Легенды Отечественного Андеграунда. “Тёплая Трасса”.

Легенды Отечественного Андеграунда. “Тёплая Трасса”.

В каждом стиле музыки есть группы первого эшелона, второго, третьего и так далее. В отечественном роке и его подстилях такая градация также есть. И среди групп, не принадлежащих к первому эшелону, также есть свои легенды, имя которых известно по всей стране, и в ближайшем зарубежье. Именно таковым коллективом являются наши сегодняшние герои традиционной рубрики “Легенды Отечественного Андеграунда” портала “Рок в кадре и не только”.
Группами и исполнителями первой величины в сибирском панк-роке являются ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, ЯНКА, ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ, ЧЁРНЫЙ ЛУКИЧ. А среди групп второго эшелона, коих достаточно большое количество, выделяется ТЁПЛАЯ ТРАССА. Группа, имеющая свой собственный почерк, своих почитателей и существующая вот уже почти 30 лет.

ТЁПЛАЯ ТРАССА появилась в 1991 году в городе Барнауле, столице Алтайского края. Но начать всё же следует с личности её идейного руководителя, вдохновителя и автора текстов всех песен коллектива.
Вадим Макашенец (творческий псевдоним Депа Побоков) родился 18 июля 1967 года в Барнауле. Творческий путь начал ещё в школе, когда появилась потребность излагать свои мысли и чувства поэтически, считался хорошим чтецом.

ТТ_Макашенец 94
Макашенец 1994г.

 

Русскоязычную рок-музыку начал слушать в старших классах, прежде всего, это МАШИНА ВРЕМЕНИ. Одновременно проникся песнями Владимира Семёновича Высоцкого. До ухода в армию в 1985 году, также выделял творчество АКВАРИУМА, КИНО, ВОСКРЕСЕНИЯ. В армии продолжал писать стихи и собирать информацию об отечественной рок-музыке. Тогда же появилось желание донести до людей всё, что он понял к тому времени. Вернувшись из армии, сразу оказался в барнаульской “рок-тусовке”, где и начал потихоньку искать музыкантов, близких по духу. Знакомство с творчеством Александра Башлачёва во многом перевернуло сознание, достаточно сильно повлияв в поэтическом плане. А первые же аккорды ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ расставили приоритеты в музыке по своим местам. “Сибирский панк” безоговорочно стал желаемой формой выражения написанных Вадимом текстов. Человеком, благословившим Вадима на занятие рок-поэзией, оказался новосибирский музыкант Николай Гнедков (группа ИДЕЯ ФИКС). Зимой 88-89 гг., в номере гостиницы “Барнаул” он прочитал тексты Макашенца и похвалил их.

“Искать музыкантов, людей, близких мне по духу, я начал в конце 88-го, 1989-г., в этом смысле, прошел под знаком акустического рока. Я искал флейтистов, скрипачей для своей группы. Вокалистом должен был быть Д.Назаренко, сочинявший музыку к моим текстам («Душа малыша», «Тихо в доме», «Ну вот и опять») в духе Б.Г.” (В.Макашенец)

В 1989-1990 годах Макашенец состоял журналистом барнаульского самиздатовского журнала “Периферийная нервная система” (и его главным редактором и издателем) и газеты сибирско — дальневосточного движения “Рок — Периферия”, которая называлась “Фанся Цямба” (“Бросай оружие!”, с китайского). Собирая материалы для них, Вадим одновременно и искал своих друзей — музыкантов, раздавая тексты налево и направо.

“Весной 1990 года у меня дома раздался звонок. Молодой и немножко нервный голос в трубке мне сообщил, что он хочет поступать на отделение журналистики в Алтайском государственном университете, для этого ему нужно тиснуть где-нибудь о чем-нибудь статейку, поэтому он просит меня встретиться и рассказать о журнале «ПНС». Мы встретились, поговорили и его как-то очень сильно цепануло мое видение всего этого дела.”(В.Макашенец)

Этот молодой человек оказался барнаульским музыкантом Сергеем Кистановым, окрещенным в тусовке за худосочность Талоновым (от Сталоне, значит).

ТТ_Талонов92
Талонов 1992г.

