Группа (или как она позиционировала себя на заре своей карьеры, команда) АЛЬФА была одним из наиболее ярких и самобытных феноменов отечественной музыки на протяжении большей части 80-х, исполняя собственный материал в диапазоне от хард-рока до эстрады и от новой волны до рэггей. Создателем и ведущей творческой единицей АЛЬФЫ был одарённый музыкант, интересный мелодист и певец Сергей Сарычев.
Сарычев родился 26 апреля 1958 в городе Волжский Волгоградской области, интерес к музыке унаследовал от родителей (отец немного играл на баяне, а мать на гитаре) и одновременно с общеобразовательной школой №21 был принят в музыкальную, где осваивал дирижирование, баян и пел в хоре мальчиков при дворце культуры “Волгоградгидростроя”. Подростком он слушал записи DEEP PURPLE, BLACK SABBATH, а позднее PINK FLOYD, LED ZEPPELIN, AC/DC и, разумеется, битлов. Осенью 1973 Сергей собрал из одноклассников группу ШКОЛЬНЫЕ ДНИ, которая исполняла на три голоса хиты ВЕСЁЛЫХ РЕБЯТ и САМОЦВЕТОВ, использовала самолично спаянные им динамики и ревербератор (сделанный, кстати, на базе катушечного магнитофона “Альфа”), а полгода спустя заняла первое место на конкурсе школьных ВИА.

С пятнадцати лет Сарычев играл на бас-гитаре в волгоградском ресторане “Южный”, в двадцать стал участником ВИА ВОЛГАРИ Волгоградской филармонии, а ещё через год (1980) был приглашён в ВИА ШЕСТЕРО МОЛОДЫХ от Саратовской филармонии, где пел несколько песен на английском, в т.ч. Bahama Mama из репертуара BONEY M!

Поворотным пунктом стало для Сергея знакомство осенью 1980 на гастролях в Одессе с ВИА МОЛОДЫЕ ГОЛОСА. Он был сразу завербован их худруком Матвеем Аничкиным в качестве клавишника и принял деятельное участие в превращении заурядных МОЛОДЫХ ГОЛОСОВ в легендарный ныне КРУИЗ. Более того, его песня “Крутится волчок” (текст которой был доработан другими членами группы) стала одной из его первых визитных карточек и дала имя дебютному альбому КРУИЗА, записанному, фактически, ещё МОЛОДЫМИ ГОЛОСАМИ.

Далее были триумфальные гастроли по всей стране и второй альбом КРУИЗА “Послушай, человек” (1982), на котором Сарычев был представлен уже двумя номерами (“Кошмарный сон” и “Упрёков лёд”), но самому ему становилось всё теснее в рамках группы, однозначно сделавшей ставку на тяжёлый рок. Кроме того, если в начале 80-х отношение властей к року было довольно терпимым, то пару лет спустя гайки снова начали закручивать, и у КРУИЗА начались проблемы.
Весной 1982 Сарычев пару месяцев концертировал с МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ, заменяя ушёдшего с Ованесом Мелик-Пашаевым Петра Подгородецкого, той же осенью окончательно ушёл из КРУИЗА и уволился из Тамбовской филармонии. Ещё пару месяцев он мотался по стране в рядах САМОЦВЕТОВ, а в январе 1983 собрал собственную группу, которая и получила имя АЛЬФА. Также Сарычев зарегистрировал в ВААП название “Альфа” как свой творческий псевдоним.

