Сегодняшний герой нашей постоянной рубрики – человек, чьё творчество очень многогранно. Многие видят в творчестве Александра Лаэртского только матерные попевки под нехитрый аккомпанемент. Но видеть так, то же самое, что в любой девушке видеть всего лишь сексуальный объект. На самом деле, всё гораздо глубже. Во-первых, инструментарий. От года к году он изменялся, доходя вплоть до джазового. Не говоря уже о спецпроектах, типа “Голоса Родных”. Во-вторых, в текстах встречаются такие эвфемизмы, которые трудно представить в частушках. Поэтому творчество Лаэртского – это не песенки “для поржать” (хотя иногда и уморительно до слёз), а вполне серьёзная вещь, где мат не ради мата (как, например, у той же группировки “Ленинград” в некоторых вещах), а лишь потому, что крепкое словцо – это плоть от плоти часть языка народного, повседневного. И если мат употребили в песне, то он там действительно необходим. А там, где можно обойтись без мата, Александр виртуозно обходится без него.
Александр Алексеевич Уваров родился 5 марта 1964 года в Москве в семье отца-военного и матери-врача.
Свою первую группу Уваров создал ещё в 1979 году, она просуществовала несколько лет. Когда он учился в техникуме МИРЭА, его музыкальная деятельность была прервана. Воссоединение группы произошло только в 1986 году. Они записали два неофициальных акустических альбома (“Приходящему из нижних квартир” и “Голод” (под вывеской “Кот, го..о и роза”)). Тогда же Александр берёт себе псевдоним “Лаэртский” в честь позднеантичного историка философии Диогена Лаэртского и персонажа древнегреческой мифологии Лаэрта. Это, кстати, говорит о достаточно широком кругозоре Александра.
Уваров работал сначала как санитар в морге при больнице № 71 в Кунцево, затем проектировал авиамаршруты на основе учёта маршрутов миграций перелётных птиц, изучал колибри и горных птиц, был шлифовальщиком в МСЗ в районе метро Савёловская. В 1987 году, когда Александр работал наладчиком ЭВМ в НИФХИ им. Карпова, они с друзьями создали проект “Волосатое стекло” и записали 3 альбома (“Кобзоноид”,”Rastut Rebyata Patriotami” и “День Знаний”), не предназначенных для широкого распространения, однако некоторую известность эти записи всё же обрели.
Ни в одной композиции трёх альбомов “Волосатого Стекла” не использовались наложения, везде на записях только “живая” игра. Несмотря на некоторое “безумие” материала, записи проходили в спокойной деловой обстановке, все были трезвы, никаких веществ не употреблялось, по крайней мере, в заметном виде. К записи практически не готовились. Ряд песен Саша начинал, и мы подхватывали на ходу и писали примерно с третьего-четвёртого “прогона”. Текст песни “Аист” я принёс, не имея в голове отчётливой музыки – и Саша на ходу придумал положить его на незатейливое регги. (Вадим Штраль, участник группы “Волосатое Стекло”, автор части текстов и коллега по работе в НИФХИ им.Карпова)
Чуть позже были записаны бутлеги “Волосатого Стекла” “Среда Маразма” и “Блюз Полуночи”, после чего группа прекратила своё существование, и первые магнитоальбомы собственно самого Александра Лаэртского, которые уже предназначались для широкой публики, и сначала распространялись в самиздате. А именно “Доители Изнурённых Жаб” и “Пощёчина Жизни” в 1987 году и на следующий год – “Пионерская Зорька”, который был включён в книгу Александра Кушнира “100 магнитоальбомов советского рока”. Поначалу их тоже ошибочно называли “Волосатое стекло”, это недоразумение разрешилось лишь с официальным изданием альбомов в 1996-1997 годах. Нужно заметить, что большинство хитов Александра сосредоточено именно в этих записях. Что касается концертов, то в 1987-1989 годах, они у Лаэртского проходят в формате “квартирников”.
