Группа АВТОГРАФ во многом уникальна. В её биографии часто фигурирует эпитет “первый”, что не случайно: первое же крупное публичное появление этой группы – на сцене фестиваля “Весенние Ритмы” – принесло ей звание лауреатов и внимание меломанов всей страны. Одной из первых она перешла из подполья на легальные рельсы, ощутив на себе и все плюсы, и минусы этого шага, но преодолев косность идеологической машины (а иногда с умом используя её) и добившись признания на родине, первой вырвалась в Европу, а потом и Северную Америку, вершиной чего стало участие во всемирной акции “Live Aid”. И всё это – исполняя сложный для восприятия, но виртуозный арт-рок, верность которому АВТОГРАФ хранил всю свою жизнь.
Кто-то скажет “Ну какой же это андеграунд? Самый что ни на есть мейнстрим”. С одной стороны да, но с другой – спросите любого подростка, увлекающегося рок-музыкой “Знаешь ли ты группу “Автограф”?”. Уверен, утвердительно ответят человека 2-3 из тысячи, и то – это в лучшем случае. Что уж говорить о более широкой аудитории. Когда в топе дичайший АДЪ а-ля Элджей, Моргенштерн и Даня Милохин (прости, Господи, за упоминание этих представителей продуктов жизнедеятельности организма), почти все СМИ заняты гнусавым типа рэпачком ( не рэпом именно, а “типа рэпачком”), а рок на ТВ если и показывают, то, дай Бог, раз в пару-тройку недель. Рок-радио (“Наше Радио”, “Своё Радио” и т.д.) АВТОГРАФ ни разу не ставили в эфир, хотя группа была одной из основополагающих в советском роке. Так что да, в нынешней ситуации, АВТОГРАФ – самый натуральный андеграунд.
Он возник 4 мая 1979 года на обломках культовой московской группы ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО, выросшей, в свою очередь из школьной группы САДКО, которую десятью годами раньше собрали увлечённые рок-музыкой подростки Игорь Окуджава и Анатолий “Крис” Кельми. Немного позже в их компанию влился недоучившийся скрипач и начинающий гитарист Александр Ситковецкий. Он родился 5 апреля 1955 в Москве, рос в семье, давшей ряд известных музыкантов академической школы. Возможно, из юношеского чувства противоречия отказался от семейных традиций и, бросив скрипку, дворовым методом овладел гитарой.
Молодой Ситковецкий
С его приходом САДКО превратился в АЭРОПОРТ, а летом 1972 – в подарок от старшего товарища, гитариста Володи Рацкевича – получил имя ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО. Поначалу ничем не выделяясь из сотен самодеятельных групп, они шли вперёд, интуитивно находя в пёстром мире современной музыки свою дорогу, и к 1976 ворвались в авангард московской рок-сцены, создав своего рода музыкальный театр, в котором использовали свет, пиротехнику, декорации и костюмы, чем не мог похвалиться больше никто.
Три года ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО правило свой бал, но избыток ярких личностей, у каждой из которых были свои амбиции, завёл группу в тупик. В мае 1979 его участники решили расстаться. Тогда же Ситковецкий, уже признанный одним из лучших гитаристов столицы, сочинявший интересную музыку и ясно сознававший, что хочет делать на сцене, начал искать единомышленников. Из коллег по ЛЕТУ приглашение в неё получили лишь звукорежиссёр Леонид Лебедев и инженер по свету Александр Зайгерман.
У меня было желание продолжать музыкальную деятельность, – рассказывал позже гитарист, – было много музыки, не реализованной в ВИСОКОСНОМ ЛЕТЕ, были кое-какие инструменты. И я начал подбирать музыкантов для новой группы. А. Ситковецкий.
Как ни странно, первым в её рядах появился барабанщик, 17-летний студент Консерватории Андрей Моргунов. Следом пришёл его приятель, учившийся по классу фагота в Гнесинке, а потом Консерватории Леонид Гуткин (р.13.10.61 в Москве) – он параллельно осваивал бас-гитару и отметился в финальном составе КУЗНЕЦКОГО МОСТА.
В «Автограф» я попал, в общем–то, случайно. Дело в том, что в музыкальном училище преподавала жена лидера «Автографа» гитариста Александра Ситковецкого. И когда его группа «Високосное лето» прекратила свое существование, барабанщик Валера Ефремов и басист Саша Кутиков ушли в «Машину времени» — был объявлен набор музыкантов в новую команду Ситковецкого. И мой приятель, барабанщик Андрей Моргунов, который, к сожалению, не остался в «Автографе», устроил мне аудиенцию. Она напоминала скорее дружеское собеседование и происходила дома у Саши. Мы просто пообщались, поджемовали, и мне был вынесен вердикт: подхожу. Л. Гуткин.
Молодой Гуткин
Лёня Лебедев, в свою очередь, привёл клавишника. Леонид Макаревич (р.29.06.53 в Москве) к тому времени окончил Консерваторию, причём, с красным дипломом и года три работал в оркестре.
Молодой Л.Макаревич
В июне Моргунов устроился в оркестр Гостелерадио и пропал. Позднее он играл в бэк-группах Юрия Антонова и Кати Суржиковой, а в 1985 собрал свою НОВУЮ КОЛЛЕКЦИЮ. За барабанами сменилось ещё несколько лиц, пока там не утвердился Владимир Якушенко (р.6.10.60 в Москве), сын джазового пианиста Игоря Якушенко, тоже выпускник Гнесинки и коллега Гуткина по КУЗНЕЦКОМУ МОСТУ. Он учился в институте иностранных языков им. Мориса Тореза, думая стать переводчиком, но в группу вписался.