 

Вадим и Сергей подружились, стали часто общаться. Талонов вырос на западном рок-н-ролле, классическом, и Макашенец стал его развивать в плане русскоязычной музыки, давая ему послушать Башлачёва и основные группы сибирскогно панк-рока – ГО, ИПВ, ЯНКУ.
В начале лета Сергей принёс Вадиму запись барнаульской панк-группы ОПОРНЫЙ ПУНКТ. Это была группа Лёни Веремьянина, бывшего, юного совсем, учителя брейк-данса и металлиста, по прозвищу Шао. А познакомился Макашенец с ним так:

“В 89-90 гг. я дружил с басистом нашей известной группы «Дядя Го», Валерой Калининым. Мы с ним попробовали посотрудничать, но музыкальные пристрастия наши были слишком уж разные. И вот, мы с ним как-то поехали в ДК Барнаульского меланжевого комбината (ныне Молодежный театр Алтая) на джазовый фестиваль. По дороге, в машине, Валера мне и сообщил, что он долго думал и решил подарить мне название для моего будущего коллектива. Это название он хранил для себя, но вруг понял, что оно — мое. «Теплая Трасса». И как-то легло мне это название сразу на сердце. А уже в ДК, в курилке, меня познакомили с молодым и перспективным, в стильном таком прикиде, музыкантом, которого все называли Шао. Тогда, кажется, я и вручил ему три своих текста, один из которых потом стал первой песней «Теплой Трассы»: «У кремлевской стены». Вскоре Шао поступил в Алтайский государственный институт культуры, на «актера и режиссера», который сумел закончить”(В.Макашенец)

ТТ_Талонов, Шао92
Талонов и Шао 1992г.

Итак, Талонов принес Вадиму кассету ОПОРНОГО ПУНКТА с записью их альбома “Майские гуляния”, где он поучаствовал как гитарист. ОП репетировали в Универе (студклуб Алтайского государственного университета), где тусовались практически все, и Талонов в том числе, и вот одну из репетиций они и решили записать вместе с Сергеем, по приглашению Шао, и с помощью Димы Кошелева (он же Митрофан Насосов). Включив эту запись, Макашенец понял, что это ОНО САМОЕ. Там было две песни на его тексты, одна из них — “У кремлевской стены”. Осенью, на фестивале “Рок — Азия — 90” Вадим и музыканты ОП познакомились ближе, стали дружить, и писать песни вместе. Из музыки что-то писал Лёня, что-то Талонов. Посиделки проходили дома у Вадима. К новому, 1991 году, у коллектива уже было достаточное количество песен, чтобы начинать репетировать.
На бас-гитару пригласили басиста ОПОРНОГО ПУНКТА Константина “Ветерана” Кирьячкова. А за ударные сел один из лучших барабанщиков Барнаула Александр “Банзай” Подорожный.

“С нашим барабанщиком Сашей Подорожным меня познакомил всё тот же Валера Калинин. Саша барабанил в «Особом отделе» и потихоньку писал свои первые песни. Их запись Валера и дал мне послушать. Я решил, что это наш человек. И вот, как-то зимой 91 года мы сидели у нас дома в теплой компании — к нам пришла знакомая моей супруги, со своим парнем, Сашей Григорашем, который тоже оказался музыкантом… И пришел Лёня. Оказалось, что они с Сашей знакомы. А Саша был, вдобавок, еще и звукорежиссером своей группы “Тотальное Наступление”, у них была репетиционная база в актовом зале издательства «Алтайская правда». Всё решилось тут же и сразу. Там мы и начали репетировать”(В.Макашенец)

ТТ_Подорожный92
Подорожный 1992г.

Одна из самых первых репетиций ТЁПЛОЙ ТРАССЫ в составе Шао-Талонов-Ветеран-Банзай была записана 25 января и под названием “Вниз и налево” срочно отправлена в Москву Алексею Коблову, приятелю Вадима, журналисту “КонтрКультУры” и члену оргкомитета всесоюзного фестиваля независимой музыки “Индюки’91”. На фестивале выступить не удалось (Вадим присутствовал на нём как журналист), но запись быстро разошлась по Москве, а Коблов опубликовал в “КонтрКультУре” – флагмане советского рок-самиздата, доброжелательную заметку о ТЁПЛОЙ ТРАССЕ.
Днём рождения ТЁПЛОЙ ТРАССЫ считается 12 апреля (День космонавтики) 1991 г. В этот день в Универе должно было состояться их первое выступление. Но получилось так, что музыканты ТТ тогда смогли выйти на сцену только в составе “сводного оркестра детского оздоровительного лагеря для душевнобольных детей „Ручеек“ (как-то так). Это было шоу группы ДУБОВАЯ РОЩА, они попросили ТЁПЛУЮ ТРАССУ их поддержать именно таким образом. Концерт же самой ТТ состоялся 14 апреля. Но днём Рождения считается, тем не менее, 12-е.
Весной стать участником группы пытался Олег “Архитектор” Логинов. Он даже месяц жил у Вадима, но сложный характер не позволил остаться ему в коллективе, и он вынужден был уйти в мае. Но вместе с ним ушёл и Талонов. Шао с Ветераном привели в группу гитариста Юру Сергеева, по прозвищу “Ужас”, металлиста, игравшего в группе МОЛОТ (с этой группой, как и со многими другими, Макашенец тоже пытался сотрудничать в свое время). После августовского выступления в поселке Южный, Талонов вернулся. В качестве перкуссиониста в записях также участвует брат Ветерана – Алексей “Мыха” Кирьячков.

