Легенды Отечественного Андеграунда. “Химера”.

Легенды Отечественного Андеграунда. “Химера”.

«Химера» — российский музыкальный коллектив из Санкт-Петербурга. По мнению многих музыкантов и музыкальных критиков, «Химера» — это одна из самых необычных групп в истории независимой альтернативной музыки.

логотип Химеры


Сердцем коллектива был Эдуард Сергеевич «Рэтд» (другой вариант написания псевдонима — Рэдт) Старков (8 июля 1969, Калевала, Карельская АССР, СССР — 23 февраля 1997, Санкт-Петербург, Россия) — российский рок-музыкант, поэт. Прежде всего известен как лидер и вокалист питерской андеграундной группы «Химера». Также, стоял у истоков группы «Последние танки в Париже», в которой также играл на разных инструментах, был участником групп «Депутат Балтики»,”Крокоплюх”, «Стенабит», проектов «Egazeba», «Awdogesa» и других, существовавших вокруг сцены клуба «Tamtam».

Эдик
Эдик

Эдуард Старков родился 8 июля 1969 года в посёлке Калевала, Республика Карелия, расположенном на берегу озера Среднее Куйто, в семье военного. Отец — Старков Сергей Михайлович, имел воинское звание майора. Мать — Римма Дмитриевна Старкова. Младший брат — Михаил Сергеевич Старков. В Калевале провёл свои детские годы. В связи со службой отца семья много раз меняла место жительства, переезжая из Карелии в Мурманскую область и обратно. Жили в населённых пунктах Никель, Реболы, Суоярви, Алакуртти. Позже «северные» мотивы отразятся в таких песнях Старкова, как «Калевала», «Скандинавец», «Телохранитель Луны», «Старый финский разведчик» и др.

«У меня было счастливое детство. Я жил на берегу озера, которое называется Куйто. Это три озера. Я жил на Среднем Куйто. Было ещё Нижнее Куйто. Я бывал и в Нижнем Куйто, и в Верхнем Куйто. Из озера Куйто вытекает река Кемь. Знаете такой населённый пункт — Кемь? «К едрёной матери» переводится. Ну вот… Туда Пётр I ссылал всяких дурачков… и умников. Ну в общем в вот тех районах я и родился. И вырос. Потом уехал ещё севернее, пожил немного на границе с Норвегией, где раньше викинги жили. Потом обратно поехал туда, где родился, там пожил опять, а потом уже приехал туда, где шведы жили… Там дальше стал жить. Где короче не только шведы жили, ну в общем, какая разница… Ребята жили всякие, вот. Поэтому такая и музыка.»
Эдуард Старков

Годы юности провёл в городе Выборг Ленинградской области, куда семья переехала из Калевалы в 1982 году. Музыкой начал заниматься ещё до переезда, с третьего класса: учился в музыкальной школе по классу баяна, играл на гитаре. После окончания школы, поступил и окончил 42-ю мореходную школу ВМФ в Кронштадте, затем проходил практику во Владивостоке. Не окончив практику был призван в армию. Службу проходил в Петрозаводске, в погранвойсках, где написал основную часть своих ранних акустических песен, некоторые из которых вошли впоследствии в репертуар его группы. После демобилизации вернулся в Выборг, где некоторое время работал кочегаром в местном ПОГАТ, о чём недвусмысленно свидетельствуют написанные в тот период песни «Сны кочегара», «Любовь кочегара» и «Ферапонт».
Перебравшись из Выборга в Ленинград, вместе с Геннадием Бачинским, которому очень понравились песни Старкова, и другими участниками студенческой группы «Крокоплюх», после ухода из неё солиста Плюхи, осенью 1990 года Эдуард, в качестве вокалиста, ритм-гитариста и автора песен, организовывает группу с названием «Депутат Балтики», все участники которой, кроме него самого, были студентами ЛЭТИ. Общежитие университета становится репетиционной точкой группы, а первое выступление состоялось в декабре 1990 года в ленинградском рок-клубе.

Депутат Балтики
Депутат Балтики

За неполные полтора года своего существования ДЕПУТАТ БАЛТИКИ совершил эволюционный скачок от симпатичной, но не хватавшей звёзд с неба группы из студенческой самодеятельности Питера до пионеров нового музыкального мышления и героев легендарного клуба “TaMtaM”, в конечном счёте превратившись в культовую ХИМЕРУ.

Основатель группы, Геннадий Бачинский, родился 1 сентября 1971 в посёлке Яровое, на границе Алтайского края и Казахстана, в 1988, окончив школу с серебряной медалью, приехал в Ленинград и поступил в Электротехнический институт (ЛЭТИ), где параллельно с учёбой окунулся в бурную музыкальную жизнь студенчества. На первом же курсе среди его друзей появились Андрей Тёмкин, игравший в группе ПИЛОТЫ, и Андрей “Плюха” Шевченко, с которым он начал строить совместные музыкальные планы, вылившиеся в рождение год спустя группы КРОКОПЛЮХ. За это время сам Гена сумел освоить гитару, а к его увлечению русским роком добавился жгучий интерес к радикальным жанрам западной музыки: пост-панку, нойзу и хардкору.

