Легенды Отечественного Андеграунда. “Зга” (г.Рязань)

Легенды Отечественного Андеграунда. “Зга” (г.Рязань)

Сегодняшних героев нашей постоянной рубрики многие считают лучшим рок-коллективом Рязани. И это – истинная правда. Глубокие тексты, отличный вокал, прекрасные мелодии – всё это в наличии у существующей уже более четверти века группы “Зга”.

Зга2

Лилия Борисова (она же ЛиБо) начала писать песни под влиянием творчества Владимира Семёновича Высоцкого. Также оказали воздействие на формирование собственного стихосложения Башлачев, Макаревич, Янка, Гребенщиков. К 1992 году рязанская девушка освоила игру на акустической гитаре и имела около двух десятком текстов песен, чуть более половины из них – положенных на музыку. Но не было абсолютно никакого понимания, что же делать со всем этим дальше.

Зга5

Но тут на пути у Лилии встретился Анатолий Обыдёнкин – тогда начинающий журналист, литератор и человек, принимающий участие в организации концертов местных групп. Вот как Анатолий вспоминает об этом:

Я издавал какой-то самиздатик под названием «Потёртый лабиринт». Первый номер был литературным, второй должен был быть песенным, то есть я собирал тексты песен своих знакомых, и как раз при подборе материалов к этому самиздатовскому журнальчику мы и познакомились с Лилей Борисовой. Привёл её наш общий знакомый Лёша Терлеев, на тот момент Лёша Крысин.

Обыдёнкин
Анатолий Обыдёнкин

Обыдёнкин услышал песни Лилии и решил помочь Лилии в их записи и донесении до широкого круга слушателей. В ноябре 1992 года (по другим данным в феврале 1993 года) состоялось первое выступление Борисовой на публике. Вновь слово Обыдёнкину:

Там был сборный концерт в зале нынешнего литфака, там играла группа «Пер Гюнт», еще какие-то группы пединститутские. Там была группа «Татьянин День», Андрей Гаврилов там играл… Был забавный казус – Лиля, первый раз оказавшись на сцене, немножко растерялась, потому что Андрей Гаврилов во время ее выступления подкрался откуда-то сзади с губной гармошкой, дунул ей в ухо, она прекратила петь и играть, удивившись, что это. Сориентировалась, продолжила, и Андрей начал ей подыгрывать. По-моему, я её вписал на это выступление. Кажется, договаривался я, с кем — уже не помню.

В том же ноябре 1992-го у себя дома Анатолий организовал запись песен Лилии:

Первые записи инициировал я. Собрал по знакомым технику, подговорил знакомых музыкантов, это были Лёша Цветков из группы «Крыши», Серёжа Волков из группы «Дао» на тот момент и Дима Рогов в качестве басиста. И на протяжении месяца продолжался вялотекущий процесс, было записано, по-моему, пять или шесть песен. Причем, поскольку я жил тогда один, получилась такая самопальная студия в комнате, причём самопальная на уровне 92-го года. Звучит всё это с точки зрения теперешних времён катастрофически. Дима Рогов стал неплохим классическим музыкантом, а тогда он был просто средней руки бас-гитаристом. Серёжа Волков был неплохим гитаристом, что-то он сыграл, и сыграл даже удачно, какие-то партии из того, что он тогда еще придумал, по крайней мере, к одной из песен, Филатов потом переигрывал на других записях. А Лёша Цветков гитарист был, честно говоря, вообще плохой, совсем ужасный. Главное его достоинство на этой записи было, что когда записывали песню «Флэт», он очень удачно пнул стоявший под ногами стакан, и звон катящегося стакана, записавшийся на плёнке, оказался именно в том месте, где он и был необходим. Вышло это случайно, ненамеренно.

Зга4

По воспоминаниям Лилии репетиций не было вообще, писали “с листа”. Чуть позже – в январе была дописана ещё пара вещей. Итого на записи их оказалось восемь.
Впоследствии эту запись отреставрировал Сергей Филатов, и она была пущена в народ под названием “Лилия Борисова и группа “Крыши” – Перпендикулярный Мир”.
Пока не была ещё доделана запись у Обыдёнкина, Борисова сама у себя дома на кассетный магнитофон “Романтик-302” предположительно в январе 1993 года (кроме песни “Силуэт”, она записана в конце 1992-го) записала пятипесенное десятиминутное демо, озаглавленное “Силуэт”. Несмотря на ужасное по нынешним временам качество записи, это – удивительный документ эпохи. Именно он считается самой первой из сохранившихся записей.
Позднее в 1993-м на квартирах друзей и знакомых Лилия одна под гитару записала бутлег “Не Нравиться Всем”.
Все эти записи объединяет ещё не установившийся, чуть угловатый голос Лилии , но при этом уже имеет место быть чувственная глубокая лирика текстов песен.
Зимой 1994 года на ВГТРК “Ока” состоялся прямой радиоэфир, в котором ЛиБо спела свои песни и ответила на несколько вопросов корреспондента. А буквально через неделю, при сопричастности Обыдёнкина, в газете “Вечерняя Рязань” были опубликованы тексты пяти песен Лилии. Эти события не остались незамеченными, более того, произвели достаточно сильное впечатление на будущего второго главного в группе (ещё тогда не существовавшей) человека – Сергея Филатова.

