Литературная подборка. Сборник №5

Литературная подборка. Сборник №5

Эта подборка посвящена уральскому року. Екатеринбург (в советское время – Свердловск) многие считают третьей столицей России. И если с географической, исторической и демографической точек зрения с этим можно поспорить, то с точки зрения рок-музыки – это бесспорно. Ибо столица Урала дала нашему отечественному року огромное количество имён. И вслед за Москвой и Питером, имеет полное право именоваться одной из рок-столиц. Три из четырёх рассматриваемых сегодня книг принадлежат перу Дмитрия Карасюка — историографа и архивариуса Свердловского рок-клуба. Ещё одна — дело рук молодых екатеринбургских музыкантов. А все четыре книги вместе дают замечательное представление о прошлом, настоящем и будущем уральского рока.

Карасюк Дмитрий – “История Свердловского рока. 1961–1991: От «Эльмашевских битлов» до «Смысловых галлюцинаций»”, Кабинетный Учёный, 2016

Карасюк Дмитрий - "История Свердловского рока. 1961–1991: От «Эльмашевских битлов» до «Смысловых галлюцинаций»", Кабинетный Учёный, 2016

В этой книге, написанной в жанре «опыт исторического исследования», идет речь о людях, больше всего на свете желавших делать рок-н-ролл или что-то полезное для него. Книга охватывает период 1961–1991 гг. – время становления и расцвета свердловского рока и является первой частью дилогии об этом самом уральском феномене. За полтора года работы над книгой, Дмитрий пообщался со многими десятками собеседников. С помощью своих близких он изучил кипы документов и ворохи газетных статей, сопоставляя изложенные в них факты с «показаниями» непосредственных участников событий и проводя многократную перекрёстную проверку их точности и достоверности. Каждая написанная глава, по мере завершения работы над ней, отправлялась на вычитку её героям, в отдельных случаях «рецензентами» становились по 5-6 человек. Особо ценными источниками оказались дневники Александра Пантыкина, которые тот педантично вёл в 1979—1981 и 1984—1988 годах, а также полные тексты расшифровок интервью, записанных режиссёром Олегом Раковичем для кинотрилогии о свердловском роке.

Перед читателем проходит история уральского рока в СССР: от зарождения в районе «Элемаш» первых бит-групп до периода триумфа и последующего развала  местного рок-клуба. Отдельно по каждому году рецензируются наиболее значимые тогда альбомы уральских рок-групп. По итогам 2016 года за двухтомник об уральском роке Дмитрий Карасюк был удостоен ряда премий и наград, включая Литературную премию им. П.П. Бажова и приз Союза журналистов Свердловской области «Хрустальное перо».

        «6 июня 1981 года состоялся первый в Свердловске рок-фестиваль на приз Архитектурного института. По результатам зрительского голосования лучшей была признана группа “Р-клуб” из Верхней Пышмы. На следующий день редактор институтской фотохроники Олег Ракович принёс несколько фотографий и заметку о фестивале в областную молодёжную газету “На смену!”. Ответственный секретарь редакции брать материал наотрез отказался. Произошёл следующий странный диалог:

— А зачем вы это нам принесли?

— Интересное же событие! Впервые в городе…

— А вы член комсомола?

— Конечно!

— А про комсомольскую дисциплину знаете?

— Знаю и соблюдаю…

— Вчера специальное заседание обкома ВЛКСМ, рассмотрев данное мероприятие, постановили, что его не было.

— И что?

— Его не было. Значит, публиковать материалы о том, чего не было, мы не можем.

Уральские комсомольцы отличались завидной лёгкостью в обращении с историей. К фальсификациям этой науки в СССР относились с пониманием, но чтобы вот так запросто отменить событие вчерашнего дня…».

Карасюк Дмитрий – “Свердловская рок-энциклопедия: «Ритм, который мы…»”, Кабинетный Учёный, 2016

Карасюк Дмитрий - "Свердловская рок-энциклопедия: «Ритм, который мы…»", Кабинетный Учёный, 2016

Второй том упомянутой выше дилогии. В книгу включены 40 рассказов о сорока свердловских рок-группах –  участников рок-клубовских фестивалей, а также знаковых коллективов, творивших во времена, когда фестивали еще (или уже) не проводились. Истории великих коллективов «Трек», «Урфин Джюс», «Nautilus Pompilius», «Агата Кристи», «ЧайФ» и многих других героев уральского рока изложены в наиболее полном, насколько позволяет рок-энциклопедия, формате.

        «Прообразом «Флага» послужила школьная группа, в которой играли три товарища из параллельных классов — Владимир Коровин (гитара, вокал), Александр Пьянков (бас-гитара), Александр «Траппа» Тропынин (гитара, барабаны, вокал). Немного позже басистом стал другой человек, а Пьянков стал автором текстов.

После окончания школы музыканты пробовали сочинить рок-оперу по мотивам произведения  Максима Горького «Легенда о Ларре». Реализовать сей замысел не удалось из-за призыва Коровина в армию.