Депутат Балтики
Депутат Балтики

Выступив в апреле 1990 на I фестивале рок-групп ЛЭТИ с пёстрым составом, набранным с миру по нитке, КРОКОПЛЮХ запомнился не столько своей музыкой, сколько эксцентричным шоу, поэтому на лето его основатели отправились в Выборг, дабы в спокойных условиях поработать над новыми песнями, поискать собственное звучание, а заодно и новых партнёров.

Именно в Выборге в КРОКОПЛЮХ влились ещё один студент ЛЭТИ, бас-гитарист Юрий Лебедев, и недавно пришедший из армии кочегар-поэт Эдуард “Рэтд” Старков, которому был предложен пост соло-гитариста. Вернувшись в Питер с кучей новых идей и песен, Бачинский и Шевченко завершили формирование состава, когда к ним присоединились виолончелист Павел Лабутин, до этого игравший арт-рок с ГАРМОНИЧЕСКИМИ КОЛЕБАНИЯМИ, и барабанщик Владислав “Витус” Викторов.

Между тем обнаружилось, что у Старкова имеется багаж собственных песен, не вписывавшихся в эстетику КРОКОПЛЮХА, но настолько самобытных и зрелых, что Гена Бачинский убедил его перебраться из Выборга в Северную Столицу, а своих коллег – принять участие в их воплощении. Так в октябре 1990 родилась группа ДЕПУТАТ БАЛТИКИ, включавшая весь КРОКОПЛЮХ минус сам Шевченко. Название она позаимствовала у знаменитой ленты Хейфеца и Зархи “Депутат Балтики” (1936), в котором немолодой учёный, очевидно списанный с академика Тимирязева, с энтузиазмом принимает Революцию.

Крокоплюх
Крокоплюх

Какое-то время КРОКОПЛЮХ и ДЕПУТАТ БАЛТИКИ сосуществовали в одном теле. На декабрьском концерте в студклубе “Гаудеамус”, посвящённом десятилетию со дня гибели Джона Леннона, было объявлено о создании проекта КРОКОДИЛ БАЛТИКИ, что Бачинский пояснил следующим текстом: “Балтика – в суете. Ей не хватает крокодила, который бы просто лежал, как бревно, и у которого есть время понаблюдать и поразмыслить, и который время от времени шлёпал бы хвостом или клацал зубами (в зависимости от настроения)”.

В том же месяце сначала КРОКОПЛЮХ, а следом и ДЕПУТАТ БАЛТИКИ, вступили в Ленинградский рок-клуб. Состав группы определился: Эдик Старков, вокал, гитара, труба, Гена Бачинский, гитара, Юрий Лебедев, бас, Павел Лабутин, виолончель, Владислав Викторов, барабаны. Репетировали они обычно в 8-м общежитии ЛЭТИ на Торжковской, а 26 января 1991 дома у Лабутина записали полуторачасовой квартирный концерт, впоследствии оформленный как альбом “Полупетроградская акустика”.

Депутат Балтики
Депутат Балтики

Стилистически музыка группы представляла собой аскетичный и сырой панк или пост-панк с налётом психоделии, риффами на виолончели и неожиданными вкраплениями соло трубы, тексты варьировались в интервале от отрывочных бытовых зарисовок до инвективных манифестов и чистого потока сознания.

16 февраля ДЕПУТАТ БАЛТИКИ дебютировал на Рубинштейна, 13 уже как член Рок-клуба, разогревая зал для подмосковного АДО, а через месяц выступил в ДК Пищевиков: концерт был записан и ушёл в магнитоиздат под названием “Кораблики”. Тогда же ДЕПУТАТ БАЛТИКИ и КРОКОПЛЮХ совместными усилиями сделали экспериментальный фильм “Допубертатный мир” и саундтрек к нему.

Эпоха клубов ещё была на подходе, выступать группе было негде, поэтому нехватку концертов ДЕПУТАТ БАЛТИКИ компенсировал, выпустив летом 1991 сразу два альбома: “Сны кочегара” записал в Авиационном институте (ЛИАП) Владислав Шапиро (экс-БРИЛЛИАНТЫ ОТ НЕККЕРМАНА), а “Комиссар дымовой жандармерии” был зафиксирован на плёнке Геной Бачинский прямо в родном общежитии.

Судьба группы изменилась в июле 1991, когда экс-виолончелист АКВАРИУМА Сева Гаккель открыл клуб “TaMtAm”, где привечал молодых музыкантов, чьё творчество было максимально далеко от канонов Рок-клуба. ДЕПУТАТ БАЛТИКИ быстро стал одним из завсегдатаев и фаворитов клуба. С одобрения Гаккеля группа фактически прописалась на Малом, 49 и выступала там чуть ли не еженедельно. Несколько раз КРОКОПЛЮХ и ДЕПУТАТ БАЛТИКИ давали совместные концерты.