Филатов
6 марта Сергей с друзьями, с которыми он пытался сделать рок-группу, на квартире одного из них, начал отмечать приближающийся праздник. Отмечали долго. 7 -го вечером в беседах о музыке всплыло имя Лилии. Оказалось, один из друзей шапочно с ней знаком. Из воспоминаний Филатова:

Однажды он встретил на остановке девушку с гитарой и проводил её до дома. Т.е. он знал, где Лиля живёт. План сложился моментально – завтра утром мы встаём пораньше и идём поздравлять Лилю с 8 марта. Мы проснулись часов в восемь и с трудом шевеля руками, ногами и мозгами засобирались в гости. Решено было взять гитару, чтобы немедленно при встрече показать Лиле наши песни. Не было только подарка. Тогда Сыч снял со стены немного мятый плакат с изображением Константина Кинчева, свернул его трубочкой, и мы отправились в путь – благо выяснилось, что Лиля жила всего в двух остановках от Сыча.
Была совершенно чудесная погода – солнце, ручьи, очень тепло. Путь занял у нас четыре часа. Сначала Сыч искал какого-то соседа, которому обязательно нужно было вернуть фонарик. Потом мы долго шли, превозмогая головную боль и усталость от навалившегося праздника, тянувшегося уже третий день. И наконец, мы достигли улицы Высоковольтной, уставленной в нужном нам районе совершенно одинаковыми, длиннющими панельными девятиэтажками. Здесь нас ждала новая проблема – Сыч помнил номер квартиры, но совершенно забыл и номер, и расположение дома, в котором эта квартира находилась. Мы блуждали меж домами, заходя в подъезды и поднимаясь на вторые этажи. Сыч пытался узнать квартиру по виду двери, но долго не мог этого сделать. Наконец, в одном из домов он неуверенно ткнул в очередную дверь, и сказал: «Здесь».
Мы позвонили. Дверь открыла юная девушка. Я сразу подумал, что, если мы попали в нужную квартиру, то это, должно быть, младшая сестра Лилии. И я уже хотел было задать вопрос, но Сыч радостно сказал: «Привет! С праздником!» и протянул плакат.
Нас впустили внутрь и предложили чаю. Лиля оказалась приветливым и весёлым человеком. Мы говорили о чём-то, потом Лиля взяла гитару, села на письменный стол, положила на колено тетрадный листок и спела написанный несколько дней назад «Танец на колючей проволоке». Это был ещё один шок. Я растерялся, но Сыч был не из таких. Он настроил свою гитару и стал исполнять песню своего сочинения. Проблема обозначилась довольно быстро – Сыч никак не мог преодолеть первый куплет. Он начинал несколько раз, сбивался, и начинал снова. Совершив три или четыре попытки, он отчаялся, извинился и прекратил экзекуцию.
Я же за это время пришёл в себя и, решив не пугать людей своими песнями, спел Башлачёва – «От Винта!» и «Время Колокольчиков». Потом Лиля пела что-то ещё, а я пытался подыгрывать ей на второй гитаре. А часом позже я, попрощавшись с торопившимся куда-то Сычом, уже шёл к своему школьному приятелю Майку Шевцову, держа в руке катушку с записью Лилиных песен. Кажется, это была запись у Толи Обыдёнкина с группой «Крыши». Я, буквально, выпросил у Лили на несколько дней катушку с хоть какой-нибудь её записью, чтобы переписать, и клятвенно пообещал вернуть её не позже, чем через пару дней. Но вернул я её уже вечером того же дня.
Мы теперь с Майком вновь вломились в гости к Лиле, у которой в тот вечер сидели в гостях Толя Обыдёнкин и Володя Лютецкий, и общение продолжилось.

8 марта 1994 года и считается днём рождения группы “Зга”.
О существовании шумовой авангардной рижско-питерской одноимённой группы, созданной Николаем Судником ещё десятью годами раньше них, музыканты не знали. А когда узнали, обязательно стали добавлять к названию группы “г.Рязань”, дабы отличаться. Замечу, что в отличие от более старших коллег, рязанцы всегда писали название только по-русски, а не латиницей, например.

