Пройдя путь от Питерских подворотен до главных сцен множества фестивалей, группа «Пилот» продолжает играть свои песни, наполненные щемяще-философской романтикой. 13 ноября путь бытия наконец-то привёл этот коллектив с долгожданным выступлением в Москву. Главные джедаи современности не отступили от своих, заранее размещенных в социальных сетях, обещаний. Этим осенним вечером в клубе «1930 Moscow» ими был заявлен настоящий «антикризисный» концерт, озаглавленный цитатой из песни «Осень»: «Майка и жизнь – всё наизнанку».
И вот полумрак и ожидание сменились сиянием ламп над сценой и изображением пламени на экране. Высветив гитариста и басиста, взявших первые рифы зажигательного сингла «Рок», пляска прожекторов добавила к радостным крикам собравшихся свою долю драйва. Не хватало только солиста, который не заставил себя долго ждать, выйдя к коллегам под звук барабанной коды и добавив мелодику своего голоса к рисунку начальной песни. Танец слов и мелодики подчёркивал также особый антураж Ильи Чёрта – круглые солнцезащитные очки, чёрная шуба с цифрами 1972 на спине, белая футболка с черепом в респираторе и полосатые чёрно-белые штаны. Публика в такт рукоплескала каждому его слову. Под искренние проявления общественной радости артисты перешли к не менее мощному треку «Неродина». После его окончания фронтмен, подняв большой палец вверх, искренне улыбнулся. Музыканты не заставили ждать продолжения, сыграв хиты «Транзит», «Пять пограничных состояний» и «Нет иного рая». Ответная реакция зала в виде дружно поднятых рук и танцев сопровождала каждое творение группы.
Однако после каждого взрыва эмоций нужна и передышка. Последовавший за прозвучавшими «боевиками» более философский «Путь к закрытым городам» слегка снизил накал страстей, дав гостям клуба возможность полюбоваться огнями, несущимися сквозь Вселенную на экране, насладиться игрой светотеней под «Семь ключей» и проследить за работой механизмов в «Сердце машины». Продолжением лиричного звучания стали также «Шнурок», под текст которого появился видеоряд из бездомных котов и щенков; «Братишка», возвращающий в прошлое и текстом, и картинками советских многоэтажек, трамваев и мостов Санкт-Петербурга, вспыхивающих за музыкантами. Поддержка зала была видна невооружённым глазом – тут и там загорались фонарики.
Исполнив «Нелюбовь» и насладившись последовавшими овациями, Илья Леонович не преминул подогреть публику новостью:
«Спасибо, друзья! Нынче мы вовсю работаем над новой пластинкой. Материала очень много, мы сошлись примерно на 12-14 треках, и первый из них вы можете ожидать в радиоэфире числа двадцатого, а мы пока будем дальше там работать. И не знаю как всем, а мне прям… вот знаете, мне нравится вспоминать фразу Земфиры: «Пишу пластинку, пока всё нравится». Молодец она всё-таки, да».
Под восторженные возгласы неспешно, а потом всё быстрее, зазвучали «Перегоны», дополняемые живущими своим заэкранным бытом классическими дверьми метро с надписью «Не прислоняться. Дрожа и несясь сквозь тьму, они открывались в конце каждого куплета то в высоту гор, то во всполохи северного сияния, то в космическую панораму земного шара, чтобы в конце привезти нас к летящим во все стороны огненно-оранжевым листьям, своей яркостью так красиво дополнившим зазвучавшую следом «Осень».
Накатывала новая волна драйва. На этот раз с отзвуками русской плясовой. Фронтмен, выйдя к рампе, заявил, подтверждая мои догадки: «Музыка народная, слова мои, песня о Родине». Последовавшая «Цыганщина» дополнилась видео-нарезкой быта глубинки, переходящей в кадры из полицейской хроники, а завершилась неожиданной вставкой части гимна СССР, которому по-пионерски отсалютовал солист. Как только отзвучал последний аккорд, он обратился к басисту, указывая на того рукой:
Илья: Я долго упрашивал Серёжу, чтобы он следующую песню спел сам.
Сергей: Много текста, я всё не выучил ещё, мне надо несколько месяцев.
Илья: Это самая мистическая песня за всю нашу историю, потому что, сколько лет мы её поём – и всегда все путают слова, включая и меня. Но мне уже положено.
Сергей: Ты слова выучил? Так, проверяйте слова!
Илья: Я сразу вижу изумлённые лица тех, кто пришёл в первый раз. Что здесь происходит? Друзья мои, я вам поведаю «золотое правило». Я его каждый год озвучиваю для всех, кто приходит впервые на рокенрольный концерт и видит всё это безобразие. Ну, так, собственно, «золотое правило», друзья мои: если не знаешь текст – просто ори. Сейчас Сергей Олегович продемонстрирует, я уже так не могу.
Отличная у ребят подводка к песне «Сибирь» получилась. Да и та энергия, с которой фанаты помогали своим кумирам, когда микрофон направлялся в зал. Громко, с надрывом и от души – вот как надо исполнять подобные вещи. Такого принципа придерживались, как я заметил, и в зале, и на сцене. Весь мокрый от пота и танцев у рампы, певец победно вскинул «козу» с возгласом: «Панки хой», после чего, промокнув лицо полотенцем, снова подошёл к подозвавшему его Сергею Вырвичу:
Сергей: Все проверили, нормальные слова были, он всё правильно спел?
Илья: У меня всегда есть в запасе тайный приём. Как только я слова забыл, то сразу делаю так (направляет микрофон в зал) – и уже 30 лет прокатывает.