Паша и Эдик
Паша и Эдик

Группа выступает в различных ДК города и записывает несколько альбомов. В октябре 1991 года происходит первое выступление группы в только что открытом Всеволодом Гаккелем первом в России альтернативном музыкальном клубе «Там-Там», очень скоро ставшим культовым местом в жизни питерского музыкального андеграунда. Первые концерты в «Там-Таме» формируют аудиторию группы и производят настолько сильное впечатление на Гаккеля и посетителей клуба, что Рэтд, как его называют друзья, со своей командой сразу же занимают прочное место в первой когорте там-тамовской рок-генерации.Группа заметно выделяется необычной, часто сюрреалистической образностью песен, харизматичностью лидера, а также наличием среди инструментов виолончели.

К осени стало ясно, что Рэтд стал его единоличным лидером; Бачинский, который в то время занимался рок-журналистикой, сотрудничал с журналом РИО и официальной прессой, придумал воображаемый лэйбл Абдыла Рекордз и т.д., к началу 1992 ушёл из гитаристов, оставшись менеджером ДЕПУТАТА БАЛТИКИ и добрым другом всех музыкантов. Той же весной он с лёгкой руки Андрея Тёмкина попал на радиостанцию “Полис”, что стало началом его блестящей карьеры в мире радио.

Свои последние концерты ДЕПУТАТ БАЛТИКИ сыграл в феврале: 15-го сцену с ним делили ХОЗЯИН КЛЮЧА из Волгограда и ЭЛЕН из Ростова-на-Дону, а 23-го СТРАННЫЕ ИГРЫ и НИКОГДА НЕ ВЕРЬ ХИППИ. Следующие два месяца музыканты интенсивно репетировали новую программу, а 1 мая “TaMtAm” стал очевидцем рождения своей новой звезды, получившей имя ХИМЕРА.

«Сейчас я уже не помню точно, но примерно в это время, когда еще играл Гена Бачинский и они еще назывались «Депутатом Балтики», очередной концерт Эдик начал с того, что при свете тусклой лампочки, почти в полной темноте, поджарил на плитке яичницу, угостил ею дружков, сидящих на полу перед сценой, затем вылил на голову пузырек шампуня и, тщательно намылив всю голову и лицо, сделал себе из пены ирокеза. Когда он взял в руки гитару и запел, пена постепенно начала опадать и на белой маске стали проявляться глаза, а ирокез устало опустился на лоб. Это имело такой зрительный психоделический эффект, которого невозможно достичь никакой компьютерной мультипликацией. Концерт завершился тем, что прямо на сцене он вылил на голову ведро воды, вымылся по пояс, собрал свою гитару и трубы, и улыбнувшись своей детской улыбкой, немного стесняясь, ушел домой. Я настолько стушевался, что даже побоялся подойти к нему, чтобы выразить своё не знаю что, то ли восторг, то ли испуг. В этом человеке я увидел такую силу, которая меня притягивала и пугала одновременно. Нет, не испуг. Сила была абсолютно позитивна, скорее состояние, когда захватывает дух. Безусловно, я становился преданным фаном этой группы.»
Всеволод Гаккель

Эдик
Эдик

Новое название для группы, по воспоминаниям участников, Старков придумал сам. Коллектив продолжает успешно давать концерты в «родном» «Там-таме». В 1992 году кардинальнейшим образом меняется звучание: оставшаяся единственной в группе гитара Старкова, благодаря эффекту «дисторшн» и незаурядным способностям Эдуарда по части звукоизвлечения, звучит теперь совершенно иначе. Звук коллектива утяжелился, стал более драйвовым, динамичным, с более жёсткой ритм-секцией. При всём этом продолжает использоваться виолончель, что придаёт группе даже чисто внешне особую оригинальность; в некоторых европейских клубах стиль «Химеры» даже определяют как «cello-punk», то есть «виолончельный панк». Сам Старков иногда в шутку называет стиль группы «заебит-кор». В целом же определить стиль «Химеры» довольно затруднительно по причине абсолютной её непохожести на что бы то ни было доселе существовавшее как в российской, так и в мировой музыкальной традиции. В этом же году Эдуард сильно меняет свой сценический образ; теперь коротко остриженного, с головы до ног покрытого причудливыми татуировками человека в кузнечном фартуке, босиком стоящего у микрофона, сложно с кем-то перепутать. Помимо электрогитары, Старков также использует в выступлениях медный горн, часто играя на гитаре и горне одновременно, что само по себе является непростым приёмом звукоизвлечения.