Зга13
Почему “Зга”? В толковом словаре В.Даля два значения: 1) темь, потемки, темнота. 2) Кроха, капля, искра, малость чего. Но не настолько просто всё. В профиле группы в LiveJournal приведена цитата из книги Юрия Петровича Миролюбова (Историк-любитель, писатель и журналист, автор исторических исследований, книг по русскому фольклору, поэтических и прозаических сочинений, Миролюбов известен, прежде всего, расшифровкой, переводом и публикацией так называемой “Влесовой книги”, по его словам, написанной древними волхвами и сохранившейся на деревянных дощечках) “Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов”. Приведу и я эту цитату (несколько более полную):

«Закрут» — это идея Творящего Вихря, Космического Ветра, из которого «вышел Мир». Эта идея была в словах Деда Канунника, говорившего: «А як Сваритися Свету, так Бог взяв, тай Закрут сделал, а с того Закруту всё почало крутитися, а и Свет выплыл из того верчения!» О самом Начале Творения он говорил: «А была Зга в Тьме (Искра во Тьме), а Бог повелел той Зге до него подойти, а она не хотела. Бог за ней, а она от Него, Он за ней, а она от Него. Тогда Он стал и Зга стала. Тогда Бог схватил её и Закрут из неё сделал, а как почала она вертеться, так и не могла уже остановиться, и чем скорей вертелась, тем ярче Свет был. А с того Света, как из Окна, и Мир весь вышел, выплыл и почал быти. А Бог ту Згу взял и разбил на крохи, и в кажду Тварь по крохе дал, и в Камень, и в Землю, и в Травину, и в Людину». Это место удивительно совпадает с Гимном «Риг-Веды»: «Агни во всём, в Траве, в Земле, в Человеке, в Лошади, во всём Агни!» Видимо, слова Деда надо перефразировать так: «Вначале был Свет во Тьме, Искра, и из этой Искры Агни, Бог-Отец весь Мир сделал, а сделал его, дав импульс вращения Агни!» Тут мы встречаемся с идеей Огня-Агни, раздробленного на крохи и заключённого в материю и существа. «Бог создал Мир из Ничего», — говорит Библия. Канунник говорит, что «на Свете ничего до Творения не было, кроме Зги, Искры малой». Такое понимание не расходится с самой современной теорией, говорящей, что «в пространстве ничего не было, но были лишь электроны, равномерно распространённые везде. Пространство, таким образом, было нейтральным. И вдруг в нём возникли «пучности», то есть скопления электронов, какие пришли в движение, последнее стало ускоряться, энергия стала конденсироваться, а затем возникла первая материя, водород». Теория не возражает против существования Бога, как Абстрактной Творящей Идеи. Автор её — физик Джине. Очень многие большие учёные не отрицают идеи Бога. Канунник в его примитивном Богопознании дошёл до глубины одного из самых больших учёных Запада! Правда, материалистическая наука отрицает Абстрактную Идею, однако есть и люди, как Джине и другие, которые её не только не отрицают, но даже утверждают.

Первый концерт “Зги” состоялся в рязанском ДК “Красное Знамя” на фестивале, организованном Владимиром Корниловым 25 мая 1994 года.
В августе того же 1994-го, дуэт Лилии и Сергея делает первую студийную запись группы, известную теперь как бутлег “Танец На Колючей Проволоке”. Запись организовал Анатолий Обыдёнкин. Он позвонил Дмитрию “Дэни” Рогову и попросил о записи. Дэни согласился сделать это за символическую плату – бутылку “Sangria”. Дело было в Дашково-Песочне – дома у “Дэни”. Лилия уже записывалась с ним полутора годами ранее, когда Анатолий организовал ей запись с группой “Крыши”, ту, что потом вылилась в бутлег “Перпендикулярный Мир”. “Дэни” тогда играл на басу. После Радиоинститута он окончил Музыкальное училище им. Пироговых в Рязани, потом, в 2004-ом, – консерваторию им. Чайковского (всё по классу контрабаса), потом играл у Башмета, а потом перебрался в Якутскую филармонию, где, вроде бы, играет и поныне. А тогда, в августе 1994 года юная “Зга”, которой на тот момент не исполнилось и полугода, за пару часов записала 13 песен, пять из которых (с 10 по 13) не были отрепетированы вообще (что очень заметно на записи). Вообще, песен было записано 14. Последней песней был “”Отбой”, и его исполнил Сергей, но запись именно этой вещи не сохранилась. Ещё был записан 5-типесенный бутлег “Флэта”.

