«Петля Пристрастия» впервые в Самаре. Как это было

«Петля Пристрастия» впервые в Самаре. Как это было

Стыдно признаться, но с творчеством белорусской пост-панк-группы «Петля Пристрастия» я познакомилась около года назад. А группе, между прочим, 15 лет. Обидно, что до этого их песни были исключены из моей жизни.

В феврале «Петля Пристрастия» выпустила свой новый альбом «Гул», который я искренне считаю лучшей русскоязычной пластинкой 2019 года. Весь год «Гул» стоит у меня на репите, как и предыдущие альбомы группы – подлинные музыкальные шедевры.

Мне нравятся интеллектуальные тексты группы, в которых живут вечные и бесценные ценности – человечность и сострадание («Я вообще бы стал тобою, стал тобою, если бы мог…» и т.д.); отображение реалий нашей жизни («Мимо нашего окна тачки возят техно-дэнс…»; «Косметический ремонт ничего не меняет в искривлении плоскости – симуляция рая» и т.д.);  неизбежность краха мечтаний и конечность всего живого («В лучшее завтра верю с трудом…»); и, конечно, бесконечная любовь (когда он и она – единомышленники). Лирический герой в текстах – незаурядная личность, не страдающий манией величия, а его комплексы – это его достоинства. Но самое главное, что это не абстрактный лирический герой, и все эти мысли, я уверена, принадлежат участникам группы.

Музыку «Петли Пристрастия» я могу охарактеризовать как логически оправданный и гармоничный сумбур (а на современной сцене группы с таким звучанием можно пересчитать по пальцам: «Курара», «ГШ», Shortparis). И все эти слова, идущие от сердца и разума, и фантастическая музыка, как говорит сам вокалист Илья Черепко-Самохвалов, «взаимодействуют друг с другом». А наши сердца и наши умы принимают мощнейшую энергетику этих текстов и музыки в их первозданном виде. Невозможно слушать эту группу «в пол-уха», смотреть в «полглаза» или с тарелкой салата в руках.

И хочется сказать, что за всё за это я полюбила творчество «Петли Пристрастия». Но ведь любовь – это бескорыстное чувство, а не «за что-то». Поэтому всё своё уважение и свою любовь я присоединяю к энергетике этой группы, которую она дарит мирозданию, космосу. Если и вы находитесь с ними в одной тональности, то вы меня поймёте. Такие ощущения и мысли в голове и душе – это такая же редкость как абсолютное счастье, которое иногда мы испытываем в жизни.

При прослушивании аудиозаписей (а на живом концерте особенно) физически чувствуешь себя сгустком живой материи и словно ощущаешь движение каждого атома, нерва и эритроцита. Да, боль и отчаяние заполняют весь мозг и никуда от них не деться (да и не хочется прятаться).

В одном из своих интервью известный музыкальный критик Артемий Троицкий сказал, что «Петля пристрастия» — это одна из лучших на данный момент русскоязычных постпанковых групп. И с ним нельзя не согласиться. Звучит громко и абсолютно точно – это, действительно, тот коллектив, который обладает лучшими качествами и достоин быть увиденным и услышанным неравнодушной публикой.

За 15 лет существования «Петля пристрастия» выпустила пять студийных альбомов. В октябре состоялась премьера сингла «Зелёный коридор» – собственно, этот трек и дал название большому осеннему туру группы.

3 ноября «Петля Пристрастия» впервые выступила в Самаре.

В клубе «Звезда» на разогреве у «Петли Пристрастия» выступила самарская группа Barrels, поющая на английском языке. В мае группа выпустила свой дебютный EP Relax и покорила сердца самарских зрителей. Нередко происходит так, что зал прохладно принимает группу, отвечающую за разогрев. Но в этот вечер произошло всё наоборот. Звучал настоящий драйвовый панк в высококлассном исполнении. Профессиональное владение инструментами и голосом, харизма, обаяние, чувство юмора, умение общаться с залом – всё это способствовало тому, что зрители не могли оторвать глаз от выступающих на сцене музыкантов. Именно поэтому после окончания сета Barrels зрители не отпускали талантливую группу, просили их исполнить ещё несколько композиций – музыканты с радостью согласились. Barrels сыграли достаточно большой для разогрева сет – не менее десяти песен! Уверена, что после этого концерта число поклонников у коллектива увеличилось. Искренне желаю группе Barrels творческих успехов, воплощения идей и больших концертов!