В её состав вошли два участника самодеятельной группы ВОЛШЕБНЫЕ СУМЕРКИ, Владимир Холстинин, гитара, и Виталий Дубинин, бас, а барабанщиком стал Сергей Сафонов из РУБИНОВОЙ АТАКИ. Место для репетиций они отыскали в актовом зале Министерства иностранных дел, где имелся комплект фирменной аппаратуры “Dynaccord”, заведовал которым бывший техник МАШИНЫ ВРЕМЕНИ Владимир Мусин. Готовя программу для устройства в филармонию, музыканты записывали репетиции, и в один прекрасный день были порядком удивлены, услышав свои песни из чужого магнитофона: оказалось, практичный Мусин скомпоновал из репетиционных записей полновесный альбом и запустил его в народ!
Альбом включал такие ударные номера как “Московской озорной гуляка” на стихи Сергея Есенина, “Икра”, “Шторм”, “Театр”, “Гонки” и т.п. на стихи Анатолия Монастырёва и Ольги Писаржевской, а также Андрея Лукьянова. В магнитоиздате он фигурировал под названиями “Расклейщик афиш” и “Гуляка” (по самым известным песням), хотя сами музыканты предпочитали вариант “Альфа I”.
Как бы то ни было, запись разлетелась по стране, произведя фурор и сделав имя АЛЬФЫ известным всем поклонникам русского рока, а их песни гремели в любой дискотеке (благо, многие из них были вполне танцевальны). На гребне успеха АЛЬФА предприняла первую попытку легализоваться, но прослушивание в Москонцерте закончилось тем, что группе было дозволено исполнять только пару номеров в сборных концертах – чиновников, по слухам, сильно возмутил прозвучавший в “Гуляке” фрагмент городского романса времён НЭПа “Цыплёнок жареный”.
Разочарованные неудачей, из АЛЬФЫ ушли Дубинин (в ВИА ПОЮЩИЕ СЕРДЦА) и Сафонов (к Игорю Саруханову, а от него в ПАРАД), однако, в январе 1984 освободившиеся вакансии заняли Александр Грановский (экс-СМЕЩЕНИЕ), бас, и Игорь Молчанов, барабаны.

Второй альбом АЛЬФЫ рождался в более экстремальных условиях. Как и прежде, все инструментальные треки были записаны на репетиции (помощь группе в этом оказал Александр Агеев), а вокал было решено записывать на эстраде ресторана в Обнинске после его официального закрытия, но когда музыканты и звукорежиссёр на ночь глядя подъехали к искомому заведению, оказалось, что внутри идёт массовая драка, ресторан оцеплен милицией, возвращаться в Москву поздно, а на улице февральский мороз.
Пришлось пережидать. “Пока подметали осколки, – вспоминал позже Агеев, – мы записывали под болванку вокал Сарычева, который пел не в микрофон, а прямо в пульт”. Участие в записи адептов тяжёлого рока, какими были Алик Грановский и Володя Холстинин, определило более жёсткое звучание альбома “Бега”. Его главным хитом стала песня “Зеркало-река”. Сразу после этого АЛЬФУ покинули Грановский и Молчанов – оба ушли в ПОЮЩИЕ СЕРДЦА, на базе которых вскоре родилась АРИЯ. С подачи Холстинина за барабаны пришёл ещё один участник ВОЛШЕБНЫХ СУМЕРЕК Леонид Могилевский.

На волне популярности АЛЬФЫ в конце 1985 троицу Сарычев, Холстинин и Могилевский пригласили играть второе отделение концертов ГАЛАКТИКИ, в ту пору пытавшейся осовременить свой имидж. Её гитарист Владимир Тараненко помогал АЛЬФЕ в роли звукооператора. Союз был успешным, но искусственным и непродолжительным. Холстинин ушёл собирать АРИЮ, Могилевский остался с ГАЛАКТИКОЙ, а Сарычев изредка выступал с полуофициальными концертами (нередко он просто пел под рояль): ни собрать новый состав, ни получить гастрольное удостоверение ему не удавалось.
Весной 1985 он вернулся в Волжский и в подвале родительского дома при температуре -20 записал инструментальные треки альбома “Альфа 3”. На барабанах играл его земляк Сергей Ефимов. Сарычев играл в разрезанных на пальцах перчатках, на ладонях были нагреватели. Так была сделана бо́льшая часть инструментальной основы. Вокал и дополнительные партии клавишных были записаны дома на катушечный магнитофон “Илеть”.

Текст песни “Я сделан из такого вещества” принадлежал перу Лукьянова, остальные сочинили новые соавторы Сарычева, Галина Богатырёва и Максим Ерёмченко (ранее работавший с ГАЛАКТИКОЙ). На фоне альбома “Бега” новая работа показалась более лёгкой, близкой к стилю электропоп, а местами с откровенно эстрадными интонациями. Следующие восемь месяцев Сарычев и Ефимов гастролировали от Московской областной филармонии, представляя новый материал и старые хиты, однако, играть целое отделение им всё же не позволили, и в ноябре 1985 Ефимов ушёл в КРУИЗ.