Зга1
Осенью Обыдёнкин привёл в группу флейтиста Влада Ефремова. А в июне 1995-го на перкуссии появилась Алла Малиновская. Записываются (опять же в квартирах друзей) два бутлега “Отбой” и “Танцы Кобры”, ныне любителям группы недоступные. Либо утеряны, либо Сергей и Лилия не хотят их публиковать. Скорее всего, именно об этих записях говорит Обыдёнкин:

Там, кстати, была другая попытка альбома, когда собрались Костя Кочетков, Серёжа Волков, — пытались что-то записать прямо у Лили дома, как раз я купил туда магнитофон «Олимп» достаточно хороший аналоговый четырёхканальный. Но запись получилась так себе

25 ноября 1995 года играется квартирник у Обыдёнкина, выпущенный затем бутлегом.
К новому 1996 году Ефремова сменяет на флейте Юрий Лопухин. В конце февраля состоялись первые концерты коллектива в Москве. 24 февраля – квартирник недалеко от станции метро “Речной Вокзал” у “Кормчего” и Вики, входивших в творческое объединение “Хухтамяки”. Впоследствии он был издан как бутлег “Первый концерт в Москве. Квартирник на “Речнике”. А на следующий день состоялся концерт в клубе “Факел”. Там концерт закончился стоячей овацией. Также выпущен бутлегом “Концерт в клубе “Факел”. Москва”. Из воспоминаний Филатова:

Это был второй концерт в Москве – на следующий день после квартирника на “Речнике” у Кормчего и Вики. Вообще в Москву нас пригласил Паша “Клещъ” Клищенко, который за неделю до этих концертов был приглашён нами в Рязань и выступил дважды – на квартирнике у Анатолия Обыдёнкина и в Рязанском Художественном училище. А конкретно после этого концерта в “Факеле” мы познакомились с Александром “Алесом” Валединским, который впоследствии не только выступал и записывался в Рязани, но и издавал “Згу” на своём лейбле “Выргород”. А “Факел”, начиная с этого момента, стал площадкой регулярных выступлений “Зги” и Лилии Борисовой на долгих восемь лет. Это были и обычные концерты, и “Даждь-фесты”, которые устраивал Дмитрий Студёный, и концерты в помощь кому-то, и концерты памяти – много их было… Но этот концерт 25 февраля 1996 года был первым концертом “Зги” в “Факеле” и вторым в Москве.

Летом записывается не пошедший “в народ” бутлег “Высоковольтное Лето” (ныне считается утерянным).

Зга3

Продолжая периодически записываться на квартирах друзей и знакомых, группа постепенно переходит к электрическому звучанию. Уходит флейтист, приходят Денис “Матроскин” Кузнецов – бас-гитара и Евгений “Джек” Бокк – ударные. Этим составом зимой 1997 года осуществляется запись шестипесенного бутлега “Демо на “Оке” “. Из воспоминаний Филатова:

Записано на студии ВГТРК “Ока” зимой 1997 года Виктором Саропуловым. Первый опыт работы “Зги” в профессиональной студии. Малоудачный. Но забавный. “Фловеры” так и остались недописанными.

К этому времени относится и первое самонаименование Лилии Галатеей. Миф о Галатее и Пигмалионе трактовался Борисовой так: Она – Галатея, а Пигмалион- это слушатель альбома или зритель концерта, который может сам для себя отсечь ненужное. Большинство записей теперь выходят под маркой “Галатея и группа “Зга””. Сергей стал Саламандрой (впоследствии создал одноимённый сайд-проект). В конце года Матроскин и Малиновская покидают группу. Из воспоминаний Матроскина:

Первый раз меня выгнали (ха-ха!) из группы «Зга» за пьянство и разложение коллектива. Я считаю, что это правильно и нормально, благо ничто в нашем мире не чуждо. Потом возвратился, потому что меня пригласили. В период моего отсутствия в группе играли Куликов с Бочковым, тоже было интересно. Кажется, они тогда записали альбом. И потом, поскольку у них не было басиста, они пригласили меня. Я тоже был не у дел, поскольку своего коллектива у меня тогда еще не было. Опять пригласили — поиграли. Ну, поиграл и поиграл, это нормально.

Интересным является тот факт, что у группы в период с 1996 по 1997 было 2 ритм-секции. Ещё до Матроскина и Джека в состав влились в начале 1996 года Дмитрий Бочков-бас-гитара и Илья Куликов – ударные. Две ритм-секции существовали какое-то время параллельно, сменяя друг друга, так как обе играли ещё в других группах. То есть, кто был в это время свободен, тот и ездил на концерты, были даже попытки записи с ритм -секцией Бочков-Куликов. А Дмитрий Бочков (без Куликова) так и вовсе принимал участие в записи нескольких альбомов, как “Зги”, так и сольников Борисовой.

