Вера Полозкова и Александр Маноцков: стихи, которые звучат

Вера Полозкова и Александр Маноцков: стихи, которые звучат

Долгожданный концерт Веры Полозковой при участии композитора Александра Маноцкова состоялся 7 апреля в зале театра “Мюзик-Холл” в Санкт-Петербурге.

Вера Полозкова в Санкт-Петербурге в Мюзик Холл 7.04.2021

Еще не успели рассесться последние прибывшие зрители, как Вера в сопровождении своего аккомпаниатора и по совместительству друга появилась на сцене. Она тепло поприветствовала аудиторию и заняла свое место возле микрофона и пюпитра. Зал был заполнен практически до отказа. Вера с улыбкой извинилась за свой “гнусавый голос”, отметив, что, наверное, все по весне разговаривают аналогичным образом.

В этот вечер со сцены, помимо поэтических произведений, звучало немало историй из жизни, забавных эпизодов, шуток и дружеских подтруниваний Веры и Александра друг над другом. В частности, поводом для иронии стало “место встречи” – Санкт-Петербург, известный своей “мрачной” репутацией. Маноцков, родившийся в Ленинграде, отмечал, что все самые депрессивные тексты Веры непременно нужно приберечь для выступления в Северной столице. Кроме того, Александр вспоминал время, когда в составе симфонического оркестра выходил на эту же сцену, где сейчас находится вместе с Полозковой.

–  Это в каком десятилетии было, Саша, хотя бы примерно? – уточнила Вера под хохоток из зала.

–  Ну в Питере время течет по-другому…

– Да, оно здесь мифологическое…

 

 

Вера Полозкова в Санкт-Петербурге в Мюзик Холл 7.04.2021

Этот поэтичный, пост-ироничный дуэт музыки и текста стал особенностью концерта. Это был и дуэт, и дуэль – Александр читал и пел стихи Полозковой, а Полозкова – декламировала тексты Александра, которые он нигде никогда не выкладывает.

– Александр ничего никогда не публикует в социальные сети. За исключением фото своей новой бас-гитары в специальном свете на пустой сцене каждого города. А так он не делает снимки ни панорам, ни селфи…

– И пироженки не фотографирую…

– Да, и еду не фотографирует. Мы не знаем, что он ест.

Казалось бы, их шутливые перепалки можно слушать даже без стихов. Они же сами по себе есть – поэзия. В том, как они звучат, как Александр задумчиво перебирает струны, а Вера кривит уголки губ, реагируя на какую-то реплику справа, слегка раскачивается под гитарные напевы и шевелит губами. Во всем, что происходит на сцене в этот вечер, есть такая естественность… и такое искусство. И в этом нет парадокса.

Однако, конечно, поэтические полотна составили основу вечера, скрепили два часа этой дружеской встречи под высокопарными сводами театра “Мюзик-Холл”. Прозвучало множество произведений Веры, большая часть которых вошла в ее новый поэтический сборник “Работа горя”. Томик этой книги Александр несколько раз “продекламировал” под бурные овации, высоко подняв над головой. Все желающие могли приобрести эту книгу, “Знак неравенства” и “Фотосинтез” в вестибюле театра.

Вера Полозкова в Санкт-Петербурге в Мюзик Холл 7.04.2021

Отдельной вехой концерта стали стихотворения Веры “индийского цикла” – “Письма из Гокарны”.  “Хоть мы как царства снесены…” открывает эту “рубрику”. Вера заканчивает читать, и Маноцков “дублирует” это же произведение в песенной интерпретации. Происходит уникальный альянс – два совершенно разных видения. Текст из уст “правообладетеля” и “первооткрывателя”  – и его музыкальное осмысление, перевоплощение и перерождение. В “пропетой” версии из стихотворения уходит его межстрочная грусть, надсадный драматизм или прошившая строки боль. Слова, которые выскоблили из самого нутра, становятся легче, невесомее, протяжнее. Боль выпущена.

–  Саш, давай в Индию съездим? На пару текстов…

Но без некоторых “хитовых” произведений тоже не обошлось. В частности, “Когда мы были молоды…” из “Знаков неравенства”. Ностальгия о том, что на самом деле никуда не уходит из нас, но мы все привыкли это хоронить.

Возможность услышать кое-что из “классики” была “вишенкой” на этом поэтически-музыкальном “торте”. В частности, Александр прочитал стихотворение Веры  “Эльвира Павловна…”, написанное 15 лет назад и посвященное Питеру. Полозкова отметила, что на московском концерте некоторые адресаты этого текста присутствовали в зале. Таким образом, иногда пересекаются совершенно несмежные миры, и смещается пространственно-временной континуум.

Вера Полозкова в Санкт-Петербурге в Мюзик Холл 7.04.2021

Состоялась и премьера текста, “которому неделя от роду”, начинающийся со строки “Да перестань, никто не любит боль…”.  А под занавес Полозкова рассказала о звонке Чулпан Хаматовой с просьбой написать стихотворение, которое станет рождественским поздравлением для детей-подопечных фонда “Подари жизнь”. Вера призналась, что не умеет писать на заказ, но, конечно, любит творческие вызовы. Не обошлось и без сарказма, мол, “Чулпан, ты можешь себе представить, что это будет за поздравление! После него останется только накрыться гранитной плитой”. “У тебя обязательно получится”, – ответила Чулпан. И, по словам Веры, кого угодно можно подвести, но только не Хаматову.

“А вы серьезные ребята”, – с восхищением отметила Полозкова, когда ее во второй раз вызвали на “бис”. И затем добавила: “просто не то что бы у нас есть еще какие-то песни…”.

Помимо стихов и бесед, в этот вечер было множество улыбок, блуждающих теней воспоминаний и рефлексий, без которых не обходится поэзия, цветов, автографов и личных инсайдов. “Все мы пережили один из самых странных годов в нашей жизни”, – отметила Вера, и с ней трудно не согласиться. Однако каждый вышел из 2020-го с обновленным багажом. А искусство, безусловно, помогает нам об этом вспомнить. И ощутить кожей. И тем, что под ней.

 

Автор статьи: Анна Митрофанова

Фотограф: Анастасия Сандалова