Сергей не пал духом и той же зимой собрал новый состав, в который вошли бас-гитарист Анатолий Курносов, барабанщик ГАЛАКТИКИ Виталий Бондарчук (и сам плодовитый автор, уже дебютировавший в звукозаписи), а чуть позже гитарист Игорь Хомич. Они начали готовиться к записи следующего альбома, репетируя песни как Сарычева, так и Бондарчука, но в ходе работы между музыкантами начались трения – в итоге Курносов и Хомич покинули АЛЬФУ, а альбом “Тёплый ветер” записывал дуэт Сарычева и Бондарчука.

К этому времени в стране, действительно, задул тёплый ветер перемен, и в отношении к рок-музыке начались некоторые послабления, коснувшиеся как самодеятельных, так и формально числившихся профессионалами артистов. Весной стремившийся к большей самостоятельности Бондарчук (ему хотелось видеть в репертуаре АЛЬФЫ свой материал) ушёл и в сентябре объединился с Константином Никольским (экс-ВОСКРЕСЕНИЕ, ГАЛАКТИКА) под именем ЗЕРКАЛО МИРА, в который раз оставив Сарычева у разбитого корыта.

Следствием очередной реорганизации стало рождение новой АЛЬФЫ: в её ряды вошли гитарист Алексей Горбашёв (экс-МОНИТОР) и бас-гитарист Валерий Гришков (ранее КРАСНЫЕ МАКИ). За барабаны был приглашён старый знакомый Сарычева Всеволод Королюк (успевший после КРУИЗА засветиться в КРУГЕ и сопровождающем составе эстрадной певицы Надежды Чепраги).
В мае 1986 они удачно выступили на первой “Рок-панораме” в Центральном доме туриста, а песня “Я сделан из такого вещества” вошла в изданный по мотивам фестиваля альбом-сборник, однако “Мелодия” не решилась указать на обложке название опальной группы, стыдливо обозначив исполнителей как “Сергей Сарычев и ансамбль”. Только под своим именем Сергей выступал и в программе “В едином ритме” Ованеса Мелик-Пашаева.

Под конец года АЛЬФА недосчиталась Горбашова (позднее он записал сольный альбом “Фристайл” и стал участником нашумевшего МИРАЖА) и Гришкова. Их места заняли гитарист Сергей Кудишин из ДУБЛЯ-1 и бас-гитарист Александр Рыбкин. Новым барабанщиком стал Сергей Черняков (последние двое пришли из ВИА ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ), однако, в начале 1987 Рыбкина, Кудишина и Чернякова пригласили в ЧЁРНЫЙ КОФЕ.
Впрочем, времена изменились окончательно, худсоветы ушли в прошлое (хотя, может, и напрасно), поэтому весной 1987 Сергей Сарычев без особых проблем устроился в Росконцерт и собрал первый, действительно, стабильный вариант АЛЬФЫ: Сергей Власов (экс-МАГНИТ, группа Игоря Саруханова), соло-гитара, Михаил Самофалов (экс-ВТОРАЯ ПОЛОВИНА), ритм-гитара, Эдуард Предигер, бас, и Андрей Баранов (экс-ВИЗИТ), барабаны. “Нам без всякого прослушивания вручили гастрольное удостоверение, – признавался Сергей, – и мы поехали на гастроли. Но с этим составом мы не записали вообще ни одной песни, так как на это не было времени – у нас бывало по шестьдесят-семьдесят сольных концертов в месяц! С тех пор я с АЛЬФОЙ не делал никаких записей”.

