Легенды Отечественного Андеграунда. “Передвижные Хиросимы”

Легенды Отечественного Андеграунда. “Передвижные Хиросимы”

Вячеслав Шатов, видимо, был самым ярким и значительным представителем томской рок-культуры всех времен и одним из самых выдающихся рок-лидеров в истории СССР и России. Его собственные проекты, самым известным из которых была группа “Передвижные Хиросимы”, намного опередили своё время. И лишь спустя годы, когда давно уже нет самого автора, получили свою порцию славы, уважения и любви. Сегодня мы расскажем о “Передвижных Хиросимах” и других проектах Шатова в нашей рубрике “Легенды Отечественного Андеграунда”.

Передвижные Хиросимы
Передвижные Хиросимы

 

Свою выдающуюся рок-группу с ошеломительным — и, если вдуматься, эпатажно-жутковатым — названием “Передвижная Хиросима” Вячеслав Шатов, уроженец Колпашево  (город в Томской области, в 270 км к северо-западу от областного центра) создал в 1988 году в Томске. Изначально его коллектив назывался именно так — в единственном числе. Название придумал его друг – Сергей Тендитный. Параллельно  Шатов играл на гитаре в “Детях Обруба” — группе, исполнявшей классический олдскульный панк-рок. В интернете есть запись выступления “Детей Обруба” на Дне Молодёжи в 1989 году в Томске. Посмотрите, если будет время, это видео. Ибо “Дети Обруба” тоже были по-своему выдающейся группой. Совмещал Шатов оба проекта до 1990 года, а затем целиком отдался своему коллективу. Бас-гитаристкой и директором группы была гражданская супруга Шатова – Елена Кузнецова, барабанил Роман Войтенко, Сам Шатов пел и играл на гитаре. А вот должность ещё одного гитариста занимали  поочерёдно Виктор Хайдаров, Андрей Зорин, Сергей Бугаев, но лучшие выступления прошли с Артёмом Жиляковым.

Шатов в "Детях Обруба"
Шатов в “Детях Обруба”

В 1990-92 годах “Хиросима” дала несколько весьма удачных концертов, среди которых были выступления в здании нынешнего политехнического колледжа, на фестивале “Акция Номер Раз” в ДК ТЭМЗ (где выступили также новосибирские “Коллекция Мух” и “Нуклеар Лось”, казанские “7Б” (не путать с известной ныне московской группой!) и другие коллективы).  При этом “Хиросима” позиционирует себя подпольной группой, а  посему игнорирует городские, областные и даже межрегиональные сборные концерты и фестивали. В апреле 1991-го группа произвела фурор на фестивале “Альтернатива” в Ижевске (организованном участниками группы “Родезия” Михаилом Рябининым и др.), после чего получила приглашение на столичный фестиваль независимого рока “Индюки” (от английского Indie — Independencе – “независимость”). В списке приглашенных на это мероприятие коллективов, “Передвижная Хиросима” — на страницах “Российской музыкальной газеты” (Москва), например, — стояла в одном ряду с такими корифеями русской рок-культуры, как “Гражданская Оборона” и Янка Дягилева.

В 1993-м группа стала называться во множественном числе — “Передвижные Хиросимы”. Тогда же их сюрреалистическая и “антибуржуазная” одновременно песня “Крысы и доллары”, стала призером хит-парада Независимого рока Радио России. В  передаче Романа Никитина “Тихий парад” высшим достижением “ПХ” стало третье место. Названная песня авторства Шатова тогда неоднократно транслировалась во всероссийском радиоэфире. Она опережала в хит-параде того же Егора Летова и немного отставала от набиравшего популярность Чижа, в составе харьковских “Разных людей”. Также на песню был снят видеоклип, показанный на всю страну в дико популярной ТВ-передаче 1990-х годов “Программа “А”.

В 1993-94 годах “Хиросимы” дали ряд концертов в Томске, в том числе концерт в Хобби-центре в октябре 1994-го при участии духового оркестра (отснятый на видео съёмочной группой программы ТВ-2 “Оркестр Жёлтых Телевизоров”). Аудиозаписи многих концертов ходили по рукам в качестве концертных альбомов. В арсенале группы были настоящие инди-хиты – “Цыганка”, “Королева Кузбасса”, “Волшебник”, “Чёрный Торч”…
В декабре 1994-го группа побывала с гастролями в Москве: выступила в ряде клубов и на всероссийском фестивале, организованном лимоновской НБП. И к полной неожиданности поклонников, по возвращении в Томск группа распалась…

самодельный плакат "Передвижных Хиросим"
самодельный плакат “Передвижных Хиросим”

Барабанщик Роман Войтенко играл с группами “Танцы с Муравьями” и “Африка”, а позже стал участником известной на всю Россию поп-рок-группы “Жуки” (ныне он играет в томском коллективе “Partagas”), гитаристы Артем Жиляков и Виктор Хайдаров играли в разных группах Томска и Новосибирска. Позже Жиляков занялся сольным творчеством и сейчас известен как Тёма Рок-н-ролл. Елена Кузнецова на рубеже веков работала политтехнологом.