Как и прежде, все песни продолжает писать Эдуард. Их текстовая часть насыщена оригинальной и яркой поэзией, всевозможными образами, от загадочно-таинственных и причудливо-гротескных, местами рождающих некоторое ощущение абсурдизма и хаотичности, до вполне простых и понятных, иногда ожесточённых. Позже Алексей Никонов сравнивал тексты Старкова с поэзией таких авторов, как Велимир Хлебников, Алексей Кручёных и Даниил Хармс. Сам Эдуард утверждал, что находился под влиянием творчества Елены Блаватской и Филипа Дика, о чьём романе «Убик» он был очень высокого мнения. Настроение композиций варьируется от трагического («Последний житель земли», «Фикусы», «Так закалялась сталь») до шуточного («Марсианка», «Клоп», «Старый финский разведчик»); в одних (таких как «Химера», «Галлюцинат», «ZUDWA», «Льды», «Футурия», «Рыбий глаз») можно услышать эзотерико-мистическое содержание, в других звучат аутентично-русские мотивы («Телохранитель Луны», «Зайцы», «Ай-лю-ли», «Вороны», «Рукоятка»), в третьих — нигилизм («Нуихули», «Бред», «От винта!»). Также затрагивается тема религии («Второе Пришествие», «Я шёл по бескрайней пустыне», «Двадцать лет», «Смерть-Ртуть») и отчуждения («Пётр», «Зима»). Некоторые песни недвусмысленно затрагивают тему самоубийства.

«Тексты у нас про жизнь, про любовь, про ненависть и про зло. Про добро и про всё. Ну а вообще, про жизнь тексты. Ну, конечно, можно про них сказать, что они такие, слегка такие эзотерические, может быть даже не слегка – с таким уклоном в эзотерику тексты.»
Эдуард Старков

Химера
Химера

1 мая 1992 на сцене “TaMtAm” – в компании с ветеранами из АВИА и импровизационным рэггей-бэндом ONE BLOOD – уже дебютировала ХИМЕРА. Первым же концертом они поразили всех присутствующих: в музыке группы перемешались хардкор и психоделия, индастриал и нойз, фри-джаз и этнические мотивы, а на сцене доминировал Эдик Старков: босиком, в кузнечном фартуке, он пел, вернее, рычал свои тексты, аккомпанируя на гитаре или на трубе, заблаговременно подвешенной на верёвке к потолку.

ХИМЕРА была, безусловно, его детищем.

Вспоминает Витус Викторов: “Тексты Эдик писал все, и музыку, в принципе, писал он. Единственное, мы делали аранжировку вместе. Даже если мы придумывали какую-то музыку, текст к ней, все равно, дописывал он. В принципе, ХИМЕРА – это Рэтд Старков. Это его проект, личный”.

Основную концертную деятельность группа ведёт в Санкт-Петербурге, выступая в различных клубах и других местах, лишь изредка принимая участие в музыкальных фестивалях, таких как «Extremist Festival» или «Учитесь плавать. Урок второй». Также «Химера» концертирует в Европе, дважды выезжая в туры по городам Германии, Швейцарии и других стран.

Химера
Химера

10 октября 1992 прямо в клубе ХИМЕРА живьём записала свой дебютный альбом “Фантазёры”, изданный под собственным лэйблом Egazeba Records. Он состоял из получасового блока песен и примерно такой же по времени импровизации “Вольность”. Одновременно с ХИМЕРОЙ все музыканты группы участвовали в авангардно-шумовом проекте EGAZEBA, а сам Старков активно сотрудничал с импровизационными проектами РИКИ-ТИКИ-ТАВИ и AVDOGESSA (инициатором обоих был экс-вокалист НОЖА ДЛЯ FRAU MULLER Тима Земляникин). С этого момента Рэтд стал не только играть, но и жить под крышей клуба.

В январе 1993 режиссёр театра “Балтийский Дом” Владимир Тыкке пригласил группу озвучить свой спектакль “Король преступного мира”, поставленный по мотивам “Трёхгрошовой оперы” Бертольда Брехта. Какое-то время музыканты приходили в театр на каждый спектакль, но вскоре это им наскучило, и они заменили себя фонограммой.

Эдик
Эдик

В марте 1993 года на новой студии “Мелодии” на Охте ХИМЕРА записала-таки свой первый профессиональный альбом. Поначалу он распространялся через рок-магазины в бытовых копиях и только в 1999 был выпущен Caravan Records как “Химера 1993”. 4-6 ноября группа нанесла первый визит в Москву, дав концерты в клубах “Бункер”, “Вояж” и “Sexton FOZD”, а 20-21 ноября вновь появилась в столице, чтобы принять участие в “Фестивале Экстремистской Музыки”.