Зга6

В следующем 1998 году опять же на квартирах друзей записан сольный альбом Галатеи (Лилии Борисовой) “Песни Путника”. Играются традиционные концерты в Рязани и Москве. Также Лилия и Сергей съездили в Тюмень на организованный культурным центром “Белый кот” (который возглавлял тогда Николай Кунцевич, более известный как Ник Рок-Н-Ролл) фестиваль женского вокала “Сирин”. Но сыграли ниже своих возможностей – во-первых, Борисова и Филатов поехали вдвоём, а не всей группой, и это было ошибкой, а во-вторых, просто не поперло. В этом году должен был выйти альбом группы “Темы для новых сказок”, но не сложилось.
В январе 1999 года поступает предложение о записи альбома от Алексея Вертоградова, звукооператора московской студии “Колокол” (фактически его домашней студии недалеко от станции метро “Медведково”), у которого записывались известные рок-барды Александр Непомнящий, Александр Подорожный, Веня Дркин, Игорь Бычков и другие.
Во время сессий этой записи состоялся акустический квартирник вокально-гитарного дуэта Лилии и Сергея, на варгане подыграл Паша “Клещъ” Клищенко. Запись вышла потом как бутлег.
Что касается самой записи альбома (кстати, во время его записи возникло ещё одно название для него – “Йолдыз”), то в процессе сведения возник конфликт между Сергеем и Алексеем, и альбом оказался практически без сведения, вследствие чего и не вышел. И был опубликован лишь спустя 12 лет, после попыток реставрации Филатовым, под названием “Не Зря” и считается бутлегом. На записи впервые появился скрипач Владимир Волков. Из воспоминаний Волкова:

В “Згу” меня привёл Евгений «Джек» Бокк, наш барабанщик. Мы с ним вместе учились в музыкальном училище.

И всё же 1999 год открыл официальную дискографию группы. В мае-июне Сергей свёл записи на квартирах музыкантов и сочувствующих периода 1995-1999 годов в единый альбом “Ночной Образ Жизни”, который под конец года выпустил московский лейбл “Отделение “ВЫХОД” (в 2009 году переиздан на CD компанией “Снежный ком” с бонусной записью трека 2005 года). На альбоме были отражены песни 1991-1992 годов написания, кроме одной 1993-го и совсем ранней “Про Гавроша” (1985). Первые записи с группой сделал новый басист Денис Вагин. Из воспоминаний Вагина:

У группы не было постоянного басиста. А я сам уже организовал свою группу на тот момент. Назвал ее «Вертикаль», даже концерт один был. Нас было трое: я, Юра (парень из моей школы и тоже участник нашего кружка) и бас «Орфей». Я играл на гитаре, Юра на басу. Репетировали у меня дома, бас Юре таскать домой было в лом, и после репетиций «Орфей» оставался у меня. Я начал потихоньку сам учиться играть на нём. Так месяцев через 6-7 я уже репетировал со «Згой» и сыграл первый концерт в качестве басиста группы в «Планетарии» на концерте, посвящённом Дню рождения Толи Обыдёнкина  (концерт состоялся 28 марта 1999 года).  Да, в те времена мы посвящали ему целые концерты! Которые он сам и организовывал!

Зга7
23 января 2000 года в московском клубе “Форпост” состоялся концерт-презентация этого альбома. Спустя два года “Выргород” издал его под названием “Антициклон” с добавлением бонусного трека 2001 года. Слово Анатолию Обыдёнкину:

Там была простая история. Ребята записывали альбом, он писался долго и мучительно, в нескольких местах. Сначала это происходило на квартире у Юры Ларюшкина, потом на квартире у Володи Лютецкого. Потом всё это долго и мучительно сводилось. Естественно, эта работа энергетически привязала всех к себе, и ребята, которые вкладывали туда много времени, сил и денег, очень этой работой болели. Я на тот момент договорился с Олегом Ковригой, что будет издана кассета группы «Зга» в серии «Зоопарк русского рока». Серия эта замечательная, престижная, там до этого выходили альбомы многих заметных людей, вплоть до Гребенщикова, Ревякина и так далее. Я хотел, чтобы была издана какая-то из концертных записей, потому что студийная работа показалась мне не предназначенной для первого знакомства с группой. Дело в том, что Лиля тогда была на подъёме, отыграла несколько очень хороших концертов в московском клубе «Форпост», в клубе «Перекрёсток», ещё в каких-то местах. Были записи с этих концертов – энергетически насыщенные, очень яркие и плотные. Я ставил Ковриге и то, и другое, и Коврига был со мной согласен, что нужно издавать концертник. Но ребята настаивали, что должен быть издан альбом. Ну, издали и издали… Я считаю, что это была ошибка, потому что концертные записи, которые тогда были, они заметно масштабнее бы воздействовали на потенциальную аудиторию, чем этот альбом.
Альбом «Антициклон» – это концертная запись презентации «Ночного образа жизни» в московском клубе «Форпост». Да, разумеется. Это просто был не очень удачный концерт. Но здесь сработал старый известный закон, что если концерт очень хороший и удачный, то либо он вообще не записывается, либо записывается настолько плохо, что запись эта никуда не пойдёт. Если целенаправленно готовиться к записи, договариваться с кем-то, всё специально и красиво отстраивать, то сам концерт получится энергетически провисающим. Так и получилось.