Единственной проблемой оставался вокал – возможностей Ситковецкого для его же музыки явно не хватало. Дело решил случай. Осенью, отгуляв лето на юге, в группу влился покуда не нашедший себя Крис Кельми (р.21.04.55 в Москве), клавишные, вокал. С его подачи у микрофона появился ещё один филолог-переводчик, аспирант Сергей Брутян (р.22.05.55 в Москве). Особого опыта он не имел, но с юных лет поигрывал и пел в студенческих группах.Эти изменения привели к тому, что «Автограф» стал одной из немногих рок-групп в конце 70-х, в составе которой были музыканты высокого профессионального уровня, да ещё с музыкальным образованием. К примеру, Александр Ситковецкий выпускник музыкального училища им. Гнесиных по классу гитары, Леонид Макаревич закончил Московскую консерваторию. Больше всего впечатляет “послужной список” Леонида Гуткина: музыкальная школа при консерватории по классу фортепиано, училище при консерватории по классу(!) фагота, консерватория по классу того же фагота. Что самое интересное, Гуткин стал мощной ритм-секцией группы (вместе с Якушенко), виртуозно играя на бас-гитаре! Взяв имя АВТОГРАФ, они переехали в актовый зал Главмосремонта и начали репетировать, покуда не рискуя выйти на люди. С текстами им помогала Маргарита Пушкина, сочинявшая их и для ВИСОКОСНОГО ЛЕТА.
Молодой Брутян
Через полгода репетиций, еще не дав ни одного концерта (если быть точным, то до Тбилиси АВТОГРАФ пару раз отыграл на танцах, тем самым расплачиваясь за аренду зала, а накануне отъезда в Грузию, 28 февраля, устроил сэйшен в ЦНИИС, где опробовал свой звук и свет. В его техническую секцию влились Юрий Фишкин (звук) и Юрий Цурков (свет)), ансамбль был приглашен на престижнейший рок-фестиваль в Грузии.От Москвы им занимался журналист Артём Троицкий, который на свой страх и риск пригласил туда уже популярную в андерграунде МАШИНУ ВРЕМЕНИ, матёрых блюзменов УДАЧНОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ и “тёмную лошадку” – АВТОГРАФ. И не ошибся.
В срочном порядке мы начинаем готовить специальную программу для фестиваля. Надо сказать, что опыта работы на сцене, кроме нас с Крисом, никто не имел. И можно представить наше волнение перед столь важным испытанием. Мы должны были выступать на одной сцене с профессиональными и лучшими любительскими коллективами со всей страны. А. Ситковецкий
Автограф.1980
Фестиваль проходит с 8 по 16 марта 1980 г. в Тбилиси и «Автограф» получил вторую премию, а также специальные призы за лучшую музыкальную композицию («Ирландия. Ольстер»). Визитной карточкой группы на долго оставалась безымянная увертюра, названная спустя два года «Пристегните ремни безопасности». Коллектив в одночасье стал известен всему Союзу, ими заинтересовались журналисты.
Если «Машина времени» и «Магнетик бэнд» только укрепили свои лидирующие позиции, то о нас сразу же узнали. Появились информация в прессе, записи на телевидении, радио. Для шестерых самодеятельных музыкантов это было нечто новое… Жизнь рассудила все сама, все расставила на свои места – мы стали задумываться о переходе на профессиональную сцену и одновременно начали получать приглашения на работу от концертных организаций. А. Ситковецкий
Сразу после конкурса фирмой «Мелодия» был выпущен первый авторский миньон группы. Летом 1980 года из группы ушли: К. Кельми в театр имени Ленинского комсомола, где из обломков группы «Виктория» он, реализуя собственные планы, создал свое «Рок-ателье» (к тому же два клавишника – это очень много для рок-коллектива) и решивший продолжать учебу в институте В. Якушенко, место которого занял дебютант Виктор Михалин. Успех на тбилисском рок-фестивале сделал имя «Автографа» известным по всей стране, а короткая олимпийская оттепель в политике Министерства культуры позволила группе, практически не меняя репертуара, перейти на профессиональные рельсы, став первой рок-группой, с которой заключил трудовое соглашение Москонцерт.
Это было похоже на чудо – к тому времени в этой организации не было ни одной рок-группы. Я рад тому, что руководство Москонцерта пошло нам навстречу… А. Ситковецкий
Открыв 9 марта на пару с MAGNETIC BAND программу фестиваля в Гори, 12 он выступил на его основной площадке в Большом концертом зале и произвёл как на публику, так и на жюри сильное впечатление: изощрённый инструментал, продуманные аранжировки, безупречный вокал и, прежде всего, впечатляющая музыка – ничего подобного на фестивале не было ни у кого, хотя по духу к АВТОГРАФУ тяготели николаевский ДИАЛОГ и ВТОРАЯ ПОЛОВИНА из Крыма.
И ДИАЛОГ, и АВТОГРАФ стали лауреатами. Последний получил ещё и призы за Лучшую политическую песню и Лучшую музыкальную композицию фестиваля – таковой была признана “Ирландия. Ольстер”. Её, а также “Блюз Каприз” и пьесу “Пристегните ремни безопасности” удалось прямо тогда же записать на тбилисской студии фирмы “Мелодия”.
Успех в Тбилиси сделал группе имя, но поначалу это никак не отразилось на её положении: она так и играла на полулегальных концертах и танцах, записывалась, но и только. Весной её покинул Кельми: отработав летний сезон на Черном море, он объединился с обломками ВИКТОРИИ в новую группу, которая устроилась в Ленком и получила имя РОК-АТЕЛЬЕ.
Осенью 1980 режиссёр Леонид Квинихидзе, известный мастер киномюзикла, привлёк АВТОГРАФ к работе над своей очередной лентой “Шляпа” по повести Виктории Токаревой “Ехал грека”. Музыканты записали её саундтрек и даже мелькнули в кадре, а их “Блюз Каприз” спела Ирина Отиева.