Отойдя к барабанам, выпив чая из бумажного стаканчика, лидер группы продолжил:
«Да, я никогда не думал, что следующая песня будет едва ли не самой актуальной в этом концерте. Друзья мои, несмотря на всё, что с нами происходит в жизни, я могу вам сказать: мы и не такое переживали. Нас ентой фигнёй не напугаешь, мы с чем хошь справимся. Мы здесь такое пережили, в стране, уже столько флагов поменялось, гимнов, царей, денег и вообще всего… Я вот на своём веку коротком столько всего здесь пережил, что в одной стране родился – уже в четвёртой живу, не сходя с улицы. Поэтому самое главное запомните: пока фашисты не пришли – всё хорошо, всё остальное можно пережить! Так что уверенности вам, силы духа, радости. Даже на расстреле нормальный русский человек должен стоять как? Улыбаясь. А до расстрела ещё далеко, держитесь».
После такой воодушевляющей речи «Жить назло» просто напрашивалась к исполнению, которую артисты и сыграли. Бодрость текста Илья Леонович дополнял залихватскими твистом и свистом. Душевность исполнения ощущалась и в треке «Золотыми кольцами», где поклонники команды вновь разделились на подпевающих и подтанцовывающих. Илья, с улыбкой наблюдая за фанами, покачал головой и вновь обратился ним:
«Ну, мы по-настоящему сумасшедшие люди вообще. Я сегодня вот в этом прикиде, а парни не видели, в чём я на сцену должен выйти. Я, когда к ним в гримёрку зашёл, то они такие: «Мда», а я им: Чё, вы раньше не думали что я долбанутый? С меня взятки гладки, я завтра в полиэтиленовом пакете могу выйти. Человек должен быть законодателем моды, в чём я вышел на улицу – то и модно. Ну что, про вас следующая песня, родных, замечательных, прекрасных!»
И пока на экране за спиной барабанщика многочисленные видеоклипы с чудачествами различный людей сменяли друг друга, все собравшиеся слаженно, как гимн, исполняли лучшую, на мой взгляд, песню группы – «Сумасшедшим жить легко». Всё сошлось в ней – и откровения взрослого, сохранившего бодрость духа, и задор подростка, который уже познал эту жизнь, и весёлость детской души. Именно такие эманации исходили от окружавших меня людей – по-хорошему сумасшедших.
Допев, выдохнув и допив чай, лидер группы кивнул и продолжил: «Ну, что ж, в официальном прейскуранте осталась конечная композиция…», – но отвлёкся на движение у сцены. Нагнувшись к танцполу, фронтмен поймал лист, брошенный ему из первых рядов. Поинтересовавшись: «Читать-то можно?», и, развернув его, он показал собравшимся рисунок, изображавший членов коллектива. Со словами: «Срочно в Лувр!» художества были вручены Сергею Олеговичу, а сам Илья Чёрт продолжил: «Ну, в общем-то, песня эта будет автобиографичная. Все думают – я шучу, а так оно и есть. Поём громко, да, помним? Где ещё вам удастся так поорать? Пользуйтесь случаем!»
И «Мама», под сменяющиеся на экране детские рисунки, всеобщее хоровое пение и волну из рук, раскачиваемую самими артистами, была, пожалуй, не только самой громкой, но и самой трогательной композицией за вечер. Особенно это ощущалось тогда, когда музыканты, один за другим, стали покидать свои места, скрываясь за кулисами, и люди махали руками, словно прощаясь.
Но народ на «ПилОте» не лыком шит, и знает: должно быть что-то, оставленное под конец, о чём, пару минут скандируя слово «Ещё», уведомлял группу. Артисты в итоге сдались и вышли на бис.
«Спасибо вам огромное. Спасибо, что вы не побоялись, пришли. Как пелось в песенке: «Неприятность эту мы переживём», спокуха. Я благодарю вас за то, что вы потратили этот вечер на нас, надеюсь, мы вместе хорошо потанцевали. Я желаю вам здоровья, чтоб у вас было благо в доме, чтоб вот здесь (приложив руку к сердцу) всегда горел хороший, правильный костёр – и не тух, и чтоб мы всегда оставались в любой ситуации людьми. Это самое главное, потому что человечность – это самое, наверное, важное, что есть во всех нас. И без неё, наверное, ничего не имеет смысла никакого. Ни сила, ни деньги, ни смелость – ничего без человечности, это просто всё голые молекулы. Поэтому я желаю вам оставаться людьми до самого последнего атома. Здоровья, счастья вам, и вашим детям вдвойне».
Под зазвучавшее в полумраке пианино на экране появилось изображение стены, на которой в углу выделялась надпись «Рубинштейна, 13». В её середине начали вспыхивать фотографии членов Ленинградского рок-клуба, покинувших этот мир. Лица, дополненные названием группы, фамилией и именем, задерживаясь на пару секунд, сменяли друг друга. Илья исполнял сингл «Провожать», а гости клуба приветствовали каждого, отмеченного в клипе, аплодисментами, и взмахивали фонариками в знак того, что имя каждого из списка продолжит гореть в сердцах каждого пришедшего сегодня. Ведь, как известно, пока человек любим, пока о нём помнят – он жив. Да и вообще любовь, особенно сконцентрированная сотнями людей в одном месте, творит чудеса, разгоняя любые тревоги, переживания, депрессии и даже вирусы. И все побывавшие 13 ноября на концерте, я уверен, это почувствовали и светились добром. Я искренне благодарю Илью Кнабенгофа, Андрея Казаченко, Сергея Вырвича и Никиту Белозёрова за их выступление. Они сделали всё для того, чтобы подарить поклонникам группы «ПилОт» такие важные в столь трудные времена позитивные эмоции.
Автор репортажа: Александр Буравцов
Фото: Феликс Сорокин