В конце года группу по религиозным причинам покинул Евгений “Джек” Бокк.

1 мая 2001 года “Зга” в составе Борисова-Филатов-Вагин выступила в Питере на фестиваль “Могучая кучка”. Там с группой произошла целая история:

Перед концертом мы все страшно простудились, Денис приехал вообще в рубашке, притом, что в Питере шёл снег. В итоге жутким непрекращающимся кашлем давились все трое. Плюс ко всему ночью собирали воду из лопнувшей трубы в месте, где остановились. Это был какой-то центр для завязывающих наркоманов. Перед концертом всё утро пили Солутан, и, о чудо! – именно на двадцать минут концерта мы все перестали кашлять! Потом к нам в гримёрку ввалилась группа “Бригадный Подряд”, которая хвалила за то, что при таком минимуме инструментов мы так цельно и плотно звучали, и отпаивала нас крепчайшим Грогом. Спасибо им за это! (Сергей Филатов)

Зга8
В сентябре 2001 года Лилия в дуэте с Сергеем Филатовым записываются в Москве на домашней студии Сергея “Командора” Гусакова. Этот акустический бутлег получил название “Шаги Командора” и почему-то считается сольным альбомом Лилии.

В 2002 году выходят 2 сольника Галатеи – Лилии Борисовой. Сначала в мае на ВГТРК “Ока” записывается альбом “Золотая Тропа” (Филатов- гитара в 3-х песнях и сведение), а затем осенью в московском клубе “Форпост” на местной студии Юрием Марковым записывается альбом “Ива”. И хотя в последнем принимают участие Филатов, Владимир Волков и Дмитрий Бочков, но альбом считается сольником Лилии.

Пишутся новые песни, но не записываются. Играются концерты, но реже чем раньше. Так можно сказать о следующих двух годах жизни группы. Во-первых, Лилия не хочет играть концерты поздно, а в большинстве клубов начало концертов только самое раннее в 20:00, во-вторых, у группы по-прежнему нет толкового менеджера (директора), а усилий Обыдёнкина уже не хватает. Тем не менее, играются концерты в Москве, Санкт-Петербурге и Рязани ( в том числе совместный с легендами акустического рока “Адо”). А в 2004 году группа принимает участие в Грушинском бардовском фестивале. Правда, группа вынуждена пройти предварительное прослушивание, т.к. в среде бородатых походников с гитарами и их женщин рок-музыканты не очень известны. Из воспоминаний Анатолия Обыдёнкина:

Я там присутствовал при прослушивании четырех людей: Сергея Селюнина, Лили, Филатова и Игоря Бычкова. А, и еще «Зимовья Зверей». Они стали потом лауреатами, но как потом Костя рассказывал и запрещал это публиковать, чисто по знакомству с Галиной Хомчик. А еще, видимо, потому, что дочке Кельмана группа очень понравилась. А остальных рокеров задвинули, причем, наверно, если бы не Хомчик и Кельман-младшая, «Зимовье Зверей» ждало бы тоже самое, потому что уровень восприятия людей, которые там сидят, по крайней мере, на первом туре жюри, очень напоминает мне уровень развития Рязанского Союза Писателей — такие заслуженные графоманы из своего Пердюпинска. Лиле действительно на полном серьёзе пришлось объяснять какому-то человеку, что рифмы бывают не только по схеме «а-б, а-б». А какой-то глупый бард, причем на тот момент, да и сейчас, по-моему, не популярнее «Зги», кажется Бикчентаев его фамилия, начал на полном серьезе говорить: «Ребята, я не понимаю, для кого вы поете, кому можно такие песни петь, кому они будут нужны?»