Вскоре после этого группу приняли на работу в Москонцерт. Проблему трудоустройства это решило, но вызвало к жизни новые. Не собиравшийся на эстраду Якушенко решил уйти и продолжить образование. Его место занял Виктор Михалин (р.10.06.56 в Москве). Он вырос в семье цирковых артистов, окончил дирижёрско-хоровое отделение Мерзляковки, работал с Утёсовым, в других оркестрах и джаз-трио Игоря Якушенко! Дебют Михалина состоялся в мае-июне 1981 на первых легальных концертах АВТОГРАФА дома и гастролях в Свердловске.
Молодой Михалин
Как ни странно, но оказалось, что руководитель группы – единственный, у кого нет специального образования, тогда как Москонцерт требовал наличия оного, поэтому Ситковецкий, ничтоже сумняшеся, сразу же подал документы в училище им. Гнесиных, которое окончил в 1985.
Летом “Мелодия”, наконец, выпустила миньон с тремя записанными в Тбилиси номерами. Оформление было скудным, но на его обложке едва ли не впервые появилось словосочетание “рок-группа”. На протяжение следующих пяти лет все заводы фирмы допечатывали тираж не менее двадцати пяти раз! Журнал “Клуб и художественная самодеятельность” посвятил группе большую статью, дополненную гибкой пластинкой, на которой представлена “нарезка” инструментальных фрагментов двух композиций – “Ливень” и “Пристегните ремни”. Это было первое и единственное официальное издание “Ливня”. Группа записывала свои новые работы, но пока только в стол.
4-5 марта АВТОГРАФ дал два больших концерта в Лужниках, а в апреле с ним последний раз пел решивший вернуться к диссертации Брутян. Найти нового певца оказалось проще, чем барабанщика: уже в мае у микрофона появился Артур Михеев (р.24.05.62 в Харькове), за плечами у которого были группы КОНТИНЕНТ, ВОЛШЕБНЫЕ СУМЕРКИ и училище им. Гнесиных. Пару лет спустя он взял сценический псевдоним Беркут, под которым и добился известности. С текстами группе, помимо Риты Пушкиной, помогал Борис Баркас.
Молодой Беркут в составе КОНТИНЕНТА
В том же году на экраны страны выходит лирическая комедия «Шляпа» режиссера Леонида Квинихидзе с Ириной Мирошниченко, Людмилой Савельевой и Риммой Марковой в главных ролях, специально для которой «Автограф» написал песню «Монолог». Эта песня, с воодушевлением встреченная молодёжью, студенчеством, подвергается серьёзному разбору работниками фирмы «Мелодия» и Министерства культуры как “произведение с нездоровым настроением”. Всё настойчивее звучат призывы вернутся к бесконфликтной любовной лирике. Начало восьмидесятых было “золотым временем” для «Автографа». Коллектив становится суперпопулярным и активно гастролирует по всему Советскому Союзу, приносит государству многомиллионную прибыль. И вместе с тем, худсовет официальной фирмы грамзаписи «Мелодия» усматривает в композициях группы двойное дно, категорически отказывается выпускать виниловые пластинки группы.
У нас была готовая программа, мы открывали для себя многие города Советского Союза, все было замечательно. А. Ситковецкий
Легальный статус предполагал участие в разного рода официозных акциях, поэтому в марте 1983 АВТОГРАФ отметился на VII Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, заняв второе место с “Реквиемом памяти Джона Леннона” и парафразом на тему музыки Георгия Свиридова к фильму “Время, вперёд!” Примерно тогда же где-то в верхах было решено избрать АВТОГРАФ и ДИАЛОГ как музыкально состоятельные и условно нейтральные по текстам группы в качестве образцов советской культуры на мировом музыкальном рынке.
В музыкальном отношении начальный период «Автографа» отличается развитием принципов «Високосного лета» – сложные инструментальные части композиций , изобилие музыкальных тем , не получающих окончательного развития и исчезающих, едва появившись. Группа выкристаллизовывает свой поэтический почерк, вызывающий серьёзные нарекания тех, кто высказывался за обязательность максимального приближения песенных текстов к советской действительности. По свидетельству доброжелательно настроенных представителей прессы, именно в начале 80-х группе удаётся достичь органического слияния музыки и слова, успехом у слушателей пользовались его песни «Ливень», «Блюз Каприз», пьеса «Марсианские хроники» и один из главных хитов тех лет «Ирландия. Ольстер». Исполняя оригинальный “академический” арт-рок, «Автограф» пошел по пути «King Crimson» и «Procol Harum», заключив творческий союз с М. Пушкиной – профессиональной поэтессой и автором текстов (ранее сотрудничавшей с «Високосным летом»), сумевшей точно подобрать необходимую музыкантам авторскую интонацию, создать интегрированный образ личности, от лица которой велось повествование, тем самым многократно усилив художественную ценность музыкального материала. В условиях дефицита на рок-музыку, полу запрета на нее, «Автограф» был кумиром, который наряду с «Машиной времени» действовали официально.
Автограф. Первая половина 1980-х
В 1983 году, когда для рок-музыкантов началось “закручивание гаек”, группа, чтобы избежать идеологического прессинга, решилась на отчаянный шаг – принять участие в VII Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Получив вторую премию, музыканты могли потом “прикрываться” ею как пропуском на большую сцену. То был год борьбы за выживание группы. С другой стороны звание лауреатов конкурса открыло перед ними двери “железного занавеса”, и «Автограф» отпустили на первые зарубежные гастроли – сначала, как водится, в Болгарию. Поначалу двухнедельное турне шло вяло, залы были полупустые, но под конец гастролей ситуация изменилась к лучшему: группой заинтересовалась публика, появились представители прессы и телевидения. Для болгар было настоящим открытием, что в Советском Союзе существует рок-музыка.
В июне 1983 года ансамбль с большим успехом завершил свое первое зарубежное турне по Болгарии, где в качестве почетного гостя участвовал в гала-концертах фестиваля «Золотой Орфей» и был отмечен прессой (композиция «Ирландия. Ольстер» была признана лучшей антивоенной песней). Потом были концерты и телесъемки в ГДР и опять в Болгарии, Венгрии и Чехословакии.