Незадолго до Нового 1994 Года лидер ХИМЕРЫ неожиданно попал в больницу. Поскольку у группы были заявлены несколько концертов, вместо ХИМЕРЫ на сцену вышла одна из разновидностей ЕГАЗЕБЫ: Викторов играл на барабанах, Лебедев на бас-гитаре, Бачинский делал скрэтчи, а Лабутин с виолончелью читал под такую музыку сказки “Маша и медведь” и “Курочка Ряба”! В 1998 запись этого выступления была опубликована как “Экстремальная Сказка” вымышленной группы МАША И МЕДВЕДЬ.

Химера
Химера

Летом 1994 ХИМЕРА совершила европейское турне с группой анархистов из Швейцарии STEINE FUR DEN FRIEDEN, с которой познакомилась на фестивале “Baltic Death Zone-2”. За месяц они проехались по Швейцарии, Германии, Чехословакии, Польше и России, а один номер ХИМЕРЫ был включён в сборник “A Scream From The Silence Vol. 3”. Юра Лебедев поехать в тур не смог, и его подменил Гена Бачинский. По возвращении в Питер он с головой ушёл в работу на радиостанции “Модерн” и окончательно расстался с группой. На следующий год её новым директором стал Сева Гаккель.

В том же 1994 небольшой швейцарский инди-лэйбл Romp Productions издал в Европе макси-сингл с двумя песнями STEINE FUR DEN FRIEDEN и двумя (“Клоп Семён” и “Лечебница”) ХИМЕРЫ.

Сам характер музыки ХИМЕРЫ и нежелание Старкова приспосабливаться к форматам других клубов ограничило ареал существования группы, но она регулярно радовала своим присутствием “ТaMtAm”. Летом 1995 и снова живьём музыканты записали очередной альбом “Nuihuli”. (Он вышел в декабре 2004 как новогоднее приложение к журналу “Fuzz” вместе с буклетом, включавшим фрагменты воспоминаний Гаккеля.)

« Осенью 1995 года мне довелось стажироваться в Нью-Йорке. Я на два месяца углубился в изучение местной независимой музыкальной сцены, сопоставляя её с тем опытом, который имел в нашем клубе. По возвращении, ещё не оправившись от джет лэга, попал прямо на концерт «Химеры». Я был настолько ошеломлён, что после концерта побежал в гримёрную и предложил им контракт. Конечно же, мы ничего не подписывали, но я был готов делать для них всё, что угодно, зная, что имею дело с великой группой.
— Всеволод Гаккель »

Кроме того, с конца 1995 Старков и Лабутин играли ирландскую музыку в группе NORD FOLKS, а со следующего года участвовали в организованных на её базе СКАЗАХ ЛЕСА.

Эдик
Эдик

В апреле 1996 ХИМЕРА вторично выехала в Европу и дала пять концертов в Гамбурге и Берлине. Той же весной власти окончательно задушили “TaMtAm”, и будущее группы повисло в воздухе. Тем не менее, 4 июля ХИМЕРА вместе с КИРПИЧАМИ съездила в Москву и приняла участие в гала-концерте фестиваля “Учитесь плавать. Урок второй”, а Эдик играл на трубе во время хорового исполнения песни Александра Ф. Скляра.

Тем же летом на “Мелодии” был записан второй студийный альбом ХИМЕРЫ с таинственным названием “Zudwa”. Окончание работы было отмечено мощным по энергетике концертом в Молодёжном театре: музыка была записана на DAT, а начинающий режиссёр Саша Розанов снял его на две видеокамеры. Гаккель предлагал альбом фирмам звукозаписи Kurizza Bros и FeeLee, но и та, и другая осторожничали, поэтому он издал его на кассетах за свой счёт под лэйблом TamTam и дав рекламу с помощью двух тысяч плакатов со словом “Zudwa”, расклеенных по всему городу. Год спустя “Zudwa” была переиздана в Великобритании на компакт-дисках под лэйблом питерского рок-фотографа Наташи Васильевой White Horse Music.

Химера
Химера

Также тогда же Старков принял участие в основании группы ПОСЛЕДНИЕ ТАНКИ В ПАРИЖЕ. Старков  был для Никонова первым проводником по миру питерского андерграунда, вытащил его на сцену, сунул в руки микрофон и заставил читать свои стихи.

На раннем этапе существования группы в её состав входили сам Никонов, вокал, Николай “Колян” Бенихаев, гитара, и Григорий Ухов, бас. Эдик Старков – по старой дружбе – играл у них на барабанах. Своим названием ПОСЛЕДНИЕ ТАНКИ В ПАРИЖЕ были обязаны кинофильму Бернардо Бертолуччи “Последнее танго в Париже” и распространённым в 70-е в Западной Европе слухам, что советским танкам потребуется всего двое суток, чтобы достичь столицы Франции.
Первая демо-запись четырёх песен, названная финской фразой “Olkaa Hyva” (“Добрый день” или “Всё в порядке”), была сделала в весьма экстремальных условиях, в силу чего вполне отвечала изначально заявленному определению нойз-панка. Тем не менее, в неё уже входил будущий хит П.Т.В.П. “Глаза ментов”, который определили вектор дальнейшего развития группы.