ТТ_Ужас, Шао92
Ужас и Шао 1992 г.

Играются концерты в Барнауле и Новосибирске.
Начиная с зимы 1991 года, группа не оставляет попыток записать что-то стоящее. Делали это в самых разнообразных местах – в том же Универе (два раза), в школах и ПТУ по ночам, дома у Шао (два раза). Две записи того периода вошли в официальную альбомографию: “Меня Мало Убить” (1991 год, в школе ночью) и “Песни Грусти и Печали” (начало 1992 года, у Макашенца дома ночью), как память.
Вот что вспоминал о них Вадим:

“Мы обосновались в 102-ой средней школе и в ноябре записали наш первый альбом «Меня мало убить». Там как-то вспыхнула наша с Талоновым песня «Падает башня». К ноябрю скопилось большое количество сырого материала и мы собрали в альбом самые идущие наши песни. Записали всё сразу, за ночь, в школе. Спокойно и без дерганий. Но для этого пришлось на время «забыть» все еще не записанный «Вниз и Налево». Мы торопились, потому что главным было не утонуть и не потеряться в наступившем «ненастье»…
А «Песни Грусти и Печали» сложились так. Мы зимой собирались у Ужаса, но произошел разлад и Ужас от нас уходил. Как-то вечером Шао, Талонов, Ветеран, его младший брат Мыха и я собрались у меня и ночью, тихо-мирно, мы записали негромкие наши песни, веселые мои стихи и Талонов спел «Нежность». Включали детский пылесос, погремушками трещали … “

В марте был концерт в столовой. Шао с Бякиным ( о нём чуть позже) работали там сторожами и ТТ устроила выступление чисто для своих. Пришли люди, все пили водку и пели свои песни.

ТТ_Ветеран, Ужас92
Ветеран и Ужас 1992г.

В конце апреля концерт в Новосибирске, а в мае на очередной “Рок-сессии” ТТ выступила с очень жёстким звуком, что многим понравилось
Летом продолжались попытки записать “Этот Мир” и “Надежду”. Делали это дома у Шао и в ДК «Химик», и днем и ночью. В августе Талонов и Шао (отчасти и Подорожный), предприняли первую попытку записи “наложением”.Талонов договорился со своим приятелем из Дома Пионеров, музыканты ТТ несколько раз туда приходили, что-то делали, но еще ничего не получалось.В конце августа некая организация, базирующаяся в ДК “Химик”, неожиданно предложила группе в пользование чуть ли не студию. Но тут же обанкротилась.

В ноябре 1992 года состоялось акустическое (Талонов, Шао и Подорожный) выступление на фестивале “Рок-сессия-3” (Барнаул, АГУ). Впоследствии оно было издано как альбом “Взлётная Полоса”. Бонусом к нему были включены материалы подготовки к альбому “Этот Мир”.

ТТ_Ветеран, Мыха, Талонов, Ужас, Шао93
ТТ_верх – Ветеран, Мыха, низ – Талонов, Ужас, Шао 1993г.

Макашенец и Талонов крестились 21 сентября (Рождество Богородицы) 1992 года. И после этого, вдруг что-то сдвинулось, не иначе как пришла помощь свыше. Начинается период записи методом наложения (а-ля ГрОб Records Егора Летова). Первым полноценным альбомом стал “Вниз и Налево” (не путать с репитиционной записью января 1991 года!!!). Писались у Подорожного. Потом, сразу же, продолжили у Ветерана — “Этот Мир” (1993 год, Рождественский альбом) и “Надежда” (1993 год, Крещенский альбом). Потом, в апреле того же года, была записана “Веселая педократия” (ритм – секцию писали на базе в Доме детского творчества, остальное дописывали у Ветерана). Возвращается Архитектор, но через месяц опять уходит, уводя с собой Ужаса.
В начале 1993 года группе вдруг предложили купить очень недорогие кассеты для магнитофона, 60-минутные, такие нестандартные, кооперативные, оранжевого цвета. Купили 40 штук. Ветеран записал на них альбомы. И в феврале, взяв с собой эти кассеты ТТ поехала в Тюменскую область, в город Пыть – Ях (по другим данным – г. Нефтеюганск. ДК поселка Пойково), на фестиваль “Рок — это круто!”. А по дороге туда, там и обратно, эти кассеты и раздавали. Причем, в Тюмени нашли некую местную радиостанцию и им оставили несколько кассет. Ну и оставшиеся разошлись быстро, по приезду. Это был первый тираж альбомов ТТ. Выступление на фестивале было прорывным, очень лестную оценку дал ему Ник Рок-Н-Ролл, также выступивший там. Кстати, группа впервые сыграла за пределами Восточной Сибири.
В апреле на четвёртой “Рок-сессии” состоялось неудачное выступление. Причина- пьяный Шао.

