История Русского рока.1981 год. “Воскресение” – альбом “Воскресение -2”

История Русского рока.1981 год. “Воскресение” – альбом “Воскресение -2”

В этом, как я уже подмечал, знаковом для русского рока году, был записан альбом «Воскресение -2» группы «Воскресение».

Лицевая сторона пластинки Воскресение-2
Лицевая сторона пластинки Воскресение-2

После выпуска первого альбома и нескольких концертов в 1980 году группу «Воскресение» покидают Маргулис, Кавагоэ и Макаревич. В то же время Романов устраивается на работу в группу «Аракс» в качестве автора песен, а Андрей Сапунов начинает репетировать с Константином Никольским, с которым вместе выступал в группе Стаса Намина в 1970-е годы.
Сапунов уже исполнял песни Никольского в 1979 году в составе группы «Воскресение»: записи песен «Зеркало мира», «Музыкант», «Ночная птица» и «Когда поймёшь умом» были включены бонусом в первый магнитоальбом группы (не все дописывали эти песни к первому альбому).

Впоследствии Никольский сам вошёл в состав «Воскресения»: в конце 1980 года он позвонил Алексею Романову и сказал, что собирает группу с Сапуновым и барабанщиком Михаилом Шевяковым. Таким образом сформировалась новая группа «Воскресение» с Никольским в качестве лидера и руководителя. К тому времени Никольский отошёл от музыки Сантаны и не на шутку увлекся Dire Straits, у которых ритм в ряде композиций также обозначался с помощью регги — это влияние отчётливо слышно в песнях «Один взгляд назад» Никольского и «По дороге разочарований» Романова.

Основными вокалистами были Романов и Сапунов, как и в 1979 году, — Сапунов в частности исполнил песни Никольского «Один взгляд назад» и «Воскресение», а Романов исполнял свои собственные песни. Единственная песня Никольского на альбоме — «В моей душе осадок зла» — звучит в исполнении самого автора.

Оборотная сторона пластинки Воскресение-2
Оборотная сторона пластинки Воскресение-2

Влияние Никольского на группу заключалось в ответственном и серьёзном отношении к репетиционной деятельности группы. Уже к 1981 году у группы накопился материал для целого альбома, но не было возможности записываться. В результате Никольский с группой нашли место для записи альбома в подвале приёмной комиссии МГИМО, 2-й Николощеповский переулок, в Москве.

Запись производилась 7—10 июня 1981 года. Звукорежиссёром выступил Александр «Артём» Арутюнов. Альбом был сведён на месте.
Песни «В жизни, как в тёмной чаще», «Кто виноват?» и «Я привык бродить один» впервые были записаны в 1979 году на первом альбоме.

Сапунов 1981
Сапунов 1981

Всего было записано 9 песен. Рисунок на обложке нарисован Михаилом Шевяковым, он же допустил казус в названии группы. Огромными буквами на обложке красовалось: ВОСКРЕСЕНЬЕ. При переиздании оставили сей  “прикол” как памятник истории.

После записи произошёл ещё один казус: из-за так называемого «акустического обмана» случилась диспропорция звука, которая была исправлена Арутюновым, и плёнка пошла в народ в сверхдоработанном виде. На одной из радиостанций пытались сделать псевдостереофоническую версию альбома.

В 1983 году мастер-ленты первых двух альбомов были конфискованы из-за ареста Романова и обвинения участников группы в «частнопредпринимательской деятельности». Однако Арутюнову снова удалось спасти ленты.

Когда я увольнялся с телевидения, на мне числилось определённое количество плёнки, которую я обязан был вернуть обратно. Взяв на работе соответствующую бумагу о своих плёночных долгах, я поехал в управление внутренних дел. Они вернули мне оригиналы, сопроводив этот акт документом о выдаче пленок. После чего я рванул на такси домой, намотал на основание катушки необходимое количество ненужной пленки и вернул «долг» на телевидение. Таким обманом мне удалось сохранить оригиналы.  (Александр Арутюнов)

Альбом начал распространяться сразу после записи, но до 1991 года существовал только как магнитоальбом.

Никольский 1981
Никольский 1981

А что касается группы, то естественно, появление в группе участника с ярко выраженными наклонностями лидера (Никольский) ни к чему хорошему не привело, и этому составу не была суждена долгая жизнь. Романов мечтал пробиться в филармонию, Никольский и Сапунов не собирались бросать обучение в музучилище. Когда появилась возможность профессиональной работы под началом менеджера Ованеса Мелик-Пашаева, это была уже совсем другая группа. К Мелик-Пашаеву и ушёл Романов. Тот заключил договор с областной филармонией. Романову казалось, что его карьера пошла на взлёт, но осенью 1982-го умер Брежнев. Все концерты группы были отменены, а «Воскресение № 2» перестало существовать.

…А тут Ленинград, понимаешь, класс, отличный зал, аппарат шикарный, всё отрепетировано, всё звучит, а тут Брежнев возьми да помри! Ни одного концерта так и не состоялось! (Алексей Романов)

И вновь собрался этот состав лишь в 1992 году.
На компакт-дисках «Воскресенье» вышел в моноформате в 1992 году на лейбле «Feelee Records». Производство велось Sony DADC в Австрии. На CD было добавлено 3 дополнительные композиции, записанных ещё в 1979 году в студии ГИТИСа. Годом ранее тем же лейблом было выпущено стерео LP-издание.

Воскресение 1981
Воскресение 1981

Презентация СD прошла 24 мая 1992 года, в ДК Горбунова и была показана в Программе «А». На сцене оказался золотой состав группы, которая в тот момент находилась в состоянии распада: Романов, Никольский, Сапунов, Шевяков. Концерт прошёл с аншлагом. Однако выступающие часто забывали слова.

В чартах пластинок за август 1992 года этот альбом оттеснил «Всё, что ты хочешь!!!» Технологии и «Орден сатаны» Коррозии металла.

Также лейблом Vincent Company Records в 1994 году была выпущена компакт-кассета «Воскресенье год 1981». Там присутствует интервью «Радио России» музыкантов группы и звукорежиссёра Арутюнова об истории появления и сохранения этой записи.

В буклете компакт-диска помещена цитата из эпилога «Мастера и Маргариты»:

О том, что в течение долгого времени по всей столице шёл тяжёлый гул самых невероятных слухов, очень быстро перекинувшихся и в отдаленные и глухие места провинции, и говорить не приходится, и слухи эти даже тошно повторять.

Лидер группы «ДК» Сергей Жариков называл альбом «культовым» и сказал, что «мелодизм Никольского, окрашенный подчёркнуто протестным драйвом Романова, сделал сию компанию «группой Воскресение», которая тогда единственная смогла бросить вызов «Машине времени» в одной с ней песенной категории». Он также отметил явное влияние Марка Нопфлера на творчество Никольского и что «Романов «помешал этой заразе» в самом хорошем смысле».

вариант оформления катушек с альбомом
вариант оформления катушек с альбомом

УЧАСТНИКИ ЗАПИСИ:
Группа «Воскресение»
Константин Никольский — гитара, бэк-вокал, вокал (6)
Алексей Романов — вокал, гитара
Андрей Сапунов — вокал, бас-гитара
Михаил Шевяков — ударные, свистулька (9)
Бонус-треки (записаны в 1979 году)
Андрей Сапунов — гитара, вокал
Сергей Кавагоэ — клавишные, ударные
Евгений Маргулис — бас-гитара (11)

Подготовил Евгений Бунтов. Фотографии взяты из открытых источников в сети Internet.