Становление «Автографа» приходится на нелёгкие для советского рока годы. Поток запрещающих инструкций и жёсткий отбор специальными комиссиями оказывают влияние на идеологию их творчества. Тем не менее именно в это время происходит шлифовка стилистического языка, в экспериментах с сочетаниями различных ритмических интонаций сказывается владение колоссальным объёмом музыкальной информации (от классики конца XVII века до элементов классического джаза, джаз-рока, фанка и рэггей). «Автограф» заявляет о себе как группа, играющая арт-рок, музыкально сложный, но более безопасный в социальном смысле. «Реквием памяти Джона Леннона», по сути, становится реквиемом по временам единения музыки и слова, отголоском ранее написанного “високосниками” «Реквиема по растоптанной землянике в августе».
Автограф. Первая половина 1980-х
Внезапное окончание периода либерализма, – отмечал Андрей Бурлака, – поставило «Автограф» и других представителей бывшего андерграунда, легализовавшихся при тех или иных государственных концертных организациях, в сложное положение: бдительная цензура существенно ограничила их репертуар, возможность гастролировать сошла на нет, а единственным произведением «Автографа», продолжавшим звучать по радио, оказалась арт-роковая интерпретация оркестровой сюиты Георгия Свиридова «Время, вперед!».
Осенью в зале “Дружба” группа представила новую программу, сделанную в расчёте на новый состав и стилистически более разнообразную. В неё вошли песни “В мастерской”, “Размышления”, “Длинная дистанция”, “Добрый день”, “Истина”, “Старый город”, “Мода” и инструментал “Время, вперед!”. Тогда же пульт покинул Лебедев, и в звукорежиссёрах остался Фишкин.
Под конец года АВТОГРАФ посетил ГДР, в Магдебурге снялся для новогодней музыкальной программы “Rund”, совершил короткое турне, а потом опять оказался в Болгарии, где телевидение отсняло и показало часовой концерт группы.
Несмотря на то, что она неплохо показала себя на выезде, “Мелодия” не спешила выполнять обязательства – запись обещанного гиганта затягивалась. Пассивности фирмы противостоял активный магнитоиздат. По стране ходили альбом “Автограф”, запись из концертного зала “Октябрь” и другие наборы разрозненных треков.
Автограф.Середина 1980-х
Понимая, что это единственная возможность быть услышанной всей страной, в январе 1984 группа записала в тонстудии “Мосфильма” фактически свой первый студийный альбом (звукорежиссёр Владимир Виноградов), ушедший в магнитоиздат как “Автограф 2”. Он опирался на её осеннюю программу с лёгкими изменениями и дополнениями. Издать его на фирме «Мелодия» не представлялось возможным, в результате он распространился по стране, как магнитоальбом.
Весной группа гастролировала по стране, а в июле проехалась по Венгрии с местной PANDORA’S BOX. В ноябре в рамках месячника чехословацко-советской дружбы АВТОГРАФ дал двадцать концертов в Чехословакии, включая Прагу и Братиславу.
Под Новый Год, с 25 по 30 декабря, группа выступала на Малой спортивной арене Лужников. Это было время гонки на лафетах, когда из жизни один за другим уходили кремлёвские старцы, а советская идеологическая машина из последних сил давила на ржавые тормоза. Музыкантам не позволяли исполнять собственные песни, в Москве были запрещены все рок-концерты, и даже ВИА распускали. Правда, АВТОГРАФ эта чаша минула: комиссия Минкульта их не запретила, ограничившись рекомендациями по громкости и имиджу.
И всё же когда летом 1985 по инициативе Боба Гелдофа и Миджа Юра ведущие поп-музыканты мира объединились на фестивале “Live Aid”, чтобы помочь голодающей Эфиопии, советское правительство сочло своим долгом отметиться в громкой акции. Ни на стадион им. Кеннеди в Филадельфии, ни на “Уэмбли” в Лондоне АВТОГРАФ не попал, но в середине дня 13 июля вышел в эфир через спутник, где-то между Стингом и Сантаной, исполнив своё “Головокружение” и написанный к случаю номер “Нам нужен мир”. Представлял его Владимир Познер. Аудитория трансляции “Live Aid” составила больше двух миллиардов человек, но советских людей среди них не было.
Когда в три часа дня включили огромный телеэкран в Останкинской студии, и мы увидели огромную сцену и битком, набитый стадион «Уэмбли», мне стало, честно говоря, не по себе. Я осознал, что через три часа придется выходить через спутник “живьем” в эфир, на аудиторию, которая насчитывает два миллиарда человек. Трансляция шла на весь мир! Быстро отобрали две песни из нашего репертуара. Без нескольких минут шесть Лондон дал “добро”, и мы заиграли. Вначале что-то не ладилось с телесвязью, но вдруг мы видим себя на огромном экране, установленном на «Уэмбли». Мне это только придало силы, и тогда я до конца понял, что происходит… Мы выложились, как могли. А. Ситковецкий
В СССР были свои погремушки: в июле-августе Москва принимала гостей XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. АВТОГРАФ был представлен в его культурной программе. В августе 1985 фирма “Мелодия”, наконец, вспомнила об обещанной пластинке. По осени Андрей Ветр собрал получасовой альбом из записанных в разное время на разных студиях треков “S.O.S”, “Реквием”, “Истина”, “Монолог” и “Нам нужен мир” – текст последней принадлежал перу поэта-песенника Наума Олева, известного безыскусной эстрадной лирикой. Он, однако, оказался глубже, нежели можно было ожидать, продолжив работу с АВТОГРАФОМ в его новой честолюбивой работе, песенной сюите “Век N 20”.