В 1988-1989 годах Александру захотелось поиграть со стилями. Сначала вышел абсолютно серьёзный альбом с участием скрипок “Овальное Зеркало Сведенюорга”. Затем знакомый Лаэртского, Василий Холодцов собрал четырёхдорожечный магнитофон, с целью испытания которого был записан ещё более серьёзный альбом “Общество Туле”, который можно отнести к психоделическому року с отличными текстами. И вот, в конце 1989 года был записан пародийный проект с женским вокалом под названием “Ласковый Х.. 2” “Половина Задницы”.
1990 год принёс сразу 3 альбома “Дети Хоронят Коня”, “Повод Для Оптимизма” и “Женщина с “Трубой””, которые пополнили коллекцию хитов ещё несколькими номерами. С этого года Александр играет множество концертов в одном из самых первых клубов в Москве – кафе “Отрадное”, знаменитой “Отрыжке”, где играл практически весь андеграунд Москвы. Наконец, выступает в Череповце на фестивале “Рок-Акустика”.
В следующем году Лаэртский появляется на ТВ, в главной рок-программе отечественного телевидения “Программа “А”. Также Александр помогает в записях многим андеграундным группам, например с группой “Выход” был записан отличный трек “Автопилот”, вошедший бонусом в их альбом “Не могу кончить”.
1992 год ознаменован записью альбома “Детства Чистые Глазёнки”, в котором содержится также немало песен на все времена. После чего в выпусках номерных альбомов наступил перерыв сроком на 6 лет. Концерты при этом продолжались активно играться. Сопровождающий состав получил имя “Лаэртский Бэнд”. Также Александр пошёл работать на радио. На тогдашней, не утонувшей ещё в либеральном мракобесии радиостанции “Эхо Москвы”, он стал вести программу “Монморанси”, названную так в честь вымышленной собаки, персонажа юмористической повести Дж.К.Джерома “Трое в лодке, не считая собаки”. В рамках этой программы, выходившей поздно вечером и ночью, происходили беседы с интересными людьми из различных сфер деятельности, а также концерты андеграундных групп. Данная передача в 1996 году выходила параллельно и на радиостанции “Серебрянный Дождь”, а в 1997-1999 годах на этой волне выходила дочерняя программа “Монморанси” – “Буква и Цыфра”(именно так, через Ы). Вёл их также Александр Лаэртский. Заставки ко всем программам создавал он же.
В 1993 году впервые на официальном носителе (то есть не на самиздатовских самописках) выходит альбом Лаэртского. Фирма RDM Co. LTd издала “Детства Чистые Глазёнки”, а в 1994 году она же издала “Дети Хоронят Коня”. В этом году Александр активно сотрудничает с телевидением. Он пишет заставки к программам “Пресс-Экспресс” и “Тин-Тоник”, а в июле 1994 года принимает участие в программе “Тема” посвящённой русскому языку, в том числе такой его составной части как ненормативная лексика.
В 1995 году вышел первый вариант сборника “Неброские Носки”, состоящий из неиздававшихся записей 1986-1994 годов. Также в этом году Александр вёл в течение рабочей недели программу “Пятидневка” на телеканале “Российские Университеты”. Данная передача была очень любопытной – в течение 5 дней звезда музыки вела данную программу, в которой имела право показывать любые клипы отечественных исполнителей, в том числе свои, приглашать гостей и вести с ними беседы о музыке, о жизни. Кроме Лаэртского, программу успели провести такие звёзды отечественной музыки как Евгений Осин, Вадим Степанцов, Александр Минаев и другие.
В 1996-1999 годах впервые официально Студия “Элиас” издаёт полную дискографию Лаэртского.
В 1997 году Александр увлекается классической музыкой, и для исполнения оной он создаёт “Камерный ансамбль канонического импрессионизма “Голоса Родных””. За время своего существования ансамбль дал 4 концерта – на Радио РаКурс (1997), в Московском Доме скульптора (26.06.1997), в Овальном зале антрепризы Московского Союза Музыкантов (19.12.1997) и в Белой гостиной Центрального Дома Архитектора (16.12.1999). Выходит сборник песен группы “Волосатое Стекло”, названный просто “Песни”. Как выразился сам Александр:
На альбоме представлены более-менее пригодные для прослушивания песни из трёх официальных альбомов ср..ой группы, записанных летом 1987 года.