Зга10

В середине ноября 2005 года Лилия выступила на квартирнике дома у Сергея Филатова. Это был первый и последний квартирник у Филатова. Причём в концерте было несколько отделений. В других отделениях играли Сергей Филатов, Михаил Мехин (незадолго до того пришедший в группу на перкуссию) и Денис Вагин. Каждый свои песни. Через два с половиной года после этого концерта Сергей продаст свою квартиру и уедет жить в деревню. В этом году группа приступает к записи альбома “Смена Эпох”, которая продлится долгие 5 лет (хотя 1 вещь была записана ещё в 2001 году, а ещё 3 взяли с “Ивы” и добавили туда дополнительные инструменты). Новых песен появляется по 1-2 в год. А концерты практически перестают играться, также 1-2 в год не чаще. Связано это с различными обстоятельствами у Лилии: депрессия, проблемы со здоровьем….

Сергей Филатов в это время выступает со своей группой “Саламандра”, состав которой зачастую был тем же что и в “Зге”, только без Лилии. Началось это ещё с 2002-2003 годов.
“Смена Эпох” — тоже, как и “Ночной образ жизни”, запоздавший альбом, там относительно новые песни, многие из них написаны где-то в самом начале 2000-х, а альбом вышел в 2009-м. В период его записи в группу приходили и уходили новые музыканты: уже упомянутый перкуссионист Михаил Мехин, барабанщики Григорий Шаландин и Вячеслав Сергеев, скрипач Алексей Соловчук, гитарист Павел Филин, но каркас Борисова-Филатов-Вагин-Волков продолжал быть в строю. При этом почти у всех музыкантов были свои сайд-проекты. В этом отношении показателен выезд на концерт в Питер в 2008 году. Поехало четыре музыканта, представлявшие четыре группы, то есть: выступает группа “Зга” – поёт Лилия, выступает группа “Саламандра” – поёт Сергей, выступает группа “Финляндия” – Денис Вагин поёт свои песни, выступает группа “Яр-Хмель” – перкуссионист Михаил Мехин поёт свои песни. Четыре в одном.

Зга9
В 2010 году в рязанском кафе-клубе “Старый парк” состоялся крайний на данный момент большой концерт группы.

В 2011 году выпускается сборник (который музыкантами считается номерным альбомом), состоящий из записей квартирников в Рязани, Москве и Питере, а также записей с концертов в московском клубе “Форпост”, прошедших в первом десятилетии века. Причём половина сборника отдана под сольники Лилии (Галатеи), а вторая половина – уже вся группа “Зга” вместе. Релиз получил название “Теория струн (live)”
В этом году состоялось 2 квартирника, на которых группа выступала в полном составе. На сегодняшний день это последние концерты группы как таковой.

Также в 2011 году Лилия выходит замуж, у неё рождается дочь. А “Зга” до 2014 года фактически не существует. Зато к этому времени наконец построена (строилась несколько лет) новая домашняя студия “Вольная ’13”, на которой музыканты начинают реставрировать и сводить старый материал, а также записывать новый. В группу возвращается барабанщик Евгений “Джек” Бокк. Также начинается сотрудничество с пианисткой Еленой “Леей” Яковлевой. 2014-й отмечен двумя релизами. Сначала летом записан сингл “Ангел”. Вот что о нём писал Денис Ступников на сайте km.ru:

Два трека, попавшие на этот диск, имеют форму реквиема. А как иначе петь о том, о чем даже думать невозможно без слез на глазах? Заглавная композиция «Ангел» – это непосредственный отклик вокалистки группы Лилии Борисовой на пожар в одесском Доме Профсоюзов и планомерное уничтожение властями Украины мирного населения Донбасса. Это не песня, а сплошной обнаженный нерв, о чем прямо заявлено в самом начале: «Ночь уснуть не дает — градом по нервам бьет».
Акценты расставлены предельно четко и неумолимо точно. Отсылка к песне Марка Бернеса «Спят Курганы темные» («там, где курганы спят, снова расстрел») обозначает место действия — Донецк — и намекает на противоестественность боевых действий в шахтерском регионе. Вина за происходящее возлагается автором на украинский народ, который беспощадно «троллит» инакомыслящих в Интернете и именуется «двуногим зверем без души». О погибших в Доме Профсоюзов, напротив, говорится с пиететом: «Дети русской весны заживо сожжены».
Между противоборствующими сторонами — скорбящие ангелы, которые возносят души безвинно павших прямо в райские обители. Ну как тут не вспомнить строчку стилистически близкой «Зге» группы «Беловодье» «для ангелов война – работа». Только равнодушные интернет-тролли постичь такие метафизически тонкости неспособны и после кровавой бойни невозмутимо «возвращаются в сеть», чтобы вновь провоцировать, травить и разжигать новые битвы.
Для обозначения своей позиции «Зге» показалось столь эпической песни недостаточно — и они включили в сингл еще и инструментальную балладу «Вересень» («сентябрь»). Сентябрь — это время сбора урожая и подведения итогов. Здесь же кроме дождя, клавишных всхлипов и душащих слез, нет и не может быть ничего.