Она была, по сути дела, демонстрацией возможностей музыкантов во всей их красе: виртуозные клавишные пассажи Макаревича, соло Гуткина на басу и фаготе, изящные партии Ситковецкого, парящий над музыкой голос Беркута. Он же играл на саксофоне. Для широкой аудитории работа была чересчур сложной, а записать её тогда, увы, не удалось.
К конце бурного 1985 новую серию “Мелодии” “По Вашим письмам” – это были миньоны на 45 об/мин – открыла пластинка АВТОГРАФА с песнями “Истина” и “Монолог”. Тогда же группу по личным причинам на время покинул Михалин (он не только барабанил, но и сочинял тексты). Место за барабанами занял блестящий Алексей Гагарин: он стартовал в любительском, но наделавшем шума ДИССОНАНСЕ, а тогда играл джаз с АЛЛЕГРО Николая Левиновского.
Автограф 1986
В апреле 1986 многострадальный дебют группы (из-за цвета обложки он был известен как “чёрный альбом” ещё до КИНО) был-таки отпечатан в виниле и моментально разлетелся по стране. За следующие три года он многократно допечатывался, достигнув в общей сложности тиража в 700.000 экземпляров. Ободрённый тем, что дела сдвинулись с мёртвой точки, в апреле АВТОГРАФ совершил второй тур по Болгарии. После этого Гагарин ушёл в АРСЕНАЛ, а за барабаны вернулся Михалин.
Между тем, заявленная покуда лишь на словах Перестройка начала давать свои плоды.
В том же году ансамбль участвовал в съемках передачи «Песня-85». Руководство Госконцерта, поняв, что на рок-музыкантах можно зарабатывать деньги, стало смелее отпускать их за границу. В июле 1986 группа впервые вырвалась за Железный Занавес: её пригласили на международный “Фестиваль друзей” в датском Копенгагене, где участвовали EMPIRE (Швеция), CAN CAN (Норвегия), LOCOMOTIV GT (Венгрия), а также местные GANGWAY, ELIZABETH и ROX. В конце лета АВТОГРАФ побывал в Австрии, выступив на празднике тамошней левой газеты “Volksstimmen”, в первой половине октября прокатился по Финляндии с тамошними звёздами, группой POPEDA, ещё раз снялся в программе “Rund” телевидения ГДР, после чего переместился в ФРГ и дал концерт в Гамбурге в рамках Форума против ядерной угрозы.
Прошли турне еще по нескольким странам. Труднее всего, по мнению участников, пришлось в Венгрии, а лучше всего встречали в Чехословакии. 30 мая 1986 года «Автограф» выступал на одной сцене с Михаилом Ульяновым, Аллой Пугачевой, Александром Градским, группами «Круиз» и «Браво» в концерте «Счет № 904», сбор от которого пошел в фонд помощи Чернобылю. В 1986 году на фирме «Мелодия» был издан первый диск-гигант «Автограф», составленный из лучших вещей двух магнитоальбомов. «Dream is over» – эти слова убитого члена «Битлз» можно было бы вынести эпиграфом на обложку первого диска группы, пролежавшего в ущерб репутации музыкантов несколько лет у редакторов фирмы «Мелодия» из-за нежелания авторов текстов изменить несколько строчек в песне «Монолог» и полностью переписать текст «Корабля». Имея профессиональный статус, за семь лет(!) музыканты выпустили лишь один виниловый сингл и несколько композиций в различных сборниках. Смешно сказать: штатная единица Москонцерта самостоятельно, (можно сказать – полулегально) записывает три магнитоальбома! (Кстати, ни один из них до сих пор не издан).
Автограф. Вторая половина 1980-х
В последовавшей за этим поездке по родному Уралу в АВТОГРАФЕ дебютировал ещё один новый участник, саксофонист и певец Сергей Мазаев (р.7.12.59 в Москве) – он окончил музучилище и экономический факультет МГУ, в армии служил в оркесте, с которым маршировал на парадах по Красной площади, а отслужив, играл в ВИА ЗДРАВСТВУЙ, ПЕСНЯ и группе МОСКВА
Ситковецкий, впрочем, внимательно следил за трендами мировой музыкальной мысли, но ориентируясь в этом более на западное полушарие. В октябре 1986 с подачи Мазаева в АВТОГРАФ был приглашён второй клавишник, программист и аранжировщик Руслан Валонен (р.1.06.61 в Новосибирске). Там же, в столице Сибири, он окончил музыкальную школу и консерваторию, но с юных лет был неравнодушен к электронной музыке и современным технологиям. Дебютировал Руслан в ФЕНИКСЕ, откуда перебрался в МОСКВУ, где встретился с Мазаевым. Его первой работой в группе, как раз, и стала запись песни “Мир в себе” с вокалом Мазая.
Второй клавишник был необходим группе как воздух, так как Леонид Макаревич был великолепным пианистом, а требовался знающий синтезаторщик, владеющий к тому же мастерством современных аранжировок. М. Пушкина
Автограф. Вторая половина 1980-х
Времена менялись. Осенью того же года рок-музыка, наконец, получила права гражданства, и на сцены страны хлынула пёстрая орда новых артистов. Были среди них и профессионалы из рядов бывших ВИА, и любители из рок-клубов, и просто отчаянные самородки. Одним из знамений нового времени стала мода на металл, но Ситковецкий не пошёл по линии наименьшего сопротивления, утяжеляя звучание группы – наоборот, сделал его более прозрачным за счёт элементов поп-харда, электроники и новой волны.
Важными для «Автографа» были гастроли на Западе – в Австрии, Дании, Финляндии, ФРГ и Канаде, где по достоинству оценили их музыкальный потенциал. В Северную Америку музыканты съездили в феврале 1987 г. – для участия в фестивале «Рандеву-87». По программе они должны были участвовать в двух гала-концертах, но интерес к “советским рок-музыкантам” был столь велик, что импресарио предложил им после этого дать сольный концерт в самом престижном зале Монреаля «Спектрум». Ансамбль ждал триумф, музыканты четыре раза “выходили на бис”. Группа получила очень благожелательную прессу. На следующий день «Автограф» выступил в рассчитанном на четырнадцать тысяч человек Дворце спорта «Колизей» в одной программе с канадской группой «Glass Tiger» – “которая тогда занимала первое место в хит-параде в Канаде и девятое – в США” – и ветеранами джаз-роковой сцены «Chicago».