В 1998 году выходит, наконец-то, новый номерной альбом Лаэртского “Вымя”. Данный опус, подарил поклонникам ещё несколько хитов, а в некоторых песнях в качестве вставок использовались фрагменты программы “Монморанси”. Музыкально все композиции были решены по-разному, что в очередной раз подтвердило отличный композиторский талант Александра. В конце года был открыт сайт laertsky.com, который стал одним из первых сайтов российских музыкантов, которым занимался бы сам артист.
Страсть Александра к экспериментам, получила продолжение в виде литературного вечера, который состоялся 6 мая 1999 года в московском клубе “Оракул Божественной бутылки”, на котором Лаэртским было прочитано 102 своих стихотворения, некоторые из которых стали песнями, но большая часть – так и осталась стихами.
Со второй половины 1990-х годов у Александра проснулась тяга к путешествиям. Куда его только не заносило! Он ездил и по России, и за рубежом. При этом, где-то мог и выступить. Например, на концерте для сотрудников дипломатической миссии, состоявшемся 5 мая 1997 года, в зале приёмов Российского посольства в Непале, Катманду.
В 2000 году выходит сборник “Голосов Родных”, составленный из записей в Овальном зале антрепризы Московского Союза Музыкантов (19.12.1997) и в Белой гостиной Центрального Дома Архитектора (16.12.1999). Два других концерта размещаются в интернете, один из них в видеоверсии.
В 2001 году Moroz Records выпускает на CD переиздание всей официальной дискографии Лаэртского, включая сборники “Волосатого Стекла” и “Голосов Родных”. В данной серии также вышла новая версия альбома “Пощёчина Жизни” 1987 года , в которой стало на 5 песен больше (все они были записаны тогда же , когда и предыдущая версия данного творения). К альбому “Женщина С “Трубой”” бонусом были добавлены 2 песни с концерта 28 ноября 1993 года в московском клубе “Не бей копытом”. И наконец, в качестве номерного альбома вышел второй вариант сборника “Неброские Носки”. В альбом вошли ранее не издававшиеся произведения, записанные автором на разных этапах его нелёгкого творческого пути, в 1986-1999 годах, а также варианты некоторых песен. В отличие от варианта 1995 года, в новой версии на 9 песен больше, в том числе 3 композиции на стихи Олега “Гастелло” Абрамова, выходившие до этого в сборнике “Песни Партийца”. А ещё Александр снялся в фильме “Обыкновенные дни”.
В этом году пришёл конец передаче “Монморанси”. Последний эфир прошёл 9 апреля 2001 года. Как рассказывал позднее Александр, он нарушил корпоративную политику радиостанции “Эхо Москвы”, не захотел идти против своей совести, и говорить то, что он говорить не хотел ни в коем случае. В следующем году предпринята попытка визуализации программы. В пилотном выпуске гостями были Юрий Лонго и Никас Сафронов. Но не сложилось. Как сказал Александр:
По мнению телевизионного руководства одного из каналов (не важно, какого, оно везде одинаково), программа абсолютно бесперспективная и, конечно же, нерейтинговая…
Возвращаясь к теме телевидения, можно сказать что Александр в 1990-е- начало 2000-х был довольно частым гостем на нём. Помимо уже упомянутых программ, в разные годы Лаэртский посетил такие программы как “Успех”, “Экспресс-камера 2х2”, “Сто к одному”, “Графоман”, “Мастер-класс”, “Диск-канал”, “Утренняя Звезда”, “Башня”, “До 16 и старше”, “Хмурое утро”, “Скандалы Тысячелетия”, “Программа “А”, “Ночной VJ”, “Принцип домино”, “Эпоха радио”, “Кома”, “Открытый проект” и многие другие. Всё это говорит о колоссальной популярности и востребованности Александра. Тогда, в отличие от нынешнего времени, с таким “неформатным” творчеством можно было появляться на ТВ.
В студийной работе вновь возникает длительный перерыв. Но это не значит, что Лаэртский забросил творчество. Александр активно играет концерты (сольные и с “Лаэртский Бэнд”), рисует акварели (начал этим заниматься ещё в конце 1980-х), посещает теле- и радио-эфиры.
В 2002 году “Квадро Диск” издаёт первый вариант сборника песен Александра Лаэртского в серии “Grand Collection”.
