В Европе из-за пандемии коронавируса перенесли, либо отменили практически все летние фестивали, в России также перенесено несколько фестивалей и, как показывает развитие событий, проведение оставшихся стоит под реальной угрозой.
Мы пообщались с генеральным продюсером международного музыкального фестиваля KUBANA и свежего PunkRupor Ильей Островским — о том, как он переживает самоизоляцию и какие ставки делает на будущее с проведением фестивалей и концертной индустрии в целом.
Илья Островский — генеральный продюсер международного музыкального оупен-эйра KUBANA и недавно реанимированного фестиваля PunkRupor. Ранее Илья развивал фестиваль Sirena и, кроме того, выступал продюсером многих известных музыкальных коллективов отечественной рок-сцены, таких как “Тараканы!”, “Кирпичи”, “Приключения Электроников”, “Элизиум”, “Лампасы”. Также несколько лет Илья руководил профилактическими программами и различными социальными акциями и в копилке его опыта организация туров по России как отечественных, так и зарубежных исполнителей.
Добрый день, Илья. Повод для интервью не радостный, но актуальный. Вы сейчас находитесь, как понимаю, на самоизоляции из-за коронавируса? Изменился ли ваш распорядок дня и как вы себя чувствуете физически и морально? Пытаетесь ли предугадать события?
Чувствую я себя неплохо, в жизни мало что изменилось. Я много времени провожу дома, начал готовить, больше смотреть телевизор и всякий там Ютубчик. Я никогда не был заядлым тусовщиком, поэтому не сильно страдаю. Скорее, я домосед по жизни. О будущем, конечно же, думаю. А как не думать? Все думают.
Вы следите за новостями о коронавирусе?
Я вообще слежу за новостями, о коронавирусе в частности. А их сейчас подавляющее большинство. Каждый день у меня начинается и заканчивается с чтения РБК. В последнее время я намного чаще восклицаю: «Ничоси!»
Замечаете ли Вы, что люди к друг другу стали относиться более трепетно в период самоизоляции и когда приходится много времени проводить вместе с близкими? Или же наоборот? Вы сами не устаете от этого?
Я живу один, поэтому не сталкиваюсь с такими вещами в повседневной жизни. Но я совершенно точно стал чаще звонить родителям, на днях поздравил с днем рождения свою школьную учительницу математики, ей уже под 80, а, может, и больше. В такие моменты намного острей понимаешь, насколько хрупка человеческая жизнь и весь мир в целом.
Илья, расскажите, пожалуйста, о новом фестивале PunkRupor. С кем есть договорённость об участии, в какие сроки пройдёт (учитывая ситуацию с пандемией)?
Пока мы планируем проведение 29 августа, а там посмотрим. Конечно, наши планы очень сильно изменились. Изначально были очень большие амбиции и желание привезти много зарубежных артистов. Но в сегодняшней ситуации это стало малореализуемо. У нас заявлены музыканты со всего мира, ждем когда откроют границы и авиасообщение. Ну, а Россию представят культовые группы – Тараканы!, Тени Свободы и Порт (812). Вообще, PunkRupor – это не новый фестиваль. Мы начинали его проводить в начале 2000-х. Сейчас своего рода реюнион. В этом году начнем, как получится, а вот в следующем уже жахнем по полной!
Рассматриваете ли вариант модной сейчас тенденции — онлайн-фестиваля?
Маловероятно. К концу лета все эти онлайны так надоедят всем, что вряд ли это будет иметь успех. Сейчас уже надоели. Да и вообще, фестиваль – это не просто концерты. Это публика, общение, атмосфера – всего этого онлайном никак не заменишь.
Бесплатный-платный вариант? Кстати, недавно объявили первый автоконцерт в России. Как к этому относитесь?
Про автоконцерт ничего не слышал. Слышал о комбинации онлайн-концерта и drive in кинотеатра. Артист играет где-то там у себя, а все это транслируется на экран drive in кинотеатра. Простите, но это уже секс с резиновой женщиной в презервативе.
Возможно ли возрождение фестиваля KUBANA в каком-либо виде в ближайшие годы?
Если я скажу да, то вряд ли это что-то изменит. Но это будет позитивный сигнал в космоc. Поэтому мой ответ – да!