На протяжение осени 1996 ХИМЕРА выступала в клубах “Малая Охта”, “Гора”, “XL” (где была исполнена её первая акустическая программа), а после того, как в ноябре в зале “Театра на Перекупном” открылся клуб “Молоко”, стала завсегдатаем и там. Осенью Гаккель арендовал для ХИМЕРЫ репетиционную базу в здании бывшего НИИ Киноаппаратуры на улице Бакунина. Одно время там же репетировали MARKSCHEIDER KUNST.

Химера акустика
Химера акустика

Внутри ХИМЕРЫ происходили подвижки: на какое-то время в её состав вошли знакомый Гены Бачинского трубач Антон Марущак и тромбонист Юрий Григорьев. Викторов параллельно играл с группой СТАТИКА, а сам Старков, лишившись крова над головой в Питере, большую часть времени проводил в Выборге, где барабанил в жанрово близких группах ПОСЛЕДНИЕ ТАНКИ В ПАРИЖЕ и СТЕНАБИТ, изредка наведываясь с ними в Петербург.

Весь период существования группы Эдуард Старков живёт в Петербурге, а также в Выборге, не имея постоянного места жительства. Какое-то время он с женой Тосей живёт прямо в клубе «Там-Там», в одном из его помещений. Последнее время Старков жил в крайне тяжёлых условиях в здании бывшего НИИ Киноаппаратуры на пр. Бакунина, где находилась арендованная репетиционная точка «Химеры». Постоянной работы Эдуард также не имел, однако известно, что какое-то время (около года) он работал дворником на Петроградской стороне, живя с гражданской женой в служебной квартире на ул. Подковырова в районе Малого проспекта. Летом 1996 года в Выборге, совместно с Алексеем Никоновым и двумя другими местными музыкантами Старков создаёт группу «ПТВП», в которой играет на барабанах; в составе этого коллектива музыкант успевает записать одно демо под названием «Olkaa Hyva». Параллельно участию в группах «Химера» и «ПТВП» Эдуард играет на гитаре и гуслях в фолковом ансамбле «Сказы Леса».

Химера
Химера

23 февраля 1997 года при невыясненных обстоятельствах Старков покончил жизнь самоубийством. Тело было обнаружено Всеволодом Гаккелем десять дней спустя, повешенным на чердаке дома на пр. Бакунина. По поводу того, что толкнуло Старкова на этот поступок, высказываются разные мнения: от наркозависимости, затянувшейся депрессии и крайней материальной нужды и бытовой неустроенности до причин метафизического порядка.

«Завершённость, намеренность, если хотите — политичность творческой жизни Рэдта испугает любого, даже самого далёкого от мистики человека. Тексты песен, теперь это ясно, подразумевают гораздо большее, чем это кажется поначалу, рисуя картину не только «реальности», но и того, что ещё должно произойти <…> Военное положение, в котором Рэдт прожил жизнь, приговор всем этим омещаненным и мелким людишкам, оккупировавшим реальность <…> Мобилизуя все силы, он сжигал жизнь (видевшие его концерты понимают меня — ощущение чего-то по-настоящему важного), заряжая небывалой, сокрушительно мощной энергией всё вокруг (странным образом после смерти эта энергия только увеличивается). Предсмертные отчёты пугают своей однозначной ясностью, давая нам загадочные рецепты выхода из ситуации; мне, к примеру, в «Воде-огонь» видятся конкретно очерченные рубежи поиска союзников и почти теологическое оправдание существования. »
— Алексей Никонов

Несмотря на то, что в некоторых написанных Старковым песнях явственно ощущались суицидальные мотивы, а однажды в интервью говорил, что хотел бы повеситься прямо на сцене в завершение концерта, известие о его самоубийстве стало неожиданностью для всех, кто его знал. Последний концерт «Химеры» состоялся всего за неделю до смерти Старкова 15 февраля в клубе «Молоко», следующий был назначен на 8 марта. Участники группы вспоминают, что когда наконец было замечено длительное отсутствие Старкова, никто не мог предположить, что его уже нет в живых.

« Когда он уже был на том свете, мы в это время репетировали. Его куртка висела.. Он пропал, не было неделю. Прошли репетиции, одна или две. Мы даже не могли подумать, что он… А на самом деле, когда мы репетировали, он выше этажом висел…
— Витус, барабанщик группы «Химера» »

Эдик
Эдик

Со смертью своего лидера прекратила существование и группа «Химера». Эдуард Старков был похоронен рядом с могилой своих родителей на Верхне-Черкасовском кладбище под Выборгом

Однако, вторая жизнь  группы только начиналась. В том же феврале вышел альбом “Zudwa”; в конце года Caravan выпустил кассету “Это Я” с записями ХИМЕРЫ, сделанными на концертах в клубе “TaMtAm” в 1994, а в 1999 записи ДЕПУТАТА БАЛТИКИ и студийный альбом 1993 года. В 2002 Юра Лебедев подготовил для издания на Кап-Кан Рекордз альбомы “Электричка – Химера Live Unplugged in TaMtAm” (1994) и “Zudwa-Dwa” (с материалом, не вошедшим в каноническую версию “Zudwa”). В 2004 свет увидел альбом “Nuihuli”. В начале 2005 тот же Кап-Кан издал DVD ХИМЕРЫ “Live in Stortebeker/Nuihuli” (в него вошли видеозапись концерта в клубе “Stortebeker”, Германия, 30 апреля 1996 плюс альбом).

