Рок-музыка в Москве в первой половине 1970-х гг.

Рок-музыка в Москве в первой половине 1970-х гг.

К 1970-му году многие рок-группы первой волны прекратили своё существование. Они состояли, в основном, из студентов, которые как раз закончили учиться и собрались работать по выбранным специальностям. Другая часть рок-звёзд 1960-х перешла в официальные вокально-инструментальные ансамбли (ВИА).

Юрий Ермаков, лидер группы «Сокол», как раз распавшейся в 1970 году,  вспоминал: «Да, у нас была альтернатива в виде «Весёлых ребят» или ещё пары-тройки ансамблей, которые тогда существовали. И действительно, через «Весёлых ребят» прошли все! Там переиграли и Градский, и Лерман, и Полонский, и Малежик, и многие другие. А у нас… как-то не сложилось… Не хотели мы там играть. Ведь творчества там не было, надо было исполнять чужие вещи». (Здесь имеется в виду, что государственные ВИА обязаны были исполнять песни официальных советских композиторов). В итоге Ермаков стал преподавать в строительном техникуме.

Надо отметить, что ВИА поначалу были весьма популярны и в целом сыграли свою роль в том, что к группам, играющим на электрогитарах, власти и общественность больше не относились, как к обязательным «изменникам Родины». Тем самым ВИА поспособствовали последующему более широкому продвижению рок-музыки в стране.

Итак, в Москве на сцену вышли рок-группы второго поколения. Музыкально они уже отошли от мерси-бита и начали исполнять гораздо более сложную музыку: психоделик, хард-рок, арт-рок, блюз-рок – что требовало более высокого профессионализма от музыкантов. Это совпало с повальным увлечением столичной молодёжи культурой хиппи, среди которых подобная музыка была очень востребована.

Лидерами московской рок-сцены первой половины 1970-х было несколько команд. Очень заводной считалась группа «Удачное приобретение». Её создали в 1970 году гитарист Алексей «Уайт» Белов, басист Владимир Матецкий и барабанщик Михаил Соколов. В 1974 г. к ним присоединился гитарист и вокалист Александр Микоян, внук выдающегося советского государственного деятеля, сталинского наркома Анастаса Ивановича Микояна. Они взяли курс на англоязычный блюз-рок и добились больших успехов. Отличительной особенностью «Удачного приобретения» стала яркая и страстная манера игры Алексея Белова на электрогитаре: в своих импровизациях он доходил до полного экстаза, иногда даже, по словам очевидцев, пуская пену изо рта.

Алексей Уайт Белов
Гитарист группы «Удачное приобретение» Алексей «Уайт» Белов. Начало 1970-х гг.

«Удачное приобретение» стало сдавать позиции во второй половине 1970-х гг., в связи с ростом популярности групп, опирающихся на русскоязычные тексты. Владимир Матецкий уже в 1980-е стал знаменитым эстрадным композитором, чьи песни исполняли ВИА «Весёлые ребята», Яак Йоала, Екатерина Семёнова. Но особенно плодотворным было сотрудничество Матецкого с примой советской эстрады Софией Ротару. Для нее Матецкий написал такие всенародно любимые шлягеры, как «Лаванда», «Луна», «Было, но прошло», «Дикие лебеди» и многие другие. Кроме того, Владимир Матецкий вместе композитором Юрием Чернавским записали альбом «Банановые острова».

Удачное приобретение
Выступление группы «Удачное приобретение». Середина 1970-х гг. На переднем плане с бас-гитарой – Владимир Матецкий.

Песня про мальчика Бананана с этого альбома стала одной из основных музыкальных тем в культовом фильме Сергея Соловьёва «АССА». Алексей Белов же впоследствии играл в различных музыкальных коллективах, периодически возрождая «Удачное приобретение» с известными московскими  музыкантами.

Другой мегапопулярной англоязычной московской группой того времени была «Рубиновая атака». Её состав окончательно сформировался к 1969 году: Владимир Рацкевич (гитара), Сергей Ляшенко (бас), Александр Самойлов (барабаны). Они играли как рок-хиты Джимми Хендрикса и The Rolling Stones так и поп-шлягеры Sonny & Cher, и всё это они делали весело и с большой самоотдачей, так что на их концертах всегда был переаншлаг. Во второй половине 1970-х гг. группа была вынуждена постоянно менять названия из-за заперта выступать со стороны местных властей. В 1980-е гг. Рацкевич увлёкся компьютерной музыкой и весьма преуспел в этом направлении. В частности, он написал музыку для передач телекомпании «ВИD» (да-да, музыкальное оформление уже поднадоевшего шоу «Поле чудес» сделал как раз Владимир Рацкевич).  Александр Самойлов же в 1975 году основал популярную фолк-роковую команду «Последний шанс».