Годом позже Сарычев перевёл АЛЬФУ под крыло Оренбургской филармонии, а в 1989 у себя на родине в Волжском зарегистрировал Театр Сергея Сарычева, силами которого начал раскручивать карьеру своей жены, известной певицы Марины Журавлёвой (которая с 1987 нередко участвовала в концертах АЛЬФЫ) и молодой местной группы КОНТРАКТ. Той же весной АЛЬФА триумфально выступила на фестивале “Звуковая Дорожка”, проходившем под эгидой газеты “Московский комсомолец”.
Альфа. Состав 1987г.
В октябре 1989 Сарычев – неожиданно для многих – покинул АЛЬФУ, чтобы заниматься только продюсерством. Вместе с ним ушёл и Самофалов, который стал участником МАРКИЗЫ.
Поначалу всё у Сергея складывалось удачно: если дебютный альбом Марины Журавлёвой “Поцелуй меня только раз”, записанный в Волжском и выпущенный фирмой “Мелодия” в 1989, был встречен широкой аудиторией сдержанно, то следующие два, “Алые гвоздики” в 1990 и “Белая черёмуха” в 1991, стали хитами продаж, а “Мелодия” поспешно собрала из них второй виниловый диск певицы под уже запомнившимся названием “Белая черёмуха”. Он разлетелся по стране многомиллионным тиражом. Сарычев: “Нам тут же позвонили из Красноярска и предложили пятнадцать стадионных концертов”.

Следующую пару лет Журавлёва и Сарычев безостановочно колесили по стране с легковесными, но весьма мелодичными и модно звучавшими песнями в стиле электропоп. Ситуация начала меняться с приходом 90-х. Интерес к музыке Сергея выказывала Пугачёва, которая зазывала его в свой Театр песни, но осенью 1991, вскоре после путча ГКЧП Сарычев оказался невольно втянут в неприятную финансовую историю и почёл за благо согласиться на предложение знакомого, пригласившего их с женой на работу в Штаты. Она затянулась до середины 90-х, из-за проблем с организаторами гастролей, пропажей паспорта и т.д. После чего Сергей решил, что возвращаться на родину, где царит другая музыка и работает иная система ценностей, смысла нет.

На этом бы можно историю АЛЬФЫ и закончить. Ибо дальше начинается история дискредитации имени группы.
Бывшие коллеги Сарычева по АЛЬФЕ не спешили паковать инструменты. Бразды правления взял в свои руки Эдуард Предигер, он же стал вокалистом, а к Власову и Баранову добавился новый клавишник Вадим Наумов. Филармонию этот расклад вполне устроил, и обновлённая АЛЬФА продолжала выступать с песнями Сарычева, несмотря на отсутствие последнего и каких-то договоров с ним. “С таким же успехом они могли бы назваться THE BEATLES”, – не без сарказма прокомментировал это сам музыкант.
Тем не менее, в 1990 новая АЛЬФА записала альбом “Здравствуй”, заглавная песня которого стала лауреатом ежегодного эстрадного конкурса “Песня-90”. Её сочинила – на стихи Андрея Лукьянова – жена директора группы Виктора Маркова, молодой композитор Татьяна Маркова (как и Сарычев, она начинала в ВИА ШЕСТЕРО МОЛОДЫХ). В том же году номер Предигера “Дорогая ночь” был отмечен на песенном фестивале в польском Сопоте.

