Литературная подборка. Сборник №4

Литературная подборка. Сборник №4

В этом выпуске литературной околомузыкальной подборки собраны совершенно разные книги о совершенно разных людях. Об одной из самых популярных и об одной из самых недооценённых групп нашей страны, о целом музыкальном явлении и о великом исполнителе, которого (увы!) давно нет с нами. Книги эти изданы 3-5 лет назад, но в книжных магазинах и интернете их можно до сих пор купить. Или, на крайний случай, скачать.

Башлачёв Александр – “Человек поющий. Стихи. Биография. Материалы” (3-е издание).  Составитель книги, автор биографии Лев Наумов, Выргород, 2016Башлачёв Александр - "Человек поющий. Стихи. Биография. Материалы" (3-е издание).

Данное издание представляет собой наиболее полное исследование жизни и творчества Александра Башлачёва. Великого исполнителя, творившего на стыке бардовской песни и рок-музыки, человека, трагическая гибель которого в 1988 году для многих стала концом золотой эры отечественного рок-н-ролла. Книга включает в себя самое полное на данный момент собрание стихотворений Александра (14 текстов публикуются впервые), подробнейшую биографию, список выступлений, содержание всех записей, перечень аудио- и видео-изданий, библиографию и полный свод интервью, которые успел дать поэт. В отличие от предыдущих изданий значительно переработан раздел биографии. Очень важным обстоятельством является то, что были уточнены датировки отдельных произведений, которые ранее вызывали сомнения, а то и попросту противоречили определённым фактам. Все подобные ситуации теперь исключены. Существенно исправлен и дополнен список выступлений. Одним из ключевых новшеств третьего издания является раздел “Исполнения”. В нём приводится содержание всех шестидесяти четырёх обнаруженных на данный момент записей Башлачёва. Треклисты записей представлены в виде таблицы, которая позволяет найти ответы на множество вопросов. Например, как часто Александр пел конкретную песню? Какими произведениями в те или иные периоды он начинал концерты, какие составляли центральный блок, а какие – коду? Как эти “роли” менялись со временем? Когда он переставал петь определённые песни и когда возобновлял их исполнение? Становится видно, например, что в конце жизни он не пел свои поздние произведения, составлявшие большую часть репертуара в 1986 году.

«В апреле на Варшавском шоссе в Москве состоялся квартирный концерт у Марины Тергановой и Александра Несмелова. Олег Коврига записывал выступление на магнитофон «Маяк 203С». Олег рассказывает: «Илья Смирнов принес запись, которую мы все с энтузиазмом слушали, и к концерту народ оказался вполне подготовленным, чему Саша был искренне удивлен: „Такое впечатление, что уже и представлять не надо…” Но самого автора большая часть аудитории видела впервые — и „живой” эффект был очевиден. К тому же мы еще достаточно активно пили вино (то есть в основном, конечно, спирт), так что обстановка была теплой и расслабленной. Мы тогда к таким концертам еще не привыкли, и Саша тоже еще не привык, поэтому было ощущение чистого полета — и у него, и у нас. Это был самый „жизнеутверждающий” башлачёвский концерт из всех, которые я когда-либо слышал — и живьем, и в записи»».

 

Коробов-Латынцев Андрей – “Русский рэп. Философские очерки”, Реноме, 2016

Коробов-Латынцев Андрей - "Русский рэп. Философские очерки"

В книге феномен русского рэпа рассматривается в философско-культурном контексте, что позволяет увидеть и высветить сюжеты, концепты, столкновения идей и идеологий, религиозный поиск, характерные для русской культуры.  В издание вошли ранее неопубликованные статьи, заметки, рецензии на альбомы различных групп, а также записи бесед автора с известными отечественными рэперами. Автор помещает русский рэп в контекст русского слова и русской мысли, рассматривает его как инструмент национальной рефлексии, задаётся вопросами о нравственной задаче русского рэпа. Беседы автора с известными отечественными рэп-исполнителями позволяют взглянуть на этих людей под другим углом, даже поменять мнение о некоторых. 25/17, ГРОТ, Рич, Вис Виталис, МС 1.8, Луперкаль, Саграда, Записки Неизвестного, Младший сын неба, Кровосток и другие рассуждают на темы о месте русского рэпа, о его философии, его болях и радостях.

«После прочтения этой книги на месте русских рэперов я бы гордился, что я русский рэпер. Коробов-Латынцев поместил их в контекст русского слова и русской мысли. Философическим скальпелем вскрыл их ржавые черепные коробки и обнаружил там то, чего мало кто ожидал обнаружить: рефлексии, точные формулировки, представления о прошлом и прообраз будущего.
Я и не надеялся на такой результат.
Во-первых, потому что сам имею отношение к рэпу.
Во-вторых, потому что сам искал.
Если те задачи, которые не прямо, но опосредованно ставит автор перед русским рэпом, будут выполнены хотя бы вполовину – о, это станет великолепным итогом этой работы.
Коробов-Латынцев отлично начал свою летопись.
Мы думали, что рэп – это хаос и бардак. Но пришёл человек и расставил все вещи по своим местам.
Мы осмотрелись и сказали: а что, неплохо. Йоу, как говорится.
Захар Прилепин».