Во время работы менеджером и директором у отечественных панк-групп, с кем было работать сложнее всего и наоборот, с кем легче всего? Есть ли артист/коллектив, с которым хотелось бы поработать?
Со всеми по-разному сложно и одновременно интересно. Я уже давно не директор. Этот этап пройден и с артистами работать я не хочу. Ну, разве что с Клавой Кокой.
Насколько сложно заниматься организацией туров зарубежных исполнителей в России?
Ровно настолько, насколько вообще сложно заниматься бизнесом в России. Проблемы везде одинаковые.
Долгое время вы возглавляли профилактические программы, направленные на борьбу с наркоманией, алкоголизмом. Почему перестали этим заниматься? Какие сложности возникали в данной работе? Наркомания сейчас получила новый виток у подростков, они становятся зависимыми очень рано.
Я не занимался борьбой. Это называется профилактика. Перестал, потому что разочаровался. Эффективность любых профилактических программ достаточно низкая, очень сложно отследить результаты своей работы. Это был определенный этап в моей профессиональной деятельности. Я его прошел и двинулся дальше. Но принципы, которыми я тогда руководствовался, у меня остались до сих пор. Я искренне верю, что в любом человеке есть все ресурсы для счастливой жизни без веществ, изменяющих состояние сознание.
То, что происходит сейчас – это настоящая катастрофа. Новые синтетические наркотики захватили весь мир. Молодежь за считанные месяцы старчивается, а реабилитационный процесс зачастую длится годами. С этим ничего не поделаешь. Это вопросы, которыми должны заниматься общество, семья, школа. Но они этого не делают – результат мы видим ежедневно.
Что думаете по поводу нынешнего состояния панк-сцены в России, видите ли какое-то развитие?
Развитие для панк-рока понятие достаточно относительное. Наоборот, чем ближе к корням, тем больше это панк-рок. Молодых артистов все так же много. Последние годы появляются новые звезды – «Порнофильмы», «Кис- Кис», «Операция Пластилин», Good Times. Так что все хорошо – punks not dead, что называется.
Можете ли назвать какие-то новые имена, исполнителей не особо известных, но импонирующих вам?
Это имена не из панк-тусы: Oak Glen, Ocean Jet
Наш с вами общий друг Дмитрий Судзиловский (“Тринадцатое Созвездие”) заболел коронавирусом. Сейчас, вроде, идёт на поправку. Что ощущаете, когда узнаете, что такое несчастье случилось с вашими знакомыми, друзьями?
За Диму переживал, но вроде сейчас уже все нормально. Но я спокойно отношусь к коронавирусу. Побольше пейте витаминов, дышите свежим воздухом и все будет хорошо!
Коронавирус сильно ударил по музыкальной индустрии. Какой ваш прогноз, когда состояние нормализуется? Некоторые говорят, что потребуются долгие годы, кто-то говорит, что восстановится всё быстро.
Очень сложно сказать, но индустрия уже не будет прежней. Появился новый риск, которого раньше не существовало. Теперь его будут учитывать, как организаторы мероприятий, так и зрители. Думаю, что последствия мы будем ощущать в течение нескольких лет. И это еще достаточно оптимистичный прогноз.
Был ли на вашей памяти такой же серьёзный кризис музыкальной индустрии?
На моей точно нет. Возможно в 98-м году, да и то…
Как вы думаете, может ли из-за пандемии родиться новый формат музыки или концертов? Настолько новый, что мы все просто выйдем на новый этап развития музыкальной сферы?
Нет. Ничего не заменит живой энергетики выступления группы на сцене, также как и человеческого общения.
Илья, и пару блиц-вопросов. Главное искушение, которое Вы не смогли преодолеть? Вы себе это простили?
Я съел вчера вишневый торт на ночь. Простить пока не могу.
Какие, на ваш взгляд, три главных принципа, которых должен придерживаться человек?
Вера в себя, оригинальность, великодушие.
Если бы вы знали, что не потерпите неудачи в профессии, чтобы вы бы попробовали с нуля, кроме того, чем занимаетесь сейчас?
Я хотел бы быть певцом, но у меня совсем нет слуха.
Спасибо вам большое за ответы, Илья. Берегите себя.
Беседовал Евгений Бунтов
Фото предоставлены PR-службой Ильи Островского