В 1991 появился эстрадный альбом “Любишь, не любишь”. Он включал, по большей части, песни Марковой (“Любишь, не любишь”, “Половодье”, “Вино любви” и т.д.) и вместе с предыдущей работой послужил основой для первой виниловой пластинки АЛЬФЫ, включавшей новый вариант “Гуляки” и сочинения Предигера, Власова и Марковой.
В 1992 году коллектив приостанавливает свою творческую деятельность на несколько лет… В 1993 году Предигер реализует свой сольный проект “Эдуард Кидэ”, выпустив на студии “Союз” два альбома: “Не грусти, малышка…” (1993 года) и “Долгожданный сон” (1994 года).
Сольный проект Эдуарда Предигера не имел широкого зрительского и, как следствие, коммерческого успеха, а начиная с 1995 года и Татьяна Маркова, покинув группу, реализует свой собственный сольный проект. Лишь в 1997 году продюсер Виктор Марков и певец Эдуард Кидэ возрождают легендарный проект, а уже известная на всю страну певица и композитор Татьяна Маркова, в свою очередь, пишет для группы новый хит под названием “Коварная обманщица”. С этой композицией коллектив участвует в “Песне года”; на лейбле “ZeKo Records” выходит одноимённый альбом, полностью состоящий из наработанных за последние годы вещей Марковой и самого Предигера. Некоторые из композиций этого альбома увидели свет ещё на виниле 1991 года. Марковская АЛЬФА просуществовала ещё какое-то время, поездила с концертами по стране и вновь растворилась на просторах отечественного шоу-бизнеса…
В 1995 фирма RDM подвела итог существования АЛЬФЫ 90-х диском “Лучшие песни”.
В 1997 ЗеКо Рекордз выпустила компакт-диск “Коварная обманщица”. В конце того же года текущий состав АЛЬФЫ исполнил его заглавный номер на “Песне Года”. Годом раньше фирмы Home CD и Moroz Records осуществили переиздание на кассетах и компакт-дисках всего каталога классической АЛЬФЫ, а в 2000 в серии “Grand Collection” компании Квадро-Диск был издан сборник лучших песен Сергея Сарычева.
Большая часть участников АЛЬФЫ 80-х до сих пор в музыке. Интересно, что неплохую сольную карьеру сделали два бывших текстовика группы, Андрей Лукьянов (ОКНО) и Максим Ерёмченко (ЗАДОРИНКА). Песни Сарычева входили в репертуар таких разных исполнителей как Ирина Понаровская (“Театр”), Людмила Сенчина (“Звёзды нам светят в ночи”), Виктор Королёв и панков из МОНГОЛ ШУУДАН. Марина Журавлёва вернулась-таки в Россию и выступала соло с песнями мужа, но потом снова уехала в США.
Сам Сарычев, обосновавшись в Лос-Анжелесе, занялся всевозможной работой в сфере шоу-бизнеса: он снимал клипы для BACKSTREET BOYS, 2PAС, ‘NSYNC и т.п., сотрудничал с голливудскими кинокомпаниями и молодыми американскими музыкантами (по большей части, детьми русских эмигрантов), которых думает привлечь к участию в своём двуязычном англо-русском песенном проекте “Русский Голливуд”, пишет новые песни и назад не оглядывется. С Журавлёвой брак распался, совместная работа тоже прекратилась. В начале 2010-х группа поклонников сарычевской АЛЬФы (включая меня) сделали сайт, посвящённый группе. В 2011 году Сергей откликнулся из США, дав сайту статус официального и прислал свою новую запись – полноценную студийную версию песни “Я не имею права”, существовавшую до этого лишь в акустической версии (и то записанной на сольном концерте Сарычева). На данный момент это – крайняя его запись известная в России. Не будем говорить что последняя, надежда живёт на то , что рано или поздно Сергей порадует ещё чем-либо.

Поклонники сарычевского подпольного периода АЛЬФЫ не особо жалуют попсовые опусы Предигера и его эстрадной команды, обвиняя его в том, что он в конец угробил некогда культовую группу, но всё-таки надо отдать должное самому Эдуарду, так как его работы хоть и относятся к “лёгкому” жанру, но такие вещи как “Дорогая ночь” прочно и надолго заняли свои места лидеров в советской, а позднее и в российской поп-музыке. Да и вообще, эта и другие его песни отличаются особой мелодичностью и запоминаемостью. Однако, на волне ВИА-ностальгии острой востребованностью у зрителей и слушателей по-прежнему пользовались старые поп- и хард-роковые композиции Сергея Сарычева, успевшие стать классикой советской и российской рок-музыки, и в 2004 году возрождённый Эдуардом Предигером концертный состав АЛЬФЫ промелькнул-таки на популярном ежегодном фестивале “Авторадио”. Эдуарда Предигера можно было увидеть в новом имидже — вместо длинноволосого упругого молодца с орлиным профилем публике предстал слегка пополневший и бритоголовый рокер в чёрных солнцезащитных очках… 16 декабря 2006 года теперь уже только предигеровская АЛЬФА приняла участие в ежегодном международном музыкальном фестивале “Легенды Ретро FM”, выступив на сцене СК “Олимпийский” с такими легендарными вещами как “Звёзды нам светят”, “Театр” и “Гуляка”.