Публика аплодисментами проводила группу Barrels, а на сцене началась подготовка к выступлению «Петли Пристрастия».

И вот на сцену вышли музыканты: гитаристы Иван Селищев и Дмитрий Поплавский, басист Тимофей Савицкий, барабанщик Алексей Тарасевич; а вслед за ними вышел озаряющий своим светом Илья Черепко-Самохвалов – лидер и вокалист группы.

Альбом «Гул» открывает песня «Бытонавты» – с неё и начался концерт. И сразу же в зале возникла особая атмосфера – кто был на концерте, со мной согласится. Это была атмосфера не минутного отчаяния, но и не уныния, а атмосфера осмысленного и осознанного яростного сопротивления злу и глупости, нежелание примиряться с действительностью.

Допев, Илья поприветствовал зрителей и сказал, что Самара – самая крайняя восточная точка в их туре.

Зазвучало длительное и превосходное гитарное вступление – трек «Хлор». «Любовь это хлор, как кто-то сказал…», – когда я первый раз услышала эту песню на альбоме, у меня было несколько вариантов значения этой фразы. Но только здесь, на этом концерте догадалась: любовь – это яд. Если разрушился идеал, и было не принято или осмеяно твоё настоящее чувство, основанное на жалости, человечности. Звучание песни – словно описание состояния человека, испытывающего это чувство: чередование плавной мелодии с врывающимися долгими фрагментами красивейшей, выразительной, яркой и темпераментной мелодии.

Публика очень благодарила «Петлю Пристрастия» за эту гениальную песню, а солист скромно сказал: «Группа, которая выступала перед нами, тоже достойна ваших аплодисментов».

Затем прозвучала песня «Всем доволен» с одноимённого альбома. Это «песня-сердцебиение». Здесь я вспоминаю повесть Антона Чехова «Палата №6» и слова героя Ивана Громова: «…Органическая ткань, если она жизнеспособна, должна реагировать на всякое раздражение. И я реагирую! На боль я отвечаю криком и слезами, на подлость – негодованием, на мерзость – отвращением. По-моему, это собственно и называется жизнью. … Чтобы презирать страдание, быть всегда довольным и ничему не удивляться, нужно дойти вот до этакого состояния, — и Иван Дмитрич указал на толстого, заплывшего жиром мужика, — или же закалить себя страданиями до такой степени, чтобы потерять всякую чувствительность к ним, то есть, другими словами, перестать жить. Извините, я не мудрец и не философ, — продолжал Иван Дмитрич с раздражением, — и ничего я в этом не понимаю. Я не в состоянии рассуждать».

Сет-лист в Самаре был превосходным! Музыканты чередовали песни со всех альбомов: «ТЭЦ», «Небо-молот», «Мода и облака», «Сатурн»… Особенно зрители обрадовались песне «Обратно в ракушку» с дебютного альбома. В финале этой композиции интересная гитарная вставка, похожая на звуки древнего первозданного океана.

Пост-панк характеризуют монотонностью звучания, но, я думаю, что музыка «Петли Пристрастия» – это единозвучие, унисон гитар, ударных и голоса. «Лучшее завтра» с нового альбома звучала броско – это очередной их музыкальный шедевр. «Петля Пристрастия» яростно поёт о мире, в котором мы живём. Лучше всего об этой песне сказала сама группа, спасибо ей за смелость:

«Время от времени возникает ощущение того, что пространство, в котором живёшь – огромная ментальная помойка, которой заправляют сладкоголосые монстры, пытающиеся всем рулить за счет бесконечной присказки о том, что наше будущее, ради которого ими совершаются мерзости, прекрасно. Соответственно, это ощущение вызывает чувство злости и отказ подчиняться навязанной формуле, слишком очевидной для того, чтобы в неё можно было всерьёз поверить».

Прекрасно звучит вживую песня «Минотавр» о пленниках и «людоедах». Эта композиция с мелодичным звучанием и вставками с резкими гитарными соло, подчёркивающими желание «жить в утопии, где царит гармония».