Одной из причин прекращения деятельности группы было то, что ориентированные на скорейший коммерческий успех звукозаписывающие столичные фирмы больше интересовались попсой и шансоном. Плюс — стандартный набор рока “Кино”, “Алиса”, “Наутилус”, “ДДТ”…. А “Передвижные Хиросимы” были из тех коллективов, которые, в российском контексте, опередили свое время.

…После распада своей лучшей группы Вячеслав начал концертировать и записал альбом сольно в Томске в сопровождении коллектива “Ноль-Пикет”. Это была группа обычного постсоветского хард-рока и “русского рока” провинциального уровня. Ее звучание было более привычно “широким массам”, с ней было легче зарабатывать записями и концертами хотя бы в родном Томске.

Шатов
Шатов

Позже Вячеслав на базе “Ноль-Пикета” создал полуакустическую фолк-рок-группу “Шатов и Кукушки” (звучанием напоминавшую “Pogues”).. Если этот коллектив и был чем-то близок русскому шансону, то он следовал лучшим его образцам. Помимо русских уличных мотивов у “Кукушек” заметно влияние англо-ирландского инди-фолк-рока.

1 мая   (по другим данным 30 апреля) 1997 года Вячеслав Шатов погиб в результате автомобильной аварии.

Шатов
Шатов

В 1997-98 годах две песни из альбома “Шатов и Кукушки” вошли в российско-украинские московские CD-сборники “2000% Живой энергии” (они были выпущены тиражом на обе страны также на кассетах). Произведения Вячеслава звучат на этих компиляциях рядом с песнями московско-питерских и киевских поп-рок-групп, которые приобрели в «нулевые» годы определенную известность на постсоветском пространстве и иногда почти культовый статус. И надо заметить, именно шатовские вещи, несмотря на бледноватый – уже не «хиросимский» звук, – одни из самых ярких на этих сборниках. В смысле естественной органичной мужественности, энергетики, дерзости и неординарности вокала, по текстам, идеям и ритмомелодике!

Мировоззрение, концепции, принципы, художественная идеология творчества, выраженная в текстах песен и интервью, значили для Вячеслава Шатова не меньше, чем собственно музыкальная составляющая. Слава был знатоком контркультуры 60-80-х годов и современного ему альтернативного искусства. В «хиросимских» и более поздних шатовских песнях содержится бунтарский нонконформизм — и социально-политический, и личностный.

Песни “Передвижных Хиросим” и Шатова – это, кроме прочего, пестрая панорама тревожных 90-х: дикий бизнес и бандитско-олигархический передел, невыплаты зарплат и забастовки, политическое противостояние, странная чеченская война. И это не было конъюнктурной спекуляцией на «жареной» злободневности. В талантливых шатовских произведениях рассыпаны зоркие и афористичные философские обобщения – некоторые просто-таки на вечные времена.

Самое уникальное в истории группы, то, что она стала одной из самых горячо любимых групп в российском андеграунде спустя достаточно продолжительное время. Группы московского “формейшена” и близких к нему коллективов, вознесли “ПХ” на пьедестал величайших российских групп. Песни Шатова любили исполнять на концертах “Банда Четырёх”, “Ожог”, “Адаптация”, “ГРОМ”, “Огонь”, “The Крыша”,”Брешь Безопасности” и другие. Вот несколько мнений о группе:

Группа “Передвижные Хиросимы” играла музыку, которую бы наверняка делали стильные и жизнерадостные “Кино” и “Браво”, окажись они в отдаленном индустриальном городке после ядерного взрыва. (Денис Ступников, рок-журналист КМ.ru)

Первые записи новой группы Шатова очень напоминали по настроению “Joу Division” – монотонный качающий бас, выведенный на первый план, минимализм клавиш и гитары, мрачный голос, поющий что-то типа: “нас вынесут отсюда ногами вперёд”.
Сейчас уже трудно подробно восстановить историю “Передвижных Хиросим”. Да меня и не интересует, когда написана та или иная песня и другие подобные вопросы… Гораздо важнее то, какие ощущения вызывает музыка. Впервые “ПХ” я услышал в 2000 году. В Москве запоздалой раскруткой группы занимался мой давний приятель Костя Мишин, лидер группы “Ожог”. Благодаря его усилиям одна из кассет “Хиросим” доехала до Актюбинска. На кассете был концерт в клубе “Маяк” — девяносто минут заводного гаражного рока. Качество записи было ужасное, но энергия группы и потенциал песен заставляли забыть об этом недоразумении. Это были те самые «секс, наркотики и рок-н-ролл», которые до этого приходилось слышать только у западных исполнителей, таких как “Iggy and The Stooges”, “Ramones”, “MC-5”. Ничего подобного в России никто не делал. Образно говоря, песни Шатова ближе к Элвису Пресли, чем к Высоцкому. Истории из жизни томских рок-н-ролльщиков начала 90-х, положенные на запоминающиеся гитарные рифы, создавали поразительный эффект присутствия, и уже было не важно, где сделана запись – в томском клубе “Маяк” или в нью-йоркском “СBGB” (Ермен “Анти” Ержанов , “Адаптация”)

