«ЭЛЕКТРОПАРТИZАНЫ» – «НЕБО НАД ЧЕВЕНГУРОМ». Рецензия на альбом

«ЭЛЕКТРОПАРТИZАНЫ» – «НЕБО НАД ЧЕВЕНГУРОМ». Рецензия на альбом

Новый альбом группы Вадима Курылёва (легенды отечественного рока, игравшего в массе великих групп, таких как «ДДТ», «Разные Люди», «Дубы-Колдуны, «Адаптация») презентован в сети 27 сентября 2019г., и посвящён героям всех рок-революций, не дожившим до сегодняшнего дня.

ЭлектропартиZаны. Небо над Чевенгуром.

Русский рок-жанр, родившийся, как считают многие музыковеды, из смеси отечественной литературной традиции и чужеродного бита, стал для многих поколений глотком свежего воздуха в пустоте официальной культуры. Как и полуфантастический роман Платонова «Чевенгур», стиль родился на стыке эпох, и как считают музыканты группы (и это отражено в пресс-релизе альбома), истинной столицей русского рока является не Москва, не Питер, не Свердловск, не Омск и не Череповец. А именно вымышленный Чевенгур. С его детской жестокостью и такой же детской верой в справедливость и в бессмертие личности. 10 песен альбома стали десятью гимнами этому городу.

Музыкально диск звучит в том же ключе , что и предыдущие творения «Электропартиzан», хотя последний номерной альбом вышел ещё 4 года назад. Но, несмотря на это,  аранжировки стали богаче и красочнее, а тексты полны философских сентенций, умело сочетающих веру в анархизм и желание изменить что-то в нынешнем мире к лучшему, что свойственно Великим Мастерам слова.

Вкратце рассмотрим каждый из 10 гимнов.

1. Небо над Чевенгуром.

Песня о том, что любой рок-герой, уходя в небытие, не покидает это мир, он продолжает быть в небе над Чевенгуром.

Мы хотели огнем революций гореть
Перед вечности взглядом торжественно-хмурым.
Помни нас, мы всегда будем петь,
Помни нас, мы всегда будем петь
В небе над Чевенгуром.

Совершенно прекрасно соло в песне.

2. Аполит.

Давно утверждаемая мной мысль находит очередное подтверждение. Аполитичный человек – человек без души, без любви, без веры. Как правильно говорили древние: «Если ты не интересуешься политикой, то политика обязательно заинтересуется тобой». Именно люди аполитичные позволяют претворять в жизнь самые чудовищные законодательные инициативы.

Время зависло, в голове гудит –
Сомнения стерты, сознание спит.
Совесть к черту – душа не болит,
Но счастлив ли теперь ты?
Счастлив ли теперь ты, аполит?

3. Чёрная Весна.

Великолепная рок-баллада, с опять-таки красивейшим соло. Уверен, что песне уготована судьба радиохита, и уж, однозначно, она вошла в топ лучших песен Курылёва, наравне с «Харакири», «Cвет на дороге», «Звезда и автомат»… Антивоенные строки в песне, думаю, тронут любое сердце.

Черным пламенем весна земли коснется.
Под музейное стекло война вернется,
Чтобы мы могли простить себя в который раз.
В буднях новых дат скроются от нас:
Забытые дела, убитые тела,
Сожженные мосты, сраженные мечты,
Распятые стихи, неспетые грехи.
И словно не было войны,
Мир закрасит наши сны
Черным пламенем весны.

4. Электрический хаос.

Песня, воспевающая электричество, как ту силу, что дала року импульс к завоеванию умов и душ по всему миру.
И если Александр Башлачёв спел когда-то:

И пускай разбит батюшка Царь-колокол,
Мы пришли с черными гитарами.
Ведь биг-бит, блюз и рок-н-ролл
Околдовали нас первыми ударами.
И в груди – искры электричества.
Шапки в снег – и рваните звонче.
Рок-н-ролл – славное язычество.
Я люблю время колокольчиков.

то Курылёв вторит ему в свою очередь словами, славящими электричество:

Но взорвется мечтой Вселенная и наполнит города.
Электричество внесистемное – отрицая провода.
Мир больше не будет печальным –
Откроем ему эти тайны
Как новые смыслы старых книг.
Движенье без правил и пауз,
Мы – электрический хаос,
И нашей свободе не нужен проводник.

В то же время, через песню проходит мысль: «нам не нужны подачки масс-медиа, наши песни сами прекрасно доберутся до наших слушателей, без помощи шоу-биза».

5. Социальный невроз и 6. Страна счастливых.

Главный смысл этих песен – поиск настоящего человека, не боящегося тяжёлых и злых времён, который в своей личной кухонной рефлексии много выше всех тех, кто выходит на проплаченные протестные акции или по велению сердца идёт на баррикады.

И он не первый, не последний, кто разобьет о стену лоб.
Он думал – наша революция, а оказалось – их флэшмоб…

или

Время вспомнить, что наши благие намерения разобщены.
Кто рискнет теперь карту мира отличить от карты войны,
Осушить океаны затопленных гроз
В тех краях, где прошел Че Гевара,
Но не был Христос.

Многое начнется сначала, когда закончится война. На какое-то время останется память в датах о том, что произошло в «кривых зеркалах траурных витрин».

7. Проза небес и 8. Необходимость.

Человек не может игнорировать окружающую действительность. Чтобы попасть на небо и понять, что там есть, а чего нет, нужно что-то сделать здесь. То есть создать условия для того, чтобы человек мог с земли шагнуть на небо. А значит:

Услышат ли те, для кого мы,
Не внемля советам ничьим,
Судьбы отвергая оковы,
Исчезнем навеки без веских причин.

и

Но здесь никогда ничего не бывает зря,
Все материал для развития темы:
Конструкторам, чтобы не спать, необходимы схемы,
Пилотам, чтобы взлететь, необходима земля.

9. Дети забытых героев.

Сама по себе песня о текущем положении дел для тех, кто стал свидетелем культурных потрясений. Но песня очень музыкально-экспериментальная, с чудесными клавишными проигрышами и слайд-гитарами в духе новой волны.

Дети забытых героев,
Дети восстаний и дети застоев,
Форматных войн, священных запоев,
Затопленных правдой культурных помоев,
Дети забытых героев.

10. Так далеко, так близко.

Песня по своему психоделическому звучанию напоминает творения Егора Летова с последнего альбома «ГО» «Зачем снятся сны». Ещё одна отличная рок-баллада:

Падал снег со страниц в города зимовать.
Неучтенные строки не стоили риска,
Но достаточно песен, чтобы не забывать
Тех, кто так далеко, так далеко
И все же так близко.

В целом, альбом вышел очень цельным, сочным и, вместе с тем, мягким — без резких противопоставлений, без плакатности. И самое главное, это та работа, которую нельзя слушать походя, фоном. Это произведение, которое нужно прочувствовать, ибо глубина его безмерна, а наличие нескольких внутренних смыслов дает возможность каждому увидеть своё. Я увидел так, возможно кто-то другой увидит иначе. В этом и ценность данного альбома.

Презентация пластинки «Небо над Чевенгуром» прошла 5 октября в клубе Zal в Санкт-Петербурге и 13 октября состоится в московском Glastonberry.

Послушать альбом на оф. странице группы «Электропартиzаны» в сети «ВКонтакте»: https://vk.com/electropartisan

Автор рецензии: Евгений Бунтов