 

Семеляк Максим – “Ленинград. Невероятная и правдивая история. Авторизованная биография”, Эксмо, 2017

Семеляк Максим - "Ленинград. Невероятная и правдивая история. Авторизованная биография"

Данная книга подготовлена к 20-летию коллектива и представляет собой значительно переработанную, исправленную и дополненную версию книги 2008 года того же автора «Музыка для мужика. История группы «Ленинград»». Писатель, один из лучших журналистов страны, друг Сергеея Шнурова – Максим Семеляк пытается дать в этой книге ответ на вопрос: «в чём же artyjvty Шнура и его детища?». А заодно честно и без прикрас рассказывает историю одной из самых популярных групп России. В книгу включены размышления Сергея Шнурова, его интервью, заметки и комментарии. А также очень много фотографий из личных альбомов, многие из которых ранее нигде не публиковались.

«Максим Семеляк:Размен ЮляАлиса осмыслить было непросто – за пару лет первая превратилась в настоящее огниво «Ленинграда» со своей редкой вокальной мощью (хотя Шнуров и находил ее несколько однообразной) и идеально совпадающей с песенным материалом породой рыжей бестии. Казалось, что разница между старой и новой певицей – как между гиперболой и литотой, дьяволицей и бесенком, статью и статистикой. Тем удивительнее, что спустя какихто три года об уходе теперь уже Алисы сожалели едва ли не больше, чем о Ю. На самом деле, это была не кадровая перестановка, но идеологический и жанровый сдвиг. Юля была четко постмодернистской историей и Шнуров придумал ей образ вполне метафизической хабалки и корпоративной доминатрикс. Алиса же стала эксплуатировать более глобальный и узнаваемый образ грядущей хамки с соответствующим репертуаром – Юля, например, едва ли смогла бы столь естественно и звонко спеть «Я четко патриотка» или «Святой Никола, спаси нас от рокнролла». Юля была, бесспорно, ярче, но образ Алисы оказался земнее, современнее и ближе к местному оригиналу. Пожалуй, первой ее настоящей удачей стал ролик к антиземфировскому вальсу «Интеграл» – где она собственно чертенком выскакивала изза нестройного ряда музыкантов на фоне шикарного ковра. Публика привыкла к Алисе за полторадва года (окончательно в ней разглядели звезду и красотку после клипа на песню «Молитвенная»), да и сама она распелась и раскрылась столь удачно (особенно после того, как она однажды разделась до трусов на концерте в «Известияххолл»), что мало кто уже вспоминал, что могло быть подругому. «Крым», «Красная смородина», «Мусор» – вот, на мой вкус, ее коронные номера (хотя на концертах они практически не исполнялись). Шнуров вообще тогда много писал для нее, хотел даже сделать сольный альбом, с песнями, вроде «Ты висишь как шляпа на гвозде, ни уму ни сердцу ни п***е». Да и вуаль ей была к лицу. И она очаровательно била по тарелкам в песнеДорожнаяна концертах».

 

Корчемный Марат – “Пикник. 30 световых лет. Иллюстрированная история”, Нота-Р, 2014

Корчемный Марат - "Пикник. 30 световых лет. Иллюстрированная история",

В книге, написанной басистом и бэк-вокалистом группы с 2003 года, описывается история одного из самых недооценённых коллективов нашей страны. История описания начинается с конца 1970-х, когда не существовало ещё самого «Пикника», а музыканты, вошедшие затем в его состав, играли в различных ленинградских студенческих группах. Подробно рассказывается: как же так получилось, что в группу пришёл новый музыкант Эдмунд Шклярский, и стал тем самым лидером, которого ей не хватало. Как случился раскол в 1984 году, как коллектив покинул Ленинградский рок-клуб и ушёл в «профессионалы». Как группа выживала в 1990-е и как к ней пришла новая волна популярности в 2000-х. Наконец, как группа отметила тридцатилетие. Автор описывает период гораздо более длительный, чем 30 лет, но это и к лучшему. Книга снабжена множеством фотографий, многие из которых публикуются впервые.

«Эдмунд Шклярский: «Концертная организация, сгоряча взявшая «Пикник» под свое крыло, не знала, что с нами делать. Репетиционный период затянулся на всё лето, и нас уже начинало охватывать чувство безысходности. Пару раз к нам наведывался наш куратор и со словами: «Чтото у вас невесело. Вот был я на репетиции у «Форума» – у них веселоуходил.

Второй раз его впечатления уже изменились. Был у «Форума» – у них тоже невесело, а вот у «Модерн Толкинг» – весело! И вообще, вам надо взять певицу.

В третий раз он пришел с певицей, но к счастью перспектива стать участницей «Пикника» ее не прельстила и на какоето время от нас отстали. К нам был приставлен музыкальный ангелхранитель в лице Владимира Воронецкого. Ему удалось сделать из нас настоящих музыкантов и подготовить к решающему худсовету в Доме Молодежи»».

 

Составитель подборки: Евгений Бунтов

Фото: обложки книг