Автограф. Вторая половина 1980-х
Мы были окрылены выступлением в «Спектруме». Пресса на следующий день была благосклонна. Весь наш концерт был для журналистов тоже в известной мере сенсацией. После первой же композиции зал взорвался, и так продолжалось до конца нашего выступления. Это был один из тех концертов, которые вспоминаешь потом всю жизнь. А. Ситковецкий
Весь апрель и половину мая 1987 группа провела в 45-дневном турне по Франции, в рамках которого выступила на популярном ежегодном фестивале “Printemps de Bourges”. Вторую половину мая АВТОГРАФ опять гастролировал в Чехословакии, где его принимали неожиданно тепло и доброжелательно. С
15 июня по 4 июля 1987 года в СССР прошел советско-американский “Поход за мир и ядерное разоружение” из Ленинграда в Москву, который завершился первым в истории Советского Союза совместным концертом с участием советских и американских музыкантов “Наш ход”, в США именуемый, как Rock ‘n’ Roll Summit. С советской стороны в концерте приняли участие: оркестр “Современник”, ансамбли “Русская песня”, “Русичи”, “Былина”, Лайма Вайкуле, Жанна Бичевская, Владимир Пресняков, фольклорные ансамбли под руководством Владимира Назарова и Дмитрия Покровского, рок-группа “Автограф”; с американской – Бонни Райтт, Джеймс Тэйлор, группы “Doobie Brothers” и “Santana”. Главная редакция программ для молодёжи ЦТ подготовила большой репортаж о концерте, который вышел в эфир несколько недель спустя, в США большой фильм “A Rock ‘n Roll Summit”, снятый во премя похода и концерта, был показал телеканалами Showtime и The Movie Channel 17 сентября 1987 года.
Автограф. 1987
В июле АВТОГРАФ и ДИАЛОГ выступили в лондонском зале “Hammersmith Odeon” на празднике радиостанции Capitol Radio. В августе Ситковецкий сотоварищи оказался на совсем уж далёком от канонов рока фестивале эстрадной песни в польском Сопоте, где был удостоен второго места, блеснул на гала-концерте и свёл знакомство с американским промоутером Мэри Бэйкер. Далее шли туры по Восточной Германии и Польше, но всё чаще бывая заграницей, обзаводясь там поклонниками и новыми творческими контактами, получая ободрительную прессу, группа всё дальше отрывалась от родных берегов: а там правили бал питерский, московский и сибирский андерграунд, металлисты, панки и новые романтики.
В августе «Автограф» удачно выступил на фестивале в польском городе Сопот, получив вторую премию конкурса, приз журналистов и приз радио и телевидения Польши. Там же в Сопоте «Автограф» знакомится с американской певицей Мэри Ди, исполнив вместе заключительную песню фестиваля. Благодаря стараниям менеждера Мэри Ди в Москву приезжает представитель американской компании «Capitol» и подписывает с «Автографом» контракт на пять лет.
Автограф. Конец 1980-х
Интересно, что на январских концертах 1988 в зале Рязанской филармонии выступление АВТОГРАФА предваряла НОВАЯ КОЛЛЕКЦИЯ его первого барабанщика Андрея Моргунова! Вслед за этим группа реализовала один из своих самых дерзких проектов: сольное турне по шести крупным городам США (Вашингтон, Нью-Йорк, Бостон, Лос-Анджелес, Сан-Диего и Аспен). Сенсаций не было, но и провалом оно не стало. В марте, по окончании турне, группа записала на студии “Trax” в Лос-Анжелесе свои песни “I Need You” и “I’ll Be Waiting”. Владельцем студии был экс-певец Майкл Макдональд (из THE REGENTS), а ручки на записи крутил Алан Рой Скотт, в прошлом штатный звукорежиссёр Motown Records, работавший со Стиви Уандером и THE TEMPTATIONS.
В то время, на пике популярности, группу сравнивали с «Genesis» и «Yes». Но затем, в первую очередь из-за ее академизма, о музыке «Автографа» отзывались уже более сдержанно. После 1986, когда легализация рока в СССР приняла массовый и необратимый характер, «Автографа» со своей виртуозной и технически безупречной, но морально устаревшей музыкой оказался в тени. Он все больше времени проводил за рубежом, но, в конечном счете, не сделал имени там и потерял его здесь.
В мае, после фестиваля “Ost-West” в пока ещё Западной Германии, группу, оставив ей в наследство изумительный “Разговор с Леонардо да Винчи”, покинул уставший от затяжных гастролей Леонид Макаревич. С музыкой он, однако, не расстался, став пианистом Эстрадно-симфонического оркестра Юрия Силантьева. Валонен остался единственным клавишником.
Автограф. Вторая половина 1980-х
До конца года АВТОГРАФ не вылезал с гастролей (Чехословакия, Польша, мини-тур по СССР в поддержку американской певицы Мэри Ди, завершившийся в Питере, вторая поездка по Штатам с записью в студии “Soundcastle” и, наконец, хаотичное, но полное ярких впечатлений турне по шести восточным штатам Индии), после чего, наконец, смог отдышаться дома и приступить к записи второго альбома для “Мелодии”. Звук коллектива трансформировался в профессионально сыгранный рафинированный AOR, в их репертуаре появилось больше баллад и лирических песен. Новая программа группы вышла в 1989 году на диске «Каменный край», который создавался в сотрудничестве с поэтом Сергеем Патрушевым и записывался в студии Московского Дворца молодежи со звукорежиссерами И. Замараевым и Р. Валоненом, а управляться с электроникой помог Иван Евдокимов, и в Лос-Анджелесе в студии «Тракс». Альбом продюсировали Руслан Валонен и «Автограф» с российской стороны и Аллен Рой Скотт и Майкл Макдональд – с американской.