В 2013 году, специально к 30-летнему юбилею легендарной сарычевской группы АЛЬФА, ведущий в области виниловой индустрии российский лейбл — музыкальное издательство “Мирумир”, осуществило выпуск 3 релизов со старыми записями группы, по лицензии и с продюсированием самого Сарычева. Впервые ведущим московским звукоинженером Евгением Гапеевым был подготовлен новый, ремастерированный по последнему слову современной техники музыкальный материал всех 3 изданий. Первым релизом стал юбилейный сборник записей 1983-1986 годов. Вторым — легендарный магнитоальбом “Альфа 2” он же “Бега”. И, наконец, третьим в канун нового, 2014 года увидел свет перевернувший все представления о советской рок-музыке ещё до создания векштейновской АРИИ, легендарный магнитоальбом “Альфа 1” он же “Гуляка”.

Дискография
1983 — Альфа 1 (Гуляка, Расклейщик афиш) (кассета, CD — 1996 «Гуляка», «Home CD», HCD 96 001-2, и «Моroz Records», dMR 30200CD);
1983 — Команда Альфа (Live) (CD — 2012 «Концерт в ДК Меридиан», «Студия А», SA-778) – бутлег;
1984 — Альфа 2 (Бега, Берега) (кассета, CD — 1996 «Бега», «Home CD», HCD 96 002-2);
1985 — Альфа 3 (Воробей) (кассета, CD — 1996 «Альфа 3», «Moroz Records», MR 96155 CD);
1985 — Концерт в Воронеже – бутлег
1985 — Концерт в Малоярославце – бутлег
1985 — Концерт в Серпухове – бутлег
1986 — Альфа 4 (Тёплый ветер) (кассета, CD — 1996 «Тёплый ветер», «Moroz Records», MR 96156 CD);
1986 — Панорама-86 (Фестиваль молодёжной популярной музыки) (полная запись выступления в рамках фестиваля в Центральном Доме Туриста (г.Москва) 6 мая 1986 года) – бутлег
1987 — Ветер странствий (включает в себя: запись в студии 1986, запись с концерта в Ленинграде “Зимний Стадион” 1987, Запись с концерта в Волгограде 1987) (CD — 2011 «Ветер странствий», «Студия А», SA-823) – бутлег;
1987 — Панорама-86 (Фестиваль молодёжной популярной музыки) (2LP — 1987 «Панорама-86», «Мелодия», С60 24863 000 и С60 25131 003) – 2 песни;
1990 — Здравствуй (CD — 2003, «Студия А», SA-??? (цифры “каталожного номера” не пропечатаны)
1990 — Любишь — не любишь (CD — 1995 «Альфа», «RDM Records», CDRDM 504082);
1991 — Группа Альфа (LP — 1991 «Группа Альфа», «Мелодия», C60 32045/46 003);
1997 — Коварная обманщица (кассета, CD — 1997 «Коварная обманщица», «ZeKo Records», ЗД-311);
2000 — Альфа- Grand Collection (СD -2000,«Квадро-Диск» и «Моroz Records», GCR 008)
2001 — Звёздная Серия: Альфа (СD – 2001,«Star Records», СD – 2002,«S.T.R. Records») – бутлег
2013 — Альфа Сергея Сарычева (Коллекция лучших хитов к 30-летию группы) (LP — 2013 «Альфа Сергея Сарычева», «Мирумир», MIR 100382-A/B);
2013 — Бега (LP — 2014 «Бега», «Мирумир», MIR 100391-A/B);
2014 — Гуляка (LP — 2014 «Гуляка», «Мирумир», MIR 100414-A/B).
2015 — Неизданное – интернет-бутлег
Также в 2000 году готовился к выпуску сборник песен в серии «Легенды Русского Рока» от «Moroz Records», но официально диск издан не был. При этом сборник выложен на всех стримингровых музыкальных интернет-площадках.

Статью подготовил Евгений Бунтов.
Неофициальная группа в социальной сети ВКонтакте, посвящённая группе –
Фото взяты из открытых источников в сети Intrernet
При подготовке статьи частично использован текст о группе авторства А.П.Бурлаки, за что ему огромное спасибо.
Композиции группы можно послушать здесь – , а также в анонсе данной статьи.
