борис Гребенщиков не любит придерживаться каких-то определённых рамок, а потому песни с этой пластинки были щедро разбавлены и старыми, и более новыми.

Борис Гребенщиков и Аквариум, БКЗ Октябрьский, 20.05.2021

– Добрый вечер! Из соображений безопасности и симпатии к вам, вы сидите, и я тоже буду сидеть, – произнёс Борис Гребенщиков и открыл концерт песней «Не выходи за дверь». Она появилась прошлой весной, когда весь мир внезапно оказался во власти эпидемии, и до сих пор не потеряла своей актуальности. Далее прозвучала лёгкая песня танцевального характера «Ученье – свет, а неученье – тьма». Она, как и предыдущая, пока не нашла себе места ни в одном альбоме «Аквариума», но вероятно это скоро произойдёт. Наконец, о себе дал знать, собственно, и «Знак Огня»: «Аквариум» сыграл с него сразу три композиции – лирическую «Мой ясный свет», иронически-хулиганскую «Масала Доса» и «Моё Имя Пыль» с ярко выраженными кубинскими мотивами. Первоначальная запись этой песни была сделана в Гаване, отсюда и происходит характер аранжировки в духе латиноамериканской музыки. Любопытно, что между музыкальной и текстовой составляющими песни есть существенный контраст: вместе с, казалось бы, жизнерадостной латиной звучат глубоко пессимистичные слова:

«Ноябрь, научи меня
В кромешной тьме видеть свет;
Научи оправданиям твоим,
Которых нет.
Научи, как воздать тебе
За счастливую быль.
Мне нечего сказать тебе.
Я никто,
Моё имя Пыль».

Борис Гребенщиков и Аквариум, БКЗ Октябрьский, 20.05.2021

Затем настроение концерта ещё более усугубилось: зазвучала трагичная композиция “Voulez-Vous Coucher Avec Moi”. Слышать её всегда тяжко – от безысходности и безнадёги невозможно сдержать слёз, и особенно, если песня звучит в живую, когда Борис Гребенщиков будто бы обращается лично к тебе: «А если я умру, ты не беспокойся, / Просто потерпи, станет легче к утру…», мурашки бегут по телу, и охватывает настоящий ужас неизбежности. Ещё большей драмы песня достигает в момент скрипичного соло Андрея Суротдинова, которое проникает в самое сердце, и ранит его, не оставляя живого места.

Аквариум, БКЗ Октябрьский, 20.05.2021

Эмоциональный фон концерта сменился, когда «Аквариум» заиграл очередную песню с представляемого альбома – жёсткую по звучанию «Знак», отсылающую к названию самого диска. Кроме активной, энергичной манеры пения Бориса Гребенщикова с отчётливым произношением каждого слова, добавила суровости яркая инструментальная тема, пронизывающая композицию от начала до конца. Ещё одна «острая» вещь – “Homo Homini Lupus Est”, что в переводе с латинского (по ироничной версии Бориса Гребенщикова) означает «Человек человеку – друг, товарищ и брат». Этот медленный блюз тоже навеян происходящими в современном мире событиями. Сам Борис Гребенщиков поделился с залом, что не так давно выехал на абсолютно пустой Невский проспект, где только одни стражи порядка стояли в подворотнях, и это не могло не вдохновить на песню о единстве партии и народа:

“Эй, грамотей! А ну-ка целуй крест!
Родина любит так сильно, что это уже инцест
А над входом написано:
“Homo Homini Lupus Est.”

Борис Гребенщиков и Аквариум, БКЗ Октябрьский, 20.05.2021

Затем началась довольно редкая песня «Ласточка» с «Русского Альбома» БГ-Бэнда. Благодаря молодому клавишнику «Аквариума» Константину Туманову, который, по совместительству, играет и на аккордеоне, эта композиция звучит почти так же, как в оригинальной версии с Сергеем Щураковым. Приятно, что Туманов перенял те же приёмы исполнения и уловил верное настроение старых песен группы.

Аквариум, БКЗ Октябрьский, 20.05.2021

«Ласточка» продолжила большой напряжённый, драматичный раздел концерта. Здесь прозвучали и динамичная «Господу видней», и умиротворённо-опустошённая «Пришёл пить воду», в которой на словах «Будешь в Москве – остерегайся говорить о святом…» питерская публика выразила автору свой восторг аплодисментами, и две песни с альбома «Навигатор» – «Голубой огонёк» и «Фикус религиозный». Кстати, перед «Фикусом» Борис Гребенщиков встал и, обратившись к зрителям со словами «Скучно мне без вас», переместился на пустующее пространство закрытой оркестровой ямы, чему все были несказанно рады.
Далее мы услышали двухчастный фрагмент со «Знака Огня» – «Хиханьки да хаханьки» и «Не судьба». На концертах они так же неотделимы друг от друга, как и на альбоме. «Не судьба» является безусловной кульминацией пластинки и имеет прямую связь с трилогией сольных альбомов Бориса Гребенщикова («Соль» – «Время N» и «Знак Огня»), которая даже в музыкальном плане сопряжена с песнями «Ветка» и «Ножи Бодхисаттвы».