Уходит заниматься сольным творчеством Подорожный. “Царицу Небесную” писали уже летом, дома у приятеля, девушка которого, по имени Эльза (ныне – Эльвира Куклина), спела женские партии. Нужно сказать, что в жизни группы активнейшее участие принимали жены музыкантов – Женя Веремьянина (умерла от онкологического заболевания в 2009 г.) и Марина Крашенинникова (тогда – жена Ветерана), принявшая, в числе прочего, участие в записи песни “Три друга” альбома “Этот мир”…
“Царица Небесная” — это фактически сольный альбом Талонова, как музыканта. Практически вся музыка была написана им, аранжировки, звук, драмс — его рук дело. После записи этого альбома он сказал, что это вершина, полюс, всё. Дверь в иное. И что он окончательно уходит из группы и уезжает в Красноярск.
В октябре в Алтайском Государственном Университете состоялся первый сольный концерт группы. А в декабре в Новосибирске, на концерте “Рок против СПИДа”, под лозунгом “Выбор России — Новые Имена” прошло очередное выступление в столице Сибири.
В декабре же режиссёром К.Доценко снят фильм-этюд „Этот мир“, основанный на ассоциациях к песням группы. Использованы материалы с концерта 8.10.1993 г. и запись песни “Парус” (“Царица Небесная”). Позже был снят еще один фильм с песней “Город”.
В апреле 1994 года вновь вернулся Архитектор. Он попытался заменить Талонова на гитаре. ТТ принимает участие в двух крупных фестивалях — на вторых московских “Индюках” (выступление организовал Алексей Коблов) и в “Русском прорыве на Украину” в Киеве (туда группу пригласил московский музыкант Константин Мишин). Летом, Архитектор, неожиданно для всех опять покидает коллектив. В конце года выходят первые три части сборника “Всадники Апокалипсиса”, в который вошли записи ранних песен группы, не вошедших в номерные альбомы, отрывочные записи посиделок на кухне у Вадима Петровича, а так же записи советских песен как дань великой уходящей советской эпохе.

ТТ_Ужас, Минин, Архитектор, Мыха, Макашенец, Ветеран, Шао94
ТТ_верх – Ужас, Минин, Архитектор, Мыха, Макашенец, низ – Ветеран, Шао 1994г.

В 1995 году ТТ снова едет в гастрольный тур по Москве и области, уже по приглашению московских поклонников творчества группы.
В 1996г., Архитектор, уже прожженный коммерсант, сообщает по телефону из Москвы, что он -коммерческий директор ТЁПЛОЙ ТРАССЫ и будет выпускать кассеты и книгу о ТТ, в сотрудничестве с Митей Волынским (фирма “Хобгоблин”). Он высылает Вадиму посылку где, среди прочего (например, кассет с записями своих бесконечных песен), были две кассеты с поразительнейшей, по своей убежденности и проникновенности, речью Архитектора по этому поводу. Вадим высылает им оригиналы всех записей группы и все имеющиеся материалы, включая все свои рисунки. Сразу по получению посылки, Архитектор исчезает из поля всякого зрения, и уже навсегда …
Весенним похмельным утром 26 марта 1997г. Вадим, будучи, как обычно, на работе, по телефону получает приглашение на похороны Архитектора, состоявшиеся в 12:00 того дня…По свидетельству москвички Кати Жариковой, занимавшейся в то время рок-бизнесом, Архитектор хотел на ТТ “срубить капусту”.Прочитав письмо Вадима, сопровождавшее посылку, он бросает всю свою коммерцию в Москве (фирма по авиаперевозкам) и тайком возвращается в Барнаул, явно страдая манией преследования. По свидетельству его матери и его вдовы, за несколько дней до смерти он окончательно сошел с ума, исчез из дома, и ими было подано заявление в милицию на его розыск. Его труп нашли в одном из барнаульских подвалов. Причиной смерти, наступившей 21 марта, было установлено пищевое отравление. Хотя, скорее всего, он был убит своими криминальными столичными “партнерами”, переступив черту.
Вообще период 1995-1997 годов был для группы очень сложным. Её фактически не было. Талонов ушёл, Ужас тоже. Архитектор не смог стать ни хорошим гитаристом, ни хорошим менеджером, Шао был в длительном запое, Ветеран тоже временно выпал из музыки ( по причинам лично-бытового характера). Тем не менее, упадничество и застой были преодолены. Произошло это при участии ещё одного замечательного человека и музыканта Алексея Белякина (Бякина).

ТТ_Бякин95
Бякин 1995г.

