Леонид Федоров в Санкт-Петербурге

Леонид Федоров в Санкт-Петербурге

26 марта в Opera Concert Club выступил лидер группы «Аукцыон» Леонид Федоров. Музыкант часто балует питерскую публику своими приездами из Москвы: с начала года это уже второй сольный концерт Фёдорова в Санкт-Петербурге. За это время он успел выпустить большой альбом с песнями на стихи английского поэта Уильяма Блейка. Но этим мартовским вечером с него не было исполнено ни одной композиции.

Леонид Фёдоров

Начался концерт медленной, сосредоточенной песней «Небо, губы белые твои», которая, кажется, прозвучала впервые. Тотальное спокойствие прервалось оживлёнными «Мотыльками», где привычный ритмический ход песни пересекается с «задыхающимся» вокалом Леонида Фёдорова и скороговорочной манерой исполнения. И даже то, что музыкант спутал текст в третьем куплете и на секунду остановился, не прервало стремительного движения. Далее зазвучал мелодичный «Гвидон» с текстом из драматической поэмы Даниила Хармса. Абсурдистские стихи с постоянным рефреном «Моя любовь» соответствует написанной Леонидом Фёдоровым музыке с однообразным гитарным аккомпанементом, гармоническими ходами и вокальной импровизацией между куплетами. А затем на зал опустились полные печали и страдания «Холода». В этот раз Фёдоров исполнил её с особым чувством боли и безысходности. Дойдя до середины, они стали совсем страшными и горькими, да еще от колонок послышался свист ветра, который усугубил настроение безнадёжности.

Леонид Фёдоров

Печальный, мрачный характер проник и в следующую композицию «Конь», правда, с уже подвижным темпом, что дало надежду на скорое просветление.

После трёх песен из репертуара группы «Аукцыон» («Сердце», «Вру» и «Что похуже – на потом») Леонид Фёдоров сыграл «Сонь» из сольного альбома «Анабэна» 2001 года – абсолютную музыкальную копию своей же песни «Далеко», написанную еще в 1997-м, но с другим текстом, всё же перекликающимся с предшественницей:

«Сонь от сони текла                                  «Солнце в губы крича.
День от месяца                                             День от месяца
Далека, далека                                              Нынче ключик, очаг,
В небо лестница                                           Поднебесица.
Сонь от сони                                                 Сладко стелет,
Соня далека                                                   Сядет у плеча
Далека, далека                                             Ночь от года ничья,
Далека, далека»                                          Ночь от года ничья.»
 

Забавно, что Фёдоров не доиграл «Сонь» и со словами «Ну и так далее» с пушкинской небрежностью оборвал композицию.

Леонид Фёдоров

Следующая длинная импровизация гитары стала началом уже легендарной песни «Волны те», которая обычно звучит в завершении концертов, но сейчас почему-то оказалась в середине программы. Эта композиция со множеством сэмплированных звуков, нарастающим напряжением, переходящим в какофонный апофеоз, со внезапными выкриками Фёдорова («Это, это было пол бабы и только, / Говорит: «Лезь под платье, ты не дома» / Или: «Это, слышь, где-то сгоришь, как трава / Пылью мне серой, пылью всё запылила»), в сопровождении мигающего света превратилась в кульминационный момент концерта, даже выходящим за пределы сознания.

Леонид Фёдоров

Вскоре прозвучали танцевальные «Попугай» и «На краю». А далее – красивая, лёгкая песня с повествовательным текстом «Спасательный круг». Как и на прошлом концерте в Петербурге, Леонид Фёдоров забыл слова второго куплета, но не растерялся, а продолжил играть. Подобные случаи всегда выглядят забавно и веселят публику.

Леонид Фёдоров

Тут же началась энергичная «Голова-нога». Однообразный мотив аккомпанемента постоянно нагнетает напряжение, которое в конце резко обрывается. Вновь печальное настроение установилось с тягучей песней «Весна». Даже гитара «плакала», звучала очень эмоционально и живо в руках Леонида Фёдорова. Обычно весна ассоциируется с мечтаниями, ожиданием счастья и любви, началом, расцветом, надеждой, а тут:

«Горе выпил до дна,
Завтра будет война,
Отпевая весну
Сын ушёл на войну.
Ночь над нами, как чай,
Чайкой в небе печаль,
Ты не отвечай…»

Такое противопоставление ещё более придаёт песне трагичный характер.

Леонид Фёдоров

После короткой настройки гитары Леонид Фёдоров сыграл «Псалом 132» с древней гимнической поэзией из библейской Псалтыри в переводе ленинградского поэта-нонконформиста 1960-1970-х годов Анри Волохонского. Нисходящие гитарные интонации в проигрышах и пение Фёдорова во второй микрофон, изменяющий звучание голоса, каждый раз погружают зрителей в глубокую задумчивость. Помогли из неё выйти динамичные «Волчица» с первого альбома «Аукцыона» «Вернись в Сорренто» и «Душа» с сольной пластинки Фёдорова «Весна».

Леонид Фёдоров

К сожалению, концерт подошёл к завершению. На радость слушателям Леонид Фёдоров решил сыграть любимую всеми вещь «Профукал». Как признавался ранее автор текста Дмитрий Озерский, эта песня, на самом деле, таковой не является, фактически – это просто стихотворение, положенное на музыку. Резкие удары по струнам гитары, речитативно-декламационная манера исполнения в сочетании с длинными распевами слов и соответствующий текст превращают «Профукал» в психоделический центр концерта:

«Всё пропукал, профукал –
Теперь гуляй, сокол!
Да радуйся громче, сука.
Никого не осталось около.
Раньше бы, зараза, плакал и хныкал,
Пикал, пипикал, какакал.
Холодно, пусто хихикал…
Плакал!»

 

 

Леонид Фёдоров

Последней песней основной части концерта стал спокойный, мелодичный «Тиша». Звучание медных духовых инструментов в проигрыше Леонид Фёдоров заменил своим голосом. Романтично и мечтательно прозвучала эта композиция в клубе Opera. Оставив записанную только что фонограмму, Фёдоров удалился со сцены, но через несколько минут вернулся и сыграл всегда долгожданный хит «Заведующий всем» и печальную песню «Сын». Долго развивая тему, Леонид Фёдоров добился кульминации звучания и снова покинул сцену при включенной музыке. И, к сожалению, теперь неизвестно, когда он вновь окажется на ней. С 1 апреля Opera Concert Club закрывается на длительную реконструкцию. А следующий концерт Леонида Фёдорова, в дуэте с Владимиром Волковым, состоится в Aurora Concert Hall 17 апреля.

Автор репортажа: Анастасия Видмайер

Фотоотчет Юлии Коломейченко смотрите здесь