…конечно в начале 90-х в столице многие слышали группу “Дети Обруба” (в основном концертную запись с фестиваля “Сырок” 1988 года), видели по ТВ “Крысы и доллары” в “Программе А” … Славу Шатова я видел единственный раз в декабре 1994 года на концерте в честь презентации газеты “Лимонка”, который разогнал ОМОН в ныне несуществующем ДК “Правда” около метро Тульская. Мы “готовились к концерту” выпивая с Лешим, Экзичем, Усовым и Аней Бернштейн, периодически я подходил выпить к соседнему столику за которым сидели Олег Гапонов, Ваня Трофимов и Витя Пивторыпавло, музыканты ростовского проекта “CheDanse”… их барабанщика я подписал в этот вечер поиграть на барабанах в составе группы “Огонь”…
Концерт был свинчен ОМОНом по причине избиения укуренных музыкантов группы “Джа Дивижн” лимоновцами (ибо Гера Моралес накурился и двадцать минут не мог исполнить одну песню – “Амстердам”, вспоминая только первую строчку, так  что даже Лимонов попросил их прекратить балаган и очистить сцену – примечание  Экзича)… “Передвижные Хиросимы” были вытеснены со сцены автоматчиками в бронежилетах во время исполнения своей первой песни “Крысы и доллары”…
Через год, уже после нелепой гибели Шатова мне Сантим передал 120-и минутную (!!!) кассету с концерта “Передвижных Хиросим” в клубе “Маяк” 1994 года, я немного подавил шумы, почистил паузы, поднял уровень песен, разделил концерт на две кассеты, сделал обложку с фирменным “Хиросимовским” значком и “двинул продукт в массы” через магазин “Зиг-Заг”…
Примерно в то же время Сантим и “Банда Четырёх” и “Ожог” начали исполнять песни Славы Шатова (в частности “Гангстерское солнце” и “Молотов коктейль” можно услышать на концертном альбоме “Время уходить в Гуляй-Поле”, а “Метеорит”, “Город” и “Лазарь” регулярно звучали на концертах “Ожога” с начала 2000-х… (Константин Мишин, “Ожог”)

В 2013 году “Адаптация” выпустила альбом-трибьют из песен Шатова “Передвижные Хиросимы”, а в 2015 году свой альбом-трибьют выпустил “Ожог”. Он называется “Лазарь (Трибьют Вячеслава Шатова)” и нравится мне намного больше, чем творение Ермена сотоварищи.

обложка альбома-трибьюта Адаптация - "Передвижные Хиросимы"
обложка альбома-трибьюта Адаптация – “Передвижные Хиросимы”
Обложка альбома-трибьюта Ожог- "Лазарь (Трибьют Вячеслава Шатова)"
Обложка альбома-трибьюта Ожог- “Лазарь (Трибьют Вячеслава Шатова)”

Я со своей группой “ГРОМ” (пока она существовала) также регулярно исполнял 5 шатовских вещей – “Ганстерское солнце”, “Никаких перспектив”, “Город”, “Орхидеи (Странные цветы)” и “Интернационал”.

Дискография:

группой не выпущено ни одного альбома, большое распространение получили 9 концертных записей:

1990 – Передвижная Хиросима – LIVE (24.03.1990, ДК ТЭМЗ, Томск)
1991 – Передвижная Хиросима – ДК ТЭМЗ
1993 – Передвижные Хиросимы – Чудеса Передвижных Хиросим в Томске (актовый зал ТГПИ, 03.12.1993)
1994 – Передвижные Хиросимы – Live
1994 – Передвижные Хиросимы – Live (15.10.1994)
1994 – Передвижные Хиросимы Концерт в клубе МАЯК (30.04.1994) (также издавалась как “Живьём”)
1994 – Передвижные Хиросимы – Концерт в Хобби-Центре (также издавалась как “Живьём в “Хобби-Центре”)
1994 – Передвижные Хиросимы – Север
1994 – Передвижные Хиросимы – Хобби Центр
Также Вячеславом Шатовым с другими своими проектами записаны:
1995 – Ноль Пикет – Рок во время чумы (студийная запись)
1997 – Шатов и Кукушки (сборник студийных и концертных  записей)

При подготовке материала использована статья газеты “Красное Знамя” (г.Томск).

Фото взяты из открытых источников.

Материал подготовил  Евгений Бунтов

Послушать записи группы “Передвижные Хиросимы” можно по ссылке – https://vk.com/lrusskijpok?w=wall-74739005_11449 в социальной сети ВКонтакте в группе портала “Рок в кадре и не только”