Приятель Подорожного, он пришел с ним на репитицию группы в “Алтайской правде”, которая стала первой записью. И остался рядом с группой на долгие годы. Музыкант, имеющий свой коллектив СТРАШНЫЙ СМЕХ , но ставший фактически участником ТТ, он много сделал доброго. И ещё момент: первый вариант названия группы Бякина был — ДОКТРИНА ВЫЖИВАНИЯ, но после того, как кто-то сказал ему, что одна из песен похожа на песню ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫЖИВАНИЮ, он отказался от первоначального названия. О гpyппe ИПВ он до этого не слышал. Музыканты ТЁПЛОЙ ТРАССЫ дважды принимали участие в записях альбомов СТРАШНОГО СМЕХА.

Летом 1998г. Вадим пишет несколько писем Талонову, живущему с 1994г. в Красноярске, и предлагает ему принять участие в записи нового альбома, над которым он с Бякиным начинает работу в это же время. Талонов, незадолго до этого приезжавший в Барнаул и записавший свой сольный альбом „Госпожа Всех Желаний „ (проект „Пост“) на студии „Мельница“ с музыкантом Артуром Мелкомуковым, наконец соглашается. („Я делаю это только потому, что ты верующий человек“, пишет он в ответ Вадиму). В октябре 1998г. на этой же студии и записывается альбом ТТ „Все впереди“, включающий песни 1994-98гг. Состав:Талонов – вокал, гитара, бас, Бякин – вокал, гитара, Артур Мелкомуков – ударные, клавишные, бас, звукорежиссура . Ветеран занимался реализацией альбома в Барнауле. Официально альбом был издан московским лейблом “Выргород” на кассетах лишь в 2002 году (мастеринг тогда сделал замечательный музыкант Сергей Летов, брат Егора).

ТТ_Мелкомуков
Артур Мелкомуков

Талонов возвращается в Красноярск, и в 1999г., ввиду коммерчески несостоявшейся работы в России, едет на заработки в Германию…
Трасса активно выступает с песнями из „Все Впереди“, без Бякина (занятого семьей, работой и учебой в Институте Культуры), составом, образовавшимся с 1995г.-в него входили кроме Ветерана и Шао, барабанщик Алексей Кирьячков (“Мыха”, родной брат Ветерана) и гитарист Сергей 3емченко (“3ема”, одноклассник Мыхи). Но, в итоге все члены коллектива приходят к мысли, что на родине перспектив нет. Нужно ехать в столицу. Так заканчивается барнаульский период в истории группы, и начинается московский, продолжающийся до сих пор.

“Нужно сказать, что переезд “Теплой Трассы” в Москву стал возможен благодаря Арине Кобзарь, гражданской жене Шао. Будучи талантливым художником и модельером одежды, она уехала в Москву на рубеже тысячелетий, нашла там работу и жилье, и именно это позволило и нам перебраться в столицу… Увы, но в 2011 году Арина умерла, после продолжительной болезни…” (В.Макашенец)

С 1999 по 2001 годы о группе было слышно мало. Новых записей не было, а концерты были очень редки. Как и подавляющее большинство граждан России, в это время музыканты были вынуждены больше думать о хлебе насущном, нежели о творчестве. Прервалось затишье тем, что в конце 2001 года на студии CDStudio был издан первый официальный CD группы — сборник “Всадники Апокалипсиса-IV”, в который вошли записанные ранее песни периода 1991-1998 годов.
Начиная с мая 2002 года группа активно выступает в Москве и европейской части России. В том же году, летом, на студии Алексея Вертоградова в Москве был записан полуакустический альбом “Критика танка”, в который вошли песни периода 1998-2002 годов. ТТ работала в составе: Шао (вокал, гитара), Ветеран (бас), Антон Бовин (соло-гитара), Алексей Вертоградов (перкуссия, звукорежиссура).
В одах музыканты окончательно оседают в Москве, ведется активная концертная деятельность, меняются участники коллектива, приглашаются сессионные музыканты. Главным приобретением ТТ стало участие в выступлениях Алексея Раждаева, бывшего гитариста барнаульской группы “Дядя Го”, также переехавшего в Москву.

ТТ2008
ТТ 2008

В апреле 2003 года на студии UR-REALIST вышел CD “Вниз и Налево”, в качестве бонуса там присутствует сокращенный вариант альбома “Этот мир” (впоследствие выпущенный полностью). Мастеринг альбомов был сделан гитариcтом группы “Рада и Терновник” Владимиром Анчевским.
В 2005 году ТТ в составе Шао & Ветеран выступают на концерте в честь 50-летия Майка Науменко, исполнив песню “Седьмое Небо” ( двойной DVD с записью концертов в Питере и Москве, посвящённых юбилею Майка, издательство “Отделение ВЫХОД” выпустило лишь спустя 10 лет).