В 2004 году командой сайта laertsky.com был выпущен CD “Леденец для дурочки” с записью литературного вечера А. Лаэртского, состоявшегося 6 мая 1999 года в клубе “Оракул Божественной бутылки”. Тираж – 100 номерных дисков, каждый экземпляр снабжён авторским автографом. В качестве бонуса добавлены 6 песен с концертов 1997-2003 годов.
Лишь в 2007 году был записан и выпущен совместный альбом Александра Лаэртского и группы DUB TV. Также в записи поучаствовали музыканты групп Crossroads, “Карнавал” и “Остров”. Вышел отличный регги-альбом с целым рядом отличных песен, например “Света”, “Песня президента”, “Киянка”, “Даёшь Берлин!” и “Я буду петь”. В этом году Александр начинает вести колонку в журнале “Медведь”.
В октябре 2008 года по инициативе лейбла “ГЕОФАК” (дочерний проект лейбла “Геометрия”) выпущен трибьют Александра Лаэртского (в двух частях). В 2011 году вышла также его третья часть. Песни Александра перепело множество известных коллективов и талантливых новичков. На трибьюте отметились “Запрещённые Барабанщики”, “Х.З.”, Вася Ложкин, Бони Нем, Dub TV, Выход, Мамульки Бэнд, Шмели, Голос Омерики и многие-многие другие. На DVD выходит концерт группы “Лаэртский Бэнд” в московском клубе “Жесть” 6 января 2008 года (впоследствии выложен на стриминговых музыкальных сервисах и в аудио-версии). “Квадро Диск” издаёт новый вариант сборника песен Александра Лаэртского в серии “Grand Collection”.

В следующем году Лаэртский снимается в фильме “Грим” и начинает записывать новые песни. Альбом вышел в 2010 году. Его пресс-релиз звучал так:
Всем тем, у кого окна квартир выходят в тихие зелёные дворики, посвящается…
Многолетние наблюдения известного асоциального аналитика Александра Лаэртского легли в основу нового концептуального альбома “Друзья Германа”. История отдельно взятой небольшой компании – забавные сценки из жизни в пересказе самих участников событий. Простые человеческие радости и бытовое насилие – широкий диапазон эмоций под разнообразный музыкальный аккомпанемент.
Альбом “Друзья Германа” создавался при участии московского коллектива DUB TV в одах и является уже их вторым совместным альбомом. По сути альбом представлял собой рэп-оперу, и Александр был лишь одним из вокалистов. Но тексты, мелодика, игра на гитарах, басу, перкуссии его.
25 марта 2010 года на лейбле “Студия “Монолит” в серии “Новая Коллекция” выходит сборник лучших песен Лаэртского. Очень мне нравится пресс-релиз альбома. Не могу его не привести:
Его слушают дворники и олигархи, грузчики магазинов и менеджеры “Газпрома”, его цитируют министры и депутаты, таксисты и проводники, учителя и профессора, официанты и парикмахеры… Его песенная Вселенная, подобно кэрроловскому Зазеркалью, населена гротескно-узнаваемыми Молодыми Комсомолками и Отважными Партизанами, Мощноштанговыми Верзилами и Разупыханными Молодчиками, Славными Краснофлотцами и Носатыми Слонками, Толстыми Начальниками и Мудрыми Строителями… Насыщенная меткими метафорами и точными афоризмами, тонкой иронией и едким сарказмом, она живет и развивается по своим законам, ведомым только её Творцу…
Культовая фигура 1990-х, Александр Лаэртский первым сумел искусно использовать ненормативную лексику в рок-культуре, органично сделав её полноценной составляющей песни, при этом мудро не изгадив и не опошлив последнюю. Проторив широкую тропу многочисленным подражателям и творческим последователям, он, как и всякий родоначальник жанра, превратился в легендарную фигуру, при всей своей явной андеграундности, востребованную и на радио (ведущий авторской передачи “Монморанси” на “Серебряном Дожде”), и в СМИ (колонка в журнале “Медведь”)…
Перед вами – самый полный отчет о творчестве Александра Лаэртского, включая песни с последнего альбома “Лица” (с “Dub TV”). Впервые на CD – новая песня с готовящегося к выходу совместного альбома с “Запрещёнными Барабанщиками”!!!