Музыканты сыграли и свой новый сингл «Зелёный коридор», который, по словам группы, является «боевым кличем для безнадёжной атаки на наступающую неизбежность». Радует, что на самарском концерте собрались люди, которые знают слова песен наизусть, являются единомышленниками группы. Со стороны и зрителей, и музыкантов все эмоции и высказывания были искренними и душевными.  На слова музыкантов: «Наконец-то до вас доехали!» из зала раздалась реплика: «Не уезжайте!». Бас-гитарист Тимофей с улыбкой ответил: «Мы ещё не уехали!», – на что из зала тот же зритель абсолютно серьёзным голосом крикнул: «Оставайтесь!» (мне очень понравился этот добрый диалог, такого я не слышала ни на одном концерте, при этом слово «оставайтесь» было произнесено даже с какой-то мольбой). Я поняла, что присоединяюсь к словам этого неизвестного зрителя. Почему? Да потому что душа и сердце жаждут общения с талантливыми музыкантами группы «Петля Пристрастия».

После премьеры снова вернулись к альбому «Гул».

«Прксблннст» – это минорная и грустная композиция с энергичными гитарами и ударными, жутко правдивая, которая не убивает желание жить.

«Цветок» – одна из самых прекрасных из всех существующих песен о любви. В ней полностью отсутствует эгоизм, зато есть доброта, желание и готовность оберегать объект своей любви от боли и жестокости.

Затем музыканты исполнили «Автоматизм» с альбома «Мода и облака». Есть в этой песне необъяснимое словами нарастание отчаяния. «Ну и чья из них победа, ну и кто из них прав?», – по мудрости и ироничности эти строки перекликаются со словами из песни Глеба Самойлова «Ковёр-вертолёт»: «Мы летим, а вы ползёте – чудаки вы, чудаки». Ответ очевиден. Те, кто нас «поместили в карантин, откачав серотонин» (песня «Прксблннст») – это они ползут, а мы летим.

Завершился концерт композицией «Груз». Эта песня, которую, действительно, можно слушать бесконечно – (не побоюсь таких хвалебных слов) – находится на высших уровнях и духовности, и интеллекта, и гениальности. И музыка, и слова, и живая энергетика, и передача музыкантами нам, зрителям и поклонникам, своего искреннего возмущения – в ней бесподобно всё! Илья страдает вместе со своей музыкой. Я страдала вместе с Ильёй, но не испытывала ни дискомфорт, ни стресс, а через очищение и возвышение попыталась встать на путь к преображению. Но,  сопереживая и сострадая, ощутив катарсис, с помощью искусства «Петли Пристрастия», не хочется быть «мягкотелым». Как сказал Михаил Козырев: «…Есть в этой группе  ярость, энергия и отчаяние. Всё, как нужно!», – хочется быть отчаянным и яростным, держаться подальше от «миллионов мозгов, застывших в окаменелом г…».

Музыканты ушли со сцены, но через пару минут вернулись, чтобы сыграть на бис песню «Серая радуга».

Допев, Илья Черепко-Самохвалов представил музыкантов. «Рады знакомству!», – улыбаясь, обратился вокалист к залу. Зрители кричали: «Спасибо! Приезжайте! Нас станет больше!». Публика благодарила группу настоящим овациями.

После выступления вся группа вышла в зал к зрителям. Все, кто хотел, смогли сфотографироваться и пообщаться с музыкантами. Во время нашего диалога я поняла, что хочется быть предельно деликатным человеком, стоя рядом с предельно интеллигентными и талантливыми людьми.

«Петля Пристрастия» – это творчество, которое необходимо увидеть в оригинале, т.е. на живом концерте. Очень важны для нас, единомышленников, нервность и духовность Ильи Черепко-Самохвалова, каждый жест, каждое движение, в которых  всё  естественно и человечно. Все участники группы очень талантливые и профессиональные музыканты. На концерте заметно чувствуется их живая энергетика и взаимодействие друг с другом.

Повторюсь, что, беспредельно-запредельное творчество группы, которое вызывает у рождённого для их музыки и слов слушателя катарсис, выводит в адекватное состояние, заставляет жить дальше.

Когда слушаешь «Петлю Пристрастия», духовно-нравственные силы  активно напряжены, сердце и разум открыты для доброты и не примут как должное невежество, алчность, грубость.

Спасибо группе за прекрасный концерт! Самара очень любит вас и всегда ждёт!

P.S. А ещё я искренне поздравляю «Петлю Пристрастия» с заслуженной победой в номинации «рок-группа года» на премии Jager Music Awards!!!

Автор статьи: Елена Батарина

Фото предоставлены концертным агенством JBC Promotion – фотограф Полина Куклина.