ТТ2010
ТТ 2010

В 2007 году ТЁПЛАЯ ТРАССА начинает записывать новый альбом в московской студии M.Y.M. . Помимо Шао, Ветерана и Раждаева в записи принимали участие Сергей Вафин (гитара) и барабанщики — Алексей “Свин” Сергеев и Петр Качуров — все к тому времени постоянные участники выступлений ТТ. А так же приглашенные музыканты и исполнители. Звукорежиссером был Ян Сурвилло. Альбом был издан самой группой и вышел в свет в апреле 2008 года, получив название “Трамплины Рая”.
Вновь 5 лет активной концертной деятельности в Москве и по европейской части России с редкими заездами в Сибирь. Сдвинулось с мёртвой точки и переиздание (точнее сказать первое официальное издание на CD) старых альбомов. Так в 2010 году издательство “Выргород” выпустило в свет альбом “Весёлая Педократия”, мастеринг которого сделала вдова Егора Летова Наталья Чумакова. А в 2012 году фирма Zrec.ru выпустила альбом “Царица Небесная”.
В 2011 году пришли печальные вести с Алтая – в своем родном городе Славгороде застрелился Юра “Ужас” Сергеев. Гитарист ранних составов ТТ, после того как покинул группу, не смог противостоять допингам, ещё в конце 1990-х лишился руки вследствие заболевания, и вот так трагично закончил свой земной путь…

ТТ_Ужас94
Ужас 1994г.

В 2012 году Сергей Талонов делает попытку так же перебраться в Москву и вернуться в Трассу. Несколько дней он живет с участниками ТТ, в Раменском, у семьи Кирьячковых, Кости и Ирины, посещает в Москве концерт, где знакомится с Сергеем Гурьевым, одним из ведущих независимых советских и российских рок-журналистов и знатоков “сибирского панка”, когда-то, в начале московского периода “Теплой Трассы” обронившего печальную фразу: “ТТ без Талонова – это не ТТ”… Заручившись полной поддержкой музыкантов группы, Сергей возвращается в Сибирь, чтобы “уладить дела и вернуться”, но вернуться в тот раз не получилось.

В 2013 г. группа выпускает альбом “Грядущему”, записанный Яном же, на той же студии. Помимо вышеназванных музыкантов, в записи принимает участие Владимир Белканов с супругой, а так же еще один постоянный участник выступлений ТТ — барабанщик Игорь Бурлаков. Одна из особенностей этой записи — в ней впервые можно услышать голос Вадима Макашенца, читающего свои стихи. В 2013 году на фирме Zrec.ru впервые официально выпущены CD с альбомами “Надежда” и “Критика Танка” (+ бонусом на этом диске записано выступление в Москве на фестивале “Сибирское Вторжение” в 2004 году).

ТТ2012
ТТ 2012

В 2014 году ТЁПЛАЯ ТРАССА принимает участие в трибьюте выдающемуся рок-барду Александру Непомнящему, дружившему с группой и неоднократно исполнявшему песни ТТ, популяризируя их. Была исполнена “Песня про А. И. Свидригайлова”. Диск был выпущен в конце года издательством “Выргород”.
В 2016 г. выходит альбом “АзБука” (1997 — 2015, стихи и песни), посвященный 25-летию ТЁПЛОЙ ТРАССЫ. Альбом был записан в домашней студии Сергея Вафина. В записи, помимо прочих, приняли участие новые музыканты ТТ — гитарист Михаил Прошин и бас-гитарист Александр Поляков.

ТТ 2013
ТТ 2013

Последний — в связи с уходом, по семейным обстоятельствам, Константина “Ветерана” Кирьячкова. Он принял решение перебраться на ПМЖ в Эстонию. Еще одна особенность этого альбома — в качестве ударника в нем принимает участие Кирилл Горьков, приятель Игоря Бурлакова, музыкант группы Игоря Николаева, живший тогда в одной квартире с Вадимом. Он же занимался мастерингом “АзБуки”. Название этого альбома появилось вследствие того, что первая песня начиналась со слов: “А за магнитным излучением…”, а последняя заканчивалась словами “… и вот он весь я”. Поэтому сначала возник вариант названия – “От А до Я”, потом “Алфавит”, и, наконец, “АзБука”. Замечу также, что перед основным альбомом ограниченным тиражом вышел одноимённый макси-сингл с 4 песнями.

ТТ 2014
ТТ 2014

В декабре 2016 года, после презентации альбома “АзБука”, из группы уходит, так же по семейным обстоятельствам (а так же вследствие внутреннего, духовного не соответствия целям и задачам поэзии и музыки как таковых: “у меня другие задачи в жизни”, — признавался он Вадиму еще за 5 лет до этого), Леонид “Шао” Веремьянин, организовавший вследствие этого свой собственный “Проект ШАО” и занимающийся театральной деятельностью, а так же, еще ранее, параллельно с выступлениями в составе ТЁПЛОЙ ТРАССЫ, снимающийся в телесериалах, будучи актёром и режиссером театра и кино по образованию.