В 1984 году группа была реанимирована под названием «Флаг». Основной базой работы коллектива был городской ресторан «Старая крепость», а репетиционной базой – ДК «Урал»».

Касимов Антон, Мелких Дмитрий – “Малахитовые гитары”, Кабинетный Учёный, 2016

  Касимов Антон, Мелких Дмитрий - "Малахитовые гитары", Кабинетный Учёный, 2016

       Книга посвящена уральским рок-коллективам 1990-х — 2000-х и их судьбе за последние 25 лет на примере как хорошо известных групп, так и успевших позабыться. Музыканты и публицисты Антон Касимов («Невидимки, смотрящие на ботинки») и Дмитрий Мелких («LLAC») написали свою книгу в необычной форме бесед и размышлений о творчестве таких коллективов, как «Собаки Качалова», «Сансара», «Курара», «Чичерина», «Городок чекистов» и других. Читателю предлагается не только узнать некоторые интересные факты о группах и музыкантах, но также рассудить двух авторов, выбрав одно из двух мнений или же составив свое собственное.
Антон Касимов: «Это роман в письмах, проиллюстрированный фотографиями. Музыканты играют главную роль, это книга про них, но есть и элементы фантасмагории и музыкальной журналистики. Я хотел написать книгу о музыке, а получилось о музыкантах».

      «Время: Конец апреля 2014 года. День.

Место: Artefaq café. Москва.

Участники: Антон Касимов (А), Саша Гагарин (С)

С: Клуб «Фауст», кажется, организовали ребята из группы «Фатум». Первый раз мы там играли в 99-м году бесплатно, второй — уже за ящик пива, а в третий раз нам заплатили какие-то деньги. «Фауст» напоминал сарай, ну и ладно, другого не было. Не было клубов с концепцией, с оформлением, с живой музыкой. «Люк» больше напоминал именно клуб, но я там был всего пару раз. Я особо никуда не ходил. В «Люке» же играла электронная музыка, но и дома я слушал Autechre и тому подобные коллективы. И наслаждался. Бары тоже не посещал, я стеснялся сидеть за барной стойкой. Мы занимались музыкальным самообразованием дома в семье Аси Кучеровой (Александра Кучерова, барабанщица «Сансары»; Ася — её домашнее прозвище). Очень много пришлось догонять, ведь первая рок-группа, которую я услышал, была «Чайф». Вышел альбом «Дети Гор», и я подумал — ого, ничего себе, так здорово можно петь по-русски. Раньше я музыкой не особо интересовался. Лет с пятнадцати начал осознанно слушать…».

Карасюк Дмитрий – “ЧайФ. Рок-н-ролл — это мы!”, АСТ,2017

Карасюк Дмитрий - "ЧайФ. Рок-н-ролл — это мы!", АСТ,2017

Самая полная биография коллектива, интервью с музыкантами и людьми, причастных к истории группы «ЧайФ» и свердловского рока. Книга включает полную дискографию группы, множество уникальных, ранее не опубликованных архивных фотографий, иллюстрирующих жизненный и творческий путь коллектива, необыкновенные истории, рассказывающие о создании группы, ее песнях и о самих музыкантах.

Владимир Шахрин: “С уверенностью могу сказать, что Дмитрий Карасюк на данный момент знает о всей группе “ЧайФ” гораздо больше, чем каждый из её участников по отдельности. Все мы помним какие-то фрагменты, а некоторые события не помним совсем или помним по-разному. Автор проделал титаническую работу, выудив из нашей памяти эти обрывки, собрал их вместе, добавил сведения из документов и свидетельства очевидцев, а потом склеил всё это в полноценную отличную книгу. По-моему, очень хорошо, что это не автобиография, где автор не может быть объективен к самому себе, а книга Дмитрия Карасюка о группе “ЧайФ””.

     «Не довольствуясь тем, что рассказывают об их концертах очевидцы, с началом нового 1987 года свердловские музыканты и сами двинулись по просторам родной страны. 9 января в компании с «Наутилусом» и «Группой Егора Белкина» «Чайф» отправился на гастроли в Казань. На такую большую ораву билетов в одном поезде не хватило, поэтому выезжать в Татарию пришлось двумя группами. Второй поезд в пути задержался, и к началу концертов в строю недоставало Белкина, Бегунова и Решетникова. Пока утром выступал «Наутилус» с местной командой «Акт» на разогреве, ополовиненный «Чайф» искал выход из сложившейся ситуации. На помощь пришли «урфинджюсовцы» Зема и суперклавишник Александр Пантыкин. Саша тут же расписал на ноты всю программу и буквально за час её переаранжировал. Дневной концерт стал одним из самых необычных во всей истории «Чайфа». Клавишные партии Пантыкина добавили в песни Шахрина дополнительный шарм, а слова Володи о том, что «в сегодняшней сборной винегретной солянке играет половина “Урфина Джюса”», вызвали ажиотаж – «УД» в Казани нежно любили. В «Это» Пантыкин вставил фрагменты из «джюсовской» песни «Чего это стоило мне», чем усилил восторги».

 

Составитель подборки: Евгений Бунтов

Фото: обложки книг