Борис Гребенщиков и Аквариум, БКЗ Октябрьский, 20.05.2021

Всегда любопытно, как со сцены прозвучат те или иные песни. В записи композиции «Не судьба» принимал участие известный мексиканский гитарист Омар Торрес, сотрудничавший даже с Томом Уэйтсом и Jethro Tull, а на сцене БКЗ его партию сымитировал на своём чудо-синтезаторе Константин Туманов, и это выглядело нисколько не хуже оригинала.

Борис Гребенщиков и Аквариум, БКЗ Октябрьский, 20.05.2021

Следующим номером концерта стала вальсовая песня с оттенком русской печали «Та, которую я люблю». Многие отзываются о ней, как о лучшей песне о любви. Её печальные интонации распространились на длинный музыкальный монолог «Махамайя», предварённый пояснением Бориса Гребенщикова: «Мать Будды звали Махамайя. Вообще, в индийской мифологии Махамайя – это имя богини, которая заправляет великой иллюзией. Майя – это иллюзия, Махамайя – великая иллюзия. Как мы все знаем из достижений современной физики, между атомами нашего тела – такое же расстояние, как между планетами Солнечной системы. Мы состоим из 99,99 % полной пустоты. Физика! Махамайя именно такую иллюзию создаёт. Но когда нужно с ней договориться по-человечески, что мы очень хорошо умеем делать в России, она может показать, как всё на самом деле».

Борис Гребенщиков и Аквариум, БКЗ Октябрьский, 20.05.2021

«Махамайя» написана Борисом Гребенщиковым в духе его же песен «8200» и «Кони беспредела». Это сходство выражается не только в музыке, но и в характере текстов. Интересно и то, что в «Махамайю» плавно перекочевал инструментальный проигрыш из прошлогодней песни «Аквариума» «Тамбовский гудок».
Последней безутешной композицией концерта стал умиротворённый «Капитан Белый Снег», после которого Борис Гребенщиков решил вернуться к своей группе и представить каждого музыканта: Константин Туманов (клавиши, аккордеон), Брайан Финнеган (флейта, вистл), Глеб Гребенщиков (перкуссия), Андрей Суротдинов (скрипка), Игорь Тимофеев (саксофон, флейта, гитара, банджо), Алексей Павлович Зубарев (электрогитара), «самый завидный жених Ирландии» Лиам Брэдли (барабаны), «личный друг Шерлока Холмса и доктора Уотсона, не говоря уже о ряде царственных особ, включая Принца Уэльского и других», Александр Валентинович Титов (бас-гитара).

Борис Гребенщиков и Аквариум, БКЗ Октябрьский, 20.05.2021

Вдруг послышались таинственные звуки музыкальных инструментов, даже не намекающие ни на одну из песен «Аквариума». Но оказалось, что это импровизированное начало композиции «Пока не начался джаз». Сразу после неё явилась монументальная «Соль», каждый раз поражающая своей мощью. Как небесная стихия, она неотступно движется и держит в напряжении до самого конца. Завораживающее звучание скрипки, гитары, баса, ударных и голоса Бориса Гребенщикова создаёт всевластное и всеобъемлющее полотно. А её магическая кода с мантрой “Om Namah Shivaya” и вовсе способно лишить слушателя сознания, оставив одни только чувства.

Борис Гребенщиков и Аквариум, БКЗ Октябрьский, 20.05.2021

Весь эмоциональный накал рассеялся с появлением жизнерадостной песни «Стучаться в двери травы». Затем Борис Гребенщиков взял губную гармошку, и музыканты сыграли несколько старых композиций – «Песня для нового быта», «Сталь» и «Железнодорожная вода», а также – недавний хит «Пошёл вон, Вавилон!» (опять же из альбома «Знак Огня»).

Борис Гребенщиков и Аквариум, БКЗ Октябрьский, 20.05.2021

Радостно было услышать энергичную «Месть Королевы Анны». Совсем недавно «Аквариум» снял на неё клип, в котором все участники группы предстают в образе бездомных людей, играют на своих инструментах во дворе, и всё равно радуются жизни.

Аквариум, БКЗ Октябрьский, 20.05.2021

Спустя почти три часа после начала концерта «Аквариум» завершил основную его часть протяжной песней «Дом всех святых» и удалился за кулисы. Но зрители не собирались отпускать любимую группу и расходиться по домам. Долгие громкие аплодисменты, свист и овации всё-таки вернули «Аквариум» на сцену «Октябрьского». На бис музыканты сыграли ещё три композиции – «Сидя на красивом холме», «Не трать время» и «Крестовый поход птиц». К сожалению, во второй песне у Бориса Гребенщикова вышла из строя гитара, и пока техник и звукорежиссёр исправляли ситуацию, у каждого на сцене появилась возможность солировать.

Борис Гребенщиков и Аквариум, БКЗ Октябрьский, 20.05.2021

Самые хрупкие и нежные черты проявились в «Крестовом походе птиц» – очищении, молитве, озаряющей своим светом, как восходящее солнце, весь мир и тех, кто её слышит. И это есть олицетворение «Аквариума» и всего творчества Бориса Гребенщикова, наполняющего души людей красотой, счастьем и любовью.

Автор репортажа: Анастасия Видмайер

Фотоотчет  Сергея Спиридонова смотрите здесь