ТТ2014_2
ТТ 2014

К сожалению, Шао и его окружение повели себя очень некрасиво. Его уход из коллектива, которому он так многим обязан в своей жизни, дал повод недоброжелателям ТТ (почти всем – из бывших поклонников группы) развить в интернете бурную деятельность по очернению ТЁПЛОЙ ТРАССЫ и прежде всего её духовного лидера и автора текстов песен – Вадима Макашенца. Не буду углубляться в суть конфликта, скажу лишь, что Господь воздаст полной мерою всем и за всё.
Вместо Шао в январе 2017 г. в ТТ был приглашен Сергей Жулидов, музыкант из города Энгельс, духовно близкий группе. Первым плодом их совместного с Макашенцем творчества стала песня “Отрада”, записанная с бэк-вокалисткой барнаульской группы “Территория 22” Тамарой Шипулиной и Сергеем Талоновым, вернувшимся в ТТ весной 2017 г.г. Песня была записана в апреле 2017 года на барнаульской студии “Гоголя’ 6”, бывшей “Мельнице”, при самом деятельном участии всё того же Артура Мелкомукова (барабаны, клавишные, аранжировка, сведение). Бас-гитаристом был приглашен барнаульский музыкант Александр Хотетовский. Трек стал посмертной эпитафией лидеру группы “Территория 22” Владимиру “Свату” Муллову, дружившему с ТТ.

ТТ2015
ТТ 2015

Дальнейшим же и главным, на данный момент, итогом обновления ТЁПЛОЙ ТРАССЫ стал выход в 2018 году альбома “Восхождение”, вернувшего, по мнению истинных ценителей творчества ТТ, первоначальную пронзительную искренность и духовную красоту песням группы. Уникальность этого альбома в том, что он был записан с июня 2017 г. по май 2018 г.в трех разных городах (Барнауле, Энгельсе и Москве) удалённым способом людьми, лично не знакомыми, но объединенными любовью к творчеству ТТ. Помимо Сергея Жулидова, Сергея Талонова, Артура Мелкомукова и Вадима Макашенца, в записи принял участие и Михаил Прошин, единственный оставшийся, помимо Вадима, участник московского состава ТТ. Благодаря ему в альбоме звучит и голос замечательной Йолли Сахно.
Также в 2018 году было продолжено издание старых альбомов. Фирма True Fanatics выпустила 2 издания на CD – на первом записаны альбомы “Меня мало убить” и “Песни грусти и печали” , а на втором – “Взлётная полоса” ( с бонусами) и полная версия альбома “Этот мир”.
Нужно сказать, что альбом “Восхождение” обязан своим появлением на свет Алексею “Бякину” Белякину, поддержавшему его создание и словом и делом – самым решительным образом. И принявшему участие, еще более деятельное, в совместной работе над новыми, следующими песнями ТЁПЛОЙ ТРАССЫ. Так в 2019 году вышел сингл “Встреча” с двумя старыми и одной новой песней, а в мае 2020 г. вышел сингл с песней “Костер” на текст, написанный Вадимом за 20 лет до этого. Песня записана, как и альбом “Восхождение”, в Москве, Прошиным и Белякиным, и в Барнауле, Талоновым и Мелкомуковым. В начале сентября 2020 года вышел новый сингл “Сигналы”. Эта песня записана Михаилом Прошиным (вокал, гитары, бас, барабаны, мастеринг и сведение) с участием Сергея Жулидова (бэк-вокал). И если текст привычно написан Вадимом Макашенцем, то музыка авторства, как раз, Алексея Белякина, как и у песни “Костёр”.

ТТ_Жулидов
Жулидов

У группы впереди ещё, надеюсь, долгая жизнь. И пусть пока, волею судеб, коллектив стал чисто студийным, но верю – придёт время и концертов тоже.  Всё ещё впереди!….
Дискография:
1. Альбомы и синглы
1991 — Меня мало убить (CD True Fanatics , 2018)
1992 — Песни грусти и печали (CD True Fanatics , 2018)
1992 — Вниз и налево (CD UR-REALIST, 2003)
1992 — Взлётная полоса (live + bonus) (CD True Fanatics , 2018)
1993 — Этот мир (CD UR-REALIST, 2003 -сокращённый вариант, CD True Fanatics , 2018 -полностью)
1993 — Надежда (CD Zrec.ru , 2013)
1993 — Веселая педократия (CD Выргород, 2010)
1993 — Царица небесная (CD Zrec.ru , 2012)
1994 — Всадники Апокалипсиса I (1991-1994)
1994 — Всадники Апокалипсиса II (1991-1994)
1994 — Всадники Апокалипсиса III (1991-1994)
1998 — Всадники Апокалипсиса IV (1991-1998) (CD-R CDStudio, Авторское издание 2001)
1998 — Все впереди (MC Выргород, 2002)
2002 — Критика танка (полуакустика) (+ bonus live на фестивале “Сибирское Вторжение”) (CD Zrec.ru , 2013)
2008 — Трамплины Рая (CD Авторское издание, 2008)
2013 — Грядущему (CD Выргород, 2013)
2016 — АзБука (макси-сингл) (CD-R Авторское издание, 2016)
2016 — АзБука (CD Авторское издание, 2016)
2018 — Восхождение (CD True Fanatics , 2018)
2019 — Встреча (макси-сингл) (интернет-издание, 2019)
2020 — Костёр (сингл) (интернет-издание, 2020)
2020 — Сигналы (сингл) (интернет-издание, 2020)