А 16 декабря была выпущена вторая часть “Лучших песен”, ибо:
За короткое время, прошедшее с марта месяца сего года после выпуска первой части “Лучших песен” Александра Лаэртского, к нам посыпались сотни гневных писем и звонков с упреками в том, что любимые миллионами “Шёл Гагарин по тропинке”, “Трамвай”, “Строитель”, “Командир сельской почты” и многие другие нетленные произведения Лаэртского были преступно упущены составителем серии. Мы, конечно же, не могли не прислушаться к голосу общественности…
Надеемся, что данное издание восполнит зияюще-вопиющий пробел в антологии любимых народом песен культового исполнителя!
В этом же году Лаэртский снимается в фильме “Звёздный Ворс”.
Идея записи, упомянутого выше, совместного альбома с группой “Запрещённые Барабанщики” давно жила в сознании Александра, и воплотилась летом 2009 года. Учитывая, что и сам Лаэртский концертировал, и “Запрещённые Барабанщики” тоже вовсю играли концерты, а также писали другие альбомы, то данная запись растянулась до 2011 года, то есть между записями песен иногда проходило довольно много времени. Альбом решили назвать “Топтание борщевых тряпок”. Запись шла в студии, располагающейся практически в колокольне, это стало одной из причин, почему Александр исключил из текстов ненормативную лексику. Записали всего 9 композиций, должно было быть больше, но в итоге альбом остался незакончен. В апреле 2011 года Александр Лаэртский перенёс инсульт. Потребовалась дорогостоящая реабилитация.15 декабря того же года было объявлено о сборе средств, для этого проведено несколько благотворительных концертов, где выступали друзья и знакомые Лаэртского.
В ноябре 20011 года был выложен в сеть Internet концертный альбом с выступление в московском клубе “Меццо Форте” 4 декабря 2010 года.
В 2012 году Александр попробовал поработать в студии, но было очень тяжело. Но итогом мучений стал миниальбом из 7 композиций “Женские Житухи”. В 2014 году он был издан ограниченным тиражом (200 экземпляров) на CD. В декабре 2014 года вышел фильм “Территория Джа”, где Лаэртский сыграл одну из ролей.
В декабре 2015 года в сеть Internet был выложен сборник “Клубни”, составленный из случайных записей с концертов Александра Лаэртского в различных клубах Москвы и России. Сборник посвящается памяти Александра “Дабры” Агапова.
В 2018 году Александр дал большое интервью каналу Ren TV. В интервью он рассказал о своём самочувствии, о походах по врачам, нынешней своей жизни. Также рассказал о том, что пересмотрел отношение к некоторым своим предыдущим творческим работам.
В настоящее время Александр продолжает проходить реабилитацию после инсульта. Числится (по собственному признанию) сотрудником одной из радиостанций. Будут ли новые записи неизвестно – время покажет.
Дискография
Официальные издания:
1987 — «Пощёчина жизни» (в 2001 году выпущено новое расширенное издание альбома)
1987 — «Доители изнурённых жаб»
1987 — «Песни» (сборник песен группы «Волосатое Стекло»)
1988 — «Пионерская зорька» (вошёл в книгу Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока»)
1988—1989 — «Овальное зеркало Сведенборга» (в составе группы «Постоянство Памяти»)
1989 — «Общество Туле»
1990 — «Дети хоронят коня»
1990 — «Повод для оптимизма»
1990 — «Женщина с „Трубой“»
1992 — «Детства чистые глазёнки» (также переиздан на 2 LP в 2013 году)
1998 — «Вымя»
1986—1999 — «Неброские носки» (сборник)
1999 — «Леденец для дурочки» (запись литературного вечера 06.05.1999 + 6 бонус-треков с концертов)
2000 — «Камерный ансамбль „Голоса Родных“» (концертные записи камерного ансамбля с 1997 и 1999 г.г.)