Владимир Рацкевич-1971
Лидер группы «Рубиновая атака» Владимир Рацкевич. 1971 г.

По-настоящему «звёздной» группой можно назвать образованное в 1972 году «Високосное лето». В её составе к 1975 году оказались очень сильные музыканты: Александр Ситковецкий (гитара, вокал), Александр Кутиков (бас, вокал), Крис Кельми (клавишные, вокал) и Валерий Ефремов (барабаны). «Високосное лето» первыми в стране начали играть арт-рок и делали это на высоком профессиональном уровне. Группа быстро обросла большим количеством поклонников. Тексты для песен «Лета» писала московская поэтесса Маргарита Пушкина. Однако, наличие в составе группы сразу трёх самостоятельных творческих единиц, какими были Ситковецкий, Кельми и Кутиков, обусловило её распад в 1979 году. Александр Ситковецкий основал группу «Автограф», а в 1990-е годы переехал в США. Крис Кельми же организовал в 1980 году группу «Рок-ателье» и прославился как автор целого ряда поп-роковых шлягеров (в частности, знакового хита «Замыкая круг»).

Високосное лето
Группа «Високосное лето». Середина 1970-х гг. Слева направо: Александр Ситковецкий, Валерий Ефремов, Крис Кельми, Александр Кутиков.

Весьма популярной была группа «Аракс», основанная в 1971 году студентами экономического факультета МГУ Юрием Сааховым (гитара) и братьями Эдуардом (бас, вокал) и Гариком (барабаны) Касабовыми. Группа вскоре попала в поле зрения известного театрального режиссера Марка Захарова и получила от него приглашение поработать в театре им. Ленинского комсомола – знаменитом Ленкоме. В качестве театрального рок-коллектива «Аракс» участвовал в спектаклях «Автоград XXI», «Тиль» (композитор Геннадий Гладков) и «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» (композитор Алексей Рыбников). Но вот состав группы поменялся целиком несколько раз, так что к концу 1970-х в «Араксе» не осталось не только основателей, но и тех, кто пришёл сразу после них. Группа, в принципе, существует до сих пор, её костяк сейчас составляют музыканты, игравшие в «Араксе» на рубеже 1970-80-х гг.

Аракс-73
Группа «Аракс». 1973 г. Слева направо: Эдуард Касабов, Борис Богрычёв, Юрий Шахназаров.

В 1969 году студент Московского института иностранных языков Анастас Микоян организовал группу «Цветы». Он также был внуком  соратника И. В. Сталина Анастаса Ивановича Микояна и, чтобы не ассоциироваться со знаменитым дедом, взял себе творческий псевдоним «Стас Намин». К 1971 г., после различных экспериментов с составом, «Цветы» стали выступать в формате трио: Стас Намин (гитара), Александр Лосев (бас, вокал), Юрий Фокин (барабаны). Именно в этом составе они добились большой популярности среди московской молодёжи. Однажды во время их выступления в ДК МГУ пришлось даже перекрывать дорожное движение из-за огромной толпы поклонников группы. Группа «Цветы», в отличие от многих других отечественных рок-групп, получила возможность записать несколько песен на фирме «Мелодия» – единственной официальной фирме звукозаписи в стране. Миниальбом группы с песнями «Не надо», «Есть глаза у цветов» и абсолютным хитом «Звёздочка моя ясная», выпущенный в 1973 году, разошёлся тиражом более 7 миллионов экземпляров. Это была довольно сложная музыка с элементами психоделики и фолка, но она оказалась востребованной, и популярность «Цветов» стала всесоюзной.

Цветы-72
Группа «Цветы». 1972 г. Слева направо: Александр Лосев, Сергей Дьячков, Стас Намин, Юрий Фокин.

В 1975 году, впрочем, Министерство культуры запретило группу и ее название за  «пропаганду западной идеологии и идей хиппи». Коллектив несколько позже продолжил свою деятельность уже как «Группа Стаса Намина» и вновь добился большой популярности в стране, играя уже скорее эстрадную музыку в роковой подаче, нежели собственно рок. Группа существует и по сей день. В ней за все годы существования переиграло несколько десятков человек – единственным неизменным участником коллектива оставался только Стас Намин. Помимо всего прочего, Намин сделал немало на ниве продюсерской деятельности, организовав еще в 1987 году независимый продюсерский Центр Стаса Намина (SNC), с которого, фактически, начался отечественный шоу-бизнес. Созданная в 1991 году Наминым первая независимая музыкальная радиостанция SNC стала настоящим культурным явлением начала 1990-х и до сих пор вспоминается многими, как эталон музыкального радио.

Но безусловной группой номер один в Москве в середине 1970-х стала группа «Машина времени». О ней мы поговорим в нашем следующем очерке.

Послушать музыкальные композиции в группе ВКонтакте

Продолжение следует…

Автор текста: Сергей Спиридонов