Замечу, что с ТТ сотрудничает на постоянной основе дизайнер альбомных обложек Михаил Васильев.

2.Бутлеги (наиболее известные)
1991 — Вниз и налево (Магнитоальбом)
1991 — Домашняя акустика
1992 — Анархия Судного Дня
1992 — Надежда (Магнитоальбом)
1993 — Барнаул
1995 — Концерт на “Рок-акустике” (23.04.1995)
1995 — Концерт на Радиоканале-3
1996 — Концерт на радио “Вертикаль”
1999 — Пусть Будет Любовь (Концерт)
2000 — Концерт на фестивале “Наша Родина – СССР”
2001 — Концерт в АГУ
2001 — Троицкое
2001 — Прощение
2002 — Я не хочу печалить вас ничем
2002 — Воронеж
2002 — Акустика в “Форпосте”
2004 — Демо 2004
2004 — Акустика в “Форпосте”
2006 — Акустика в Екатеринбурге
2008 — Квартирник Шао в Зеленограде
2009 — Концерт в КЛРР Харьков
2009 — Квартирник в Красноярске (27.03.2009)
2010 — Квартирник в Череповце (03.04.2010)
2013 — Квартирник в Музее Башлачёва. Череповец (13.04.2013)
Также в интернете встречаются сведения о сборнике песен группы из серии “Легенды Русского Рока”, якобы выпущенном в 2007 году. На самом деле данный сборник издателем серии компанией Moroz Records официально не выпускался, но, тем не менее, встречается в сети Internet. Это типичный самопал. Также как и появившийся в 2011 году в сети сборник песен группы из серии “Антология Сибирского Панка”, выпущенный одноимённым сообществом в социальной сети ВКонтакте.

Действующий состав

ТТ_Жулидов2
Сергей Жулидов: вокал, гитара, автор музыки

ТТ_Талонов18
Сергей Кистанов «Талонов»: вокал, гитара, бас-гитара, автор музыки, аранжировки

ТТ _Мелкомуков
Артур Мелкомуков: ударные, клавишные, бас-гитара, автор музыки, аранжировки

ТТ_Прошин
Михаил Прошин: гитара, автор музыки, аранжировки

ТТ_Макашенец20
Вадим Макашенец «Депа Побоков»: основатель, идейный руководитель, автор текстов

ТТ_Бякин18
Алексей Белякин «Бякин»: бэк-вокал, автор музыки, поддержка

Бывшие участники
Леонид Веремьянин «Шао»: вокал, гитара, автор музыки
Константин Кирьячков «Ветеран»: бас-гитара, бэк вокал
Александр Подорожный: ударные
Олег Логинов «Архитектор»: гитара, бэк-вокал, автор музыки †
Юрий Сергеев «Ужас»: гитара †
Алексей Кирьячков «Мыха»: ударные
Дмитрий Юдин: ударные
Сергей Земченко «Зема»: соло-гитара
Михаил Баятдинов: ударные
Антон Бовин: гитара
Сергей Вафин: соло-гитара, бэк-вокал, автор музыки, аранжировки
Алексей Раждаев: акустическая гитара
Александр Поляков «Штакет»: бас-гитара, бэк-вокал
Петр Кочуров: ударные †
Игорь Бурлаков – ударные
Алексей Сергеев «Свин»: ударные
Кирилл Горьков – ударные
Алексей Вертоградов: перкуссия
Александр Шакалей: соло-гитара
Юрий Минин «Керри»: звукооператор
Вячеслав Антонов «Джованни»: губная гармошка
Алина Корбут: скрипка

Официальный сайт –http://www.ttrassa.ru/
Официальное сообщество в социальной сети ВКонтакте – 
Подготовлено Евгением Бунтовым на основе статей авторства Вадима Макашенца.

Фото из открытых источников в сети Internet.

Прослушать песни группы можно здесь –    и в  анонсе данной статьи.