2002 — «Александр Лаэртский. Grand Collection» (сборник)
2007 — «Лица» (совместно с группой «DUB TV»)
2008 — «Лаэртский Бэнд в клубе „Жесть“» (DVD, запись концерта 6 января 2008 года)
2008 — «Александр Лаэртский. Grand Collection» (сборник)
2010 — «Друзья Германа» (совместно с группой «DUB TV»)
2010 — «Концерт в „Меццо Форте“» (запись концерта 4 декабря 2010 года)
2010—2011 — «Топтание борщёвых тряпок» (совместно с группой «Запрещённые барабанщики»)
2010 — «Александр Лаэртский. Лучшие песни» (сборник)
2010 — «Александр Лаэртский. Лучшие песни. Часть II» (сборник)
2012 — «Женские житухи» (мини-альбом)
2015 — «Клубни» (Сборник составлен из случайных записей с концертов Александра Лаэртского в различных клубах Москвы и России.)
Известные бутлеги:
1989 – Квартирник
1989 – Непристойности Живьём
1990 – Концерт в кафе “Отрадное” (12.10.1990)
1991 – Концерт в прямом эфире в “Программе “А”
1994 – Музыка в стиле “KIN” (Концерт в Киеве)
1995 – Концерт в клубе “Tabula Rasa” (концерт 19.10.1995 (запись с эфира “Эхо Москвы”))
1997 – Концерт на Шаболовке в “Программе “А”
2001 – Концерт в Рязани
2002 – Лаэртский Бэнд в “Свалке” (концерт 28.06.2002)
2002 – VI International Bike Show
2004 – Концерт в Туле
2007 – Концерт на О2ТВ с Dub TV (08.10.2007)
2010 – Концерт в клубе “Орландина” (19.02.2010)
2010 -Концерт в Новосибирске, клуб “Бродячая Собака” (11.12.2010)
? – Лаэртский Бэнд в клубе “Ю-Ту” 1
? – Лаэртский Бэнд в клубе “Ю-Ту” 2
? – Неизвестный концерт
? – Неизвестный концерт 2
Альбомы проектов с участием Александра Лаэртского:
1986 – Приходящему из нижних квартир (с группой “Постоянство Памяти”, бутлег)
1987 -Голод (проект “Кот, го..о и роза”, бутлег)
1987 – Кобзоноид ( группой “Волосатое Стекло”)
1987 – Rastut Rebyata Patriotami с группой “Волосатое Стекло”)
1987 – День Знаний (с группой “Волосатое Стекло”)
1987 – Среда Маразма (с группой “Волосатое Стекло”, бутлег)
1987 – Блюз Полуночи (с группой “Волосатое Стекло”, бутлег)
1989 – Половина Задницы (проект “Ласковый Х.. 2”, бутлег)
1991 – песня “Автопилот” (с группой “Выход”)
1997 – Концерт на “Радио РаКурс” (с Камерным ансамблем канонического импрессионизма “Голоса Родных”, бутлег)
1997 – Концерт в Московском Доме скульптора (26.06.1997) (с Камерным ансамблем канонического импрессионизма “Голоса Родных”, видеобутлег)
1998 -Песни Партийца (3 песни Лаэртского, вошедшие в сборник изданы на альбоме-сборнике “Неброские Носки”)
1999 – Песни Партийца -2 (“Падонки”) (1 песня Лаэртского, вошедшая в сборник издана на альбоме-сборнике “Неброские Носки”)
? – запись с группой “Чёрный Пётр”
2012 – Оригинальный саундтрек к фильму “Звёздный Ворс” (сборник)
Другое:
2008 – Песни Александра Лаэртского.Часть 1 (сборник-трибьют)
2008 – Песни Александра Лаэртского.Часть 2 (сборник-трибьют)
2011 – Песни Александра Лаэртского.Часть 3 (сборник-трибьют)
2012 – Концерт в поддержку Александра Лаэртского (концерт в клубе “Меццо Форте” (Москва) 09.01.2012, бутлег)
Не учтены сторонние сборники, в которых использовались альбомные версии песен
Статья подготовлена Евгением Бунтовым.
Фото взяты из открытых источников в сети Internet.
Сообщество, посвящённое творчеству Александра Лаэртского в социальной сети ВКонтакте :
Музыкальную подборку произведений Александра Лаэртского можно послушать тут –