Процесс записи альбома “Zudwa” был запечатлён в документальном фильме Александра Розанова “Тормози свой паровоз” (1998). Переиздание архивов группы продолжается и поныне.

Мемориальная доска, установленная на доме, где жил Старков в пос.Калевала
Мемориальная доска, установленная на доме, где жил Старков в пос.Калевала

Летом 2006 Карма Мира и Outcry Records выпустили записанный за пару лет до этого трибьют-альбом “Тотальный Джаз – дань памяти группе ХИМЕРА”, в котором их песни исполнили три десятка исполнителей, в том числе, ПИЛОТ, П.Т.В.П., THE ПАУКИ, МАРРАДЁРЫ, NERVENKLINIK, ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО, СВИНЬИ В КОСМОСЕ, Бачинский с Гаккелем и многие другие.

Юрий Лебедев сцену покинул и занялся программированием. Паша Лабутин продолжает играть на виолончели: он записывался с Леонидом Фёдоровым (АУКЦЫОН), П.Т.В.П., аккомпанировал лидеру последних Лёхе Никонову и, выдержав долгую паузу, вернулся на сцену с БИРОЦЕФАЛАМИ. Викторов с конца 1997 барабанил в группах АТЫ-БАТЫ и КОЛЫБЕЛЬ, позднее играл с ГЛАВНЫМ КАЛИБРОМ, проектом ОЛИМПИЙСКИЙ, в 2002 выпустил соло-альбом электронной музыки под именем ВИТУС, после чего серьёзно занялся электроникой и оформлением эфира на радиостанции “Маяк” в Москве.

Ярче всех среди бывших участников ХИМЕРЫ блеснул Гена Бачинский: ещё в 90-х он писал тексты для англоязычной группы LENA STOGOVA, в 1999 собрал группу NAMBA WON, в которой его партнёром стал известный гитарист Алексей Шпынёв (экс-ОРДЕН), а потом пел в МЕХАНИЧЕСКИХ ПИАНИНАХ. Даже оставив занятия музыкой ради успешной работы на радио, Геннадий не расстался с оной, создав пародийный радийный проект СВОЛОЧИ, выпустивший несколько альбомов с вольными переложениями на русский язык западных хитов, чем он долго занимался в эфире радио “Максимум” на пару с Сергеем Стиллавиным. Кроме того, Гена подтолкнул карьеру питерской группы ПОЛЮСА и ряда других талантливых музыкантов. К сожалению, 12 января 2008 Геннадий Бачинский, который за пару лет до этого переехал в Москву, а полугодом раньше начал работать на “Маяке”, погиб в автокатастрофе в Подмосковье.

Положительно о творчестве группы Химера отзывались такие деятели культуры, как Вадим Курылёв(идеолог и лидер анархо-панк-группы “Электрические партизаны”, известный также своим участием в группе “ДДТ”), лидер группы “Телевизор” Михаил Борзыкин, Леонид Фёдоров, лидер экспериментального ансамбля “АукцЫон”. Также о творчестве Старкова, как об источнике вдохновения, отзывался Илья Чёрт и поэт Лёха Никонов.

« «Химера» — это лучшее, что было в русском рок-н-ролле. Я полностью уверен: на протяжении 1990-х в музыке было сказано всего два новых слова: в Штатах появилась «Nirvana», а в России — «Химера».
— Алексей Никонов »

Кроме того о творчестве группы рассказывают два документальных фильма: “Тормози свой паровоз” Александра Розанова и “ТАМТАМ: Музыка смутного времени” Ивана Бортникова.