Автограф. Конец 1980-х
Год 1989 начался с тура по стране на пару с набиравшей скорость АРИЕЙ. Весной группа сняла четыре клипа (“Я люблю”, “Казённый демон”, “Камень”, “Город”), побывала в Праге, Будапеште и Фрайбурге (ФРГ), где разделила сцену с Элвином Ли (TEN YEARS AFTER), а в июле появилась на легендарном фестивале в Ньюпорте (США), где её заметил Херб Коэн – культовая фигура американского шоу-бизнеса: он стоял у колыбели фолк-сцены Бостона 60-х, нашёл Тима Бакли, Тома Уэйтса и, конечно, Фрэнка Заппу, вместе с которым создал компании Straight, Bizarre и Discreet Records.
Как уже было сказано, в том же июле вышел альбом АВТОГРАФА “Каменный край”. Успехом он пользовался, но особого шума не произвёл, хотя заслуживал признания куда больше, нежели его предшественник.
Знакомство с Коэном вылилось в контракт, по которому уже в августе 1989 музыканты записали на студии “For The Records” десять песен (частью из “Каменного края”, частью новые). Тексты к ним сочинила певица Мередит Монк, а продюсером стал ветеран CBS Records Роберт Даффи (он записывал Скримин Джея Хокинса, Джорджа Дюка и многих других).
Автограф. Период “Каменного Края”
10 сентября АВТОГРАФ выступил на фестивале в швейцарском Берне в компании Кенни Роджерса и Удо Линденберга, после чего Мазаев и Михалин объявили о своём уходе. Первый влился в студийную группу КЛАСС, а уже через полгода собрал БРИЛЛИАНТОВУЮ РУКУ, из которой вырос МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС. Второй год отработал с певцом Андреем Мисиным, в 90-х играл в РЕЦИТАЛЕ, а позже стал продюсером.
Место Мазаева осталось вакантным, а за барабаны пришёл Сергей Криницын (р.3.02.56 в Норильске) – выпускник Гнесинки, он до этого работал с ВИА ОРИЗОНТ, ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ и АКВАРЕЛИ, аккомпанировал Кате Суржиковой, но пришёлся к месту. Его дебютом стала запись на “Мелодии” EP “Мир в себе” и короткое турне по Поволжью в январе-феврале 1990. К этому времени в группе накопились внутренние проблемы и разногласия, вследствии чего 20 февраля в Саранске, после своего 1333 концерта, АВТОГРАФ был распущен.
«Автограф» перестал существовать в 90 году, по причинам сугубо творческим. Мы записали, на мой взгляд, один из самых наших успешных альбомов «Каменный край», но в какой–то степени были изнурены работой над ним в течение трех лет. К тому времени группа существовала одиннадцать лет, и в какой–то момент мы просто почувствовали себя опустошенными и решили, что в ближайшем будущем вряд ли сможем записать что–то интереснее того, что мы сделали в последнем альбоме. Другое дело, что у нас и планов по прекращению деятельности группы не было, мы намеревались сделать перерыв в работе на несколько месяцев — от полгода до года, — чтобы каждый, кто, быть может, хотел реализовать собственный проект, реализовал бы его. Но в течение этого года произошли события, которые повлияли в какой–то степени на возможность дальнейшего воссоединения. Часть группы оказалась за границей; с распадом Союза проекты, которые музыканты «Автографа» намеривались осуществить в СССР, стали невозможны, и наоборот — сольные проекты отдельных участников группы разрослись до неимоверных размеров. Ну и так далее… Так что мы не расставались со скандалами, более того, мы все до сих пор дружим, перезваниваемся, выпадает возможность — встречаемся. Л.Гуткин
Как ни странно, страна этого не заметила – её волновали другие проблемы. Той же осенью Ситковецкий записал в МДМ дебютный альбом “Зелло” – цикл изящных инструментальных пьес с элементами этники, барокко и арт-рока. Вскоре после этого он отправился искать вдохновение в Штаты, где в итоге и поселился.
Летом “Мелодия” выпускает альбом “Каменный Край” на CD с 2 бонус-треками, а в октябре сингл “Мир в себе”.
В 1991 году на американской фирме «Бизар» был выпущен альбом группы «Tear Down The Border», в который вошла “часть заново записанного материала «Каменного края» и абсолютно новые песни”. Альбом продюсировали Роберт Даффи и Тед Бишоп. Его представил Артур Беркут с американскими музыкантами 11 сентября 1991 года в программе “Into The Night” на ABC.Через год Polystar издала альбом и в Японии
Гуткин и Беркут ещё в 1989 затеяли сайд-проект РОКОКО, который на время стал их основной группой. Пытаясь продвинуть его на мировом уровне, они тоже отправились за Океан, где расстались: Леонид с 1991 выступал там с группами WE и GARDEN OF JOY, а также открыл студию “Red Sunset”, куда позже влился Ситковецкий. В 1997 Гуткин вернулся в Россию и занялся записью, продюсированием и изданием музыки любых жанров.
В американской эпопее Беркута значатся группы SIBERIA, TSAR и ZOOOM. В 1997 он тоже пересёк Океан в обратном направлении и пел в группах ТРЕФ, МАСТЕР и МАВРИК. В октябре 2000 певец рискнул возродить громкое имя и свой прежний репертуар под вывеской АВТОГРАФ XXI, но бывшие коллеги его не поддержали, и он дал собранной ради этого группе имя БЕРКУТ. С 2002 по 2011 Артур пел в АРИИ, после чего вернулся к соло-карьере.
Руслан Валонен пару лет отработал с МЕГАПОЛИСОМ, а в 1993 отправился в США. Сначала в Лос-Анджелесе, а потом в Нью-Йорке он занимался студийной и сессионной работой, хотя в начале XXI века променял их на туристический бизнес.