А осенью выпущен сборник B-sides “Апокрифы” – альтернативные версии песен, черновики и т.д.. Этим альбомом завершился начатый “Теорией Струн” своеобразный отчет о первых двадцати годах жизни группы. В альбом-сборник вошли записи 1995-2010 годов, сделанные в Рязани и Москве.
А в следующем, 2015 году выходит новый номерной альбом “Туда, Где Бесится Сталь”. В альбом вошли 11 композиций, в том числе обе с сингла “Ангел”. Да и сам альбом получил название по строке из текста песни “Ангел”. А вот что абсолютно непривычно, так это то, что в половине песен основной вокал поёт Лилия, а в половине Сергей (ещё 1 композиция-инструментал). Но это нисколько не портит общее впечатление. Замечу также, что все релизы, начиная с 2014 года, выходят уже как “Зга”, без вынесения на обложку сценического имени Лилии – Галатея.

Зга11
Итак коллектив стал чисто студийным. За последние 8 лет было всего лишь одно публичное выступление – в 2017 году на фестивале в Болгарии дуэт Лилии и Владимира Волкова исполнил несколько песен.
В 2016 году началась работа над записью песен для следующего альбома, работа над которым была закончена лишь в начале 2019 года. После сведения 18 марта релиз “Raido” был опубликован в сети Internet. Назван альбом был по имени пятой руны всех футарков (общее наименование германских и скандинавских рунических алфавитов) означающей верховую езду (либо долгую поездку, путешествие). Действительно, тема долгого пути, в том числе верхом во многих песнях альбома является ключевой. Кстати, большая часть вещей – не новые, а вновь перезаписанные в новом, устраивающем группу звуке, композиции, ранее входившие в альбомы коллектива или сольные работы Лилии. Помимо членов бэнда и уже привлекавшейся к записи Елены Яковлевой, в работе также участвовали рязанские музыканты Анастасия Беляева и Дмитрий Широкий. А для Дениса Вагина эта работа стала в группе последней: в феврале 2019 года он вместе с семьёй эмигрировал в Израиль, где продолжает работать по специальности – инженером по медицинской технике.
К 25-летию группы в марте 2019 года Сергей Филатов опубликовал также сборник из 25 композиций, записанных группой за всё время. Больше всего песен – 9 представляют альбом “Смена эпох”, а вот ранние записи представлены в очень малом количестве, причём отсутствуют многие хиты, в том числе “Ива”. Почему так? Бог весть!

Зга12
В настоящее время продолжается работа над новыми песнями. А это значит, что “Зга” жива, несмотря ни на что.

ДИСКОГРАФИЯ:

НОМЕРНЫЕ АЛЬБОМЫ:
1999 – Ночной Образ Жизни
2000 – Антициклон (live)
2002 – Золотая Тропа (Ли Бо соло)
2002 – Ива (Ли Бо соло)
2009 – Смена Эпох
2011 – Теория Струн (live)
2014 – Ангел (single)
2014 – Апокрифы
2015 – Туда, Где Бесится Сталь
2019 – Raido

БУТЛЕГИ:
1993 – Силуэт (EP, Ли Бо соло)
1993 – Перпендикулярный Мир (Ли Бо и группа “Крыши”)
1993 – Не Нравиться Всем (Ли Бо соло)
1994 – Флэта (EP)
1994 – Танец На Колючей Проволоке
1995 – Отбой
1995 – Танцы Кобры
1996 – Высоковольтное Лето (считается утерянным)
1997 – Демо на “Оке”
1998 – Песни Путника (Ли Бо соло)
1999 – Не Зря
2001 – Шаги Командора (Ли Бо соло)

НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ КОНЦЕРТНЫЕ БУТЛЕГИ:
1995.11.25 – Зга. Квартирник у Анатолия Обыдёнкина
1996.02.24 – Москва. Квартирник на Речнике. Первый концерт в Москве
1996.02.25 – Концерт в клубе Факел. Москва
1999.01 – Москва. Квартирник у Алексея Вертоградова
2005.11.12 – Рязань. Лилия Борисова. Квартирник у Сергея Филатова

Зга14
Статья подготовлена Евгением Бунтовым на основе интервью и воспоминаний участников группы “Зга” разных лет  и их окружения.
Фото взяты из открытых источников в сети Internet.

Официальный сайт группы “Зга” – http://zga-salamandra.net/

Архив альбомов на “Кругах” – http://zga-ryazan.kroogi.com/?locale=ru

Официальная группа в социальной сети ВКонтакте –  https://vk.com/club2687862

Композиции группы можно послушать здесь – https://vk.com/lrusskijpok?w=wall-74739005_20332  и в анонсе к данной статье.