Новый_памятник_на_могиле_Рэдта
Новый_памятник_на_могиле_Рэтда

Состав
Эдуард «Рэтд» Старков — вокал, гитара, духовые, аккордеон, барабаны (1990—1997; умер в 1997)
Павел Лабутин — виолончель (1990—1997)
Юрий Лебедев — бас-гитара (1990—1997)
Владислав «Витус» Викторов — ударные музыкальные инструменты (1990—1997)
Геннадий Бачинский — гитара (1990—1992); менеджер группы (1992—1997; погиб в результате ДТП в 2008)

+Юра- тромбон
Антон Маращук – труба

Дискография:

Депутат Балтики

Полупетроградская Акустика.(26.01.1991, записано на квартире у Паши Лабутина)
Кораблики.(Концерт в ДК Пищевиков 20 марта 1991 года.)
Сны Кочегара.(Запись в актовом зале ЛИАП, июнь 1991 г. (бонус-треки – общежитие ЛЭТИ №4, март 1992 г.)
Комиссар Дымовой Жандармерии.
Сны. (мини альбом)(split MC c группой “Фрукты и Пистолет”)
Допубертатный Мир. (soundtrack)

ХИМЕРА

“Live In TaMtAm Club 11.07.92”.(Первый записанный концерт)
Фантазёры (Записано в TaMtAme 10.10.1992 с 14-00 до 16-00)
Химера (1993, издания 1994, 1999 отличаются составом и порядком песен).
(Записано в студии на Охте в марте 1993 года)
“Live In Moscow, TaMtAm & Other Places’93”.
“Концерт В ТаМtАmе 26.02.94”.
Химера Live.
(а1,2,9 – TaMtAm 26.02.94, 3-8 – Вояж 05.11.93)
(в1 – Extremist Festival,Москва 21.11.93, 2 – TaMtAm 10.10.92, 3,4,5,6 – TaMtAm 31.10.92, 7 – Вояж 05.11.93, 8,9,10 – TaMtAm 26.02.94)
“Alternative Lives”.(сплит – Химера/Markscheider Kunst)
The Himera “Live’94”.
“Концерт В TaMtAme’94”.
Электричка.(Live Unplugged in TaMtAm 1994)
Калевала.(Live in TaMtAm 30.12.1994)
Это Я ! (Live in TaMtAm 94)
Концерт в TaMtAme 30.12.94.(«КАЛЕВАЛА»)
Концерт в Москве ( ? )
“Unplugged In TaMtAm’95″(04.02.95).(Полная версия альбома “Электричка”)
TaMtAm 27.04.95.
Нуихули.(TaMtAm, лето 95)
Nuihuli (второй вариант альбома “Нуихули”).
Nuihuli (Клуб ТаМtam, Санкт-Петербург, лето 1995)
TaMtAm 17.11.95.
TaMtAm 12.01.96.
TaMtAm ( ? )
“Live In Lola Club, Germany 26.04.96”.
Льды.. (Live в Молодежном Театре на Фонтанке 1996).
Молодежный театр на Фонтанке.(25.05.96)(более полная версия альбома “Льды..”)
Узлы.. (Live на Малой Охте 1996).
ZUDWA.(Записано на Петербургской студии грамзаписи в мае 1996)
ZUDWA-DWA.(Unpublished)(Записано на Петербургской студии грамзаписи в мае 1996)
Акустика на Просвещении (16.02.97).

Побочные проекты :

Крокоплюх 1990.
“Redt Starkov & C” 1991.(сольный альбом Эдика Старкова)
Маша и Медведь (Экстремальная сказка).
Egazeba Гербалайф.
STEINE FUR DEN FRIEDEN/ ХИМЕРА(split 7’EP)
Оргазмотрония-1992.(интервью с группой Химера на Радио)

“Тотальный джаз. Дар памяти группы “Химера”” (2CD) (трибьют, 2008)

“ХИМЕРА, самый загадочный и самобытный проект русской независимой сцены,до сих пор остаётся самой непонятной группой. И в этом её преимущество перед лицом всеобщей продажности и филистерства так называемого «русского рока»! Музыка ХИМЕРЫ – это вселенная, в которой внешняя хаотичность оборачивается самостоятельной эзотерической системой, созданной не сознательным-логически-рассудочным путём, а появившейся словно ниоткуда, и материализованной яростным, обжигающим талантом Эдика Старкова! Образы ХИМЕРЫ – это самые настоящие архетипы, выразить которые могла только группа, чьё название содержит в себе собственную судьбу! Провидческие тексты Эдика и невероятный, ни на что не похожий саунд группы, – это настоящее искусство, далеко как то коммерческого скотства, так и от высокомерного псевдоандеграунда, паразитирующего на чужих идеях русского рока”
31.01.2004 Лёха Никонов

Подготовлено Евгением Бунтовым. При подготовке использованы статьи авторства А.П. Бурлаки, за что ему огромное спасибо.

Фотографии использованы из открытых источников в сети Internet.

Сообщества в социальной сети ВКонтакте, посвящённые группе “Химера” и Эдуарду “Рэтду” Старкову:

“Депутат Балтики” –  https://vk.com/club4209095

https://vk.com/club1842816

https://vk.com/public30720138

https://vk.com/club65038

https://vk.com/the_chimera_club

https://vk.com/public103754504

Неофициальный сайт, посвящённый творчеству группы – http://www.deputatbaltiki.narod.ru

Композиции группы можно послушать здесь –  https://vk.com/lrusskijpok?w=wall-74739005_25178 и в анонсе данной статьи.