Автограф 17.06.2021
Последний барабанщик АВТОГРАФА Сергей Криницын после его распада уехал в тур по Германии с экспортной группой LONEHEART, по возвращении домой отметился в РОК-АТЕЛЬЕ и ACTION, в смутных 90-х занимался торговлей, а с конца десятилетия барабанил в поп-группе БОЖЬЯ КОРОВКА, возрождённых ВИА ОРИЗОНТ, ПОЮЩИЕ СЕРДЦА и СИНЯЯ ПТИЦА. Звукорежиссёр Леонид Лебедев ещё в 1989 создал с Александром Кутиковым студию и лэйбл Sintez Records. Позже он занимался бизнесом, кино и даже политикой. Юрий Фишкин долго работал за пультом, а позже стал директором АРИИ.
Первый вокалист группы Сергей Брутян десять лет отработал в Институте государства и права при Академии наук, читал лекции в России и Европе, в 2002 окончил Академию адвокатуры, но с музыкой окончательно не порвал, записав с помощью друзей (включая Ситковецкого и Михалина) сольный англоязычный альбом “Dreams Through The Years” (1992).
Весьма скудная при жизни дискография АВТОГРАФА на родине с 90-х начала расти. Летом 1996 компания RDM собрала в альбом “Автограф-1” все ранние записи группы с вокалом Брутяна. К десятилетию со времени выхода пираты переиздали “Каменный край” и “Мир в себе” как альбом “Город”, а в 2001 знаменитый изданием сокровищ мирового прог-рока французский лэйбл Musea официально выпустил его в Европе как “Stone Land”.
Долгое время бывшие участники группы работали порознь, хотя продолжали общаться, обмениваясь новостями. После долгого перерыва они первый раз собрались вместе в октябре 2002 года в “Ритм-энд-Блюз Кафэ”на дне рождении Гуткина. Так на пару часов объединились виновник торжества, Ситковецкий, Якушенко и Брутян.
И всё же старая магия ещё работала – в декабре 2004 АВТОГРАФ воссоединился в своём “золотом” составе: Ситковецкий, Гуткин, Макаревич, Беркут, Михалин. Короткий тур (Ростов-на-Дону, Волгоград, Самара, Минск) был завершён 23 июня 2005 концертом в СК “Олимпийский” (Москва), где на сцену вышли также Мазаев, Брутян и Кельми.
Автограф 2005
По мотивам события был выпущен двойной альбом “25 лет спустя” (2005) и сингл с новой редакцией песни Ситковецкого на стихи Баркаса “Корабль”, а также видео к ней – именно её АВТОГРАФ ещё в 1979 зафиксировал на своей первой сессии звукозаписи. Три года спустя фирма “Никитин” переиздала диски альбома порознь.
1 сентября 2012 в рамках фестиваля “Легенды русского рока” АВТОГРАФ дал полновесный концерт в Зелёном театре ЦПКиО Москвы. Ещё одни встреча его участников (правда, без Ситковецкого) состоялась 7 декабря 2018 на дне рождения Сергея Мазаева в Театре мюзикла.
Что же до дискографии, то на Украине вышла компиляция “Группа Автограф” (2008) из студийных записей “Мелодии”, инди-лэйбл Abyss переиздал первую пластинку (“Головокружение”) и концерт 1983 (“Старинная игра”) (2010), а Ситковецкий в Интернете сделал достоянием публики “Век N 20” (2014) и “Американские демо ленты” (2016). Летом 2020 появилась информация, что разбросанные по миру участники АВТОГРАФА работают над новым альбомом – благо, интернет это позволяет.
Автограф 17.06.2021
23 декабря 2020 года состоялся интернет-релиз песни “Храни”. 26 декабря был подписан контракт с лейблом VG Music на дистрибьюцию всего аудио и видео материала группы.
17 июня 2021 года состоялся реюнион-концерт «Автографа» в театре «Градский-холл» в Москве. Группа отыграла в составе Гуткин-Л.Макаревич-Михалин-Беркут. В качестве гостей участвовали в концерте Мазаев, а также Александр и Никита Поздняковы (Roxx Brothers) – творческий путь братьев включает группу Black Rocks, участие в мюзиклах А. Рыбникова, шоу «Голос». Они заменили лидера и гитариста группы Александра Ситковецкого. С начала 90-х он живёт и работает в Америке, и возможностей для приезда в Россию, тем более в разгар очередной волны коронавируса, у него не нашлось. А в качестве дополнения к рок-составу были заявлены струнная и духовая секции. Осенью обещаны новые концерты.
Автограф 17.06.2021.
Дискография
Как и у многих советских групп, официальная дискография “Автографа” включает в себя издания фирмы “Мелодия”, имеющие хорошее качество записи и большой тираж, и самоизатовские записи – хуже качеством, но лучше содержанием.
Студийные альбомы
1984 — «Автограф-2» (он же “Рок-группа «Автограф»”)
1986 — «Автограф»
1989 — «Каменный край» (На CD выпущен в 1990 году, переиздан с ремастерингом в 2005 на CD, на LP переиздан с ремастерингом в 2013 году)
1991 — «Tear Down the Border»
1996 — «Автограф-1» (записи 1980—1982)
Статья подготовлена Евгением Бунтовым. При подготовке статьи использованы материалы официального сайта группы – http://avtograf.com.ru/ , статья А.П.Бурлаки о группе (за что ему огромное спасибо), материалы биографа группы Всеволода Баронина (за что ему огромное спасибо).
Фотографии взяты из открытых источников в сети Internet, Часть из них неустановленного авторства, часть – авторства Анатолия Азанова, часть – авторства Владимира Миловидова (InRock).
Официальное сообщество группы в социальной сети ВКонтакте – .
Послушать композиции группы можно здесь – и в анонсе данной статьи.